«Эффективность менторинга и коучинга в совершенствовании педагогических навыков учителей»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Эффективность менторинга и коучинга в совершенствовании педагогических навыков учителей»

КГУ «Средняя школа имени Карла Маркса»



Доклад на тему:

«Эффективность менторинга и коучинга

в совершенствовании

педагогических навыков учителей»







Составитель: Рахметова З.А.,

учитель английского языка высшей категории,

первого уровня квалификации,

средней школы имени Карла Маркса













СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

  2. Что такое коучинг?

  3. Что такое менторинг?

  4. Приложения (рефлексия учителей, фото, листы оценивания коучингов)

  5. Заключение

  6. Используемая литература

«Эффективность менторинга и коучинга в совершенствовании педагогических навыков учителей»







Введение

В настоящее время в сфере образования общепризнанна равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими. Что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21-м веке.

Моделью навыков 21-го века является Проект «Определение и отбор ключевых компетенций», разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР). Этот проект рассматривает систему ключевых компетенций (в частности, способность учащихся к выбору решений и действий) в более широком контексте, предполагающем наличие базовой грамотности в сочетании с глубоким концептуальным пониманием. Учителя должны располагать достаточным объёмом времени, проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метасознания - навыков обучения тому, как учиться (Schleicher, 2012).

Сравнительный анализ инновационной среды обучения, подготовленный ОЭСР, позволил сформулировать следующие выводы:

  • Учителя нуждаются в разнообразном арсенале стратегий обучения, в предоставлении им возможностей для комбинирования различных педагогических подходов, а также, в знании ответов на один из ключевых вопросов:

Каким образом и при каких ситуациях возможно достижение эффективности использования каждого конкретного метода и стратегии?


  • Используемые учителями стратегии касаются вопросов преподавания всему классу в целом, а также содержательной направленности реализуемых исследований, работы в группах, самостоятельной работы учащихся. Вместе с тем образовательные стратегии учителей не должны исключать персональную обратную связь каждого учащегося.


  • Учителя должны иметь достаточно обстоятельные знания о том, как происходит обучение, об уровне мотивации отдельных учащихся, о переживаемых ими эмоциях и об их жизни за пределами школы.


  • Учителя должны уметь сотрудничать не только с коллегами по преподаваемому ими предмету, но и по другим учебным предметам; с представителями одной организации и ряда других организаций; в рамках сетевых профессиональных сообществ и различных партнёрских соглашений, предполагающих активное использование процессов коучинга и менторинга.

  • Учителя должны обладать прочными навыками в области информационных технологий и методики их использования как эффективного инструмента преподавания, в частности, навыками владения цифровыми ресурсами, а также, автоматизированной системой управления процессом преподавания с целью отслеживания процесса обучения учащихся.

  • Учителя должны совершенствовать свои потенциальные профессиональные способности к сотрудничеству с коллегами и участию в разработке, управлении и планировании учебной среды.

  • И последнее, но не менее важное: учителям необходимо непрерывно рефлексировать в ходе своей практики для того, чтобы учиться на своём опыте.



Что такое коучинг?

Коучинг (англ. сoaching) дословный перевод - наставлять, подготавливать, тренировать. Представляет собой конфидециальный, креативный, активный и созидательный процесс взаимодействия коллег, в ходе которого, на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями, побуждения со стороны коуча к рефлексивному диалогу, обучаемый учитель совершенствует профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения своей компетентности в отдельных аспектах практики, перехода на качественный иной, более глубокий уровень их понимания, и принятия решений о практической их реализации. Процесс коучинга направлен на формирование конкретных навыков у слушателей, на анализ, размышления и последующие действия, которые, в конечном итоге, позволят учителю достичь успешности в своей работе. Коучинг имеет структурированный характер, краткосрочные встречи заранее запланированы и сосредоточены на конкретных направлениях/ вопросах развития. Коуч (тренер) не даёт готовых знаний, ничему не учит, не даёт советов и рекомендаций. Коуч - это мастер, который владеет современными техниками, дающими возможность использовать свой потенциал, свои ресурсы, как очевидные, так и скрытые. Он задаёт вопросы, направляет, создаёт условия для раскрытия способностей и возможностей, верит в уникальность и успех тех, с кем он взаимодействует, поддерживает любые начинания, тем самым, содействует улучшению практической деятельности учителей и развитию школы в целом.


