Использование ИКТ на уроках иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Одной из самых современных методик обучения являетсякоммуникативная беспереводная методика.

Суть данного метода заключается в своеобразном «погружении» изучающего во франкоязычную языковую среду, в постепенном введении реалий французского языка и культуры в ситуации, диалоги. В данной методике грамматика не является целью - она лишь средство выражения, как это и должно быть. Поэтому грамматика изучается дозировано и постепенно вводится в живую разговорную речь. Основная задача этого метода - научить говорить на современном французском языке, с широким словарным запасом. Данная методика позволяет быстро и эффективно изучать язык, так как она предполагает использование языковых ситуаций и создание микросреды французского языка, в которой учащийся вынужден будет обходиться без родного языка, что в десятки раз ускоряет изучение французского языка. Неотъемлемыми атрибутами этой методики являются наглядности: картинки, учебные фильмы и аудиозаписи, новые учебные пособия, а также сам преподаватель, который должен играть активную роль.

В XXI веке информационные технологии стали важнейшим фактором, определяющим развитие общества и его место в современной информационной цивилизации. Успешность в первую очередь зависит от интеллектуального потенциала нации, от эффективности национальной системы образования, ее способности адекватно отвечать на современные вызовы информационного века.

Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Возрастает роль и место учебного предмета «Иностранный язык» в системе общего среднего образования. Иностранные языки изучаются в целях их дальнейшего функционирования в качестве инструмента всестороннего информационного обмена, взаимодействия национальных культур, усвоения личностью общечеловеческих ценностей.

Задачи учителя состоят в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество; активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.

Главным инструментом модернизации становится массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную практику обучения иностранному языку и формирование новых образовательных подходов и моделей.

Все средства ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

К аппаратным средствам относятся компьютер, принтер проектор, телекоммуникационный блок,устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами, устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон), устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами), внутриклассная и внутришкольная сети, аудио-видео средства.

К программным средствам относятся источники информации, виртуальные конструкторы, тренажеры, тестовые среды, комплексные обучающие пакеты (электронные учебники).

применение автоматизированных систем в обучении оправдано лишь тогда, когда это приводит к повышению эффективности обучения, хотя бы по одному из следующих критериев:


  • повышение мотивационно-эмоциональной стороны обучения;


  • повышение качества обучения;


  • сокращение затрат времени обучаемого и обучающего для изучения данного предмета (вопроса);


  • уменьшение финансовых затрат на обучение.

Общие характеристики и преимущества использования программного обеспечения в обучении иностранному языку:


  • интерактивность;


  • адаптивность;


  • нелинейность представления информации;


  • индивидуализация обучения;


  • оперирование большими объемами информации;


  • комплексное воздействие на различные каналы восприятия путем использования текста, звука, мультипликации, видео;


  • неограниченное количество обращений к заданиям;


  • немедленное предоставление программой обратной связи;


  • необходимость специальной подготовки пользователя для работы с программой.

Интернет ресурсы

rudocs.exdat.com/docs/index-130022.html

Практика показывает, что ИКТ имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания.

Основной целью обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, базою для которой являются коммуникативные умения, сформированные на основе языковых знаний и навыков.

Овладеть же коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное.

Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Использование современных средств и методик позволяют решить эту задачу.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции:

  • обучающая функция в рамках классно-урочной системы в различных социальных и культурных условиях, а также в самостоятельной, индивидуальной и учебно-исследовательской деятельности;

  • функция, развивающая мотивацию, интересы, мышление, навыки учебно-познавательной деятельности;

  • организационная функция, обеспечивающая обратную связь учащихся с преподавателем, индивидуальную траекторию обучения и на уроке, и во внеурочной деятельности по выбранной тематике и по затраченному времени;

  • контрольная и регулирующая функция (функция самоконтроля обучающихся и функция учительского контроля, мониторинг учебной деятельности за промежуток времени)

Интернет-ресурсы сегодня позволяют:

• восполнить дефицит источников учебного материала;
• развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
• объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.

Что же такое ИКТ и средства Интернет.

Если мы обратимся к «Словарю методических терминов», то найдем следующее определение: информационные технологии - это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».

Термин "мультимедиа" означает: много сред (текст, звук, видео).

Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, презентации и т.д. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку способствует интеллектуальному творческому развитию учащихся. Интернет-ресурсы сегодня позволяют:

• восполнить дефицит источников учебного материала;
• развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
• объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.

Итак, назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:


  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и


  • мультимедийного проектора,


  • интерактивные доски,


  • электронные энциклопедии и справочники,


  • тренажеры и программы тестирования,


  • образовательные ресурсы Интернета,


  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,


  • видео и аудиотехника,


  • интерактивные карты и атласы,


  • интерактивные конференции и конкурсы,


  • материалы для дистанционного обучения,


  • научно-исследовательские работы и проекты.


  • дистанционное обучение.

