Проектная деятельность на уроках английского языка как средство развития устной и письменной речи обучающихся

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Выполнила: Архипова А.А.











2015


Содержание Стр.

Введение 3

Глава 1. ИСТОРИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА

ПРОЕКТОВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

  1. Возникновение и история становления метода проектов 5

  2. Классификация проектов 10

  3. Цели и задачи проектной деятельности на уроках

английского языка 14

  1. Формирование универсальных учебных действий на разных

этапах подготовки проекта на уроках английского языка 20

Глава 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2.1. Типы проектов, используемые в работе в школе,

и этапы их подготовки 25

2.2. Проектная деятельность как средство развития устной

и письменной речи обучающихся 28

2.3. Результаты применения метода проектов на уроках

английского языка 33

Заключение 37

Литература 39

Приложения 40


Введение

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Актуальность данной работы состоит в том, что в соответствии с новым образовательным стандартом обучающийся сам должен добывать и применять полученные знания. Один из эффективнейших способов - метод проекта.

Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор. Но барьером к более успешной коммуникации становятся трудности в устной и письменной речи. Исходя из этой проблемы и из популярности проектной деятельности в современной школе, мы избрали тему выпускной квалификационной работы «Проектная деятельность на уроках английского языка как средство развития устной и письменной речи обучающихся».

Объектом исследования стала проектная деятельность в современной школе. Предметом исследования мы избрали проектные работы при формировании навыков устной и письменной речи.

Цель нашего исследования - изучить возможности проектной деятельности в развитии устной и письменной речи обучающихся на уроках английского языка.

Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:

1. изучить историю и развитие метода проектов;

2. определить классификацию проектов, а также цели и задачи, которые ставит перед собой данный метод;

3. определить соответствие данного метода новому стандарту, изучив роль проектов на уроках английского языка в развитии универсальных учебных действий на разных этапах подготовки проекта;

4. определить наиболее удачные типы проектов для школы сельской местности и этапы их подготовки, используя собственный опыт работы в школе;

5. выявить роль проектной деятельности в развитии устной и письменной речи обучающихся 2-9 классов (на уроках английского языка и во внеурочной деятельности).

В ходе выполнения квалификационной работы нами были использованы следующие методы:

1. анализ научной и методической литературы, а также собственный опыт и опыт коллег по проблеме исследования;

2. определение возможностей метода проектов в развитии устной и письменной речи обучающихся;

3. анализ полученных результатов и их систематизация;


1.1. Возникновение и история становления метода проектов

Проект - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, но и уметь их применять на практике. Общий принцип, таким образом, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы.

Метод проектов успешно развивался благодаря педагогическим идеям американского педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса.

Джон Дьюи (1859 - 1952), американский педагог, психолог, философ-идеалист, подверг критике господствовавшую тогда в США школьную систему за отрыв от жизни, абстрактный, схоластический характер всего обучения, основанный на приобретении и усвоении знаний. Дж. Дьюи предложил реформу школьного образования, согласно которой знания должны были извлекаться из практической самодеятельности и личного опыта ребенка, предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учётом его личных интересов и целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для её решения определённые знания и умения, в том числе и новые, которые ещё предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

"Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова". Так писал в 1918 году один из основоположников "метода проектов", последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик.

Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Дж. Дьюи отмечал: «… знание, которое можно назвать знанием, умственное воспитание, ведущее к какой-нибудь цели - дается лишь в процессе близкого и реального участия в активностях социальной жизни»

Дж. Дьюи выдвигал лозунг, который является одним из основных тезисов современного понимания проектного обучения: «Обучение посредством деланья». При этом Дж. Дьюи выделял ряд требований к успешности обучения:

- проблематизация учебного материала;

- активность ребенка;

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Таким образом, Дж. Дьюи утверждал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у него потребности в знаниях и, следовательно, является активным субъектом своего обучения.

Подробное освещение метод проектов получил также в работах В.Х. Килпатрика и Э. Коллингса (США). В.Х. Килпатрик так определяет программу школы, работающую по методу проектов: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока других опытов». В соответствии с этим был сделан вывод о том, что школьная программа должна была создаваться ни государством, ни учителями, а детьми совместно с учителем в процессе обучения, основы, которой необходимо брать из окружающей действительности.

