Развитие коммуникативности учащихся начальной школы на уроках английского языка на основе игровой и музыкальной дидактики

Задачи учителя иностранного языка  начальной школы: развивать у учащихся имитационные, коммуникативные способности, фонематический слух, расширять объем памяти, способность логически мыслить, самостоятельно извлекать информацию из разных учебных источников, взаимодействовать друг с другом в коллективе и в парах и т.д., что, в свою очередь, должно работать на более глобальные цели - формирование личности ребёнка, его воспитание и развитие. Нельзя забывать при этом общедидактические принципы гуман...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие коммуникативности учащихся начальной школы

с помощью игровой и музыкальной дидактики


«Эмоционально окрашенный факт запоминается

крепче и прочнее, чем безразличный»

Л.С. Выготский

Как известно, Л.С. Выготский сформулировал в качестве своеобразного закона: «Прежде чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-то деятельности, заинтересуй его».

Задачи учителя иностранного языка начальной школы:

Развивать у учащихся имитационные, коммуникативные способности, фонематический слух, расширять объем памяти, способность логически мыслить, самостоятельно извлекать информацию из разных учебных источников, взаимодействовать друг с другом в коллективе и в парах и т.д., что, в свою очередь, должно работать на более глобальные цели - формирование личности ребёнка, его воспитание и развитие. Нельзя забывать при этом общедидактические принципы гуманной педагогики обучения детей в начальной школе.

Ориентируясь на современные установки системы образования, не забываем про работу по формированию основных универсальных учебных действий, в первую очередь - коммуникативных.

Для этих целей в начальной школе основным видом деятельности является на уроке игра. Игровые действия могут быть самыми разнообразными: от сюжетно-ролевой, например, игра «Магазин - Покупки» до драматической игры «Мы юные актёры».

Так неплохо зарекомендовала себя игра «Пресс-конференция», где дети берут друг у друга интервью, основываясь на своих навыках и речевом багаже по пройденным темам. Во 2-м классе при этом отрабатываются основные вопросы и ответы по темам «Приветствие», «Знакомство», «Семья», «Профессии», «Увлечения». Идёт интенсивное развитие диалогической и монологической речи. Очень важным моментом для учащегося является при этом использование такого атрибута как микрофон.

В УМК И.Н. Верещагиной многие уроки в начальной школе начинаются с разогрева «Let's warm up», где используются рифмовки для работы над пластикой речевого аппарата, развитием памяти. Но всем нам известно, что этому предшествует фонетическая разминка. На наших уроках дети обучаются самостоятельному подбору лексики, начинающейся именно с тех звуков, которые предлагаются учителем для тренировки на данном уроке. А это уже важный момент в формировании УУД. При этом развивается фонематический слух учащихся, их память и регулятивные навыки и умения.

Для этих же целей предлагаю использование такого варианта игры с мячом как:

I know five words beginning with «d»

Doctor - one

Dog - two

Desk - three

Door - four

Diary - five

(отбиваем мяч от пола на каждое произносимое слово (эффективно тренируется память, внимание, реакция, внутренняя организованность)).

Эта же самая игра может быть использована и в других целях. Например, закрепление и отработка лексики по любой теме, например, «Colours» - «I know five colours» etc.

Для закрепления языковых структур по тем же самым учебным темам может быть использована игра - цепочка. По правилам игры, учащиеся выстраиваются в круг и друг другу задают вопросы, например, по теме «Знакомство».

В следующем варианте игры детям раздаются игрушки (животные) и каждый ученик проговаривает фразу «I have got (a cat) etc. «What have you got?» (по кругу), после чего передает свою игрушку следующему, и все проговаривается заново.

Опираясь на такие упражнения в учебнике автора, как «find rhyming twins», учащиеся обучаются сами сочинять элементарные рифмы, и мы поддерживаем их творческое начало. Здесь, опять же, используются различные игрушки, находящиеся в арсенале кабинета. Например, из рифмовки-основы, такой как: This is a frog

This is a cock

This is a bear

This is a hare

Учащиеся создают свои собственные рифмовки путём поиска других названий животных, рифмующихся в данном четверостишье.