Основными целями применения ИКТ на уроках иностранного языка являются:

  • повышение мотивации к изучению языка;

  • развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

  • увеличение объема лингвистических знаний;

  • расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

  • развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

  • Обучение с использованием ИКТ осуществляется на основе системы принципов, отражающих основные требования к организации образовательного процесса:

  • принцип систематичности обеспечивается использованием ИКТ на всех этапах обучения;

  • принцип активности и самостоятельности учащихся предполагает значительную активность школьников на уроках с использованием ИКТ, умение ориентироваться в потоке информации, самостоятельное мышление;

  • принцип дифференцированного подхода к учащимся ориентирован на возрастные особенности, уровень знаний, интересов, степень их подготовленности к восприятию. Он определяет методику работы с разными возрастными категориями обучающихся;

  • принцип распределенности образовательных ресурсов проявляется в формах представления учебной информации и способах ее доставки (по сети или на локальных носителях), что дает возможность выбора наиболее удобного и привычного для изучения варианта, удобного темпа изучения материала и построения индивидуальной образовательной траектории;

  • принцип авторского участия в учебном процессе;

  • принцип интерактивности обеспечивается взаимодействием на основе сотрудничества участников образовательного процесса;

принцип мультимедийного представления учебной информации

Наиболее часто используемые элементы ИКТ в учебном процессе являются:


  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и

мультимедийного проектора,


  • интерактивные доски,


  • электронные энциклопедии и справочники,


  • тренажеры и программы тестирования,


  • образовательные ресурсы Интернета,


  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,


  • видео и аудиотехника,


  • интерактивные карты и атласы,


  • интерактивные конференции и конкурсы,


  • материалы для дистанционного обучения,


  • научно-исследовательские работы и проекты.


  • дистанционное обучение.

Основными видами лингвометодических возможностей применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности можно представить следующие.



При обучении фонетике:

С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки.

При обучении письму:

Фиксировать свои высказывания и высказывания других, выписывать из прочитанного, трансформируя материал, написать письмо, открытку, эссе, заполнить бланк и т.д. Использование компьютера при обучении письму придает этому процессу больший динамизм. Учащиеся сами набирают тексты своих сочинений, учатся работать с текстовыми редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Они переписываются со сверстниками из других стран, отправляют учителю для проверки свои сочинения и творческие работы, принимают участие в школьных и районных проектах.

При обучении грамматике:

Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске.

И с помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

При обучении лексике:

на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как:

  • упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:

  • запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;
    - переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака "крестик", означающего неверный ответ;

  • упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;

  • упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом.

  • упражнения в виде игры " Охотник ", которая может быть в таких вариантах:

  • выстрел производится после аудирования слова по нужной дефиниции (картинке);

  • выстрел производится после написания слова.

  • учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;

  • учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От учащегося требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой);

  • упражнения "Найди ошибку", в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией.

При обучении чтению:

ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста и т.д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

При обучении аудированию:

Формирование фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста; умение понимать аутентичную речь.

В работе также можно использовать возможности ИКТ для решения комплексных задач: для тренировки умений и навыков аудирования использовать мультимедийные уроки и задания. Источниками таких заданий являются мультимедийные уроки и Интернет. Интернет - богатый источник аудио записей. Например, существует сайт, где есть необходимые песни "на все случаи жизни" - текст песни и музыка.

При обучении говорению:

Формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе стимулятивно-моделирующих программ. Умение сообщить, объяснить, одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т.д. Учащимся можно предложить сайты по определённой тематике, связанной с изучаемой темой.

При обучении переводу:

Формирование лексических и грамматических навыков перевода; контроль правильности перевода; овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).

Применение ИКТ на уроках дает возможность в любой момент извлечь из памяти и использовать языковой материал, относящийся к разным разделам изучаемого иностранного языка, проводить углубленное структурирование данного материала, располагать его в любой приемлемой форме, использовать цвет, анимацию, графические и звуковые возможности, регулировать динамическую последовательность их предъявления. Более адекватная форма презентации языковых знаний дает положительный психологический эффект, в результате обеспечивается лучшее понимание языкового материала.

ИКТ позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности учащегося, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Использование ИКТ при изучении иностранных языков способствует:

  • развитию творческих возможностей и способностей учащихся;

  • созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний;

  • повышению уровня использования наглядности на уроке;

  • повышению производительности урока;

  • установлению межпредметных связей;

  • приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке;

  • обогащению знаний учащихся об истории и культуре стран изучаемого языка;

  • развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

  • а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности

  • б) совершенствовать умения восприятия иноязычной речи на слух на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также подготовленных учителем текстов.

  • в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;

  • г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально, в письменной форме составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других видов переписке в процессе совместной деятельности партнеров;

  • д) совершенствование лексико-грамматических навыков, путем тренировки при помощи программ, игр, тестов.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:

  • возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока;

  • простоту разработки имеющихся программных средств;

  • возможность сочетания разных программных средств;

  • возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения;

  • побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.

Преимущества использования ИКТ в учебном процессе очевидны. Это:

  • высокая степень мотивации учащихся (Motivation);

  • интерактивность (Interactivity);

  • возможность немедленной обратной связи (Feedback);

  • гибкость индивидуального режима работы (Flexibility);

  • большая свобода действий и самостоятельность (Autonomy);

  • широкое распространение и общедоступность (Currency);

  • соответствие ожиданиям нового поколения учащихся (Expectations);

возможности аутентичного общения (Authentic

Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по английскому языку. ИКТ позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности учащегося, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.

Эти технологии открывают широкие возможности преподавателям, которые ищут в данных технологиях дополнительные средства для решения своих профессиональных задач. Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.

Проанализировав опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:

  • мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения:

  • способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

  • улучшают качество усвоения материала;

  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;

  • дают возможность избежать субъективности оценки.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что ИКТ на уроках английского языка (и во внеурочной деятельности при подготовке к урокам и самообразовании) - отличный помощник учителя, который нельзя недооценивать, но не следует применять ИКТ только ради новизны. Неправильное использование этого средства может привести к демотивации как учителя, так и его учеников.