В начале ХХ века Коллингс предлагал разделять проекты на следующие типы:

1) экскурсионные (Excursion projects) - например, осмотр подсолнухов миссис Мерфи, цель которого - узнать, почему она «сажает свои подсолнухи в задней части двора, а не в переднем палисаднике вместе с другими цветами?»

2) трудовые (Hand projects), которые «стремятся выразить различного рода мысли в конкретной форме - смастерить кроличью ловушку, приготовить какао для школьного завтрака и т.п.»

3) игровые (Play projects) - «праздник масленицы, пасхи, мороженого, кукол, игра в магазин, «в сыщиков», праздники, устраиваемые с целью прославления церковных событий, исторических героев».

4) проекты рассказывания (Story projects)- сюда входят рассказы детей о различных историях, пение песен, слушание граммофонных рассказов с кратким изложением содержания.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности, учащихся в обучении и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач.

Сторонники метода проектов В.М. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся.

В 1929-1930 гг. универсализация метода проектов и развитие комплексной системы обучения привели к составлению и изданию комплексно-проектных программ. При таком построении учебного процесса, как нередко утверждали многие педагоги-практики, учащиеся оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкивались с затруднениями и преодолевали их с помощью инстинктов и привычек, а также тех знаний, которые нужны для достижения данной цели. Однако данная цель часто носила лишь узко-практический характер и не в полной мере способствовала должному развитию учащегося. Например, учащиеся должны были выполнить следующие исследовательские проекты-дела: «Как мистер Мозер разводит таких прекрасных кур»; «Что мы узнали о Солнце? »; «Уход за курами организация живого уголка» и др.

В результате такого подхода учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний под руководством учителя на уроке подменялось работой по выполнению заданий-проектов. Вследствие этого уровень общеобразовательной подготовки школьников резко снизился.

В качестве причин этого явления выделяют:

- отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

- слабую разработанность методики проектной деятельности;

- гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения;

- сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ".

То есть мы видим, что теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.

На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И. А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др. Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

1.2. Классификация проектов

Рассматривая технологию использования проектной методики при обучении английского языка в школе, необходимо, прежде всего, отметить, что проекты могут быть разными и их использование в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Метод проектов можно применить, как и в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций.

Разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, нужно четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, приступая к работе над проектом, важно ознакомиться с их типологией.

Доминирующий в проекте метод или вид деятельности

  • Исследовательский - требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования

  • Творческий - предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату

  • Ролево - игровой - предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы

  • Информационный (ознакомительно-ориентировочный) - предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация.

  • Предметно-ориентировочный - предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них.

Предметно-содержательная область

  • Монопроект - проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы (в курсе английского языка это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой). Требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести.

  • Межпредметный - выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур.

Характер координации проекта

  • С открытой координацией (непосредственный) - предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта.

  • Со скрытой координацией (телекоммуникационный проект) - координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся - партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности.

Характер контактов

  • Внутренний (региональный) - организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны.

  • Международный - предполагает участие школьников из разных стран.

Количество участников проекта

  • Личностный - проводится индивидуально, между двумя партнерами.

  • Парный - проводится между парами участников.

  • Групповой - проводится между группами.

Продолжительность проведения

  • Краткосрочный - проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы.

  • Средней продолжительности (1-2 мес) - междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему.

  • Долгосрочный (до года) - междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему.

Как показывает данная типология, каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых.

Характер организации проекта в большой степени также зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он, непременно включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. В ролево-игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если это потребуется.

Проект - это решение, исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая реализация. Проектная деятельность учащихся подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой, исследовательской работы. Этим проектная методика отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме; от ролевой игры, дискуссии и т.п., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся. Все указанные методические цели могут присутствовать и при использовании проектной методики, но, кроме всего прочего, ей обязательно присуще исследование проблемы, творческая поисковая деятельность, воплощенная в каком-либо конкретном продукте.



