Доклад Современные образовательные технологии

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основная цель современного образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Цель образования в том, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. Такой системно-деятельный подход, лежащий в основе ФГОС, диктует нам использование в школе современных форм и методов обучения и внедрение эффективных образовательных технологий.

Именно технология позволяет обеспечивать достойный уровень образовательных результатов. Понятие "образовательная технология" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике, а педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

К современным образовательным технологиям можно отнести такие технологии:

1. технология развития критического мышления;

2. технология проблемного обучения;

3. информационно-коммуникационная технология;

4. игровые технологии;

5. проектная технология;

6. кейс-технология;

7. педагогические мастерские;

8. традиционные технологии (классно-урочная система)

9. здоровьесберегающие технологии

10. учебное сотрудничество;

11. модульное обучение;

12. коллективная система обучения (КСО) и др.

Каждая технология имеет свои преимущества и недостатки. На некоторых из них мне хотелось бы остановиться подробнее и рассказать, как я использую их в своей работе.

Технология развития критического мышления

Как известно, конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: Вызов - Осмысление - Рефлексия

Какие же приемы можно использовать здесь?

Основные методические приемы развития критического мышления, используемые мной в работе

1. Различные виды таблиц

2. Учебно- мозговой штурм

3. Интеллектуальная разминка

4. Приём «Составление синквейнов»

5. Метод контрольных вопросов

6. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»


Прием «Кластеры» я применяю на уроках с целью активизации, отбора или систематизации информации. Перед вами пример использования этого приёма при изучении темы «Хобби» на уроке немецкого языка как второго. Этот прием позволяет актуализировать необходимый материал для дальнейшей работы.

Инсерт

Перед использованием данного приема мы также обычно вспоминаем, что мы знаем о проблеме, или теме.

«v»

«+»

«-»

«?»

Например:

При изучении темы "Do you plan your budget?" (10 класс) предлагается индивидуально составить кластер по теме. Далее учащиеся делятся на три группы, каждой группе предлагается свой текст. Работая над текстом, учащиеся делают соответствующие пометки на полях. Учитель задает следующие вопросы:

What fact did you know before?

What new information have you found in the text?

Are there any facts in the text you don't understand?

Фишбоун

Я считаю, что решить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу.

"Fish bone" - «рыбья кость».

Например, при изучении темы "Семья" на уроке немецкого языка учащимся предлагается составить фишбоун, используя текст о семье в Германии.

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. А именно отношения в семье. В верхней части ученики отмечают проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть и подтверждающие эти проблемы. На начальном этапе работа является коллективной. Далее класс делится на две группы и знакомится с текстами о семьях в СК и США. Каждая группа составляет свой фишбоун, при выступлении дети используют соответствующие союзы (because, thanks to, that`s why). В качестве домашнего задания предлагается составить аналогичный фишбоун о России.

Индивидуальный путь. Парная или групповая работа.

Технология проблемного обучения

Я уверена, что проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его возможностям.

В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно выявляют пути и способы ее решения.

1. строят гипотезу,

2. намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

3. аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

Для организации обсуждения проблемы я использую различные способы:

  • создание преграды на пути к цели, например: « Imagine that you cant go to the seaside and have to stay in town. What will you do?» Преграда на пути к цели служит стимулом для иноязычной речемыслительной деятельности учащихся.

  • «У каждой вещи две стороны», т.е. составление таблицы, которая делится на три вертикальные части. В левой части таблицы содержаться факты, необходимые для критической оценки обсуждаемой проблемы, в правой - для защиты выдвинутых положений, с средней части речевые формулы, необходимые для решения проблемной задачи или проблемного вопроса.

Например, работа по теме «Спорт».

Факты, необходимые для критической оценки обсуждаемой проблемы

Речевые формулы, необходимые для решения проблемной задачи или проблемного вопроса

Факты, необходимые для защиты выдвинутых положений

Sport takes a lot of time.

Sport is causes a lot of injures.

Sport takes a lot of energy.