Базой для обогащения методической копилки мне послужили интересные и полезные источники:


  • spotlightonrussia.ru


  • centercom.ru


  • homeenglish.ru


  • ourkids.ru


  • englishforkids.ru


  • glc.me.uk


  • english4u.com.ua/index.php


  • learningplanet.com


  • netrover.com


  • penfriends.com.


  • golivewire.com


  • learn-english.ru


  • alleng.ru


  • rusedu.ru


  • detskiy-mir.net

Вопросом использования ИКТ на уроках английского языка в качестве своей индивидуальной методической темы я занимаюсь первый год, хотя элементы ИКТ применяла и раньше.

Мне бы хотелось продемонстрировать приемы, методы и формы работы на уроках английского языка с применением ИКТ, которые я применяю (планирую применять) на практике.

1) Использование аудиоматериалов к учебнику Кузовлева В.П., Лапа Н.М. Английский язык», размещенных на сайте prosv.ru/info.aspx?ob_no=16094, позволяет создать на уроке необходимые условия для тренировки учащихся в аудирования текстов.

2) Практически в каждом электронном пособии есть раздел «работа с микрофоном», который способствует развитию, тренировки навыков произношения. Графическая диаграмма показывает все неточности в произношении.

3) Использование видеороликов с последующим их обсуждением позволяет воспринимать аутентичную речь, расширять словарный запас, запоминать конструкции предложений характерные для живой, разговорной речи. Кроме того, интересный, увлекательный материал обеспечивает высокую мотивацию к изучению предмета.

4) Использование флэш-игр; различных видов тренировочных упражнений (в том числе и игровых) позволяют восполнить «пробелы в знаниях» обучающихся; тренировать грамматические навыки; пополнять лексический запас.

5) Применение в практике POWER POINT презентаций на различных этапах работы (введение новой лексики или объяснение грамматического материала; обобщение знаний по изученной теме; самостоятельное создание обучающимися презентаций) позволяет представлять необходимую информацию более наглядно.

6) Использование электронного тренажера навыков общения позволяет не только запоминать лексику и отдельные фразы, но также моделирует ситуации общения, тем самым способствует развитию диалогической речи.

7) Также широко можно применять различные электронные тесты, которые позволяют экономить время, объективно показывают результат, способствуют развитию навыков самооценки и самоконтроля.

Широкие возможности в изучении иностранного языка открывает использование Интернет технологий:

1) Видеоконференции

2) Работа с англоязычными сайтами

3) On-line тесты

4) Международные телекоммуникационные проекты

5) Переписка со сверстниками из других стран

6) Работа с аудиокнигами

Наряду со всеми несомненными достоинствами работы с использованием ИКТ не следует забывать, что компьютер не может заменить учителя, поэтому следует четко планировать место и время работы с электронными средствами обучения.

В своей практике применения средств ИКТ я столкнулась со следующими проблемами:

1) Организационные вопросы

2) Не смотря на достаточное количество электронных пособий, сложно отобрать материал, подходящий по изучаемой тематике

3) Сложно заранее спланировать на каких уроках будут применяться ИКТ

4) Ограниченность в использовании видеороликов, статей из англоязычных изданий из-за слабой подготовки обучающихся.

5) Недостаток знаний в сфере информационных технологий у обучающихся.

6) Необходимость дополнительных знаний о различных компьютерных программах, то есть повышение уровня знаний преподавателя как пользователя.

Таким образом, использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Важно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения также влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

 обеспечить положительную мотивацию обучения;

 проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

 обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

 усовершенствовать контроль знаний;

 рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

 обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

mokrovojsvetlany.blogspot.com/p/blog-page_25.html‎

В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Учащиеся используют Интернет для сбора материала для проектов.

Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно провести урок иностранного языка в компьютерном классе, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию учитель может подготовить сам или поручить создание презентации учащимся. Эта презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация - это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность.

Необходимо отметить, что учащиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Из практики хочу отметить, что такие задания ученики начинают выполнять с 4-го класса. Интерес представляют такие темы, как "Праздники", "Животные", "Времена года", "Сказки".

Далее хочу остановиться на мультимедийных презентациях, используемых для развития такого вида речевой деятельности, как аудирование.

Обучение аудированию предполагает работу над двумя функциональными видами данного вида речевой деятельности: 1) аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения и 2) аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения.

В данной работе хочу остановиться на вопросе развития у учащихся умений дистанционного аудирования, т.е. восприятия и понимания аудиотекстов в условиях опосредованного общения.

Использование мультимедийных презентаций на уроках по развитию навыков аудирования имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ является возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные ответы в письменном виде. Можно предложить ученикам записать некоторые факты, фразы, предложения, опираясь на наглядность, что многим учащимся облегчает процесс правильного написания. И в дальнейшем эти записи использовать для дискуссий и монологических высказываний по теме, а также при выполнении домашнего задания.

Другой положительный результат использования презентаций - это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.

Разрабатывая уроки по аудированию, учителя часто сталкиваются с проблемой отсутствия раздаточного материала с заданиями. Эту проблему можно решить с помощью мультимедийных презентаций. Содержание презентаций может быть различным: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы, таблицы.
festival.1september.ru/articles/507487/


Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения.

  • Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в
    разных комбинациях;

  • помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности,

  • создавать коммуникативные ситуации;

  • автоматизировать языковые и речевые действия;

  • а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы
    ученика.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Развивать различные виды коммуникативных умений.

