Повышение мотивации изучения английского языка путём использования новых информационных технологий

В  последние  годы  всё  чаще   поднимается  вопрос   о  применение  новых  информационных  технологий  в  средней  школе.  Это  не  только  технические  средства,  но  и  новые   формы    и  методы  преподавания,  новый  подход   к  процессу  обучения.  Основной  целью   обучения   иностранным  языкам   является  формирование   и  развитие   коммуникативной  культуры   школьников,  обучение  практическому   овладению   иностранным  языком. Формы  работы   с  компьютерными  обучающими   программ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

39

Введение

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применение новых информационных технологий в средней школе. Это не только технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

По мнению Е.С.Полат задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье « Компьютеры в школе» пишут: «Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевлённость. Машина может «дружелюбно» общаться с пользователем и в какие-то моменты «поддерживать» его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определённых аспектов преподавания» .

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:

- изучение лексики;

- отработку произношения;

- обучение диалогической и монологической речи;

- обучение письму;

- отработку грамматических явлений.

На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

Таким образом, актуальность данной темы может быть аргументирована важностью проблемы.

Объект исследования: Процесс обучения ИЯ как целостная система.

Предмет исследования: Новые информационные технологии как средство формирования мотивации обучения.

Цель исследования: Теоретическое обоснование и разработка педагогических условий, обеспечивающих использование новых информационных технологий в школе через усиление мотивов изучения предмета «Английский язык».

Гипотеза исследования: Информационные технологии способствуют повышению мотивации изучения ИЯ и совершенствованию знаний и культуры учащихся, и при определённых условиях могут быть эффективно использованы в учебном процессе для обучения. В данной работе я подробно остановлюсь на таком аспекте использования информационных технологий, как повышение мотивации изучения ИЯ у учащихся.

Задачи исследования: Исходя из предмета, целей и сформированной гипотезы мной были выдвинуты следующие задачи исследования:

- Рассмотреть сущность информационных технологий.

- Теоретически обосновать использование ИТ в учебном процессе.

- Изучить влияние ИТ на мотивацию обучения.

- Опытно-экспериментальным путём проверить гипотезу исследования.

Методы исследования: критический анализ, научно фиксируемое наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, интервью.

Методологической основой для решения поставленных задач явились:

- Современная концепция личностно ориентированного образования;

- Учение о мотивации учебной деятельности;

- Концепция информатизации образования Российской Федерации;

- Государственный образовательный стандарт.

Научная новизна исследования состоит в том, что информационные технологии способствуют усилению учебной мотивации изучения ИЯ и совершенствованию знаний учащихся.

Апробация результатов проводилась в МОУ «СОШ №6» г. Сланцы Ленинградской области.

Внедрение результатов исследования осуществлялось через выступления на семинарах, конференциях для учителей школы и района, через открытые уроки, презентации на педсоветах, родительских собраниях.

1. Теоретические основы использования новых информационных технологий в учебном процессе

1.1.Информационные технологии в образовании

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

  • активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности;

  • интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

  • высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определённой его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, Это сделает возможным:

  • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

  • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, эспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

  • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.

Интенсивное развитие процесса информатизации образования влечёт за собой расширение сферы применения СНИТ. В настоящее время можно уже выделить успешно и активно развивающиеся направления использования современных информационных технологий в образовании:

- реализация возможностей программных средств учебного назначения (проблемно-ориентированных, объектно-ориентированных, предметно-ориентированных) в качестве средства обучения, объекта изучения, средства управления, средства коммуникации, средства обработки информации;

- интеграция возможностей сенсорики, средств для регистрации и измерения некоторых физических величин, устройств, обеспечивающих ввод и вывод аналоговых и дискретных сигналов для связи с комплектом оборудования, сопрягаемого с компьютером, и учебного, демонстрационного оборудования при создании аппаратно-программных комплексов

- интеграция возможностей компьютера и различных средств передачи аудиовизуальной информации при разработке видеокомпьютерных систем и систем мультимедиа;

Эти системы представляют собой комплекс программно-аппаратных средств и оборудования, который позволяет объединять различные виды информации (текст, рисованная графика, слайды, музыка, реалистические изображения, движущиеся изображения, звук, видео) и реализовывать при этом интерактивный диалог пользователя с системой. Использование видеокомпьютерных систем и систем мультимедиа обеспечивает реализацию интенсивных форм и методов обучения, организацию самостоятельной учебной деятельности, способствует повышению мотивации обучения за счёт возможности использования современных средств комплексного представления и манипулирования аудиовизуальной информацией, повышения уровня эмоционального восприятия информации.

-реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке так называемых интеллектуальных обучающих систем типа экспертных систем, баз данных. Баз знаний, ориентированных на некоторую предметную область;

Использование возможностей систем искусственного интеллекта создаёт веские предпосылки для организации процесса самообучения; формирует умения самостоятельного представления и извлечения знаний; способствует интеллектуализации учебной деятельности; инициирует развитие аналитико-синтетических видов мышления, формирование элементов теоретического мышления. Всё это является основой интенсификации процессов развития личности обучаемого.

- использование средств телекоммуникаций, реализующих информационный обмен на уровне общения через компьютерные сети (локальные или глобальные), обмен текстовой, графической информацией в виде запросов пользователя и получения им ответов из центрального информационного банка данных;

Телекоммуникационная связь позволяет в кратчайшие сроки тиражировать передовые педагогические технологии, способствует общему развитию обучаемого.

-новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире» - система «Виртуальная реальность»..

Как показывает отечественный и зарубежный опыт применения СНИТ, реализация вышеизложенных возможностей позволяет обеспечить:

-предоставление обучаемому инструмента исследования, коструирования, формализации знаний о предметном мире и вместе с тем активного компонент предметного мира, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир;

- расширение сферы самостоятельной деятельности обучаемых за счёт возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экпериментально-исследовательская, учебно-игровая, информационно-учебная деятельность, а также деятельность по обработке информации, в частности и аудиовизуальной), в том числе индивидуальной, на каждом рабочем месте, групповой, коллективной;

-индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счёт реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности и организационных форм обучения;

-вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала или решения задач определённого класса за счёт реализации возможностей систем искусственного интеллекта;

-формирование информационной культуры, компонентов культуры индивида, члена информационного общества, за счёт осуществления информационно-учебной деятельности, работы с объектно-ориентированными программными средствами и системами;

-повышение мотивации обучения за счёт компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами, ситуацией, возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, вкрапления игровых ситуаций.

Процесс информатизации образования и связанное с этим использование возможностей СНИТ в процессе обучения проводит не только к изменению организационных форм и методов обучения, но и к возникновению новых методов обучения.

Таким образом, в связи с развитием процесса информатизации и образования изменяется объём и содержание учебного материала, происходит переструктуирование программ учебных предметов (курсов), интеграция некоторых тем или самих учебных предметов, что приводит к изменению структуры и содержания учебных предметов (курсов) и, следовательно, структуры и содержания образования.

Параллельно этим процессам происходит внедрение инновационных подходов к проблеме уровня знаний учащихся, основанных на разработке и использовании комплекса компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня усвоения.

Изменение содержания и структуры образования, представлений об организационных формах, методах обучения и контроля за его результатами приводит к изменению частных методик преподавания.

Реализация возможностей СНИТ в процессе обучения и связанное с этим расширение спектра видов учебной деятельности приводят к качественному изменению дидактических требований к средствам обучения, учебной книге. Это наглядно демонстрируется на примере педагогических программных средств учебного назначения.

1.2.Новые информационные технологии в обучении английскому языку

В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку в школе. В частности стали интенсивно внедрятся в учебный процесс новые информационные технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ, интерактивных досок.

Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий активно занимаются такие исследователи как , Полат Е.С., Дмитриева Е.И., Новиков С. В., Полилова Т. А. Цветков Л.А. и т.д.

Так О.И. Руденко-Моргун в своей статье «Компьютерные технологии как новая форма обучения» пишет: «Мы живём в век информационной , компьютерной революции, которая началась в середине 80-ых годов и до сих пор продолжает наращивать темпы. Вот её основные вехи: появление персонального компьютера, изобретение технологии мультимедиа, внедрение в нашу жизнь глобальной информационной компьютерной сети Интернет. Все эти новшества легко и незаметно вошли в жизнь: они широко используются почти во всех профессиональных сферах и в быту.»

Компьютерные обучающие программы в обучении английскому языку, считает Э.Л. Носенко, стали использоваться с 80-х гг. XX в. Говорилось о том, что автоматизированные обучающие системы относятся к так называемым комбинированным техническим средствам обучения. Они предназначены для реализации с помощью компьютеров, работающих в диалоговом режиме, функций по предъявлению учебной информации в удобной для восприятия форме, индивидуализированному управлению учебной деятельностью в ходе программированного, проблемного обучения; контролю знаний, а также для обеспечения доступа к вычислительным, информационно-справочным и другим ресурсам компьютера.

«О том, что компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько десятков лет назад ни один лингвист даже не подозревал», - пишет С.В. Фадеев. Нет ничего удивительного в том, что не все преподаватели оказались готовыми к широкому внедрению компьютеров в такую нетрадиционную сферу, как обучение иностранным языкам.

