Статья «Власть как проблема междисциплинарного характера»

"Описание материала: """Власть как проблема междисциплинарного характера  В лингвистике исследования феномена власти проводятся в двух основных направлениях: в социолингвистическом аспекте и в рамках теории конверсационного анализа. Разработки в области теории конверсационного анализа, или анализа беседы, посвящены изучению особенностей разговорного дискурса.Власть не является чем-то незыблемым, напротив, она постоянно захватывается и отстаивается в дискурсе, в коммуникации. Те, кто владеют вла...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Власть как ценностная ориентация


Романова Т.В., доцент кафедры английского языка

МБОУ ВПО ИжГТУ им. М.Т. Калашникова


Коммуникативная личность как предмет лингвистического изучения представляет собой обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций. В структуре языковой личности особое место принадлежит ценностям - наиболее фундаментальным характеристикам культуры, высшим ориентирам поведения. Эти ориентиры возникают не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека, они представляют собой личностно окрашенное отношение к миру. Ценности лежат в основе оценки, тех предпочтений, которые человек делает, характеризуя предметы, качества, события.

На этапе констатирующего эксперимента опытно-экспериментальной работы по развитию самостоятельности как ценностной ориентации учащихся юношеского возраста на образовательную деятельность было проведено пилотажное исследование с использованием методики Ш.Шварца по изучению ценностей личности с целью установления ценностных предпочтений учащихся юношеского возраста.

Согласно теории Ш. Шварца, ценности личности существуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов.

Первый уровень более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения.

Второй уровень более зависим от внешней среды, например, от группового давления и соотносится с конкретными поступками человека.

Анализ величины рангов, которые занимают определенные ценности относительно других, позволяет сделать вывод об их относительной значимости для отдельных испытуемых или исследованной выборки. Пилотажное исследование показало, что наименьшей значимостью на уровне нормативных идеалов (то есть на уровне убеждений) обладают такие ценности, как универсализм, власть и традиции. Наименьшей значимостью на уровне индивидуальных приоритетов (то есть в конкретных поступках) обладают такие ценности, как власть, конформность и традиции (см. диссертационное исследование Романовой Т.В. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Развитие самостоятельности как ценностной ориентации старшеклассников на образовательную деятельность», Ижевск, 2011 г., с. 37-39, 192-193).

С позиций дальнейшего исследования представляет интерес тот факт, что такой тип ценностей личности как власть, у современной молодежи обладает наименьшей значимостью.

Ш.Шварц описывает следующие характеристики типа ценностей личности «Власть» (Power):

Функционирование социальных институтов требует определенной дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей доминантности - подчиненности. Определяющая цель этого типа ценностей состоит в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности власти и достижения фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы.

К этому типу относятся такие ценности, как «социальная сила» (контроль над другими, доминантность), «богатство» (материальная собственность, деньги), «авторитет» (право быть лидером или командовать); такие руководящие принципы жизни, как «сохраняющий свой имидж» (защита собственного «лица»); такие профили личности, как «Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и дорогих вещей», «Для него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит», «Он всегда хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравится быть лидером». (Карандашев с. 27-30, 58-63)

Шварц разработал теорию динамических отношений между ценностными типами, в которой описывается концептуальная организация системы ценностей. Он утверждал, что действия, совершаемые в соответствии с каждым типом ценностей, имеют психологические, практические и социальные последствия, которые могут вступать в конфликт или, наоборот, быть совместимыми с другими типами ценностей. Например, ценности достижения могут вступать в конфликт с ценностями доброты: стремление к личному успеху может противоречить действиям, направленным на повышение благополучия других.

По общей схеме конфликтности и совместимости между ценностными типами, образующими теоретическую структуру системы ценностей, по Ш.Шварцу, в которой конкурирующие ценностные типы расходятся в противоположные направления из центра, дополнительные типы располагаются по степени близости, образуя круг, для ценностных типов «самовозвышения» - «власть» и «достижения» конкурирующими ценностными типами являются ценностные типы «самотрансцендентности» - «доброта», «универсализм».

Результаты последующих исследований подтвердили эту структуру, обнаружив, что десять ценностных типов организованы в две биполярные оси измерения:

  • «Открытость изменениям» (Openness to change), включающую ценности «Самостоятельность» и «Стимуляция», в противоположность «Консерватизму» (Conservation), включающему ценности «Безопасность», «Конформность» и «Традиции»;

  • «Самовозвышение» (Self-Enhancement), включающее ценности «Власть» и «Достижения», в противоположность «Самотрансцендентности» (Self-Transcendence), включающей ценности «Универсализм» и «Доброта».

Поскольку ценностные типы образуют интегрированную мотивационную структуру, Шварц утверждал, что они связаны в общую систему с другими переменными, такими как установки, поведение, членство в группах и т. д. Любая переменная проявляет тенденцию к связи со сходными ценностными типами, располагающимися в структуре ценностей по соседству. И эти отношения ослабляются по мере продвижения по круговой структуре в обоих направлениях: по мере удаления друг от друга степень связи типов ценностей снижается.

Литература

1. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004 - 70 c.


© 2010-2022