При реальном общении различные коммуникативные умения обычно неразделимы. Для ведения разговора требуются сформированные умения и аудирования и говорения.

При заполнении бланков необходимо писать и читать. Это так называемые "интегративные, или комплексные умения". На уроке развиваются различные коммуникативные умения.

ИКТ осуществляют возможность проводить экстенсивное аудирование, где важно понять определенную информацию. Это можно делать как со всей группой так и индивидуально. И существует возможность быстро проверить себя и узнать результат своей работы. А затем плавно перейти к говорению, так как услышанное часто порождает желание рассказать о себе или просто продолжить разговор по заданной теме.

Задания такого рода можно составить самим, используя возможности интерактивного комплекса "Mimio" "Smart". Все на доске перемещается - слова, картинки. Учащиеся не только визуально воспринимают информацию, но и практически, перемещая слова.

Ребята с удовольствием выполняют такие задания. И главное создается ситуация успеха, так как все справляются с заданием.

Формирование лингвистических способностей.

Для использования грамматического материала в речи учащимся необходимо знать лексику, которая употребляется в модели. В этом случае учитель вводит сначала необходимые слова.

Можно использовать графические возможности компьютера. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе позволяет ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке.

На интерактивной доске задания можно строить разные, а цель одна - активизировать лексику по теме. Ребята могут перемещать картинки или слова и создавать правильную пару.

  • Лексико-грамматические структуры обычно отрабатываются в заданиях игрового
    характера.

  • А на более старшей ступени можно составлять и такие задания, где можно писать
    на доске, а затем проверить работу с помощью компьютера, возможна
    индивидуальная работа за персональным компьютером, а можно работать в
    тетрадях и потом проверить на доске, используя мультимедийный комплекс.

Создание коммуникативных ситуаций.

  • Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного
    овладения иностранным языком, учащиеся должны знать не только языковые
    формы (грамматику, лексику, произношение), но также иметь представление, как
    их использовать.

  • Современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к
    использованию языка в реальной жизни. Учитель планирует на уроке как можно
    больше ситуаций общения и снова на помощь приходят ИКТ.

  • Нами используются видео ролики.

Повышение значимости английского языка как средства общения.Такая форма работы ставит ребенка в центр процесса обучения, повышает его интерес к иностранному языку, дает чувство комфортности и удовлетворения от работы, обогащает его эмоциональный опыт.

Образовательная и воспитательная ценность. Межпредметные связи способствуют развитию у учащихся познавательной активности, самодисциплины и т.д.

Психологические приёмы повышения мотивации обучения:

  • Новизна материала, опора на любознательность

  • Поощрять любые усилия

  • Дать проявить самостоятельность

  • Воспринимать ученика в положительном свете, несмотря на успеваемость

  • Учить слушать, выбирать существенное

  • Чтение противоречивого материала

  • Говорить о практической значимости знаний

  • Налаживание эмоционального контакта с учениками и их родителями

  • Дать испытать ситуацию успеха хоть в чём-либо

Заключение.

  • Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать "грамотными" в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность.

  • Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. И это не просто слова. Проанкетировав учащихся, мы узнали, что такая форма работы им нравится. Все ребята дали утвердительный ответ "Да". - 100%.

  • festival.1september.ru/articles/607856/‎

  • В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Применение ИКТ на уроках дает возможность в любой момент извлечь из памяти и использовать языковой материал, относящийся к разным разделам изучаемого иностранного языка, проводить углубленное структурирование данного материала, располагать его в любой приемлемой форме, использовать цвет, анимацию, графические и звуковые возможности, регулировать динамическую последовательность их предъявления. Более адекватная форма презентации языковых знаний дает положительный психологический эффект, в результате обеспечивается лучшее понимание языкового материала.

  • Внедрение современных образовательных технологий в процесс преподавания иностранного языка доступно каждому учителю, важно, чтобы изучение материала заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком. Применение современных образовательных технологий способствует повышению мотивации, интереса к предмету, желанию изучать язык и общаться на нем.

  • Одним из вариантов достижения цели является применение информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства. Каждый урок иностранного языка должен быть направлен на практический результат, на достижение коммуникативной компетентности, т.е., определенного уровня языковых, страноведческих знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. Использование на уроках ИКТ, позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися. Любая схема, иллюстрация, анимация, звукозапись, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным.

  • Использование ИКТ при изучении иностранных языков способствует:

  • развитию творческих возможностей и способностей учащихся;

  • созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний;

  • повышению уровня использования наглядности на уроке;

  • повышению производительности урока;

  • установлению межпредметных связей;

  • приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке;

  • обогащению знаний учащихся об истории и культуре стран изучаемого языка;

  • развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.

  • Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач, в частности, на уроке английского языка:

  • а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности

  • б) совершенствовать умения восприятия иноязычной речи на слух на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также подготовленных учителем текстов.

  • в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;

  • г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально, в письменной форме составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других видов переписке в процессе совместной деятельности партнеров;

  • д.) совершенствование лексико-грамматических навыков, путем тренировки при помощи программ, игр, тестов.

moluch.ru/conf/ped/archive/64/2885/‎

sibac.info/10632‎

Пояснительная записка


Мы живём в компьютерную эру, и это требует от людей разных профессий, включая учителей, компьютерной грамотности и технологической образованности.

В настоящее время идет активный процесс информатизации в области образования, который предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий, использование всех средств коммуникаций, которые могут быть полезны в формировании интеллектуально развитой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве. Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала учащегося, развития его способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями для человека.