Система образования. По мнению многих исследователей, не может быть независимой от общественного и политического устройства государства. Она во все времена откликалась на социальный заказ. Именно в силу этого политика государства в последнее время направлена на то, чтобы внедрить информационные технологии в школы и вузы, превратить стихийный процесс, каким он по преимуществу был в течение целого ряда лет, в управляемый и контролируемый. Привлечь к работе над новыми учебными материалами специалистов в предметных областях, стимулировать компьютерные фирмы к созданию электронной обучающей продукции для российских школьников.

Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе - не механический педагог, не замаститель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. То, что преподаватель желает получить в результате использования машины, в неё необходимо запрограммировать.

Таким образом, компьютер берёт на себя львиную долю рутинной работы преподавателя, высвобождая ему время для творческой деятельности, которая на современном уровне развития техники не может быть отдана компьютеру.

Как известно, пригодность технических средств обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям:

  1. они должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса,

  2. обеспечивать немедленное и постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося;

  3. повышать сознательность и интерес к изучению языка,

  4. обеспечивать оперативную обратную связь и пооперационный контроль действий всех обучаемых,

  5. обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования.

Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютер наилучшим образом «вписывается» в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и максимально приближает процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию , определённым образом обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала.

Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

Ещё одно достоинство компьютера - способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т.п.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.

Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь». Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли и т.п.) не позволяют многим учащимся показать свои реальные знания. Оставаясь же «наедине» с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.

Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. Учащиеся могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколькр угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка. Однако сказав о достоинствах компьютеров, Носенко Э.Л., ломов Б.Т. отмечают и некоторые недостатки. Диалектичность педагогических явлений состоит в том, что какое бы то ни было, положительное само по себе свойство или качество целостного учебно-воспитательного процесса оборачивается своей противоположностью и становится крайне нежелательным при неумеренном, гипертрофированном проявлении, подавляющем другие, не менее важные свойства. Это замечание имеет самое непосредственное отношение к индивидуализации обучения, тем более что в условиях компьютеризации существенно меняются условия взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся друг с другом.

Уже на первом этапе обучения английскому языку, в процессе постановки целей и задач предстоящей познавательной деятельности учащихся учитель участвует опосредованно. Непосредственное предъявление заданий учащемуся осуществляет компьютер. Конечно, учитель должен принимать самое активное участие в составлении обучающих программ, определяющих последовательность действий учащегося в решении той или иной задачи. Но в реализации важнейшей психолого-педагогической функции обучения - предъявлении и принятии учащимися целей и задач учебно-познавательной деятельности - в условиях компьютеризации возможен острый дефицит непосредственного общения учителя и ученика, живого слова учителя.

Хотя передача всех функций преподавателя машине в принципе возможна, идею полной автоматизации обучения, как справедливо подчеркнул на всероссийской конференции, посвящённой психологическим проблемам создания и использования компьютера Б.Ф. Ломов, едва ли можно рассматривать как практически реализуемую и гуманную Обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личности обучающего на учеников, а для этого необходим их непосредственный контакт.

1.3.Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всём мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет. Использование кибернетического пространства в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приёмов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всём мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка мы создаём модель реального общения.

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлечение в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

Первостепенное значение придаётся пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создаёт благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке английского языка, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

- электронную почту;

- телеконференции;

- видеоконференции;

- возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение её на Web-сервере;

- доступ к информационным ресурсам;

- справочные каталоги;

- поисковые системы;

- разговор в сети.

Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке английского языка. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процессе урока.

1.4.Использование интерактивных досок в учебном процессе

В настоящее время в школах всё активнее применяются интерактивные доски, которые позволяют решить следующие задачи:

- реализация интерактивного взаимодействия с компьютером, уход от чисто презентационной формы подачи материала на уроках (демонстрация слайдов и видео, создание различных рисунков и схем аналогично технологии создания рисунков на обычной доске);

- повышение эффективности подачи материала ( повышается наглядность обучения и упрощается усвоение материала);

- возможность внесения в реальном времени любых изменений на проецируемое изображение (включая дополнения и комментарии учителя в процессе объяснения материала);

- возможность протоколировать работу учащегося у доски и анализировать ошибки;

- организация групповой работы ( или групповых игр);

- возможность проведения оперативного контроля знаний;

- реализация элементов дистанционного обучения.