1.3. Цели и задачи проектной деятельности на уроках английского языка

Проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся.

Многие дидакты и педагоги обратились к этой методике, так как при ее использовании в учебном процессе решаются важные дидактические задачи:

- занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;

- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

- в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

- совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.

Таким образом, общей особенностью проективных приемов является наличие поставленной личностно-значимой проблемы и задачи решить ее. Если это теоретическая проблема - то процесс проектирования заключается в нахождении конкретного ее решения, если практическая - то задачей школьника является достижение конкретного результата этой проблемы, готового к внедрению. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники, творческих областей.

Необходимо также отметить, что в условиях проектного личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Проектное обучение, с решительностью заменяет, по материалам традиционную форму образования «учитель - учебник - ученик» на новую «ученик - учебник - учитель».

Именно так построена система образования в лидирующих странах мира, что отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

Итак, что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в средней школе?

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.

2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.

3. Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.

4. Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

  • Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

  • Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

  • Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.

Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении английскому языку являются:

1) наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах St. Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother's Day и т.д.; организация путешествий в разные страны; проблема семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п.;

2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.;

3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности)

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

- обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор.

1. Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе - это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.), и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений.

2. Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует ее в речь, и когда он постигает ее как систему.

3. Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность - это одна из особенностей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.

4. Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрачивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

Подготовить, оформить и представить проект - дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей. Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное творчество. Это удачная по простоте методическая находка - ключ к построению проектных заданий, где языковой элемент представлен скупо - до продвинутого уровня, где он играет ведущую роль. При этом проектная работа обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальные языковой материал.

1.4. Формирование универсальных учебных действий на разных этапах подготовки проекта на уроках английского языка

Универсальные учебные действия - основа формирования умения учиться.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить 4 блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

1.Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

- самоопределение;

- смыслообразование;

- нравственно-этическая ориентация.

2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

-целеполагание;

-планирование;

- прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

-саморегуляция.

3.Познавательные действия включает:

-общеучебные;

-логические;

-постановку и решение проблемы.

  1. Коммуникативные действия:

-планирование учебного сотрудничества;

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнёра;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Проектная деятельность формирует УУД разных групп, но на каждом этапе создания проекта могут доминировать определенные УУД.

Первый этап. Определение темы и конечного результата, распределение ролей в группе.

Начальный этап работы над проектом - введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения. Ребята с увлечением начинают работать над проектом.

На этом этапе происходит формирование таких универсальных учебных действий как:

  1. Познавательные УУД - понимание актуальности выбранной темы, формулирование проблемы, самостоятельный поиск способов решения проблемы.

  2. Коммуникативные УУД - умение вести диалог, высказывать свои мысли, слушать мнение других.

  3. Регулятивные УУД - определять и формулировать цель своей деятельности.

  4. Личностные УУД - развитие познавательных интересов.

Второй этап. Выполнение проекта.

Практическая работа над проектом - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы. Учащиеся составляют план работы над проектом, обмениваются найденной информацией.

На этом этапе происходит формирование таких универсальных учебных действий как:

  1. Познавательные УУД - умение определять последовательность промежуточных целей, составлять план и планировать последовательность действий, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, умение структурировать полученную информацию: анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение.

  2. Коммуникативные УУД - адекватное использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  3. Регулятивные УУД - составлять план и планировать последовательность действий, принимать и сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность, производить коррекцию - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

  4. Личностные УУД - формирование мотивационной основы, умение делать выбор.

Третий этап. Оформление проекта.

На третьем этапе учащиеся работают над техническим выполнением проекта.

Форму оформления проекта (в виде плаката, афиши, коллажа или компьютерной презентации) каждый определяет индивидуально.

Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сообщений, совершенствуя навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей.

На этом этапе происходит формирование таких универсальных учебных действий как:

  1. Познавательные УУД - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  2. Регулятивные УУД - умение принимать и сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность.

  3. Коммуникативные УУД - критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

  4. Личностные УУД - освоение личностного смысла работы над проектом

Четвертый этап. Защита и оценка проекта.

