Организация самостоятельной работы на уроке английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Главная задача учителя - научить детей самостоятельно добывать необходимые знания. Об этом идет речь в ключевых направлениях развития общего образования.

Индивидуальный подход учителя к учащимся имеет большое значение и включает: разработку задний повышенной трудности, рекомендацию более сложной дополнительной литературы.

Заинтересованных учеников выделить легко, они не ждут помощи, сами обращаются за советом. Таких детей нужно всегда стимулировать и оказывать необходимую поддержку.

Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом. Например, при работе в группах, я провожу лексическую игру 1.« Закончи предложение»

- The computer is….

- I do not like to….

-. We prefer….

или игру на отработку неправильных глаголов

Каждая из названных форм призвана создавать развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся.

Для непрерывного развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении английского языка необходимы 5 условий:

1.Осознание цели выполняемой деятельности.

2.Знание процедуры выполнения задания.

3.Умение пользоваться соответствующими средствами обучения.

4.Умение видеть опоры в материале заданий.

5.Важно предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения заданий.

Я терпеливо и настойчиво показываю преимущество систематической самостоятельной работы. Для этого использую Интернет-ресурсы, творческие задания, дополнительные источники информации, дидактический материал, презентации и т. д.

Конечно, в организации самостоятельной работы учащихся имеются серьезные недостатки, назову несколько из них:

-учащиеся не осознают практической значимости своей работы,

-нерациональная организация учащимися своего учебного труда,

-учащиеся не знакомы с НОТ,

В современных условиях при организации самостоятельной работы большое значение имеют современные технологии. Одной из современных технологий является модульное обучение. «Модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда».

Модульное обучение позволяет организовывать индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Мы используем модульное обучение в классах на уроках, посвященных повторению и систематизации грамматического материала. На выполнение одного модуля отводится один урок. Обычно такой урок проводится перед контрольной или самостоятельной работой по теме. Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляют себе баллы в схеме уровня знаний. Если и после проверки остаются вопросы, учащиеся консультируются с учителем. Каждый работает в своем режиме и в конце работы каждый видит свой результат и понимает, что конкретно ему нужно повторить. Таким образом, несомненно, возрастает самостоятельность учащихся, увеличивается время работы каждого учащегося в отличие от традиционной фронтальной работы над теми же упражнениями. Учитель имеет возможность больше внимания уделять слабым учащимся, объяснить им еще раз пройденный материал.

Почему-то многие понимают термин «самостоятельная работа» только как индивидуальную работу учащихся. Однако большим потенциалом обладают, на мой взгляд, парная и групповая формы самостоятельной работы. Организовать такую работу можно, используя групповой метод обучения или обучение в сотрудничестве. «Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто делать что-то вместе». Главное не соперничество, а сотрудничество. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы.

Существует множество приемов или вариантов обучения в сотрудничестве.

Задача учителя состоит в том, чтобы дать учащимся все необходимые инструкции для успешного выполнения работы. Сделать это нужно в доступной и последовательной форме.

Очень хорошо, когда в группе есть сильный лидер, который может подсказать, где взять опоры или клише, для того, чтобы слабый ученик тоже смог участвовать в рабочем процессе, а не просто сидел и ждал, когда группа закончит работу и он, как член этой группы, тоже получит отметку.

Актуальность самостоятельной работы учеников в учебно-воспитательном процессе возросла в последние годы. Научно-техническая революция потребовала от человека приспособления к постоянно совершенствующимся условиям производства (технологиям). Современному работнику любой отрасли производства надо уметь ориентироваться в нарастающем (и часто противоречивом) потоке информации. При формировании знаний и умений у школьников сегодня уже недостаточна эффективность стереотипного, в основном, вербального способа обучения.
Несомненно, что роль самостоятельной работы учащихся будет увеличиваться и впредь. Это связано с внедрением в учебный процесс техники . Учитель будет свободен от многих непроизводительных видов работы и сможет больше внимания уделять воспитательной и творческой стороне своей деятельности.
Вопрос о самостоятельной работе учащихся поднимался еще в педагогической литературе прошлого. Но особенно остро ставится этот вопрос в настоящее время. И это естественно: одно из обязательных условий успешного обучения - привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом. Кроме того, самостоятельная работа учащихся в учебном процессе выступает как наиболее универсальный вид учебной деятельности в субъективно-психологическом плане. В таком контексте самостоятельность адекватна психической деятельности на всех уровнях: от самой простой ее формы - осознания свих приемов деятельности при выполнении работы по образцу, до высших форм творчества.
Положение это имеет исключительно важное значение для налаживания оптимального обучения. Известно, что обучение в самом общем виде представляет собой двуединый процесс. Одну из его сторон образует самостоятельное усвоение учениками знаний и умений, а другую организация этого усвоения, поэтому эффективность обучения зависит как от степени интереса самого школьника к познавательной деятельности, так и от качества организации обучения.
С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается с возрастом школьников. Речь идёт о том, что применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом естественного развития учащихся. Известно, что для учеников начальных классов характерны повышенная восприимчивость, готовность усвоить всё, чему их учат.
Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20% учебного времени (в средних классах ─ не менее 50%, а в старших классах ─ не менее 70%). В действительности же на самостоятельную работу отводится значительно меньше учебного времени. Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объёме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создать учитель. На основании сказанного выше, можно прийти к выводу, что работа по привитию учащимся навыков самостоятельной деятельности должна быть направлена на углубленное овладение ими иностранным языком. Указанные цели могут быть достигнуты за счёт рациональной организации учебных занятий, с помощью дополнительных по объёму и индивидуализированных по своему характеру заданий для самостоятельной проработки, а также использования современных методов обучения, направленных на развитие самостоятельности и творчества учащихся.


© 2010-2022