С помощью интерактивной доски учитель может создавать и затем реализовывать на уроке флипчарты (конспекты), в которых можно добавлять фоновые изображения, писать примечания и вносить пояснительные пометки, создавать рисунки или использовать рисунки из большой библиотеки ресурсов, импортировать изображения из внешних приложений, добавлять гиперссылки, делать снимки изображения и вставлять их во флипчарт или буфер обмена, отображать географические карты, воспроизводить фильмы и игры.

1.5. Формы работы с компьютерными обучающими программами

Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком.

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.

При их использовании возможны следующие формы работы:

-изучение лексики,

-отработка произношения,

-обучение диалогической и монологической речи,

-отработка грамматических явлений,

-совершенствование навыков чтения, письма и аудирования в различных упражнениях.

1.6. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка

Управление мотивацией изучения иностранного языка является одной из центральных проблем методики обучения в школе. ИЯ как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение ИЯ путём обучения умению общения на ИЯ. К сожалению, на данный момент, обучение ИЯ в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у школьников «естественной потребности в общении на ИЯ.

Важнейшим фактором, стимулирующим процесс речевого иноязычного общения, следует считать мотивацию усвоения ИЯ.

В последние годы данная проблема исследуется в рамках деятельностного подхода к учению, разработанного С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др.

Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание мотивов учения школьника, и во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими.

По словам И.А.Зимней, «мотив - это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего.».

В области обучения ИЯ психологические вопросы мотивации решаются в работах А.А. Алхазишвили, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Н.М. Симоновой и др.

В зарубежной литературе также уделяется большое внимание роли мотивации, называемой зарубежными авторами «Motor», «Key-word» в обучении ИЯ.

Опираясь на указанные выше работы, мы будем понимать под мотивацией систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение ИЯ, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности.

Многочисленные эксперименты показали, что в течение одного учебного года отношение обучаемых к различным видам речевой деятельности может резко изменяться в отрицательную или положительную стороны. Это в свою очередь зависит от стили работы преподавателя (постоянное использование одного лишь учебника, однообразных видов упражнений ослабляет положительные эмоции, и учащийся превращается в пассивного созерцателя), от УМК, от результатов обучения и т.п. Так, эксперимент Н.М. Симоновой показал, что чем выше успеваемость по ИЯ, тем глубже в подсознании обучаемого положительная установка к изучению ИЯ. И наоборот, низкая успеваемость сильно коррелирует с отрицательной когнтивной, мнемонической, коммуникативной установкой.

Положительная установка на изучение ИЯ способствует улучшению результатов научения РД.

Помимо этого для оптимальной организации речемыслительной деятельности необходимо знать и типы мотивации. Мотивация учения может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами.

Внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала: мотив долга, обязанности (широкие социальные мотивы), мотив оценки, личного благополучия (узко социальные мотивы), отсутствие желания учиться (отрицательные мотивы). Внутренние мотивы, напротив, связаны с содержанием учебного материала: мотивы познавательной деятельности. Интереса к содержанию обучения (познавательные мотивы), мотивы овладения общими способами действий, выявление причинно-следственных связей в изучаемом учебном материале (учебно-познавательные мотивы).

Как утверждают Г.В. Рогова и З.Н. Никитенко, интерес к процессу обучения по ИЯ, держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету учитель должен развивать у учащихся внутренние мотивы.

При этом ключевыми и решающими параметрами считаются те, которые присущи данному индивиду: личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение , статус в коллективе. Это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию.

В этом случае «работает не стимуляция, а внутреннее побуждение; мотивация оказывается не привнесённой извне, не навязанной ему, а является прямым порождением самого метода обучения».

Перед учителем возникает целый ряд задач, основные из которых заключаются в использовании межличностных отношений и создании эмоционального благополучия. Что в свою очередь обеспечит повышение эффективности обучения иноязычному общению.

Поскольку мотивация - явление многогранное, то средства обучения должны включать в себя целый комплекс средств для её поддержания.

В системе обучения ИЯ как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у изучающего ИЯ коммуникативную мотивацию.

В общей структуре мотивации доминирующим является основной мотив, определяющий учебную деятельность и формирование отношения к ней. Это познавательный мотив, так как в его основе заложено постоянное стремление к познанию; а также имеет место связь с содержательной и организационной стороной самой учебной деятельности.

В процессе учебной деятельности начинают действовать и возникающие частные мотивы, руководящие постановкой, принятием и решением отдельных задач для достижения конкретных целей обучения иноязычному речевому общению.

Познавательные мотивы в овладении ИЯ дифференцируются следующим образом: интерес к ИЯ как таковому способствует формированию мотивов к анализу языковых явлений, всевозможным по форме и содержанию занятиям, к развитию лингвистического мышления; возможность использования ИЯ как средства обмена информацией, получения знаний, изучение культуры, истории, развития и действительности страны изучаемого языка, расширение кругозора формирует мотив отношения к ИЯ как необходимому средству познавательной деятельности.

Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения.

Поскольку обучение иноязычному общению происходит посредством общения, которое является сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен идеями, интересами, передача черт характера, то при коммуникативном обучении учёт личностных свойств учащихся имеет первостепенную значимость. Без учёта вышеперечисленных факторов речевые действия учеников отрываются от их реальных чувств, мыслей, интересов, то есть теряется источник, питающий речевую деятельность. Именно учёт личностных свойств приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие ученика в учебном или реальном общении.

Учёные, исследующие мотивацию усвоения ИЯ (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С. А., Зимняя И.И.), выделяет целый ряд видов мотивации с учётом индивидуального развития потребностей обучающихся. Среди них можно выделить следующие:

  1. коммуникативно-мотивационная, определяющаяся на основе потребностей в общении;

  2. лингво-познавательная мотивация, основанная на стремлении обучаемого к познаванию языковых явлений;

  3. страноведческая мотивация, зависящая от тематики и эмоциональной заинтересованности учащегося.

Согласованность средств обучения и способов его подачи с реальными возможностями и интересами школьников способствует формированию положительной мотивации.

Как показывают опросы учащихся, новые информационные технологии привлекают их и являются одними из главных их интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе будет способствовать формированию положительной мотивации, что и будет доказано мной в экспериментальной работе.

2. Практическая часть Опытно- экспериментальная работа «Повышение мотивации изучения английского языка путём использования новых информационных технологий в школе»

2.1.Диагностика исходного уровня мотивации. (констатирующий эксперимент)

Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе.

Опытно- экспериментальная работа проводилась в МОУ «СОШ №6» г. Сланцы Ленинградской области. В исследовании были задействованы школьники 2-11 классов. Целью констатирующего эксперимента явилось выявление исходного уровня учебной мотивации и её конкретного проявления в виде мотивации изучения английского языка. На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:

- Определить, какой мотив является ведущим.

-Чем учащиеся руководствуются( т.е. каковы мотивы) при изучении английского языка.

- Выявить условия, способствующие возникновению и укреплению мотивации изучения английского языка.

- Определить степень готовности (потребности в работе с компьютером, который составляет основу в новых информационных технологиях.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  • педагогическое наблюдение;

  • анализ ряда уроков английского языка;

  • анкетирование учащихся и интервью учителей.

Констатирующий этап включал в себя два этапа: основной и прогностический.

На основном этапе выявлялся реальный учебный мотив учащихся, а также определялись условия, усиливающие мотивацию изучения английского языка.

На прогностическом этапе определялся уровень готовности учеников к восприятию новых информационных технологий.

На первом этапе было проанализировано около 60 уроков у 8 учителей. Для анализа были выделены следующие критерии:

  • Использование на уроке различных педагогических технологий.

  • Психологический климат урока, стиль общения со школьниками.

  • Приёмы поддержания интереса на уроке.

Вместе с наблюдением использовалось интервью для того , чтобы узнать мнение учителей.

Для интервью был выделен следующий круг вопросов:

1)Какие педагогические технологии Вы преимущественно используете на уроках?

2) Способствует ли использование названной технологии полной реализации задач урока?

3)Назовите ведущий мотив посещения школьниками Ваших уроков.

4)Какие средства необходимо применять для укрепления интереса к английскому языку?

5)Владеете лм Вы компьютером?

6)Как часто Вы используете компьютер на уроке?

На основе анализа результатов наблюдений и ответов учителей на первый вопрос можно с уверенностью утверждать, что традиционные педагогические технологии превалируют, на что указывают 53% учителей, затем следуют игровые, проектные технологии - 36%, и только 11% учителей используют информационные технологии.

В результате анализа ответов на второй вопрос, выяснилось, что 40% учителей недовольны используемыми обычными пед. технологиями, т.е. они отметили, что используемые технологии не всегда способствуют реализации задач урока.

Ответы учителей английского языка на предложение проанализировать мотивы посещения учащимися уроков английского языка можно сгруппировать в шесть основных групп: во-первых, все учителя считают, что на урок учащихся приводит желание получить оценку, во-вторых, 56,5% получили потребность в общении и необходимость знания английского языка для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности, в-третьих, мнение друзей определяет потребность изучения ИЯ - так считают 20% учителей, в-четвёртых, 25,5% учителей считают, что учащиеся приходят на уроки английского в поисках новых знаний, негативные мотивы (например, страх перед родителями, руководством школы и т.д.) были отмечены только 13% учителей.

