Выступление на МО Использование ролевых игр как средство форм метапредметных результатов

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарской областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования



Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

по теме: «Использование ролевых игр на уроках английского языка как средство форм метапредметных результатов »


Сроки обучения: 1 сессия: с 15 июня по 19 июня 2015г.

2 сессия: с 22 июня по 26 июня 2015 г.





Выполнила: Большакова Татьяна Валериевна

учитель английского языка

ГБОУ СОШ с. Шилан Красноярского района

Проверил: Кутузова О.Б., к.п.н.,

старший преподаватель










2015 г.

Формирование у человека любых умений, в том числе и универсальных учебных действий, и умения учиться в целом возможно только в процессе деятельности. Деятельностный характер соответствует природе младшего и среднего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе, и формировать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД. Процесс усвоения школьниками новой информации на уроках английского языка лучше всего осуществляется в игре. Грамотно организованная игровая деятельность на уроке позволяет развивать у школьника все виды универсальных учебных действий.

Ролевые игры представляет собой небольшую ситуацию, построение со своими сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется основным условием игры - соревнованием. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность использования языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности.

Таким образом, можно рассматривать игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущим ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игры, с точки зрения педагогов и психологов, способствуют выполнению важных методических задач:

  • Созданию психологической готовности детей к речевому общению;

  • Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

  • Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

В младшем и среднем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. Поэтому игра становится основой для развития у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов учебной деятельности.

Игры помогают оптимально и эффективно использовать каждую минуту урока английского языка, а именно:

  • оправдывают требование общаться на английском языке с учителем и одноклассниками;

  • позволяют найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели;

  • психологически соответствуют и делают эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов;

  • развивают способность анализировать, сравнивать и обобщать;

  • позволяют активизировать резервные возможности обучающихся;

  • знания применяются практически;

  • вносится разнообразие в учебный процесс;

  • развивают творчество школьников;

  • учат организовывать свою деятельность.

В своей работе основной целью обучения я считаю развитие способностей учащихся к общению на иностранном языке. Одним из способов обучения практическому владению иностранным языком является ролевая игра, которой я уделяю большое внимание, так как полагаю, что ролевая игра является одним из сильных мотивов. А общение просто немыслимо без мотива.

Условия для организации ролевой игры:

  • поощрять учащихся, если они высказывают свою точку зрения;

  • воспитывать умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения;

  • учитель демонстрирует детям образец не авторитарного стиля общения, а оказывает любую необходимую помощь учащимся, предлагает необходимые языковые и речевые средства, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения.

В зависимости от возраста учащихся возможны следующие формы ролевой игры:

Младший школьный возраст: Сюжетно-ролевая игра сказочного содержания; Имитационная ролевая игр; Ролевая игра обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения).

Средний школьный возраст: Имитационная ролевая игра познавательного содержания; Сюжетно-ролевая игра бытового содержания; Ролевая игра обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения)

Старший школьный возраст: Имитационная ролевая игра мировоззренческого содержания.

Ролевые игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися разного возраста. Использование ролевых игр с учётом возрастных особенностей учащихся позволяет эффективнее решать учебные, воспитательные и образовательные задачи.

Ролевая игра является методическим приемом, относящимся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языкам. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка. Ролевая игра - одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организационное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом.

Ролевые игры - эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языко­вой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что спо­собствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.

Ролевые игры и задания при овладении учебным материалом и закреплении его позволяют более точно и осознанно усво­ить специфику его использования в речи. Именно в условиях игры осуществляется в значительной мере непроизвольное запо­минание. Ролевые игры и задания развивают и со­вершенствуют у школьников речемыслитель­ную деятельность. Они способствуют также появлению у ре­бят искреннего желания общаться на ино­странном языке не только на уроке, но и во внеурочное время.

Ролевой игре лучше отводить место на заключительном этапе работы над темой, поскольку можно увидеть, как учащиеся отработали языковой материал, каковы их речевые умения и знания.

На своих уроках я стараюсь:

  • Создать положительную атмосферу в классе.

  • Создать отношения сотрудничества учителя и учащегося.

  • Привлекать учащихся к оценочной деятельности.

  • Излагать материал занимательно и интересно.

  • Использовать необычные формы преподнесения, отработки материала.