Что такое менторинг?

Менторинг (анг. mentoring) - длительный процесс создания доверительных, личностно

заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на

достижение у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления,

эффективности практических действий, с целью его профессионального становления как

целостной личности педагога. В процессе менторинга ментор добровольно делится своим

опытом и знаниями, а подопечный развивает свои профессиональные навыки и ищет реше-

ние проблем с целью достижения существенных изменений в педагогической карьере.

Менторинг - один из методов обучения и развития персонала, при котором более опытный сотрудник (ментор) делится имеющимися знаниями со своими подопечными на протяжении определенного времени с целью помочь им более эффективно выполнять работу и строить карьеру. Ментор - это чаще всего тот, кто « это уже делал» ранее, то есть более опытный сотрудник. Ментор может использовать самые разные методики, в том числе коучинг, тренинги, обсуждения, консультирование и т. д.


Современное понимание

Для процессов коучинга и менторинга единой является их направленность на анализ, раз-

мышления и последующие действия, которые, в конечном итоге, позволят учителю достичь

успешности в своей работе.

Так, для менторинга существенным является не деятельность, а установленные отношения

с подопечным, в процессе которых ментор выступает и объективным слушателем, и направля-

ющим субъектом. Ментор привносит в процесс менторинга свой богатый профессиональный

опыт и способствует решению ряда других задач:

• предоставление своим подопечным возможности для анализа и решения проблемы;

обобщение своего профессионального ноу-хау в стратегическом аспекте;

• содействие подопечному в определении реально выполнимых целей и планировании

путей их достижения.

Большинство моделей процессов менторинга и коучинга основаны на одних и тех же пред-

посылках, в частности, на утверждении о том, что подопечный способен действовать эффек-

тивно и творчески, и что ключевая роль ментора или коуча - в оказании помощи подопечному

в реализации своих возможностей (Таблица 3).



Процесс менторинга

Процесс коучинга

взаимоотношения системные, продолжаются длительное время

продолжительность отношений устанавливается предварительно

процесс носит неформальный характер

процесс зачастую структурирован

встречи проводятся по мере необходимости для подопечного; консультации, рекомендации и поддержка более длительные и имеют многоаспектную основу

встречи предварительно запланированы;

встречи краткосрочны (иногда ограничены

во времени) и сосредоточены на конкретных направлениях/вопросах развития

ментором, как правило, является опытный

и квалифицированный учитель, зачастую

- старший в организации образования, который может передать знания, опыт и «открыть двери» возможностям, недоступным ранее для подопечного;

коучу не обязательно обладать значительным практическим опытом;

процесс коучинга направлен на формирование конкретных навыков у подопечных;

акцент установлен на карьере и личностном развитии подопечного;

в центре внимания, как правило - решение профессиональной/ производственной

проблемы;

цель консультирования устанавливается

подопечным при согласовании и направленности со стороны наставника;

цель консультирования направлена на достижение конкретных краткосрочных целей;

менторинг сконцентрирован на

профессиональном развитии подопечных.

коучинг сконцентрирован на решении

конкретных вопросов, на рассмотрении

определенных направлений развития.


Процесс менторинга

Сущностными характеристиками процесса менторинга являются установление отношений между двумя субъектами на основе обучения и развитие у подопечного таких ключевых навыков, как умение активно слушать, формулировать ключевые вопросы для усовершенствования практики. Ментор предлагает решение сложных задач и профессиональную поддержку

подопечным, основывая взаимоотношения с ним на доверии, соучастии, искренности и честности (Garret-Harris & Garvey, 2005).

По завершении процесса менторинга установленные отношения будут содействовать формированию у менее квалифицированных учителей готовности к оказанию помощи самому

себе, к поиску своих собственных решений проблем, поскольку менторинг сопряжен с принципом развития, но не исправления (Oxley, 2003).

Процесс коучинга

Тренеры в работе с наиболее опытными учителями принимают на себя роль коучей по

формированию у них компетенций наставника посредством размышлений и инициирования

творческих процессов, в результате которых учителя будут обеспечены идеями и подходами

для повышения своего профессионального потенциала. Тренеры-коучи содействуют улучшению практической деятельности учителей.

Тренер, выступающий в роли коуча, поможет учителю в выборе направления работы и

способов активного использования системы поощрения коллег в своей школе, чтобы помочь

им усовершенствовать актуальные и необходимые в дальнейшем навыки. Основной акцент

будет сделан на оказание помощи учителям в развитии способности предвидения, прогнозиро-

вания работы с менее опытными коллегами, для развития их потенциала.

