Использование Интернет-ресурсов для формирования навыков аудирования в начальной школе

Одним из ключевых моментов при изучении английского языка является аудирование. Но как раз  восприятие и понимание звучащей речи на слух зачастую вызывает наибольшие трудности в процессе обучения языку, так как оно предполагает преодоление большого количества препятствий, которые обусловлены такими факторами как характер языкового материала, условия предъявления, смысловое содержание, источники информации, а также индивидуальные особенности как говорящего (манера речи, темп, наличие акцента), та...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лисица А. В., учитель английского языка

Использование Интернет-ресурсов для формирования навыков аудирования в начальной школе.

Одним из ключевых моментов при изучении английского языка является аудирование. Но как раз восприятие и понимание звучащей речи на слух зачастую вызывает наибольшие трудности в процессе обучения языку, так как оно предполагает преодоление большого количества препятствий, которые обусловлены такими факторами как характер языкового материала, условия предъявления, смысловое содержание, источники информации, а также индивидуальные особенности как говорящего (манера речи, темп, наличие акцента), так и слушающего, его аудитивный опыт и т.д.

В то же время, аудирование является мощным средством обучения, способствуя усвоению лексики и грамматики иностранного языка, его фонетического состава, интонации, ритма и мелодики. Кроме того, аудирование является эффективным средством обучения другим видам речевой деятельности: говорению, чтению и письму. Аудирование - это внутренне активная форма речевой деятельности. Активный характер аудирования объясняется тем, что в его основе лежат процессы частичного моделирования речи. Аудирование опосредуется говорением другого человека, смысловое восприятие не планируется, в ходе слушания разворачиваются аналитические и синтетические операции, продуктом которого является умозаключение. Таким образом, без овладения умением аудирования невозможно общение.

На начальном этапе освоения языка развитие именно этого вида речевой деятельности особенно важно. К сожалению не все учебные пособия, предназначенные для изучения английского в начальной школе, обладают достаточным, хорошо продуманным материалом для аудирования и заданиями к нему. Интернет предоставляет возможность находить, использовать и разрабатывать задания к аудиотекстам сети по различным тематикам, необходимого уровня сложности, использовать уже готовые, модифицировать их с учетом особенностей обучающихся.

Целью данной работы является анализ сайтов, предназначенных для обучения английскому языку, а так же поиск возможностей применения Интернет-ресурсов для формирования навыков аудирования на начальном этапе освоения английского языка. В соответствии с целью выделяются следующие задачи: освоить и провести анализ ресурсов сети, пригодных для использования в начальной школе при обучении английскому языку, рассмотреть возможности их применения во время изучения той или иной темы, разработать рекомендации по их использованию в обучении аудированию детей младшего школьного возраста, сделать вывод о пользе и удобстве применения ресурсов Интернет в образовательном процессе.

При обучении младших школьников аудированию необходимо учитывать психологические особенности данного вида речевой деятельности. Они обусловливают требования к методике обучения. Аудирование разворачивается в несколько этапов:

1. Этап мотивации к аудированию.

2. Этап антиципации (предвидения) вероятного содержания текста.

3. Этап формирования у слушающего установки на характер восприятия и понимания информации.

4. Этап применения информации, полученной путем слуховой рецепции, в ситуации коммуникации, для решения коммуникативной задачи.

Для эффективного обучения умениям аудирования важен выбор аудиотекста. Следует предъявлять текст такого объема и в таком темпе, который соответствует возможностям учеников. Аудиотекст предоставляется 2-3 (возможно и более) раза в зависимости от подготовки детей.

Существует ряд требований, предъявляемых к учебным текстам для развития аудирования. Облегчают понимание:

- интересный сюжет;

- известная и актуальная тема;

- небольшая лингвистическая трудность;

- простые предложения;

- простые логические отношения между высказываниями;

- повторения;

- хронологическая последовательность событий;

- ограниченное количество действующих лиц и предметов;

- возможность связать новую информацию с фоновыми знаниями.

Опыт в прослушивании аутентичных записей благотворно сказывается на развитии умений аудирования. Их использование помогает имитировать на занятиях условия реального общения, создать атмосферу аутентичной ситуации коммуникации. Они служат информационным источником и средством повышения мотивации к изучению языка.

Задания к тексту следует располагать так:

- вопросы, позволяющие судить об общем понимании;

- задания на поиск заданной информации;

- вопросы, требующие обобщения, выводов.

Учитывая данные требования к текстам для прослушивания, их аутентичности, на начальном этапе обучения аудированию детей младшего школьного возраста в своей практике используются следующие ресурсы:

  1. Rong Chang Li Site

rong-chang.com/kids.htm

Этот очень интересный сайт создан в 1995 году Ронг Чанг Ли, автором первого в США справочника по ESL ресурсам Интернета, изданного в 2001 году. Веб-страницы систематизируются по видам деятельности - чтение, письмо, грамматика, аудирование, дается исчерпывающий список литературы по вопросам методики преподавания иностранных языков, тестированию, компьютерным методам обучения и т.д. Нам в данном случае наиболее интересен раздел для младших школьников (Kids English). Здесь можно найти ссылки на ресурсы, содержащие сборники историй. Они могут быть использованы для аудирования с различными целями (извлечения общей и детальной информации, проведения диктантов, и т.д.). Второй раздел, особенно привлекающий внимание, - Listen & Speak. Ресурсы представлены по уровню знания языка.

2. oxfordowl.co.uk/

На этом сайте приведено большое количество аудиокниг и электронных книг, которые можно «полистать», прослушав текст художественного произведения. Приведены задания, которые могут быть использованы как в качестве подготовки к чтению и прослушиванию книги, так и для закрепления материала. Большой раздел посвящен формированию фонетики и навыков чтения посредством аудирования небольших текстов (рифмовки, стихи, скороговорки). При использовании данного ресурса от учителя необходимо создание заданий на pre-listening (знакомство с необходимой лексикой, подведение к теме произведения).

3. 123listening.com/

На данном сайте приведены тексты для аудирования простейшего уровня сложности и задания к ним. Кроме того, есть специальное приложение для создания собственных заданий для раздачи. Список тем ограничен, но вполне пригоден для дополнения материала школьного учебника.

4. learnenglishkids.britishcouncil.org/en/short-stories

Сайт Британского Совета предлагает массу материалов для прослушивания от песенок до рассказов и сказок. Все они сопровождаются видеорядом, что облегчает понимание текста, а также заданиями к ним. Стоит отметить удобство навигации и наличие тематических рубрик.

5. agendaweb.org/

Каталог сайтов для изучения различных сторон англоязычной речи. Истории для малышей сопровождаются видео, могут быть использованы для изучения новой лексики и грамматики, закрепления и обобщения пройденного. Темы разнообразны. Большая ценность этого ресурса в том, что он позволяет использовать задания на аудирование при изучении всех тем школьной программы начального этапа.

Это далеко неполный список Интернет-ресурсов, которые возможно применять в обучении детей аудированию. Но, на мой взгляд, эти ресурсы, достойны наибольшего внимания из мне известных. Анализ данных сайтов позволяет систематизировать аудио-материалы для включения их в программу курса с целью формирования, развития и контроля навыков аудирования. Применение аутентичных текстов различного содержания и характера на начальном этапе дает возможность уже с раннего возраста не испытывать страха перед живой англоязычной речью, стремиться понять услышанное, учиться достигать решения коммуникативной задачи.



© 2010-2022