- Преподавателю
- Иностранные языки
- Текст к презентации Активные методы обучения
Текст к презентации Активные методы обучения
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Толочко Н.Г. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
|
|
В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. ФГОС предполагает переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному подходу требует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. |
|
Что такое «активные методы обучения»? Г.П. Щедровицкий дает такое определение: АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ - те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей».
|
|
А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении
|
|
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает максимально возможную связь между учащимся и преподавателями. И задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
|
|
Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности. Выделяют 3 уровня активности: • Активность воспроизведения - характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу. • Активность интерпретации - связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. • Творческая активность - предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
|
|
Отличительными особенностями активного обучения являются:
|
|
Наиболее полную классификацию дала М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное. |
|
Активные методы обучения неимитационного типа включают в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия, семинары и дискуссии, обучающие и контролирующие программы, конференции, олимпиады и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность.
|
|
К игровым активным методам обучения относятся: деловые (управленческие) игры, метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на моделях. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе. Наиболее сложными являются игровые активные методы обучения. К неигровым активным методам обучения относятся: метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения.
|
|
М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения. Все вышеперечисленные приёмы являются методами интерактивного обучения. Цикл интерактивного обучения включает в себя: - переживание и осмысление полученного опыта, основанное на взаимодействии с учителем, с одноклассниками, изучаемым материалом. - рефлексия, целью которой является определение личного уровня продвижения каждого обучающегося; - применение на практике. Подобные занятия позволяют обучающимся выйти из привычной роли наблюдателя; создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. |
|
Для успешной реализации активных форм обучения надо иметь специальную «тренерскую» подготовку, но, к счастью, уже существует достаточное количество методической литературы по этому вопросу. Активные методы обучения в первую очередь следует применять для:
|
|
Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:
Использование активных методов приводит к изменению системы контроля. |
|
Применение активных форм обучения имеет свои достоинства:
|
|
|
|
|
|
Как и любые другие формы у этих методов существует и ряд недостатков:
|
|
|
|
|
|
|
|