План коучинг занятия № 1

Название занятия: «Как на уроке развивать критическое мышление учащихся»

Общая цель: обучить учителей развивать критического мышления учащихся на своих уроках.

Задачи:

  1. Создать доброжелательную психологическую атмосферу в коллективе.

  2. Вызвать интерес к теме.

  3. Выяснить, что учителя знают о философии критического мышления.

  4. Определить и раскрыть понимание применения критического мышления на уроке.

  5. Вызвать желание применять критическое мышление на своих уроках.

Результаты обучения:

  1. Учителя знают и умеют развивать критическое мышление учащихся на уроках.

  2. На своих уроках учителя смогут обучить учащихся критически мыслить для развития их мыслительной деятельности.

  3. Учителя умеют ставить вопросы, используя таксономию Блума

Ключевые идеи:

Критическое мышление - мышление о мышлении, предполагающее умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Происходит всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом. Актуально для развития преподавания и обучения в Казахстане, основные навыки которого включают в себя наблюдение, интерпретацию, анализ, выводы, оценки, объяснения, метапознание. Осуществляется от простого к сложному: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Обладающие КМ - активны, скептичны в отношении к доказательствам, открыты для новых идей и перспектив.

Ход проведения:

1.Приветствие. Игра-активатор "Друг к дружке" - 10 мин.

- Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро "поздороваться" друг с другом. А когда я скажу: "Друг к дружке!", вы должны будете поменять партнера. Итак, начали:

- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!

Всем спасибо!

  1. Деление на группы при помощи приёма «Колечки» - 10 минут.

  2. Разработка основных правил работы в группе - 5 минут.

• Говорить по очереди

• Активно слушать

• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы

• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других

• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других

• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения

• Помогать и просить о помощи

• Давать и просить пояснения

• Пояснять и оценивать идеи

• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению

• Подводить итоги обсуждения

• Приводить убедительные аргументы

*Соблюдать время


  1. Определение темы коучинг - занятия по записанным на доске словам: толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума, таксономия Блума, анализ, синтез, оценка информации, фишбоун.-2 мин.

  2. Обсуждение в группах и определение понятия «критическое мышление» - 5 мин.

  3. Заслушивание ответов групп - 7мин.


  1. Работа с ресурсом:

Презентация «Что такое КМ? Где и как его применять?

Как использовать таксономию Блума при планировании урока ?» + рассказ коуча - 15мин


  1. Исследовательская беседа:

  1. Кому необходимо обладать таким видом мышления?

  2. Какие плюсы вы видите у людей с критическим мышлением? А какие минусы?

  3. Хотели ли бы вы обладать таким мышлением? Что вам для этого надо?

  4. Хотели ли бы вы обучить своих учеников критическому мышлению? Что вам это даст? - 7 мин

  1. Создание постера «Критическое мышление» - 10мин

  2. Защита постеров - 2мин на каждую группу

11. Упражнение на развитие КМ с использованием таксономии Блума:

- Составьте вопросы по сказкам «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три поросёнка», используя таксономию Блума. (Заранее распределяю сказки по группам) - 7 мин.

12. Заслушивание выступлений каждой группы - 10 мин.

13. Обратная связь. ЗХУ. Позволит выйти за рамки одного коучинга и даст повод к поиску новой информации о том, как развивать КМ на уроках. 7мин

14. Рефлексия ( метод неоконченных предложений):

- допишите неоконченные предложения

- сегодня я понял…..;

- после этого занятия мне захотелось…..;

- мне было интересно….;

- я узнал, что….;

- мне было непонятно……;

- мне не понравилось….. - 5мин.

15. Заключительное слово коуча:

- благодарю за то, что мы с вами решали вопросы сообща, и наше занятие прошло в атмосфере взаимного сотрудничества.


План коучинг занятия № 2

Название занятия: «Как диалогическое обучение способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативности в обучении»

Общая цель: раскрыть значимость применения диалогического обучения на уроке.

Задачи:

  1. Создать условия для сотрудничества и взаимодействия;

  2. Вызвать интерес к теме и желание применять диалогическую беседу на своих уроках;

  3. Выявить уровень знаний учителей о диалогическом обучении;

  4. Раскрыть важность применения диалогического преподавания.