  • Использовать познавательные игры, активные формы обучения, проекты.

Как я уже говорила выше, ролевую игру считают одним из мотивов учения. Поэтому я стараюсь использовать игру не только на младшей ступени, но и на средней и старшей, так как мотивация снижается от класса к классу. Использование ролевой игры в старшем звене я считаю необходимым.

Чтобы использовать ролевую игру в обучении, необходимо знать основные требования:

  1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у учеников интерес, и брать для игры реальные ситуации общения.

  2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить (как содержание, так и форму), четко организовать.

  3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.

  4. Проводить игру в доброжелательной атмосфере, чтобы у школьников было чувство удовлетворения, радости, чем свободней чувствует себя ученик, тем инициативней он будет в общении.

  5. В игре с максимальной эффективностью использовать языковой материал по теме.

Выводы.

Итак, я считаю ролевую игру одним из наиболее эффективных приёмов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Её особенности определяются следующим образом:

  1. Ролевая игра - это обучение в действии, что как известно, повышает качество обучения.

  2. Ролевая игра требует от участников полной отдачи, их реакции как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В ролевой игре используются их знания и умения, как и за её пределами, то есть их общий запас знаний и умений.

  3. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элементы игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающие видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре, в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении механических единиц и грамматических структур.

  4. Ролевая игра даёт обучающимся лингвистическую "подсказку" - какими лексическими единицами и речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной ситуации в зависимости от социальной характеристики участников.

  5. Ролевая игра несёт в себе элемент " неожиданности", с чем так часто встречаются учащиеся в процессе реального общения. Во время ролевой игры, как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг друга, так как они не знают заранее, что скажут их партнёры, они должны быстро думать и адекватно реагировать на реплики своих товарищей.

  6. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъём, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.

  7. Ролевая игра имеет определённые преимущества перед дискуссией и др. Во-первых, в ролевой игре гораздо легче создать такую ситуацию, когда ни один из её участников не сможет "отсидеться". Во-вторых, робким, не уверенным в себе ученикам легче высказывать своё мнение "под маской" какого-либо действующего лица.


Таким образом, игры положительно влияют не только на формирование универсальных учебных действий обучающихся, их познавательных интересов в рамках ФГОС, но и способствуют осознанному освоению иностранного языка.

Многие из применяемых мною в процессе обучения игр являются дополнением к используемому мной УМК "Enjoy English 2", "Enjoy English 3", "Enjoy English 4" (Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанёва Н.Н.) и дают хорошие результаты в обучении.

Варианты заданий:

1. Выскажи свое мнение о медвежонке Билли.

Используй фразы: I like …, because he is …

2. Оцени свои умения

Используй фразы: I can … well / very well

3. Обсуди с партнером меню на обед.

Используй фразы: I like …/ I don't like

4. Обсуди с партнером, какой подарок на день рождения можно подарить вашему общему знакомому.

Используй фразы: It's great! I like it. It's awful. I hate it.

Вышеприведенные примеры заданий направлены на оценку предметов, явлений окружающего мира и способствуют формированию нравственных отношений, которые пронизывают все сферы жизнедеятельности людей. Они имеют значение и для создания ситуаций ролевого общения, так как проявляются в повседневной жизни постоянно и служат предметом обсуждений. Такие задания являются подготовительными для ролевых игр, проигрывание которых позволяет закрепить лексические и грамматические навыки в говорении и ведении диалога.

Использование на уроке иностранного языка ролевых игр дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена, в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Ролевая игра мотивирует процесс обучения, она отвечает на вопросы (Почему?) - мотив и (Зачем?) - цель, т.е. нужно что-то сказать. Центром внимания становится содержание беседы.

Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует развитию речевых навыков и умений, а также реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.

Ролевая игра по теме «Еда» 3 класс.

Role 1 Хозяин

К Вам пришел гость. Угости его молоком. Спроси, любит ли он молоко. Если не любит, угости его чаем.

Role 2 Гость

Вы пришли в гости. Вас угощают молоком. Откажитесь. Объясните, что вы не любите молоко.

Role 1 Хозяин

Предложите чай.

Role 2 Гость

Согласитесь выпить чай.

Role 1 Хозяин

Подайте угощение. Предложите пирожное.