Соответственно и система образования должна быть нацелена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Это иная система образования по сравнению с той, которая была востребована обществом ранее. Применение новейших средств информационной технологии в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании, приобретает все большую актуальность. В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения.

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:

  • повышение мотивации к изучению языка;

  • развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

  • увеличение объема лингвистических знаний;

  • расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

  • развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

Мы, учителя английского языка, используем ИКТ для различных целей: повышения профессионального мастерства, совершенствования языковых и речевых умений, поиска информации, переписки с друзьями и коллегами, создания дидактического материала для уроков, проверки домашнего задания, работы над проектами разного уровня.

Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.

Рассмотрим основные виды лингводидактических задач, которые можно решать с помощью ИКТ, то есть лингвометодические возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности.



Основное содержание

При обучении фонетике:

С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки.

При обучении письму:

Фиксировать свои высказывания и высказывания других, выписывать из прочитанного, трансформируя материал, написать письмо, открытку, эссе, заполнить бланк и т.д. Использование компьютера при обучении письму придает этому процессу больший динамизм. Учащиеся сами набирают тексты своих сочинений, учатся работать с текстовыми редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Они переписываются со сверстниками из других стран, отправляют учителю для проверки свои сочинения и творческие работы, принимают участие в школьных и районных проектах.

При обучении грамматике:

Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске.

И с помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

При обучении лексике:

на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как:

  • упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:

  • запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;
    2) переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака "крестик", означающего неверный ответ;

  • упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;

  • упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом.

  • упражнения в виде игры " Охотник ", которая может быть в таких вариантах:

  • выстрел производится после аудирования слова по нужной дефиниции (картинке);

  • выстрел производится после написания слова.

  • учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;

  • учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От учащегося требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой);

  • упражнения "Найди ошибку", в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией.

При обучении чтению:

ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста ит.д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

При обучении аудированию:

Формирование фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста; умение понимать аутентичную речь.

В своей работе мы также используем возможности ИКТ для решения комплексных задач, поэтому для тренировки умений и навыков аудирования используются мультимедийные уроки и задания. Источниками таких заданий являются мультимедийные уроки и Интернет. Интернет - богатый источник аудио записей. Например, существует сайт, где есть необходимые песни "на все случаи жизни" - текст песни и музыка.

При обучении говорению:

Формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ. Умение сообщить, объяснить, одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т.д. Учащимся предлагаются сайты по определённой тематике, связанной с изучаемой в УМК темой. Например, при изучении темы «Лондон» учащиеся совершают виртуальное путешествие по городу и рассказывают о том, что они видят. Может осуществляться парная работа, при которой учащиеся разыгрывают диалог между жителем Лондона или гидом и приезжим.

При обучении переводу:

Формирование лексических и грамматических навыков перевода; контроль правильности перевода; овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).

Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по английскому языку. ИКТ позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности учащегося, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.

Эти технологии открывают широкие возможности преподавателям, которые ищут в данных технологиях дополнительные средства для решения своих профессиональных задач. Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.

Проанализировав опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:

  • мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения:

  • способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

  • улучшают качество усвоения материала;

  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;

  • дают возможность избежать субъективности оценки.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что ИКТ на уроках английского языка (и во внеурочной деятельности при подготовке к урокам и самообразовании) - отличный помощник учителя, который нельзя недооценивать, но не следует применять ИКТ только ради новизны. Неправильное использование этого средства может привести к демотивации как учителя, так и его учеников.

edu.tatar.ru/upload/images/files

В своей работе я часто использую разнообразные электронные ресурсы: мультимедийные программы, материалы, найденные в сети Интернет, интерактивные тесты. Они делают уроки разнообразными и интересными, учат детей пользоваться различными новыми технологиями. В Интернете мы с учениками находим необходимую для проектов информацию: о музеях, достопримечательностях, информацию о текущих событиях в разных странах, об экологической ситуации в различных уголках мира, о национальных праздниках и т.д. И эти материалы выступают в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации. При этом моя роль , как учителя английского языка, состоит в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню учащихся.

Мультимедийные презентации широко применяются почти всеми учителями. Они удобны и для учителя, и для учеников. Почти на каждом уроке я использую презентации, которые готовлю самостоятельно. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Текст может быть начитан носителями языка. Преимущества мультимедийных презентаций заключается в следующем:

- в активизации внимания всего класса;

- в сочетании классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся;

- в экономии учебного времени;

- в возможности использования для презентаций интерактивной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;

- в сочетании разнообразной текстовой аудио- и видео- наглядности.

Но составление наглядности требует большой подготовки учителя по подбору материала, продумыванию структуры презентации, выбору оформления и т.д.

Информационные компьютерные технологии открывают перед учителем иностранных языков поистине необозримые возможности и предлагают простые и удобные решения широкого круга задач, расширяют выбор материалов и форм учебной работы, делают уроки яркими и увлекательными, эмоционально и информационно насыщенными.

Практическое использование ИКТ повышает познавательную активность учеников, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной активности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Применение на уроках информационных компьютерных технологий повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации. А позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность использования компьютера на уроках. Существует пять основных направлений использования ИКТ:

  • 1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

  • 2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.

  • 3. Создание собственных мультимедийных презентаций.

  • 4. Использование ИКТ во внеклассной работе.