Результаты обучения:

  1. Учителя знают, что такое диалогическое обучение и знают, как его применять на уроках.

  2. Учителя знают три типа беседы, определённые исследованиями Мерсера и умеют их различать.

  3. Учителя понимают важность ожидания ответа ученика на поставленный вопрос в течение семи секунд, а не двух.

  1. Ключевые идеи:

Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить своё собственное мышление. Диалог в обучении или учебный диалог - своеобразная форма общения, важнейшая сторона деятельности и учителя, и ученика, в которой царит атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия. Диалог, неотъемлемой частью которого является беседа, способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативности в обучении.

Ход проведения:

  1. Приветствие. Упражнение «Комплимент»

  2. Деление на группы: 3 смелых, 3 умных, 3 добрых, 3 скромных.

  3. Установление правил работы в группах.

  4. Стадия вызова. Определение темы коучинг-занятия.

Работа в парах. Упражнение «Интервью» -4 минуты, по 2 минуты на человека, возьмите интервью у своего соседа о нём самом, затем за 1 минуту расскажите нам о нём.

-Какие методы вы использовали при выполнении этого задания?

-Назовите тему нашего занятия.

Постановка цели занятия.

Работа в группах. Что такое диалогическое обучение? Ответы каждой группы.

5. Стадия осмысления. Работа с ресурсом.

-Изучите тему «Диалоговое обучение». Обсудите в группе. Составьте кластер по теме.

Защита кластеров. Взаимооценивание групп цветовой гаммой

На примере «Чтение текста с остановками» показать, как посредством применения беседы можно активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке

Приём "Ассоциации". Сегодня я прочитаю вам рассказ Александра Грина - "Зелёная лампа". - Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание? Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?

Чтение первого отрывка (до слов "… а Стильтон при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб").

Вопросы участникам коучинга ("Ромашка Блума").

1) Простые вопросы:

- Где происходят события, описанные в рассказе? - Когда происходят описанные события?

- Назовите действующих лиц. - В какой момент жизни они описаны? - Что настоятельно подчёркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана? - Что произошло с человеком лет двадцати пяти?

2) Уточняющие вопросы:

- Что мы можем сказать о позиции автора? - А в чём это выражено? - Проследите, какие синонимы к слову "человек" использует автор? - Чем вы объясните такой выбор автора?

3) Интерпретационные вопросы:

- Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь? - Только ли скука привела их сюда? - А почему вы не допускаете, что они из жалости могли остановиться? - А толпа по какой причине могла собраться?

- Почему автор так бегло описывает эту сцену?

4) Оценочные вопросы:- Какие слова вы считаете ключевыми в этой части? Прочитайте их.

- Почему вы их считаете ключевыми?

5) Творческие вопросы: - Как вы думаете, какой "интересный замысел" задумал Стильтон? Что это может быть?

6) Практические вопросы:

- Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком, упавшим в голодный обморок?

Чтение второго отрывка рассказа (от слов "Экипаж направился к одному из трактиров … до конца первой части).

Беседа по вопросам:

- Какое чувство у вас вызвал этот отрывок и почему?

- Насколько он не соответствует вашим предположениям?

- Изменилось ли ваше отношение к героям? Почему? Чем вы можете это объяснить?

- О ком из героев ваше мнение не изменилось? Что вас в этом убеждает?

- Как приём антитезы (противопоставление) помогает нам в восприятии содержания?

- Прав ли Стильтон, считая себя "человеком большого воображения и хитрой фантазии"?

- А какие его решения, поступки позволили бы именно так назвать его?

- Почему у Стильтона нет семьи, детей?

- Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее "благоденствием"?

- "Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом", - пишет А. Грин. Чем же доволен Стильтон?

- Почему именно такую судьбу предсказывает Стильтон Иву?

- Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона "дураком"? Что заставило его поступить так?

- Почему Реймер не остановил Стильтона, не потребовал от него других решений судьбы Ива или не предложил Иву собственную помощь?

- Как дальше будут разворачиваться события?

- Выскажите свои предположения и аргументируйте их.

- Какую судьбу Джону Иву вы предсказываете?

- Какую судьбу Стильтону приготовили?

Чтение третьего отрывка (вторая часть рассказа).

Беседа: - Какие ваши предсказания подтвердились? Почему именно так произошло? Аргументируйте.

