Доклад по английскому языку Особенности использование кейс-технологии

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности использования кейс - технологии для подготовки обучающихся к межкультурной коммуникации

В контексте современных целевых ориентиров в области языкового образования обучающийся рассматривается как субъект межкультурной коммуникации. Важным и нужным становится не только учет закономерностей деятельности преподавателя и оценивание учебных достижений обучающихся, но и личностные результаты иноязычного образования. С точки зрения сегодняшнего социального заказа в фокусе внимания оказывается готовность, способности и личностные качества обучающихся, позволяющие ему осуществлять общение в условиях взаимодействия с представителями иных лингвоэтносоциумов. В этой связи активно исследуется и применяется обширный арсенал социальных технологий, в том числе кейс-технология.

Кейс-технология содействует развитию аналитического и критического мышления студентов, их информационной и коммуникативной компетентности.

Кейс-технология подразумевает решение социальной проблемы посредством ознакомления с определенной ситуацией, глубокого осмысления данной ситуации, выдвижение альтернативных решений данной проблемы, выбора оптимального решения, при этом используя дополнительные источники информации при анализе фактов и мнений с данной проблемой и влияющих на её решение.

Кейс-технология существенно меняет роль и функции педагога. При обучении иноязычному деловому общению с использованием кейс-технологии преподаватель выступает в роли фисилитатора, модератора и консультанта. Он одновременно выполняет функцию организатора и катализатора всего учебного процесса, подготавливая нужные кейсы и сопутствующие материалы в соответствии с учебно-тематическим планом, устанавливая разумный баланс между контролем за ходом работы студентов и их автономностью. Также преподаватель выполняет функцию психолога, помогая студентам справиться с возникающими в ходе работы трудностями, например, неумение реализовать коммуникативные способности, боязнь критической оценки со стороны сокурсников и т.д.

Кейс-технология представляет собой индивидуально-коллективную деятельность, в основе которой лежит детальный анализ реальной или вымышленной ситуации, практическое решение проблемы/конфликта и сравнение своего решения с тем, как ситуация была решена в действительности. Если это был вымышленный кейс, важно обосновать решение преподавателя.

Источником кейса могут быть случай из жизни, реальное событие, фрагмент художественного/документального фильма, интернет-ресурсы, репортаж. Кейс представляется в устной или письменной форме. Это также может быть видеокейс или мультимедийный кейс.

Отличие от проблемных заданий/задач в подобных ситуациях состоит в отсутствии четко представленного набора исходных данных, необходимых для получения правильного решения. Обучающимся следует целиком осмыслить ситуацию, изложенную в кейсе, самостоятельно выявить проблему и вопросы, требующие решения. Основу ситуации может составить миф (стереотипное представление) относительно поведенческих норм, этикета, ценностей тех или иных культур или пример конфликтной ситуации, обусловленной незнанием культурного контекста страны изучаемого языка.

Последовательность действий преподавателя и обучающихся по работе над кейсом может быть представлена в виде алгоритма:

- формирование преподавателем (на подготовительном этапе) образовательной, развивающей и воспитательной целей обучения, подбор и написание кейса;

- вступительное слово преподавателя, ознакомление обучающихся с особенностями предстоящей работы и с особенностями ситуации;

- организация работы в малых группах, выявление основной проблемы (проблем), фактов, персоналий;

- проведение мозгового штурма;

- предложение одного или нескольких вариантов решения кейса;

- анализ последствий принятия того или иного решения обучающимися;

- проведение преподавателем консультаций в процессе работы над ситуацией;

- презентация решений в ходе общей дискуссии;

- обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации;

- оценивание обучающихся;

- сообщение домашнего задания.

На этапе введения в ситуацию преподаватель представляет обстановку, действующих лиц и суть возникающего конфликта. Например, содержанием конфликта является ситуация в ресторане, возникшая в процессе общения представителей разных культур, повлекшая написание письма-жалобы. Обучающиеся могут быть ознакомлены с содержанием кейса накануне в качестве домашнего задания: во-первых, раскрыть причины конфликта; во-вторых, предложить несколько вариантов того, каким образом может быть разрешена возникшая ситуация. Обучающиеся могут задавать преподавателю уточняющие вопросы.

Этап анализа ситуации предполагает групповую работу, в ходе которой происходит дальнейшее выявление проблемы, критический анализ предполагаемых решений, их оценка и выбор наиболее оптимального решения. Преподаватель может давать дополнительные пояснения. Здесь может понадобиться дополнительный фактологический материал, раскрывающий данные особенности. В частности может быть предложена памятка, в которой внимание обучающихся обращается на особенности менталитета, речевого/неречевого поведения представителей разных культур. Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся осуществляется через наводящие вопросы. На этом же этапе проводится подготовка обучающихся к презентации.

Презентация - важный этап работы в соответствии с кейс-технологией. Умение представить свой продукт, ответить на вопросы одногруппников является значимым. На этапе общей дискуссии происходит обсуждение того, почему данная ситуация выглядит как дилемма, кто в группе принимал решения, какое решение, по их мнению, является наиболее близким к истине.

Этап подведения итогов предполагает завершающее выступление учителя о причинах имевшего место конфликта и о том, как он был разрешен в действительности.

Возможным вариантом домашнего задания может быть выработать список допустимых/недопустимых действий, соответствующим культурным ожиданиям окружающих в условиях возникшего конфликта.

В процессе работы обучающихся над кейсом важно развивать социокультурную наблюдательность, умение критически осмысливать и интерпретировать происходящее вокруг нас, оценивать ситуацию с позиций своей и иных культур, уважать различия, быть гибкими, конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях, в том числе обусловленных незнанием культурного контекста.

Итак, процесс подготовки обучающихся к межкультурной коммуникации посредством использования кейс-технологии должен иметь в своей основе:

1) анализ особенностей речевого/неречевого взаимодействия, обусловленных культурными нормами носителей языка;

2) анализ моделей ситуативного поведения представителей разных культур и своей собственной;

3) выявление общего и специфического с целью формирования устойчивого отношения к иной культуре;

4) развитие способностей наблюдать, фиксировать всю совокупность сигналов, получаемых от собеседников;

5) создание ситуаций общения, предполагающих реагирование обучающихся на факты культуры, в процессе которого они должны уметь адекватно выстраивать стратегию своего поведения, избегать коммуникативных барьеров;

6) развитие умения предупреждать или конструктивно преодолевать конфликтные ситуации благодаря способности осмыслить, оценить ситуацию с позиций своей и иных культур, не допуская однозначных, стереотипных ошибок.



© 2010-2022