I (dis)agree that…

My view is that…

In my view…

In my opinion…

I feel that…

I think that…

Sport build character.

Sport teaches you about life.

Sport makes men out of boys.

Sport helps to meet people/

Учитывая возрастные особенности школьников и уровень их обученности, я предлагаю учащимся проблемные задания разного уровня сложности:

  • Классификация и группировка

  • отбор

  • Причина-следствие

  • главное и второстепенное

  • сравнение и объяснение

Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, который позволяет осуществлять более свободные отношения и психологически раскрепощённый контроль знаний.

В своей работе я использую различные виды игры

1. Remember! Игры на запоминание
Учащимся предлагаются картинки с надписями. В течение 10-15 секунд дети запоминают информацию. Затем надписи исчезают. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.

2. Is it …? Do you like…? Угадай!

Я задумываю какое-то слово, например по теме «Еда», а учащиеся, используя вопрос, угадывают это слово. Тот ученик, который угадал слово, становится ведущим.

3. Correct mistake. Исправь ошибку!

Я применяю различные вариации этой игры: неправильное слово, неверное действие и другие.

This is my nose
Детям нравится исправлять ошибки других.
Показывая руку, учитель говорит:"Oh, something is wrong with my foot!"
Ученик исправляет "with your hand!"
Но учитель продолжает:"I don't hear, something is wrong with my nose!" (показывая на ухо, например).
Дети смеются и исправляют.
Далее роль ведущего исполняет ученик, который обращается по очереди к одноклассникам. Если вызванный ученик исправляет правильно - он становится ведущим.
Pantomime Пантомима
Игра на закрепление лексики "Утро школьника".
Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-либо действие.
Учитель: Guess what each pupil is doing.
Pupil 1: This boy is doing his morning exercises.
Pupil 2: That girl is washing her face.
Pupil 3: This boy is putting on his red scarf.

Кейс - технология

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно ролевые игры, метод проектов, ситуативный анализ и приемы проблемного обучения.

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации, которая одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

Данная технология помогает мне повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Передо мной как перед учителем стоят следующие задачи - научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

· анализировать информацию,

· сортировать ее для решения заданной задачи,

· выявлять ключевые проблемы,

· генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

· выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

И использование кейс-технологии позволяет мне достигнуть неплохих результатов.

Иноязычная деятельность осуществляется на уроках с применением технологии кейс-метода в следующей последовательности:

- обсуждение информации, содержащейся в кейсе;

- выделение важной информации;

-обмен мнениями, составление плана работы ;

-дискуссия;

-выработка решения проблемы;

-дискуссия для принятия окончательного решения;

-подготовка доклада;

-аргументированный доклад.


  1. этап - Постановка проблемы.

На данном этапе учащимся предлагается ответить на несколько наводящих вопросов, которые переключают учащихся на иноязычную деятельность и помогают ситуативно обусловить основную часть урока, т.е. поставить проблему, задуматься над ней. Проблема - кейс, может быть представлена в виде в виде текста, письма, видеоролика, клипа.

Слайд 16

  1. этап - Ознакомление

Учащиеся знакомятся с кейсом, стараются понять, о чём идёт речь, сформулировать основную проблему, обсудить её в группе, найти решение проблемы, составить сообщение с использованием опоры.

Здесь необходимо опираться на тот опыт, который учащимися получен в жизни. Полученные ранее знания на данном этапе выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, подходить к пониманию новой информации.

  1. этап - Осмысление, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями.

Он учится отслеживать свое понимание и обращать внимание на пробелы, фиксируя их для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом. На этом этапе урока формируется умение работать с информацией, умение анализировать сложную, неструктурированную проблему, умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта, умение принимать решение, умение сотрудничать и работать в группе.

  1. этап - Решение проблемы

5. этап - Презентация работы

На этом этапе урока учащиеся представляют своё видение проблемы и путей её решения, происходит общее обсуждение проблемы. На этом этапе урока формируется умение выражать и отстаивать свою точку зрения, умение выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, происходит приобщение к толерантному восприятию окружающего мира.