- Какие версии не нашли своего отражения? Почему?

- Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями?

- Почему же прежде уверенный в себе, надменный Стильтон вдруг "стал ничем"?

- Как оценивает своё нынешнее состояние Стильтон?

- За что наказан Стильтон?

(За противоестественное стремление позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку.)

- Почему Джон Ив смог добиться многого?

- Почему Джон Ив после не ударил прежде жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда тот, уже разорившийся, назвал его "дураком", хотя и завидовал ему?

- Где же момент истины? В чём его суть?

Обсудить:

-Какие типы бесед вы увидели в проделанной работе?

-Назовите, какой тип беседы, вы не увидели при выполнении этого упражнения? Почему вы так думаете?

- Какие умения, знания, навыки развивались у вас при выполнении данного упражнения?

Составить по картинке вопросы для бесед:

1-я группа: беседа - дебаты;

2-я группа: кумулятивная беседа;

3-я группа: исследовательская беседа.

Заслушивание групп. Взаимооценка групп аплодисментами

5.Стадия рефлексии.

-Заполните таблицу ПМИ

- Оцените работу коучинг-занятия и работу коуча, заполнив листы оценивания.

6. Заключительное слово: Спасибо всем за прекрасную работу, проходившую в атмосфере взаимного доверия, сотрудничества и взаимодействия.

План коучинг - занятия № 3

Тема: «Как правильно составлять среднесрочное планирование уроков?»

Цель: научить учителей составлять среднесрочное планирование уроков.

Задачи:

  • создать благоприятную психологическую атмосферу сотрудничества;

  • организовать коллаборативную среду для эффективного обучения;

  • познакомить с основными принципами и целями среднесрочного планирования;

  • развивать мыслительные, коммуникативные навыки;

  • воспитывать коллективизм, самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу свою и коллег;

  • эффективно использовать ИКТ.

.

Оборудование и ресурсы: маркеры, листы А 4 для выполнения кластера, схемы ССП, образцы ССП, информация о ССП из руководства, презентация, фотоаппарат.

Ожидаемый результат: учителя знают, что такое среднесрочное планирование, понимают необходимость этого нововведения, умеют составлять ССП.

Ключевые идеи ССП: конкретизация темы и цели урока, возможность прогнозировать результат, благодаря рефлексии, улучшать собственную практику.

  1. Стадия вызова

  1. Приветствие в круге.

  2. Просмотр видеоролика «Дерзайте!»

  3. Беседа

-Что такое ССП?

-Для чего оно нужно?

-Как его составлять?

II. Осмысление

  1. Изучение ресурсов о ССП из руководства.

  2. Обсуждение в группах.

  3. Составление кластера по теме

  4. Защита кластера

  5. Составление ССП по своему предмету

  6. Беседа

-Что такое ССП?

-Для чего оно нужно?

-Как его составлять?

III. Рефлексия

  • Полноты восприятия информации «Чемодан, мясорубка, корзина»

  • эмоционального состояния «Острова»

  • Оценивание содержание коучинга, выбор методов и форм, собственной деятельности и деятельности коуча через приём «Мишень»

Заключительное слово:

-Благодарю всех за плодотворную работу и эффективное сотрудничество!



План коучинг-занятия №4

Тема: «Как составить краткосрочный план по технологии критического мышления»?

Цель: научить учителей составлять краткосрочный план урока по технологии критического мышления

Задачи:

  • создать благоприятную психологическую атмосферу сотрудничества;

  • организовать коллаборативную среду для эффективного обучения;

  • познакомить с планированием урока по технологии критического мышления;

  • развивать мыслительные, коммуникативные навыки;

  • воспитывать коллективизм, самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу свою и коллег;

  • эффективно использовать ИКТ.

Оборудование и ресурсы: маркеры, листы А 4 для написания эссе, структура плана урока по технологии КМ, образцы КСП по разным предметам, презентация «Рефлексия», листы самооценивания, фотоаппарат.

Ожидаемый результат: учителя знают, как планировать урок по технологии КМ, понимают преимущество этого нововведения перед традиционным планированием, умеют составлять КСП по технологии критического мышления.

Ключевые идеи КСП: планирование урока по этапам вызов, осмысление, рефлексия,

  1. Стадия вызова

  1. Приветствие в круге. Упражнение «Изобрази, как здоровается …». Ведущий предлагает поздороваться, как кошка, собака, олень и т.д.