На данном этапе происходит формирование следующих универсальных учебных действий:

  1. Познавательные УУД- умение строить логическое рассуждение, делать выводы, строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с нормами языка.

  2. Регулятивные УУД - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, оценка (выделение и осознание) учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, самооценивание качества и уровня усвоения материала.

  3. Коммуникативные УУД- умение вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс.

  4. Личностные УУД - способность выразить себя через свой проект, Умение уверенно держаться во время выступления, формирование эстетических чувств.

Таким образом, мы делаем вывод: работа над проектом формирует совокупность всех УУД, что и требуют новые образовательные стандарты.






2.1. Типы проектов, используемые в работе в школе, и этапы их подготовки

За время работы в школе и в ходе исследования метода проекта у меня сформировалась своя программа проектной деятельности в соответствии с условиями в сельской малокомплектной школе.

К сожалению, в малокомплектной школе мы ограничены в типах проектов. В классах мало детей (от 2 до 6 человек), учащиеся со средними или низкими способностями, есть ученики с ограниченными возможностями. Таким образом, для успешной работы в проектной деятельности мы выбрали следующие типы проектов:

Доминирующий в проекте метод или вид деятельности

  • Творческий - предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату (например, «Мой зоопарк», «Мой необычный дом»)

  • Ролево - игровой - предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения (например, сказки «Теремок», «Дюймовочка»)

  • Информационный (ознакомительно-ориентировочный) - предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад, реферат), презентация (например, «Путешествие в Нью-Йорк», «Достопримечательности Лондона», «Роль английского языка в мире»)

  • Предметно-ориентировочный - предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы самих участников («Самое интересное увлечение», «Самая лучшая профессия»)

Предметно-содержательная область

  • Монопроект - проводится в рамках одного учебного предмета (английского языка)

Характер координации проекта

  • С открытой координацией (непосредственный) - предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта.

  • Со скрытой координацией (телекоммуникационный проект) - координатор выступает как полноправный участник проекта.

Характер контактов

  • Внутренний - организуют внутри школы

Количество участников проекта

  • Личностный - проводится индивидуально

  • Парный - проводится между парами участников.

Продолжительность проведения

  • Краткосрочный - проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы.

Мы используем следующие этапы подготовки проекта:

1) Выбор темы. В урочное время тема проекта определяется текущей темой планирования. Часто учащимся предлагаются варианты проектов. Например, при изучении темы «Хобби» предлагаются такие варианты проекта: «Самое интересное хобби» или «Моё увлечение».

2) Подбор материалов. В работе используется учебник по английскому языку, тексты из рабочих тетрадей, материалы из интернета и других источников. Поскольку в нашем поселке имеются определенные трудности с Интернетом, а школьная библиотека обладает недостаточными материалами для уроков английского языка, то нам приходится помогать учащимся с поиском материала и предлагать книги и журналы из собственной домашней библиотеки.

3) Выполнение проекта. Этот этап включает в себя анализ и систематизация полученной информации. Многие учащиеся - достаточно слабые ученики, поэтому они часто обращаются за помощью к учителю. Мы проверяем их готовые тексты проектов на наличие ошибок, помогаем точнее выразить свои мысли.

4) Оформление проекта. Проект представляется преимущественно в виде постера (на ватмане), редко - в виде компьютерной презентации. Больше всего, учащиеся до 6 класса любят оформлять проект своими рисунками, ребята постарше чаще используют вырезки из журналов или картинки из Интернет-ресурсов.

5) Презентация проекта, защита. Представление проекта происходит на уроке и включает в себя устное выступление и ответы на вопросы учителя и одноклассников по теме проекта.


2.2. Проектная деятельность как средство развития устной и письменной речи обучающихся

Проектная деятельность актуальна в связи с введенными стандартами второго поколения. Она направлена на достижение следующих целей:

- развитие иноязычной коммуникативной компетенции, а именно:

- речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в 4 основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо;

- языковая компетенция - овладение языковыми средствами в соответствии с темами и ситуациями общения;

- социокультурная компетенция - приобщение к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка, формирование умений представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения;

- компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

- учебно-познавательная компетенция - развитие учебных умений, ознакомление со способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

В рамках моей темы я остановлюсь на речевой и языковой компетенциях.