  • 5. Использование ресурсов сети Интернет. [ № 2 ]

Учитель должен формировать у учащихся информационную компетенцию. Наши учащиеся должны уметь находить необходимую для них информацию, анализировать ее, выбирать главное и использовать выбранное для решения своих собственных целей и создания нового продукта. Мы должны развивать навыки самообразования у наших учащихся, так как сегодня, как никогда, от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию и переквалификации. [ № 4 ]

Задания на основе ресурсов Интернет и проектная деятельность способствуют обучению в сотрудничестве, формированию навыков взаимопомощи, умения осуществлять совместную деятельность, умения работать в группах неоднородного состава, чувства личной ответственности, а также развитию толерантности - терпимости к разнообразию, к чужой точке зрения. Учащиеся учатся выбирать, преобразовывать информацию, выдвигать гипотезы и принимать решения. Учащиеся могут общаться с носителями языка с помощью чатов, видеоконференций, форумов и электронной почты. Они узнают больше о жизни, ценностях и культуре людей, чей язык они изучают. [ № 1 ]

Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках английского языка и во внеурочное время. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Я использовала сначала Интернет для получения информации по страноведческой тематике. Ведь в учебниках этот страноведческий материал часто преподносится не так интересно, красочно и, часто, без наглядности. Посмотреть на достопримечательности Британии было потрясающе не только для моих учащихся, но и для меня лично. Затем я начала использовать ресурсы Интернета в процессе урока. Это делает возможным путешествие по разным странам, посещение парков, осмотр памятников и любых других достопримечательностей. Здесь можно найти все о выбранной стране - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве на изучаемом языке.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для меня новые возможности в преподавании моего предмета, т.к. используя ИТК на уроках английского языка, я сталкиваюсь с новыми формами и методами преподавания, ищу новые подходы к процессу обучения.

Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя.

Отмечая все положительные стороны использования информационных технологий, нельзя не отметить, однако, что никакие самые новейшие технологии не смогут заменить учителя на уроке. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Применение же ИКТ следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса, одно из основных требований к профессиональной деятельности учителя на современном этапе - информационной компетентности.

nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/

Информационные и коммуникационные технологии на уроках английского языка

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции:

  • обучающая функция в рамках классно-урочной системы в различных социальных и культурных условиях, а также в самостоятельной, индивидуальной и учебно-исследовательской деятельности;

  • функция, развивающая мотивацию, интересы, мышление, навыки учебно-познавательной деятельности;

  • организационная функция, обеспечивающая обратную связь учащихся с преподавателем, индивидуальную траекторию обучения и на уроке, и во внеурочной деятельности по выбранной тематике и по затраченному времени;

  • контрольная и регулирующая функция (функция самоконтроля обучающихся и функция учительского контроля, мониторинг учебной деятельности за промежуток времени)

  • Обучение с использованием ИКТ осуществляется на основе системы принципов, отражающих основные требования к организации образовательного процесса:

  • принцип систематичности обеспечивается использованием ИКТ на всех этапах обучения;

  • принцип активности и самостоятельности учащихся предполагает значительную активность школьников на уроках с использованием ИКТ, умение ориентироваться в потоке информации, самостоятельное мышление;

  • принцип дифференцированного подхода к учащимся ориентирован на возрастные особенности, уровень знаний, интересов, степень их подготовленности к восприятию. Он определяет методику работы с разными возрастными категориями обучающихся;

  • принцип распределенности образовательных ресурсов проявляется в формах представления учебной информации и способах ее доставки (по сети или на локальных носителях), что дает возможность выбора наиболее удобного и привычного для изучения варианта, удобного темпа изучения материала и построения индивидуальной образовательной траектории;

  • принцип авторского участия в учебном процессе;

  • принцип интерактивности обеспечивается взаимодействием на основе сотрудничества участников образовательного процесса;

  • принцип мультимедийного представления учебной информации.

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин «мультимедиа» означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными. Использование мультимедийных средств обучения - закономерный этап развития педагогических технологий.

Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:

  • возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока;

  • простоту разработки имеющихся программных средств;

  • возможность сочетания разных программных средств;

  • возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения;

  • побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.

  • Преимущества использования ИКТ в учебном процессе очевидны. Это:

  • высокая степень мотивации учащихся (Motivation);

  • интерактивность (Interactivity);

  • возможность немедленной обратной связи (Feedback);

  • гибкость индивидуального режима работы (Flexibility);

  • большая свобода действий и самостоятельность (Autonomy);

  • широкое распространение и общедоступность (Currency);

  • соответствие ожиданиям нового поколения учащихся (Expectations);

  • возможности аутентичного общения (Authentic Communication).

Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности. Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников.

К средствам и объектам материально-технического обеспечения относятся в том числе и мультимедийные обучающие программы по иностранным языкам, компьютерные словари, игровые компьютерные программы, которые могут быть использованы для:

  • работы над языковым материалом;

  • развития основных видов речевой деятельности;

  • построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки обучающегося.

Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению.

Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему «слабый - сильный» ученик.

Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету.

Овладение языком через игру - один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.

Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.

В каждую программу заложена задача, желание решить которую создает позитивную мотивацию к обучению. Усвоение учебного материала происходит без какого-либо стороннего побуждения.

Многие учебно-методические комплекты издательств дополнены интерактивными мультимедийными приложениями, которые могут быть использованы как во время урока, так и для самостоятельной работы школьников. Например, интерактивный CD для младших школьников может содержать разнообразные задания: игры, кроссворды, шарады, песни и считалки, упражнения, направленные на закрепление пройденного материала в увлекательной форме. Таким образом, с помощью данного приложения можно решить целый ряд дидактических задач: отрабатывать произношение, формировать и развивать навыки чтения, совершенствовать умения письменной речи, пополнять словарный запас учащихся, отрабатывать грамматические навыки и, самое главное, формировать у младших школьников устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка.

