- Преподавателю
- Иностранные языки
- Коммуникативное развитие дошкольников через создание игровых образовательных ситуаций с использованием метода «карт Проппа»
Коммуникативное развитие дошкольников через создание игровых образовательных ситуаций с использованием метода «карт Проппа»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Деренская О.А. |
Дата | 13.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Творческая лаборатория:
«Педагогическая мастерская коммуникативного развития дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО»
Коммуникативное развитие дошкольников через различные формы и виды деятельности в условиях перехода на ФГОС ДО
Руководитель КП
Ст. воспитатель ВКК МДОАУ № 91
Крапивко Е.А.
23 апреля 2014 г.
Орск, 2014 г.
МДОАУ «Детский сад № 91 «Росинка» г. Орска»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
в рамках творческой лаборатории:
«Педагогическая мастерская коммуникативного развития дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО»
Коммуникативное развитие дошкольников через создание игровых образовательных ситуаций с использованием метода «карт Проппа»
Подготовила:
Воспитатель I КК
Деренская
Ольга Алексеевна
Орск, 2014 г.
Слайд 1 ,2
Добрый день, уважаемые коллеги!
Многие современные дошкольные учреждения, в том числе и наше находятся в поиске новых подходов в образовании.
В концепции ФГОС системообразующим является системно - деятельностный подход, который предполагает, что решение задач речевого развития детей осуществляется в образовательной области: «Речевое развитие» и должно быть направлено на приобретение ребенком социального опыта в следующих видах деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, элементарной трудовой деятельности, восприятии художественной литературы и фольклора, конструирования из различных материалов.
Три года назад передо мной встала проблема: Как организовать деятельность детей нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным? Просто и ненавязчиво, легко и играючи развивать дошкольника?
В стандарте ДО основной акцент делается на задаче сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Этим же обусловлено повышенное внимание к организации самостоятельной деятельности детей, к «созданию условий для самостоятельного выбора ребенка, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стрессов».
Исходя из этого, мною были рассмотрены множество форм и видов деятельности направленных на коммуникативное развитие дошкольников в самостоятельной деятельности.
Основное внимание остановилось на создании игровых образовательных ситуаций через использование метода «карт Проппа», которые являются, на мой взгляд, интересными и актуальными формами деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО.
Карты Проппа, как конструктор, из деталей которого можно самостоятельно сложить и рассказать сказку.
Всего игровых сказочных ситуаций или функций 20, вы видите их на слайде:
-
Запрет
-
Нарушение запрета
-
Вредительство
-
Отъезд героя
-
Задача
-
Встреча с дарителем
-
Волшебные дары или волшебное средство
-
Появление героя
-
Вредитель или антигерой
-
Борьба
-
Победа
-
Возвращение домой
-
Прибытие домой
-
Ложный герой
-
Трудные испытания
-
Ликвидация беды
-
Узнавание героя
-
Изобличение ложного героя
-
Наказание ложного героя
-
Свадьба или счастливый конец.
Слайд 6
Набор сказочных ситуаций
Слайд 7,8
Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно 8-16 карт.
Слайд 9,10
Запрет
Слайд 11,12
Нарушение запрета
Слайд 13,14
Встреча с дарителем
Слайд 15
Появление героя
Слайд 16,17
Борьба
Слайд 18
Победа
Слайд 19
Прибытие домой
Слайд 20,21
Свадьба
Слайд 22
Знакомство с картами Проппа происходило постепенно. Сначала использовались цветные карты, выполненные в сюжетной манере.
Затем использовались карты со схематическим изображением каждой функции.
Перечисленные функции сказки представлены в виде карт (показать). На каждой карте придумывается любое символическое изображение части универсального сюжета, но оно должно быть понятно не только автору. Но и другим людям.
Слайд 23
Сюжетные изображения
Слайд 24
Схематические изображения
Слайд 25
Сейчас мне бы хотелось представить Вам последовательность знакомства дошкольников с картами поэтапно:
1. Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение (приложение №1).
2. Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией.
3. Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).
4. Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
5. Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
6. Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты).
7. Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).
Слайд 26
Как мы с дошкольниками играем с картами Проппа? для начала мы:
- Читаем и делим сказку на смысловые части
- Обсуждаем каждую из них с детьми
- Даем ей название
Слайд 27
В дальнейшем варианты работы с картами Проппа по придумыванию сказочных сюжетов могут быть самыми разнообразными: сочинение по очереди, группами, с конца, с середины; использование карт по порядку, через одну, наугад, по определенному количеству; деление сказки на смысловые части (присказка, зачин, завязка и т.д.); выбор главного героя; модификация знакомой сказки за счет ограничения или увеличения используемых функций.
Слайд 28
В результате совместной работы с детьми мы оформляли книжки по сочиненным сказкам.
Слайд 29
Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, мною были организованы подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомились и осваивали все сказочные функции:
а) «Чудеса в решете» - как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);
б) «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);
в) «Заветные слова» - попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);
г) «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;
д) «Что общего?» - сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);
е) «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);
ж) «Хороший - плохой» - выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;
з) «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры - осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет - нарушение закона».
Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.
- запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;
- а собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».
Слайд 30
Игра называется "Примени символ к сказке"
На этом игровом поле расположены основные карты Проппа, бросая кубик, ребенок "ходит" по игровому полю, и остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например "Победа", он вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказкам, но их содержание дети хорошо должны знать.
Такой кубик необходим, чтобы сделать ход и просчитать, на сколько ходов надо двигаться вперед.
На столе могут лежать картинки-фрагменты, которые ребенок выбирает в соответствии с символом либо анализировать сказку через символическую аналогию.
В результате проведенной работы дети были вовлечены в социальную ситуация включающую систему общения с воспитателем, с другими детьми, разные виды деятельности, поощрение инициативы и самостоятельности ребенка, что эффективно сказалось на их коммуникативном развитии
-развивать связную речь;
- свободно общаться с детьми;
- чувствовать красоту и образность родного языка;
- определять жанр произведения;
- запоминать последовательность событий;
- выделять основное содержание сказки;
- выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
- уверенно манипулировать картами
и предполагает реализацию ФГОС ДО.