• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Методический материал: Педтехнологии — Коммуникативная методика обучения иностранному языку в условиях экологического эксперимента

Методический материал: Педтехнологии — Коммуникативная методика обучения иностранному языку в условиях экологического эксперимента

Методическое содержание процесса обучения иностранному языку на основе программ с экологической направленностью должно соответствовать методике коммуникативного обучения. В чем заключается необходимость этого? Прежде всего, чтобы не ощущалось несоответствие между традиционно используемыми приемами обучения и новой целью, продиктованной концептуальным основами экологического образования. Коммуникативность целесообразна, т.к. условия обучения должны быть адекватны условиям будущей деятельности уча...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педтехнологии - Коммуникативная методика обучения иностранному языку в условиях экологического эксперимента

Методическое содержание процесса обучения иностранному языку на основе программ с экологической направленностью должно соответствовать методике коммуникативного обучения. В чем заключается необходимость этого?

Прежде всего, чтобы не ощущалось несоответствие между традиционно используемыми приемами обучения и новой целью, продиктованной концептуальным основами экологического образования. Коммуникативность целесообразна, т.к. условия обучения должны быть адекватны условиям будущей деятельности учащихся в межнациональном общении на иностранном языке по вопросам охраны окружающей среды. Средствами иностранного языка обеспечиваются познавательные потребности учащихся в области экологических знаний путем чтения специальной литературы экологического направления, прослушивания аудиотекстов, обмена экологической информацией с собеседниками, имеющими общие интересы. Важное место отводится социокультурному развитию учеников, т.е. приобщению их к иноязычной экологической культуре. Происходит процесс взаимопроникновения и взаимообмена информацией с другими учебными предметами.

Осуществить все это можно только в условиях общения, т.е. обучение должно быть подобно процессу общения (коммуникации). Только в этом случае возможен перенос учеником сформированных навыков и умений в реальную жизнь.

При этом процесс обучения не уподобляется полностью процессу общения, а только лишь по основным признакам:

1.Целенаправленный характер речевой деятельности - воздействие на собеседника:

 обращаться с просьбой участия в деятельности по охране окружающей среды;

 запрашивать и сообщать фактическую информацию на темы экологии и валеологии;

 уметь выразить точку зрения по экологическим вопросам.

2.Мотивированный характер речевой деятельности - человек высказывается или читает (слушает) потому, что к этому его побуждает что-то личное:

 делать сообщения на экологические темы в связи с прочитанным текстом;

 уметь высказывать (аргументировать) свое мнение об экологическом содержании прочитанного или услышанного;

 выбрать для себя чисто экологическую информацию и передать ее партнеру с собственными дополнениями.

3.Наличие взаимоотношений с собеседником, образующими ситуацию общения и обеспечивающими речевое партнерство равно в устной и письменной форме:

 составить договор, выработать совместное соглашение;

 написать деловое письмо о проблемах окружающей среды;

 составить экологическую рекламу на основе правил общения и речевых единиц общенаучного и терминологического характера.

4.Использование тех предметов обсуждения, которые важны для конкретного уровня развития и возраста, выбор текстов для чтения и аудирования, например:

Начальный этап обучения: знакомство животным и растительным миром
Средний этап обучения: отношение к домашним животным в России и в странах изучаемого языка
Завершающий этап обучения: охрана животных в нашей стране и в странах изучаемого языка

5.Направление на интеграцию иностранного языка с предметами гуманитарного, эстетического и естественнонаучного циклов, т.к. иностранный язык не ставит целью сообщение новых экологических знаний, а помогает обобщить, систематизировать, углубить и конкретизировать их. Это требует адаптации знаний учащихся к уровню их языковой подготовки на каждом этапе обучения. Для этого можно применить специальные системы упражнений для обучения учеников умению пользоваться терминами, принятыми в экологической литературе, различные речевые модели для обсуждения экологических тем и работу с ними на основе смысловых блоков, микротекстов.

6.Организация парных, групповых, коллективных форм работы в виде деловых и ролевых игр (игра-сотрудничество, игра-соревнование, игра-конфликт, пресс-конференция, экологический суд, защита проектов безотходного производства и др.), направленных на обучение общению на экологические темы на базе реального речевого материала с определенной предметной проблемной установкой.

7.Включение в процесс обучения специальных полилогов с ролевой направленностью и экологическим содержанием. Данная методика подробно описана автором статьи в работе «Нестандартные формы обучения иноязычному говорению».

8.Возрастание роли внеклассной работы в экологизированном курсе обучения иностранному языку

Овчинникова С.И.

Опубликовано в книге:
Теоретико-методологические основы совершенствования естественнонаучного и технологического образования в основной, средней школе и педвузе. Междунар. науч.-практ. конф., 13-14 сентября 2006 г., Челябинск (Текст). - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006. - С.256-259
14 Октября 2008


© 2010-2022