При ответе на четвёртый вопрос, мнения учителей разделились следующим образом: 87,5% учителей считает, что для укрепления интереса к английскому языку необходимо использовать различные ТСО (учебные фильмы, презентации, обучающие программы, Интернет), 75% уверены, что периодическое обновление содержания приводит к повышению интереса к изучению английского языка, и 37,5% учителей отметили, что для достижения вышеозначенной цели требуется реорганизация процесса обучения, т.е. применение новых технологий обучения.

Ответы на пятый вопрос были необходимы для прояснения ситуации в отношении именно использования новых информационных технологий, потому что, как нами отмечалось, компьютер лежит в основе данных технологий, при этом выяснилось, что учителя либо не владеют компьютером (10%), либо владеют компьютером, но слабо и не способны применять его в обучающем процессе (20%), и только70% учителей заявили, что владеют компьютером и могут использовать его в обучающем процессе.

При изучении исходного уровня мотивации учащихся использовались следующие методики: «Направленность на отметку», «Направленность на получение знаний», разработанные Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой, «Изучение отношения к учебным предметам», разработанная Г.Н. Казанцевой.

На основании данных методик мной была проведена беседа с учащимися.

Проанализирую данные, полученные в результате опроса школьников. Выраженность мотива на отметку у учеников со 2-го по 11-ый класс была приблизительно одинаковой, в то время как мотивация на получение знаний колебалась - она значительно возрастала в 5-ом и 9-м , 11-ом классах. Возрастание в 5-ом классе можно объяснить появлением многих новых предметов, что могло повысить интерес к учению, возрастание же мотивации к получению знаний в 9-ом, 11-ом классах могло быть обусловлено желанием продолжить обучение в старших классах или колледжах, институтах. Поступив же в 10-ый класс , учащиеся «расслабляются», что сказывается на снижении мотивации на получение знаний и вообще к учению.

Если обратить внимание на мотивы учения, которые выбрали сами школьники и сравнить их с мотивами, отмечаемыми учителями, то можно заметить небольшую разницу в оценках важности одних и тех же критериев. Так, если оценке , как мотиву, придают большое значение и учителя, и ученики, то такой фактор, как «мнения друзей» или «родители в интерпретации учеников являются более весомыми.

На основании анализа фактов, полученных в ходе констатирующего этапа, можно сделать следующие выводы:

Исходный уровень учебной мотивации учащихся является невысоким и требует повышения.

Мотивы получения знаний подменяются мотивами получения отметки, что требует смещения акцентов с отметки на практическую ценность знаний.

Среди факторов, способных изменить отношение к предмету ИЯ учащиеся назвали изменение содержания, применение новых ТСО, изменение форм работы на уроке. Эти данные позволяют говорить о необходимости разработки модели процесса обучения, целью которой будет повышение заинтересованности учащихся путём использования новых информационных технологий.

Анализ уроков учителей школ г. Сланцы, показали, что новые информационные технологии используются недостаточно.

2.2. Применение информационных технологий в учебном процессе ( формирующий эксперимент)

Необходимость разработки системы уроков на основе информационных технологий, способствующих повышению и укреплению мотивации изучения ИЯ, обусловила проведение формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент проводился в МОУ «СОШ №6» г. Сланцы.

Целью формирующего эксперимента явилась апробация информационных технологий в учебном процессе.

Основными задачами явились:

- разработка уроков английского языка и внеклассных мероприятий с применением новых информационных технологий;

-выявление эффекта влияния применения данных технологий на уроках ИЯ.

Для реализации цели и задач формирующего эксперимента была разработана система уроков, построенная на применении информационных технологий в учебном процессе.

Формирующий эксперимент состоял из 2 этапов: подготовительного и основного. Целью первого - подготовительного - было создание благоприятных условий для применения информационных технологий. Необходимость проведения данного этапа обусловлена отсутствием у некоторых учащихся знаний для использования компьютера. На данном этапе закладываются базовые умения и навыки, составляющие фундамент дальнейшей работы.

На основном этапе был дан ряд уроков, которые были разработаны применительно к условиям школы. В нашей школе имеется всё необходимое оборудование для применения информационных технологий на практике.

Имеется компьютерное сопровождение к учебнику 2-го класса.

Программа «Enjoy Listening and Playing» для 2 класса создана как мультимедиа приложение к учебнику «Enjoy English» для 2 класса , автор Биболетова, но вместе с тем она обладает универсальностью и гибкостью и может быть использована в качестве приложения к любому учебнику для первого года обучения. Программа рассчитана на коллективную и индивидуальную работу учителя в классе с применением мультимедиа проектора, интерактивной доски или персональных компьютеров, а также может быть использована для самостоятельной работы учеников в домашних условиях.