С помощью мультимедийных приложений достигается индивидуализация обучения, так как каждый ученик может работать в удобном для него темпе, выбирая оптимальную для себя скорость усвоения материала.

При презентации лексических единиц при помощи ИКТ учащиеся имеют возможность увидеть, услышать, почувствовать, в случае необходимости несколько раз повторить. Грамматические структуры предъявляются и активизируются в интересной и увлекательной форме. Специальные анимационные эффекты помогают ученикам осознать материал и самостоятельно сформулировать правило. Формированию языковых навыков способствует наличие обратной связи.

При обучении аудированию авторы используют различные типы аудиотекстов, естественные шумы, дополнительную зрительную поддержку, реальные ситуации общения. Таким образом, учащиеся осваивают различные технологии аудирования.

При обучении чтению используются различные техники обучения в зависимости от типа текста (диалог, повествование, личное письмо, электронное сообщение, кулинарные рецепты, рекламные проспекты, объявления): генерация идей, выдвижение гипотез, соотнесение, заполнение таблиц, изменение порядка, заполнение пропусков и др. Авторы формируют у учащихся умение обмениваться информацией, с этой целью используется виртуальный чат, создаются условия максимально приближенные к реальным.

Обучение говорению строится по принципу: от упражнений с целенаправленной регулируемой активизацией учебного материала до упражнений в условиях естественной речевой практики. С помощью ИКТ создаются коммуникативные ситуации в зависимости от уровня обученности учащихся. Это облегчает работу учителя в разноуровневом классе.

Обучение письму сопровождается необходимой поддержкой.

При написании ответа на одно из предложенных писем учащиеся могут не только увидеть формат электронного письма, но и написать ответ на одно из электронных писем и отправить его виртуальному партнеру по переписке.

ИКТ дает возможности организовывать проверку и самопроверку уровня сформированности языковых и речевых навыков. При этом учитель (или учащийся) может выбрать уровень сложности из трех предложенных. Наличие обратной связи дает возможность узнать результат. Таким образом, развиваются способности осуществлять самоконтроль, формируется умение учиться самостоятельно, повышается мотивация. Индивидуальный режим выполнения заданий теста, привлечение различного рода подсказок, обращение за помощью делает возможным целенаправленно реализовывать принцип индивидуализации, личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку. Учащиеся могут оценить уровень своих достижений.

Неограниченными возможностями обладают компьютерные версии словарей. Школьники могут прослушать правильное произношение слова и совершенствовать свои произносительные навыки. Использование интерактивного атласа, игр и упражнений не только пополнит словарный запас и расширит знание о предмете, но и превратит обучение в увлекательную игру.

Специально для учителей иностранного языка созданы интернет-порталы, которые помогают учителю освоить современные образовательные технологии, использовать их на уроке иностранного языка методически грамотно, получить практические навыки работы с мультимедийными приложениями к учебникам. Интернет-портал это отличная площадка для профессионального общения, обмена опытом. Учителя могут воспользоваться методическими ресурсами, размещенными на форуме - разработками уроков, звуковыми файлами к учебникам, материалами олимпиад и конкурсов, дополнительными упражнениями, а также опубликовать на форуме свои методические разработки.

Огромное значение как средство обучения имеет интерактивная доска. Интерактивная доска - комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичны; более эффективно осуществлять обратную связь с учениками, самоконтроль, взаимоконтроль.

В свою очередь это требует от педагога:

  • пройти специальные курсы в системе повышения квалификации, чтобы освоить чисто «технические» вопросы, связанные с использованием интерактивной доски;

  • продуманных шагов, разумных решений, это не должно наносить ущерб «традиционным» эффективным методам обучения.

  • Положительно зарекомендовали себя в практике работы с интерактивными досками следующие формы работы:

  • презентация изучаемых материалов, текстов, иллюстрированных материалов, подготовленных учителем для использования в работе с интерактивной доской, на уроках объяснения нового материала, при закреплении изученного материала, отработке отдельных навыков и умений, при обобщении изученного материала, подготовке к контрольным работам, при организации итогового контроля, при организации работы в парах, группах.

Лучше всего изучать с применением интерактивной доски: биографии писателей, заочные экскурсии и другой страноведческий материал.

Преимущества использования интерактивной доски: глубина и качество освоения материала, доступность, интенсификация обучения, усиление наглядности изучаемого материала, интенсификация опроса, разнообразие форм контроля, укрепление обратной связи на уроке, большая заинтересованность школьников в изучаемом материале, развитие креативных творческих способностей ребенка, разнообразие видов деятельности на уроке, возможность представить материалы интегрировано (звуковую, видео- и иллюстративную информацию в системе.

Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:

  • интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;

  • ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;

  • индивидуализация обучения;

  • возможность обеспечения непосредственной обратной связи;

  • компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок;

  • объективность отметки;

  • обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок.

Вместе с этим деятельность учителя становится зависимой от возможностей и безукоризненного функционирования компьютера. Также следует обратить внимание на то, что при его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников.

Наряду с неоспоримыми достоинствами использования ИКТ на уроке английского языка существуют и недостатки:

  • злоупотребление компьютерными эффектами;

  • избыточность красок;

готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать к традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.

nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/ispolzovanie-ikt-na-urokah-inostrannogo-yazyka

festival.1september.ru/articles/566297/



Канарь И.И.,

преподаватель иностранных языков, ШМГ



ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИ

КАК ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ


Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.