Например: This is a dog

This is a bear

This is a cat

This is a hare etc.

Кстати, вместо игрушек можно использовать и другой наглядный материал (картинки, либо возможности презентации).

Не менее популярна и любима учащимися и педагогами игра «Снежный ком», которая очень часто используется для развития памяти и речевых способностей учащегося. Задача учителя в таких играх в непосредственном его участии в них, проявлении личной заинтересованности, эмоциональности и артистичности. Но в рамках данной работы мне хотелось бы особенно остановиться на таком виде учебной деятельности, как использование музыки, пения, а возможно и танца на уроках иностранного языка.

Для привития и поддержания интереса учащегося к изучению иностранного языка считаю рациональным использование музыкальных фрагментов на уроке, что может быть названо интегрированием предметов музыки и иностранного языка. Опыт показывает, что даже элементарное проговаривание какой-то интересной рифмовки с одновременным прохлопыванием ритма делает эту работу гораздо более интересной и увлекательной. Например, дети с удовольствием проговаривают и одновременно хлопают в ладоши в стиле «рэп» такую рифмовку, как «Hop, hop, hop off to the shop».

А уж если звучит приятная знакомая мелодия, под которую можно что-то пропеть на изучаемом языке, то это вдвойне здорово.

Так были созданы такие учебные песенки, как «A song-compliment», с помощью которой дети не только быстро выпучивают употребления всех местоимений, но и учатся делать комплименты:

«You are looking so nice today!» (she is looking so nice…etc.) под музыку всем известной «Чунга - Чанги».

Для того, чтобы учащиеся быстрее запомнили лексический материал по теме «Animals», предлагаю использовать на уроках песенку «I go, go, go. I go to the Zoo» (под музыку всем известной «Мы едем, едем, едем»). Это примерно то же самое, что предлагает нам классический учебник (стихотворение-песня «This is the way…») Я называю подобные вещи стихами-трансформерами, из которых можно строить или сочинять много нового, что дети делают с удовольствием сами.

Как оказалось, на любом популярном детском музыкальном материале можно создавать интересные микро-произведения, которые легко выучиваются детьми и надолго откладываются в их памяти. Причём, мы понимаем, что это делается не ради песенного творчества как такового, а для расширения лексического запаса. Как показала практика, дети учатся использовать данные речевые структуры или клише в разных видах речевой деятельности и на разных уроках.

А в конце 4-ого класса, во время их выпускного праздника, ребята с удовольствием поют уже более содержательные песни, многие из которых я пишу для них сама, причем стараюсь не повторяться: ученикам нравится, когда для них делается какая-нибудь уникальная вещь.

Нельзя обойти без внимания ещё одну важную работу на уроке: это драматизация или инсценирование каких-либо сказок или коротких пьес. Так, мною были адаптированы и переведены на английский язык несколько сцен из сказки «12 месяцев», с которыми наши ученики выступили во время недели английского языка перед другими учащимися школы. В этом спектакле приняли участие ученики 4-го класса. А те, что помладше, с удовольствием инсценируют имеющуюся в учебнике сказку «Little Red Hen», завершая её песенкой «My mother» (тоже нашего сочинения).

«My mother is the cleverest of all the friends, I know. She cooks for me, she sings with me. That's why I love her so…etc».

А в 3-ем классе предлагаем учащимся короткую пьесу «The flowers' ball», которая печатается в некоторых методических сборниках, но завершаем мы ее по-своему, предлагаем другую мелодию и дополнительный куплет. Всё это не остаётся без соответствующих откликов со стороны учащихся, сразу ощущается обратная связь. За время своей педагогической практики все больше убеждаюсь в том, что дети ожидают видеть в нас не столько строгого взрослого, сколько приятного и заинтересованного друга, понимающего их чаяния и состояние души, и это очень важный компонент в достижении успеха.

© 2010-2022