Здоровьесберегающие технологии

Конечно, нельзя оставить без внимания здоровьесберегающие технологии.

Снизить утомление детей можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Для организации благоприятного климата на уроке, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и практических целей, поддержания мотивации обучаемых в течение нескольких лет я использую элементы здоровьесберегающих технологий.

Для этого я стараюсь учитывать:

1. физиологические и психологические особенности детей;

2. предусматриваю такие виды работ, которые снимали бы напряжение и усталость;

3. стараюсь проводить урок непринуждённо, с настроением и только положительными эмоциями;

4. создаю приятную, располагающую к занятиям обстановку;

5. включаю в урок зарядки-релаксации.

Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к эффективности усвоения материала (длительность зарядки - релаксации 3-5 минут). При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.

Вот некоторые приемы, которые я применяю в работе.

  1. Зарядка с использованием движения, песен, танца.

Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание детей. Кроме того, у детей нередко наблюдаются нарушение чувства ритма и темпа, скованность движений, общая моторная неловкость. Примерами такой зарядки являются песенки "Clap, clap, clap your hands", "One, two, three on the tiptoes", " If you are happy" и другие.

  1. Физкультминутки.

Часто это стихи на английском или немецком языках, побуждающие к определённым действиям.

  1. Различные игры и зрительная гимнастика.

Это не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции, лёгкость и удовольствие. Например, при изучении алфавита изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или движениями частей тела). Ученик у доски выполняет это задание, а учащиеся отгадывают букву алфавита. При изучении темы «Моё любимое животное» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами. При изучении темы «Мой день» изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

пальчиковые игры.

What's the weather like today?

Look through the window! What's the weather like today?

Is it sunny? (Скрещиваем ладошки и двигаем пальчиками - лучиками)

Is it rainy? (Постукиваем кончиками пальцев по парте)

Is it windy? ([w - w - w] размахиваем руками, показывая порывы ветра)

Is it cloudy? (прикрываем лицо ладонями)

Is it dry? ( имитируем вытирание рук, пальчиков полотенцем)

Is it wet? (стряхиваем с рук воду)

Hello!

Массажные игры

Посмотри на меня и послушай меня:

Eyes, are you ready? (поглаживание век)

Yes, we are. (поглаживание век по часовой и против часовой стрелки)

Ears, are you ready? (поглаживание ушей)

Yes, we are. (прикладывание ладоней к ушам)

Hands, are you ready? (поглаживание кистей рук)

Yes, we are. (хлопки в ладоши)

Legs, are you ready? (поглаживание ног)

Yes, we are. (притопывание)

Shoulders, are you ready? (поглаживание плечей)

Yes, we are. (постукивание по плечам)

Children, are you ready? (развести руки в стороны)

Yes, we are. (обнять себя руками)

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только одну и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.

Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.

Литература

1. Агейчева А.Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»// English.- 2007.- №21.- С.- 5.
2. Алексеев Н.А. Понятие личностно ориентированного обучения // Завуч.- 1999.- № 3.- С. 15.
3. Васюта И. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы// Литература.- 2005.- № 3.- С. 27.
4. Векслер СИ. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Киев, 1974.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Наука, 1974.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: Наука, 1986.

7. Китайгородская Г.А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам/Г.А. Китайгородская//Иностранные языки в школе. - 1988. - №6.

8. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках.- М.: Просвещение, 1994.

Кулясова Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка: 2-4 классы/ Н.А. Кулясова - М.: ВАКО, 2010. - 144с.

9. Литонина Н.В. Формирование учебно-познавательной компетенции школьников средствами иностранного языка/Н.В. Литонина//Иностранные языки в школе. - 2012. - №6. - С. 69-74.

10. Плавинская Н. Несколько слов о синквейне// Литература.- 2006.- № 5.- С. 38.
11. Психология детства.- СПб.: «прайм-ЕВРО_ЗНАК», 2003.
12. Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- С. 27.
13. Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение//Педагогика.- 1994.- № 5.- С. 12.

10

© 2010-2022