Role 2 Гость

Поблагодарите.

Язык очень тесно переплетен с культурными особенностями страны. В основу работы большинства зарубежных учебников положена коммуникативная методика. Я также использую игры, предлагаемые авторами - носителями языка, которые помогают максимально погрузиться в языковую процесс.

Let's go on a bus

Учитель вызывает одного из учеников, который будет «водителем автобуса». Ученик идёт по классу и показывает карточки (с изученной лексикой) остальным учащимся. Если учащиеся называют слово правильно, они «садятся» в автобус, держась за талию впереди стоящего ученика.

I've got a pencil

Учитель берет цветные карандаши, прячет их в коробке или пакете, выбирает один карандаш и держит его в руке так, чтобы дети не видели. После этого задает вопрос:

I've got a pencil. What colour is it?

Дети пытаются отгадать:

Red!

No!

Green!

Yes. Come here. Come to the board.

Тот, кто угадал, становится «водящим».

What is it…?

Учитель назначает водящего, который задумывает слово (название какого-либо предмета), хорошо знакомое учащимся.

Ученики по очереди задают вопросы водящему:

What is it? Is it a pen?

What is it? Is it Mary's desk?

What is it? Is it Pete's bag?

What is it? Is it a flower?

Тот, кто отгадал задуманное слово, занимает место водящего.

Where's the sweetie? Где конфетка?

Эта игра аналогична игре «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»

У ведущего в ладошках спрятана конфетка. Дети сидят и подставляют свои ладошки ведущему. Тот опускает свои ладошки в подставляемые ладошки детей и тайно (для этого все складывают свои ладошки, чтобы никто не понял, кому досталась конфетка) оставляет свою конфетку одному из них. После того, как ведущий дошёл до последнего участника, он говорит четверостишие, и тот, у кого в ладошках конфетка - выходит вперед, становится ведущим, и игра продолжается.

Where's the sweetie?

Where can it be?

Someone tell me after three!

ONE, TWO, THREE!



What's There In My Bag Today?

Для проведения игры учитель вместе с учащимися готовит набор предметов (или картинки с изображениями предметов), которые могут находиться в чьем-либо портфелю. Отбор предметов должен соответствовать реальному запасу лексики учащихся того или иного класса. Водящий, который заранее ознакомлен с содержимым портфеля, обращается к классу с вопросом:''What's there in my bag today?'' (What have I got in my bag today?)

Учащиеся по очереди отвечают:

There is an apple in your bag.

There is a handkerchief in your bag.

There is a sandwich in your bag.

Если отвечающий угадал предмет, водящий вынимает его (или картинку) из портфеля и подтверждает:"Yes, there's an apple in my bag today".

Если же играющий не угадал предмет, водящий отвечает: "No, there isn't an apple in my bag today".

За каждый правильный ответ учащиеся получают очко. Водящий выполняет свои обязанности до тех пор, пока не будут названы все предметы, находящиеся в портфеле.

Состав предложений, которые произносят учащиеся, может быть несколько усложнен, например:

-There is a small book in your bag, isn't there, Pete?

-Yes, there is …. (No, there isn't …)

Вся деятельность учителя, работающего с младшими школьниками, нацелена на повышение мотивации учащихся к изучению английского языка, к познанию другой культуры, на развитие творческих способностей в процессе активно-познавательной деятельности.

Значение игры на уроке иностранного языка

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.





Список литературы:

1. Английский язык. 2-3 классы: игровые технологии на уроке и на досуге/авт.-сост. Т. В. Пукина. - Волгоград: Учитель, 2008. 2. Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. - Донецк, 2001

4. Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работы. // Английский язык, № 4, 2008 - с.36 5. Магомедова Л.П. // Английский язык, № 22, 2008 - с.5-7 6. Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие.М.2005 7. Петрова Л.В. Игровые технологии на уроках английского языка// Английский язык, №11, 2008 - с.5-6 8. Шоева Е.Ю. Занимательный английский для младших школьников // Английский язык, №11, 2008 - с.19-20

9. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. - М.: Педагогика,

  1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002

  2. Выгодский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

  3. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин - М.: Просвещение, 1984.

  4. . Хайдаров Ж. С., Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии / В. М. Филатов, П. И. Пидкасистый - М., 1996..

© 2010-2022