На этапе подбора материала для проекта продолжается развитие умений в чтении (особенно в исследовательском проекте, где обучающимся требуется читать дополнительные незнакомые тексты на английском языке).

Когда впервые мои ученики стали выполнять проекты, мы столкнулись с проблемами. Незнакомые тексты, а также большое количество знакомой информации многих пугали. Очень много использовали словарь, пытались разобрать все тексты. Для решения этой проблемы на уроках мы отрабатывали разные виды чтения (чтение с полным пониманием текста, просмотровое и поисковое) старались определить разницу между ними и их основные принципы. Использование просмотрового и поискового видов чтения значительно сократило время подбора материала.

Этап выполнения проекта - это большая работа обучающегося, основанная на развитии письменной речи, с использованием значительного количества языковых средств, как недавно изученных, так и уже освоенных (лексических единиц, грамматических структур).

Причем, письменная речь в различных проявлениях. Это и переработка первичного материала, и высказывание собственных идей и мнений, и самое сложное - составление рассказа о себе, об окружающих предметах, людях и событиях, о своем опыте.

Особую трудность вызывает грамматика. В первую очередь, порядок слов в английском предложении и употребление артиклей. К счастью, со временем ошибки в этой области уменьшились, благодаря тому, что на этапе подготовки проекта я помогаю ребятам найти и исправить недочеты.

Во время презентации проекта главным становится развитие устной речи. Во-первых, монологической речи. Задача обучающегося: рассказать о результате его проекта.

Нужно отметить, что во время презентации остальные обучающиеся не остаются пассивными. Они развивают навык аудирования: воспринимать на слух и полностью понимать речь одноклассника и учителя.

И наконец, развитие диалогической речи. Одноклассники на основе прослушанного текста задают вопросы, выступающий отвечает на их вопросы и вопросы учителя. Также обучающиеся высказывают свое мнение о представленном проекте, иногда оспаривают некоторые идеи, и таком случае, задача выступающегося - защитить свою точку зрения.

Особо хотелось бы отметить, и важность развития компенсаторной компетенции в проектной деятельности. Выступление даже перед своим классом - это стресс, и для обучающихся - это большая возможность научиться выходить из сложной ситуации в условиях дефицита языковых средств: они могут забыть текст - приходится выражать мысль своими словами, отвечая на вопросы - пытаются составить ответ из известных им единиц, а также применяют этикетные клише в разных случаях: просят повторить вопрос, просят объяснить непонятное или неизвестное им слово.

Таким образом, проектная деятельность охватывает все виды устной и письменной речи, позволяет развивать их и стимулирует обучающихся к их комплексному развитию.

В 2012-2013 учебном году я открыла для себя возможность проектной деятельности во внеурочное время. Обучение иностранному языку, осуществляемое не только на уроке, но и во внеурочное время, должно вносить конкретный вклад в формирование гармонично развитой личности. Сейчас, когда английский язык приобрел статус языка глобального общения, необходима лингвосоциальная адаптация учащихся к современным условиям жизни. Коммуникация выходит на самое важное место, но она нуждается в мотивации.

Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом. Необходимо создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребенок захотел общаться на иностранном языке. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существующего психологического барьера, а также комплекса внутренней зажатости - одна из важнейших задач. Но учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя, позволяющего себя обучать, в активного и творческого участника процесса.

Теоретически это утверждение верно. Но на практике дети часто испытывают нехватку языкового опыта и чувствуют затруднение в языковом самовыражении. Для преодоления этих сложностей и создания позитивной эмоциональной и лингвистической мотивации стоит использовать театрализацию и инсценирование. Во внеурочной деятельности это наиболее эффективно, поскольку процесс не ограничен временными рамками урока, а во-вторых, осознание учеником себя в довольно жестких границах урочного пространства, а также его подсознательно присутствующий страх перед получением негативной оценки препятствуют его полной эмоциональной и психологической самореализации.