(Приложение№1,2)

Программа « Enjoy English. Enjoy the ABC» включают в себя задания и обучающие игры, которые помогают ученику запомнить названия букв и отработать их произношение, научиться писать буквы, правильно соотносить прописные буквы со строчными, распознавать звуковой образ буквы и её графическое изображение, запомнить 26 коротких рифмовок на каждую букву алфавита и пополнить словарный запас.

Диск «Алик. Моя первая английская азбука» знакомит детей в игровой форме с английским алфавитом. Алик и его друзья познакомят детей с каждой буквой английского алфавита. Диск содержит много красочных персонажей, весёлых анимаций и разнообразных звуков по каждой букве. Эффективное изучение алфавита через весёлые игры с Аликом.

Программы «Я и моя семья», «Мир вокруг нас», «Игры дома и во дворе», «Английский для хулиганов» имеют стимулирующий и традиционный режимы, просты в использовании, содержат более 3200 озвученных слов, имеется возможность устанавливать желаемую нагрузку и режим работы.

Курс «Правильный английский без скучных правил!» предлагает более 400 заданий. Коммуникативная методика с системой распознавания речи подразумевает вовлечение учащихся в диалог, поэтапное использование новых слов, увлекательные сюжеты, игры, мультфильмы, караоке.

Из образовательной коллекции интересны программа «Английский для школьников 1-4-х классов» и «Английский для школьников 5-9-х классов». Предлагаемые пособия удобны и эффективны как в школе, так и для самостоятельного изучения иностранного языка школьниками, разработанные в соответствии с концепцией современного интенсивного и интерактивного обучения иностранным языкам. Методика, разработанная специально для компьютерного обучения иностранным языкам, огромный объём тщательным образом подобранного материала и средства контроля в совокупности создают все предпосылки для эффективного изучения иностранного языка. Курсы состоят из следующих разделов: диалог, словарь, грамматика, фонетика. Кроме того, они содержат уроки по страноведению, тексты для чтения, видеоинструкции и справочные материалы.

Для занятий в классе и для элективного курса можно использовать программы «Учите английский», уровни « Elementary» и «Intermediate». Здесь можно усовершенствовать произношение, понимание на слух устной речи, попрактиковаться в составлении предложений. Игры можно сделать контрольными работами.

(Приложение №3)

Для работы над совершенствованием грамматических навыков учитель может использовать диски «Интерактивный учебник по современной грамматике английского языка» и «Английский. Путь к совершенству. Полный интерактивный курс.». В этих программах имеется полный набор различных упражнений для тренировки разделов грамматики, тестовые задания. Ученик может обращаться за помощью в случае затруднений, компьютерная программа предоставляет основные правила, даёт примеры их применения.

Для выпускников школы или тех ребят, которые готовятся к различным олимпиадам, посещают занятия спецкурса по английскому по подготовке к ЕГЭ есть программы: «Английский язык. Экспресс-подготовка к экзамену.», «Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия», «Diamond English». Данные пособия помогают в отработке навыков прохождения тестирования, в психологической подготовке к сдаче экзаменов, в выявлении слабых мест в понимании предмета и стимулировании к более глубокому его изучению. Учащиеся могут отследить свою динамику успеваемости.

На занятиях широко использую интерактивную доску, работая по флипчартам ( конспектам ) к уроку.

(Приложение №4)

Компьютер всегда можно использовать для обобщающих уроков, для контроля знаний учащихся.

(Приложение №5)

Учащиеся с удовольствием создают проекты по темам учебников в электронном виде.

(Приложение №6)

Мультимедиа используются и для проведения внеклассных мероприятий и недели иностранных языков в школе.

(Приложение №7)

2.3. Выявление результатов и их интерпретация. (итоговый эксперимент)

После завершения формирующего этапа эксперимента, возникла необходимость подвести итоги, что обусловило переход к следующей стадии опытно - экспериментальной работы - итоговой.

Целью итогового этапа стало выявление эффективности использования информационных технологий в образовательном процессе.

На основании цели были выдвинуты задачи:

-охарактеризовать изменения в мотивах изучения ИЯ;

-выявить особенности воздействия информационных технологий на основе сравнения с диагностическим этапом.

Для решения поставленных задач применялись методы аналогичные тем, которые были задействованы на констатирующем этапе: педагогическое наблюдение, анализ занятий, анкетирование, а также опрос учащихся, происходившей в форме беседы.