  2. Деление на структурированные группы по преподаваемому предмету.

  3. Просмотр видеоролика «Командный мотиватор»

  4. Беседа: Что такое КСП? В чём его преимущество перед традиционным планированием урока?

-Как его составлять?

II. Осмысление

  1. Изучение ресурсов о КСП по технологии Критического Мышления с помощью приёма ИНСЕРТ

  2. Обсуждение в группах.

  3. Написание 10-минутного эссе (Обратная связь)

10-минутное эссе. После чтения и общего обсуждения информации, предлагается письменно организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Главное правило свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.

  1. Зачитывание одного от группы, вывод от группы.

  2. Просмотр слайдов о рефлексии и её приёмах.

  3. Составление КСП по своему предмету.

III. Рефлексия. Написание 5-минутного эссе:

  1. Напишите, что вы узнали по новой теме

  2. Задайте один вопрос, на который вы так и не получили ответа.

IV. Самооценивание. Лист самооценки

Ф.И.О._________________________________________

«5» - если 5 плюсов; «4» - если 4 плюса; «3» - если 3 или 2 плюса

да (+)

нет (-)

Я могу рассказать о КСП коллеге

Я умею писать КСП по технологии Критического Мышления

Я знаю некоторые приёмы Критического Мышления

Я умею теперь проводить рефлексию

Я активно работал на коучинге - занятии

Я ставлю себе оценку

Заключительное слово: Благодарю всех за плодотворную работу и эффективное сотрудничество!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Знание, как ценность перестало быть «символическим капиталом», оно превратилось в «средство преобразования ситуации (Б.Д. Эльконин: «Школа - не место реализации чего-либо, а место проб, поиска, испытания мощности способа»), так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям. И, отсюда, в педагогике появился термин «компетенция». Джон Дьюи определяет это понятие «как способность к пониманию и действию, поддерживающих адекватную связь с миром». Иначе говоря, это - способность к деятельности (Б.Д. Эльконин: «… надо не говорить слов, а строить ситуацию»). Категория «компетенции» является следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам (М.В. Рыжаков). Но Е.Я. Коган утверждает, что «формирование компетенций - это не смена содержания. Это смена способа, смена технологии». Значит, учитель на уроке должен не только давать знания как таковые, а знания и умения соединять с адекватным восприятием мира. Только тогда можно говорить о формировании деятельной позиции (позиции исследователя, организатора, коммуникатора). Но деятельная позиция - это позиция активная, и, следовательно, мы, учителя, должны разными способами, методами активизировать познавательную деятельность учащихся. Для овладения учителями деятельной позицией и существует в сегодняшней школе коучинг и коуч. Он сотрудничает с коллегами и оказывает им профессиональное содействие.

На сегодняшний день в мировой научно - педагогической литературе представлено достаточное количество фактов, подтверждающих целесообразность и успешность практического использования многими учителями разработанных ключевых принципов организации и планирования учебной работы. Кроме того, достаточно исследований, обобщающих опыт успешных учителей по организации, содержанию и направленности школьной практики и содействующих их профессиональному развитию. При этом современные исследования убедительно показывают, что профессиональное развитие требует от учителя позиционирования себя в условиях образовательного сообщества ( Bolam, McMahon, Stoll et al, 2005), в котором практика преподавания и обучения формируется при непосредственном участии самого учителя, на основе результатов проведённых им исследований ( Frost, and Durrant, 2003). Учителя, движимые внутренней психологической установкой, нравственной убеждённостью, не механически получают знания, а формируют их сами; действуют в данных условиях с лидерской позиции, оказывая влияние на своих коллег и их окружение, сохраняя перманентную сосредоточенность на аутентичном обучении ( Frost, 2011). Посещая коучинги, учителя овладевают широким спектром знаний, адекватных современным представлениям об успешности преподавания и обучения и совершенствуют собственную компетентность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. АОО «Назарбаев интеллектуальные школы». (2012) Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Издание третье.

  2. Б.Д. Эльконин "Психологическое обучение младших школьников" М., 1974

  3. "Модульно - рейтинговая система в профессиональном обучении: методические рекомендации"/ Под редакцией М.В. Рыжакова

  4. "Компетентностный подход и новое качество образования.// Современные подходы и компетентностно-ориентированное образование. Материалы семинара под редакцией А.В. Великановой.-Самара 2001.


© 2010-2022