• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Статья, раскрывающая основные принципы, методику, методы и приёмы технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка

Статья, раскрывающая основные принципы, методику, методы и приёмы технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках немецкого языка.


Приставакина Наталья ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городецкая средняя общеобразовательная

Деревни Городцы муниципального образования Трубчевский район Брянской области

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни.

Принципиальным отличием образовательных стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Одной из новых продуктивных технологий является Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) разработана в конце XX века учеными и преподавателями университета штата Северная Айова (США). В России появилась и распространяется с 1997 года, то есть для российской педагогики является новой, мало изученной, но перспективной.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо относится к современным образовательным технологиям, направленным на формирование не только предметных умений и навыков, но и ключевых компетентностей: регулятивной, коммуникативной, информационной. Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Отвечая на вопрос: «Что же такое критическое мышление?», приведу цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление»

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть её очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, вовлеки меня - я пойму».

Акцентами целей технологии РКМЧП является формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Технология РКМЧП имеет свои особенности организации. Это технология надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первый этап - ВЫЗОВ - задачи (функции)которого: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; пробудить к ней интерес; активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап - ОСМЫСЛЕНИЕ - поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа: получение новой информации; ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем); соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание; поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия) выражение новых идей и информации собственными словами; целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем; анализ всего процесса изучения материала; выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Организация урока с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) имеет свои специфические особенности.

Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина - В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах. Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.). Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль учителя - в основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Технология РКМЧП предлагает систему конкретных методических приемов, которые могут быть использованы в различных предметных областях (филология, математика, естествознание). Она применима для учащихся разных возрастных групп. Учитель не является основным источником информации (как на традиционных уроках), роль учителя, в основном, координирующая. Таким образом, технологию РКМЧП можно назвать универсальной технологией. Одно из важнейших отличий ее от других современных технологий - разнообразие интересных, действенных методических приемов, некоторые из которых рассматриваются в данной статье на материале предмета:

- инсерт или "пометки на полях";

- маркировочная таблица "ЗУХ";

- написание эссе, синквейна, диаманта;

- составление кластера;

- мозговой штурм;

- чтение с остановками;

- фишбон;

- тонкие и толстые вопросы и т.д.

Метод «Чтение со стопами».

Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Метод «Чтение с остановкам».

По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть.

Прием «Написание синквейна».

В переводе с французского слово «синквейн»означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:

В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.

Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка - это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.

Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

Приём «Перепутанные цепочки»

Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки, затем обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.

Метод «Шесть шляп мышления».

Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.

Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.

Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.

Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.

Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.

Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с чем связано.

Прием «Составление кластера».

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы как в классе, так и дома.

Приём «Маркировочная таблица».

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). Работая с текстом "Das Osterreichische Dom" (учебник О.Зверловой) семиклассники составили таблицу на немецком языке.

З

Ich weiss, dass:

У

Ich habe gewust, dass:.

Х

Ich will wissen uber

Salzburg ist ein Bundesland.-Зальцбург - федеральная земля в Австрии, Die Hauptstadt von Salzburg ist Salzburg.-Cтолица Зальцбурга -Зальцбург

Der Name Salzburg kommt vom "Salz".-Название города произошло от слова "Salz"(соль) . Geburtsort von Mozart -Родина Моцарта,

Nockerln ist eine Spezialitaet in Salzburg, eine Suesspeise.- Клецки - сладкая выпечка

Die Sehenswurdigkeiten der Stadt. - Достопримечательности города,

О Моцарте.

Известные поэты, музыканты

Чем живёт молодёжь и т.д.

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование - записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием "Маркировочная таблица" позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.

Прием «Учебный мозговой штурм».

Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно. Выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы. «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент - до 15 минут.

Второй этап - коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное - найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Прием «Пометки на полях».

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие: Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации.

Приём «Верные - неверные утверждения».

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Прием «Фишбоун» (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятии, хвост - ответна вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. С помощью данного приёма можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в "голове" "фишбоуна", а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в "хвосте".Этот прием рационально применять для обучения учащихся составлению плана рассказа.

Прием "Толстые и тонкие вопросы".

Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ ("тонкие" ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя ("толстые" ).

Тонкие ?

Толстые ?

Кто…

Дайте объяснение, почему…

Что…

Почему вы думаете…

Когда…

В чём разница…

Прием "Дерево предсказаний".

Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. "Ствол дерева" - это тема, "листочки" - прогнозы, "веточки" -аргументы.

Помимо метода использования рисунков, схем, в технологии развития критического мышления используется метод групповой работы.

Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках иностранного языка позволяют сделать работу более эффективной, интересной и творческой, а главное - результативной. Следовательно, можно сделать вывод о том, что критическое мышление - не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания. Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности. Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений). Технология РКМЧП решает задачу образовательной мотивации, повышения интереса к процессу обучения за счет активного восприятия учебного материала, его постоянной новизны. Это современная "надпредметная" технология. Она прекрасно «укладывается» в рамки федеральных государственных стандартов 2 поколения, поскольку ее применение способствует формированию у учащихся всех видов универсальных учебных действий: личностных(положительные нравственные качества, адекватная оценка других, навыки конструктивного взаимодействия), коммуникативных (умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение вступать в диалог, делать нравственный выбор), регулятивных (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка) и познавательных, к которым относятся общеучебные и логические универсальные учебные действия.


© 2010-2022