По сравнению с констатирующим этапом в классах произошли видимые изменения: учащиеся стремились прийти на занятия, не хотели уходить, активно интересовались, будут ли проводиться занятия подобного рода.

Произошло смещение акцентов с мотива получения отметки на мотив получения знаний и на мотив общения. Заинтересованность в получении знаний выросла на 15%, в общении - на 13%, интерес к оценке немного уменьшился - 20%, такие мотивы, как мнение друзей и родителей потеряли около 19% и 5% соответственно. Это означает, что внешние мотивы перестают играть ведущую роль в изучении ИЯ, а более весомыми становятся мотивы внутренние.

Результаты итогового эксперимента позволили сделать следующие выводы:

  • Ощутимо возрос уровень проявления интереса к содержанию процесса обучения, а интерес к отметкам снизился.

  • Возросла активность школьников на уроке.

  • Новые информационные технологии формируют и развивают мотивацию учеников.

Заключение

Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению, практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.

В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль.

Помимо использования мультимедийных обучающих программ, компьютер является незаменимым помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса, собственного информационного наполнения инструментальных сред для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернета для аудиторной и самостоятельной работы, а также проектной деятельности учеников.

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка, что и было доказано в ходе эксперимента.

Таким образом , согласно итогам исследования, использование новых информационных технологий, в частности , компьютера, в школе является эффективным:

  • Оно создало комфортные условия для проведения процесса обучения.

  • Способствовало повышению информационной культуры учащихся.

  • Расширило их языковую и социокультурную компетенции.

  • Изменило в положительную сторону мотивы изучения английского языка.





Опытно-методическая работа по теме:









ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА







Учителя английского языка

МОУ «Сланцевская средняя

общеобразовательная школа №6»

Клобуковой Веры Михайловны





2009/2010 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение………………………………………………………….......1-4

1.Теоритические основы использования новых информационных технологий в учебном процессе

1.1.Информационные технологии в образовании…………………4-9

1.2.Новые информационные технологии в обучении английскому языку………………………………………………………………………….9-14

1.3.Использование Интернет-ресурсов на уроках ………………15-17

1.4.Использование интерактивных досок в учебном процессе…17-18

1.5.Формы работы с компьютерными обучающими программами..18

1.6.Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка..18-23

2.Практическая часть

Опытно-экспериментальная работа «Повышение мотивации изучения английского языка путём использования новых информационных технологий в школе»

2.1.Диагностика исходного уровня мотивации

(констатирующий эксперимент) .………………………………………24-25

2.2.Применение информационных технологий в учебном процессе

(формирующий эксперимент)…………………………………………..28-32

2.3.Выявление результатов и их интерпретация

(итоговый эксперимент)………………………………………………...32-34

Заключение…………………………………………………………….34-35

Список литературы

Приложения

Список литературы

1.Азимов Э.Г. , Материалы Интернета на уроках англ . языка

2. Алтуфьева А.А., Некоторые основные проблемы создания общего языка общения»

3.Божович Л.И. , Изучение мотивации детей и подростков

4.Вартанова И. И., К проблеме мотивации учебной деятельности

5.ВильямсР., Макли К., Компьютер в школе

6.Владимирова Л.П., Ноыве информационные технологии в обучении иностранным языкам

7.Гаврилов Б.В., Плюсы и минусы компьютеризованного обучения иностранным языкам

8.Елизарова Г.В. Электронная почта и преподавание английского языка: анализ сильных и слабых сторон

9.Еремин Ю.В. , Методические аспекты использования компьютерной техники

10.Зимняя И.А., Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке

11.Ильин Е.Л., Курдюкова Н.А., направленность на отметку, Направленность на получение знаний

12.Казанцева, Изучение отношения к учебным предметам

13.Карамышева Т.В., Интернет как средство обучения иноязычной письменной речи

14.Каспин И.В., Сегаль М. М., Новые технологии в обучении иностранным языкам

15.Качалов Н. А., Мотивационные аспекты профессионально-ориентированного обучения ин. языку в ВУЗе

19.Комарова Ю.А., Опринципах обучения в интенсивном курсе ин. языка

20. Леонов А.Н., К вопросу об обеспечении учебного процесса компьютерными средствами

21.Леонтьев А.А. Потребности, мотивы, эмоции

22.Маслоу А.Г. ,мотивация и личность

23.Маслыко Е.А. Пути формирования мотивации овладения ин. языком

24.Новиков С.В., Принципы разработки Интернет-учебников

25. Носенко Э.Л., применение ИТ в образовании

26. ПассовЕ.И., Кузовлев В.П., Коростелёв В.С.,Цель обучения иностранным языкам


© 2010-2022