Все средства ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

К аппаратным средствам относятся компьютер, принтер проектор, телекоммуникационный блок ,устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами, устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон), устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами), внутриклассная и внутришкольная сети, аудио-видео средства.

К программным средствам относятся источники информации, виртуальные конструкторы, тренажеры, тестовые среды, комплексные обучающие пакеты (электронные учебники).

Практика показывает, что ИКТ имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания.

Основной целью обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, базою для которой являются коммуникативные умения, сформированные на основе языковых знаний и навыков.

Овладеть же коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное.

Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Использование современных средств и методик позволяют решить эту задачу.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции:

  • обучающая функция в рамках классно-урочной системы в различных социальных и культурных условиях, а также в самостоятельной, индивидуальной и учебно-исследовательской деятельности;

  • функция, развивающая мотивацию, интересы, мышление, навыки учебно-познавательной деятельности;

  • организационная функция, обеспечивающая обратную связь учащихся с преподавателем, индивидуальную траекторию обучения и на уроке, и во внеурочной деятельности по выбранной тематике и по затраченному времени;

  • контрольная и регулирующая функция (функция самоконтроля обучающихся и функция учительского контроля, мониторинг учебной деятельности за промежуток времени)

Наиболее часто используемые элементы ИКТ в учебном процессе являются:


  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и

мультимедийного проектора,


  • интерактивные доски,


  • электронные энциклопедии и справочники,


  • тренажеры и программы тестирования,


  • образовательные ресурсы Интернета,


  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,


  • видео- и аудиотехника,


  • интерактивные карты и атласы,


  • интерактивные конференции и конкурсы,


  • материалы для дистанционного обучения,


  • научно-исследовательские работы и проекты.


  • дистанционное обучение.

Основными видами лингвометодических возможностей применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности можно представить следующие.



При обучении фонетике

С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки.

При обучении письму

Фиксировать свои высказывания и высказывания других, выписывать из прочитанного, трансформируя материал, написать письмо, открытку, эссе, заполнить бланк и т.д. Использование компьютера при обучении письму придает этому процессу больший динамизм. Учащиеся сами набирают тексты своих сочинений, учатся работать с текстовыми редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Они переписываются со сверстниками из других стран, отправляют учителю для проверки свои сочинения и творческие работы, принимают участие в школьных и районных проектах.

При обучении грамматике

Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске.

И с помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

При обучении лексике

На основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как:

- упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:

- запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;

- упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;

- упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом.

- упражнения в виде игры " Охотник ", которая может быть в таких вариантах:

  • «выстрел» производится после аудирования слова по нужной дефиниции (картинке);

  • «выстрел» производится после написания слова.

- учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;

- учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От учащегося требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой);

- упражнения "Найди ошибку", в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией.

При обучении чтению

ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста и т.д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

При обучении аудированию

Формирование фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста; умение понимать аутентичную речь.

В работе также можно использовать возможности ИКТ для решения комплексных задач: для тренировки умений и навыков аудирования использовать мультимедийные уроки и задания. Источниками таких заданий являются мультимедийные уроки и Интернет. Интернет - богатый источник аудио записей. Например, существует сайт, где есть необходимые песни "на все случаи жизни" - текст песни и музыка.

При обучении говорению

Формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе стимулятивно-моделирующих программ. Умение сообщить, объяснить, одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т.д. Учащимся можно предложить сайты по определённой тематике, связанной с изучаемой темой.

При обучении переводу

Формирование лексических и грамматических навыков перевода; контроль правильности перевода; овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).

Применение ИКТ на уроках дает возможность в любой момент извлечь из памяти и использовать языковой материал, относящийся к разным разделам изучаемого иностранного языка, проводить углубленное структурирование данного материала, располагать его в любой приемлемой форме, использовать цвет, анимацию, графические и звуковые возможности, регулировать динамическую последовательность их предъявления. Более адекватная форма презентации языковых знаний дает положительный психологический эффект, в результате обеспечивается лучшее понимание языкового материала.

Преимущества использования ИКТ в учебном процессе очевидны. Это:

- высокая степень мотивации учащихся

- интерактивность;

- возможность немедленной обратной связи;

- гибкость индивидуального режима работы;

- большая свобода действий и самостоятельность;

- широкое распространение и общедоступность;

- соответствие ожиданиям нового поколения учащихся;

- возможности аутентичного общения

ИКТ позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности учащегося, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Литература

1 Якість вищої мовної освіти: шляхи вдосконалення організації і проведення педагогічної практики студентів-філологів: Матеріали ІІІ Міжнародної науково-практичної конференції/ За ред.О.Ф. Рафієнко.-Горлівка: Видавництво ГДПІІМ, 2009.

2. Веб- ресурсы:

- rudocs.exdat.com/docs/index-130022.html;

- mokrovojsvetlany.blogspot.com/p/blog-page_25.htm;

- festival.1september.ru/articles/507487/

- festival.1september.ru/articles/607856/

- edu.tatar.ru/

- sibac.info/10632

- 2spbg.ru/metod/inostr/bag/1_1.doc

- ppt4web.ru/.../ispolzovanie-ikt-na-urokakh-anglijjskogo-jazyka0.html‎

- moluch.ru/conf/ped/archive/64/2885/‎

- moluch.ru/archive/45/5539/‎

- gov.cap.ru/home/121/raznoe/angl_yazyk/okulova_8klass.doc





© 2010-2022