- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья «Формирование грамматических навыков при обучении иностранному языку. Примеры упражнений»
Статья «Формирование грамматических навыков при обучении иностранному языку. Примеры упражнений»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Феданкова В.Г. |
Дата | 11.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Кемеровский профессионально-технический техникум
СТАТЬЯ
«Формирование грамматических навыков при обучении иностранному языку. Примеры упражнений»
Подготовила
Преподаватель
Феданкова Виктория Геннадьевна
г. Кемерово
2014
Рецептивное усвоение связано с узнаванием. Здесь также требуется запоминание и сохранение в памяти грамматических форм и моделей; для узнавания не нужно, однако, той механической работы, которая требуется для воспроизведения. Поэтому рецептивных упражнений для создания речедвигательных, звуковых и зрительных образов может быть меньше, чем для репродуктивного усвоения. Для понимания грамматических явлений при чтении и на слух нужно уметь: а) распознавать грамматическую структуру по формальным признакам; б) соотнести форму со значением; в) дифференцировать ее от омонимичных форм.
Рецептивное усвоение грамматического материала включает 3 основных этапа: 1) ознакомление с новым грамматическим явлением; 2) тренировку и автоматизацию данного явления в чтении и слушании; 3) применение.
1. Ознакомление обучаемых с новым грамматическим явлением должно отвечать следующим методическим требованиям:
- Объяснение рецептивного грамматического материала следует проводить от введения признаков грамматической формы к раскрытию ее содержания, имитируя коммуникативный процесс чтения, аудирования.
- Все необходимые значения той или иной грамматической формы (если она многозначна) сообщаются сразу: поскольку учащиеся могут встретиться с любым из них, они должны научиться соотносить их с данной формой.
- Следует сразу же противопоставить новую грамматическую форму другим омонимичным формам, при этом нужно давать указания о том, как определить ее значение и отличить от других омонимичных форм.
- Все объяснения обязательно должны строиться с опорой на текст: формирование навыка распознавания грамматических явлений будет проходить успешнее, если учащимся последовательно предъявлять: а) контекст только с новым явлением; б) контекст с включением двух явлений, внешне сходных по форме, но совершенно различных по своему содержанию; в) контекст, где различению подлежат несколько грамматических форм.
- Основным приемом как ознакомления с новым материалом, так и его тренировки, должен быть анализ формы для определения содержания.
Рецептивный грамматический материал может сообщаться: а) с помощью правил (правил-инструкций и правил-сообщений); б) путем привлечения алгоритмов (рецептивных); в) в виде моделей; г) путем сочетания правил и моделей; д) в виде словоформы.
Ознакомление с новым грамматическим материалом включает презентацию, контроль правильности понимания, первичные упражнения в воспроизведении и распознавании новых структур.
Примеры упражнений предъявления нового грамматического явления:
-
Прочитайте пары предложений и установите, в чем их различие.
-
Прочитайте предложения с новой грамматической формой.
-
Просмотрите следующие предложения (текст) и найдите предложения с новым грамматическим явлением.
Примеры упражнений установления значения нового грамматического явления на основе анализа нескольких письменных контекстов:
-
Определите формальные признаки нового грамматического явления, опираясь на таблицу (инструкцию).
-
Скажите, как образуется…
-
Переведите предложения на родной язык.
-
Приведите эквиваленты данному явлению в родном языке.
-
Укажите возможные способы передачи данной мысли на родном языке.
Примеры дифференцировочных упражнений:
-
определите значение и функции данной грамматической формы в предложении.
-
Объясните употребление данной грамматической формы.
-
Определите синтаксическую функцию данного явления в предложении.
-
Подчеркните форму страдательного залога.
-
прослушайте пары предложений и скажите, чем они отличаются.
-
Определите значение грамматических форм.
-
Подберите эквивалентную форму глагола из предложенных.
-
Распределите грамматические явления по группам.
-
Прочтите предложение (текст), скажите, какие члены предложения подчеркнуты.
-
Прочтите текст (предложение), переведите…
-
Проанализируйте предложение, выявите…
-
Проанализируйте … и заполните таблицу.
-
Укажите признаки, с помощью которых можно узнать … в тексте ( предложении).
-
Прочтите текст и скажите, что выражает указанное грамматическое явление.
Примеры подстановочных упражнений:
-
Замените в предложении выделенную грамматическую форму, используя образец.
-
Заполните пропуски, выбрав подходящую словоформу из приведенных ниже.
-
Составьте предложение с помощью подстановочной таблицы.
-
Составьте предложения из слов, данных вразбивку.
-
Составьте несколько разных предложений, используя одни и те же слова.
-
Составьте предложения, подбирая их части в правой левой колонках.
-
Прочтите начало предложения, дополните его по смыслу.
Примеры упражнений для контроля рецептивных навыков:
-
Прочитайте предложения и подчеркните…
-
Прочитайте предложения и скажите, в какой временной (видовой) форме употреблены глаголы и по каким признакам вы это определили.
-
Подчеркните слова, помогающие определить время (место) действия.
-
Прочитайте предложения; исключите из них те, которые не связаны с другими по смыслу.
-
Из данных слов выберите те, которые являются ключевыми к тексту.
-
Объясните употребление грамматических форм в тексте.
-
Скажите, какие глагольные формы используются для повествования (описания, сообщения, убеждения, размышления) в данном тексте.
-
Найдите в тексте грамматические омонимы и поясните их значение и употребление.
Список литературы
-
Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка - Мн.: Высшая школа, 2001. - 552 с.