Возникает идея расширения рамок урочной деятельности и создания театрально-языкового социума как средства формирования навыков свободного языкового самовыражения учащихся. Этим социумом и является творческий проект (конечно, основанный на закреплении и применении пройденного материала) - театр на английском языке.

Поскольку в 2012-2013 учебном году мне наиболее интересен был 2-ой класс, обучение которого проходит по новым стандартам, то и экспериментальный проект я решила провести в этом классе.

В конце марта 2013 года мы поставили сказку «Теремок» во 2-ом классе. А в 2013-2014 учебном году появилась на свет новая постановка «Дюймовочка», в которой приняли участие ребята из 1-5 классов. Многие из них участвовали в англоязычном спектакле впервые. Но удивительно было то, что все раскрепостились, не ограниченные стенами класса, и я получила положительные результаты. Театр (творческий проект) - это хорошая возможность применить свои знания в чтении (при подготовке к спектаклю). Для тех, кто пропустил по болезни уроки - возможность выучить и закрепить лексику. А также постановка способствовала закреплению грамматических структур, и многие сделали большой шаг в развитии своей устной речи, они уже спокойно оперируют простыми выученными фразами и предложениями, даже подставляя новые слова. В процессе работы над фонетикой и интонацией все стараются, так как на спектакль придут их родные, и им хочется, чтобы их речь звучала красиво. Для детей младшего школьного возраста - это своего рода игра способствовала повышению мотивации изучения иностранного языка.

Также хочется отметить, что театральные постановки позволяют выявить, раскрыть и развить индивидуальные творческие способности каждого отдельного ученика.






2.3. Результаты применения метода проектов на уроках английского языка

Метод проектов - один из самых интересных и эффективных методов, применяемых для изучения английского языка. Однако работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышения интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых.

Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта. Знание основных особенностей типологии проекта является необходимым условием успешной реализации проекта, а значит осуществление продуктивной иноязычной речевой деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку. Количество шагов - этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Опыт работы над технологией методики проекта в течение трех лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная технология влияет на обучение иностранному языку".

Естественно, меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. При контроле навыков чтения (просмотровое, полное понимание, извлечение информации), при внедрении нескольких проектов в течение года уровень подготовки учащихся по данному виду заметно повысился. Проверялось умение извлечь информацию, понять и выделить главную мысль, обобщить данные. По результатам контрольных срезов, тестов можно сделать вывод, что значительно расширился словарный запас, его употребление в речи.

На протяжении трех лет я проводила в конце каждой изученной темы уроки по методу проектов и считаю что: проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. Все это, в конечном счете, призвано способствовать более глубокому пониманию роли России во все более взаимозависимом мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.

В конце 2014-2015 года было проведено анкетирование среди учащихся 2-9 классов (всего 29 человек) по вопросу применения метода проектов на уроках английского языка. Результаты следующие:

1. Нравится ли вам заниматься проектами на уроках АЯ?

Да - 21

Нет - 2

Не всегда - 6

2. Какие темы вам больше всего нравятся?

О себе, своей семье и своих интересах - 29

Фантазировать на разные темы, что-то выдумывать - 25

О странах, городах, достопримечательностях - 14

О животных - 22

О знаменитых людях - 10

Нравятся спектакли - 17

3. По вашему мнению, чем вам помогли проекты?

Выучил много слов - 29

Научился выступать на публике - 29

Стал лучше читать - 10

Улучшилось произношение - 12

Лучше стал понимать грамматику - 4

Улучшилась устная речь - 20

Улучшилась письменная речь - 19

Захотелось дальше изучать АЯ - 22

Понял, что могу хорошо знать АЯ - 18

Таким образом, стало ясно, что большинство учащихся с удовольствием занимаются проектами, особенно на темы, касающиеся их собственных интересов. Учащиеся сами признают, что во время подготовки и презентации проектов они обогащают свой словарный запас, развивают устную и письменную речь, а также повышается их самооценка и уверенность в отношении изучения английского языка.







Заключение

Анализ изученной литературы и собственные результаты работы с методом проектов на уроках английского языка в школе позволили заключить о том, что:

1. Метод проектов является новой педагогической технологией, тем не менее, имеющей корни ещё в 20-х гг. XX в. Его часто называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно деятельностный подход в обучении.

2. Учебный проект - это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования,

а именно учить:

- проблематизации (формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

- целеполаганию и планированию деятельности;

- самоанализу и рефлексии;

- презентации (самопредъявлению) результатов;

- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме;

- поиску нужной информации

- практическому применению знаний, умений, навыков

- проведению исследования

3. Метод проекта отвечает требованиям образовательного стандарта нового поколения, поскольку «учит учиться» и помогает формированию универсальных учебных действий.

4. Проектная деятельность в полной мере может использоваться в качестве средства для развития устной и письменной речи на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (например, театральная постановка), поскольку в ходе мониторинга и анкетирования учащихся 2-9 классов было доказано, что проектная деятельность:

- способствует улучшению качества чтения;

- способствует улучшению произношения;

- способствует обогащению словарного запаса и запоминанию слов;

- способствует лучшему усвоению грамматического материала;

- помогает развивать навыки аудирования, т.е. восприятие текста на слух;

- помогает развивать умение формулировать свои мысли на английском языке;

- дает опыт публичных выступлений на английском языке и, таким образом, помогает бороться со страхом говорения на иностранном языке;

- мотивирует дальнейшее изучение английского языка.

А также работа над проектами развивает у обучающихся умение находить необходимую информацию, они овладевают алгоритмом деятельности при решении проблем, учатся анализировать объекты, сотрудничать и договариваться между собой, учатся выступать перед товарищами. Учащиеся учатся контролировать свое поведение, становятся более самостоятельными, рассудительными, появляется заинтересованность узнавать и находить что-то новое.




Литература

  1. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. - Москва: Просвещение, 2013. - 176 с.

  2. Ерхова Е.Л., Захаркина С.В., Атаманчук Е.С. Английский язык. Театрально-языковая деятельность. - Волгоград: Учитель, 2009. - 111 с.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - Москва: Академия, 2002. - 271 с.

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г.Асмолова. - Москва: Просвещение, 2013. - 159 с.

  5. Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 103 с.

  6. Доступ к электронному ресурсу: nsportal.ru

  7. Доступ к электронному ресурсу: ped-kopilka.ru

  8. Доступ к электронному ресурсу: festival.1september.ru

  9. Доступ к электронному ресурсу: uchportal.ru





Приложения

Проектная деятельность на уроках английского языка как средство развития устной и письменной речи обучающихся



Рис.1. Проект «Моя любимая буква», 2 класс

Проектная деятельность на уроках английского языка как средство развития устной и письменной речи обучающихся





Рис.2. Проект «Моя семья», 5 класс

Проектная деятельность на уроках английского языка как средство развития устной и письменной речи обучающихся





Рис.3. Проект «Дом моей мечты», 6 класс

Проектная деятельность на уроках английского языка как средство развития устной и письменной речи обучающихся





Рис. 4. Проект «Книга, которую я читаю», 8 класс

Проектная деятельность на уроках английского языка как средство развития устной и письменной речи обучающихся





Рис. 5. Проект «Мой зоопарк», 6 класс

Проектная деятельность на уроках английского языка как средство развития устной и письменной речи обучающихся





Рис. 6. Мини-проект «Ничто не вечно» («Охрана окружающей среды»), 7 класс

Проектная деятельность на уроках английского языка как средство развития устной и письменной речи обучающихся



Рис.7. Спектакль на английском языке «Теремок» (ролево-игровой проект), 2 класс

Проектная деятельность на уроках английского языка как средство развития устной и письменной речи обучающихся



Рис.8. Спектакль на английском языке «Теремок» (ролево-игровой проект), 2 класс



Проектная деятельность на уроках английского языка как средство развития устной и письменной речи обучающихся



Рис.9. Спектакль на английском языке «Дюймовочка» (ролево-игровой проект), 1-5 классы.

Проектная деятельность на уроках английского языка как средство развития устной и письменной речи обучающихся



Рис.10. Спектакль на английском языке «Дюймовочка» (ролево-игровой проект), 1-5 классы.



© 2010-2022