Возможности ролевой игры в формировании языковой компетенции (изучение английского языка)

… в игре человек испытывает такое же наслаждение  от    свободного   обнаружения   своих    способностей,                                    какое художник  испытывает  во  время  творчества. Ф. Шиллер. Современный человек растет в условиях исключительно быстрого прогресса в области информации и технологий. В этой связи перед школой стоит задача – сформировать  способы  самостоятельного поиска ответов на вопросы, которые ставит жизнь: уметь оценивать последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность, что подразумевает приобретение навыков самообучения и саморазвития как основы накопления знаний в течение всей жизни, умение применять эти знания творчески.    Модернизация содержания образования в Казахстане на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.  Сегодня в центре внимания должен быть  ученик, его личность, неповторимый внутренний мир,  поэтому основная цель современного учителя – адаптировать систему обучающих методик и   форм организации учебной деятельности учащихся, которая позволит реализовать базовые и личностные потребности каждого ученика.   Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. А основная задача начальной школы – создание условий для развития  у учащихся основных аспектов  коммуникативной компетенции. Однако данная задача предполагает не только наличие у школьников практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, активности на уроке. А при... Исходя из особенностей психологического развития младших школьников, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, в качестве ведущей педагогической технологии на раннем обучении английскому языку мы предлагаем игровую технологию. В частности в качестве ведущей учебной деятельности – эвристическую игру на основе сюжетно-ролевой.       В сюжетно-ролевой игре впечатления младшего школьника постоянно пополняются, уточняются, качественно изменяются. Имеющиеся у него знания, благодаря их практически-действенному воспроизведению в сюжетно-ролевой игре приобретают более прочный, более осознанный характер. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в сюжетно-ролевой игре проявляются с особой полнотой. Это так называемые учебные игры,  которые имеют узко методическую цель.   Создание условий для погружения обучаемого в профессиональную деятельность творчески-преобразующего и исследовательского характера обеспечивает имитационное моделирование реальной действительности на основе игрового обучения. С учетом вышеизложенного нами сформулирована проблема исследования:  организация исследовательско - игровой  деятельности учащихся начальных классов как возможность  эффективной реализация компетентностного подхода в образовании в условиях общеобразовательной школы.  Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования: изучение степени  влияния   игры на развитие лексических, грамматических и речевых навыков на уроке английского языка у младших  школьников. Объект исследования — игровая  деятельность младших школьников. Предмет исследования – процесс формирования лексических, грамматических и речевых навыков посредством игры Теоретический анализ литературы  и опыта соискателя по данной проблеме позволили сформулировать гипотезу, согласно которой, если при обучении лексике на уроках английского языка использовать ролевые игры как прием овладения устной речью, то процесс усвоения лексического и грамматического материала будет эффективнее, так как будут созданы условия  для практического проживания языковой ситуации В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом, гипотезой исследования нами сформулированы задачи исследования: Ø  Обосновать содержание и структуру  игровой  деятельности на уроках английского языка Ø   Выделить критерии, показатели и уровни сформированности лингвистических и языков навыков  Ø   Выявить и экспериментально проверить совокупность педагогических условий, способствующих формированию способов  межличностных  коммуникации  в ходе игры Ø  Разработать методическую систему  адаптации игровой деятельности на уроках английского языка Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, психолого-педагогической литературы, изучение литературы об организации игровой деятельности учащихся, анкетирование, беседа, тестирование, изучение самооценки учащихся, педагогическое наблюдение (прямое и косвенное).
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ







Кучук Ольга Юрьевна



ГУ «Средняя общеобразовательная школа инновационного типа

города Павлодара»



Областной конкурс

Номинация «Педагогические надежды»

Возможности ролевой игры в формировании языковой компетенции

(изучение английского языка)

Возможности ролевой игры в формировании языковой компетенции (изучение английского языка)

Павлодар, 2012г



Введение.

… в игре человек испытывает такое же наслаждение

от свободного обнаружения своих способностей,

какое художник испытывает во время творчества.

Ф. Шиллер.

Современный человек растет в условиях исключительно быстрого прогресса в области информации и технологий. В этой связи перед школой стоит задача - сформировать способы самостоятельного поиска ответов на вопросы, которые ставит жизнь: уметь оценивать последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность, что подразумевает приобретение навыков самообучения и саморазвития как основы накопления знаний в течение всей жизни, умение применять эти знания творчески.

Модернизация содержания образования в Казахстане на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Сегодня в центре внимания должен быть ученик, его личность, неповторимый внутренний мир, поэтому основная цель современного учителя - адаптировать систему обучающих методик и форм организации учебной деятельности учащихся, которая позволит реализовать базовые и личностные потребности каждого ученика.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. А основная задача начальной школы - создание условий для развития у учащихся основных аспектов коммуникативной компетенции. Однако данная задача предполагает не только наличие у школьников практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, активности на уроке. А принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.

Исходя из особенностей психологического развития младших школьников, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, в качестве ведущей педагогической технологии на раннем обучении английскому языку мы предлагаем игровую технологию. В частности в качестве ведущей учебной деятельности - эвристическую игру на основе сюжетно-ролевой.

В сюжетно-ролевой игре впечатления младшего школьника постоянно пополняются, уточняются, качественно изменяются. Имеющиеся у него знания, благодаря их практически-действенному воспроизведению в сюжетно-ролевой игре приобретают более прочный, более осознанный характер. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в сюжетно-ролевой игре проявляются с особой полнотой. Это так называемые учебные игры, которые имеют узко методическую цель.

Создание условий для погружения обучаемого в профессиональную деятельность творчески-преобразующего и исследовательского характера обеспечивает имитационное моделирование реальной действительности на основе игрового обучения.

С учетом вышеизложенного нами сформулирована проблема исследования:

организация исследовательско - игровой деятельности учащихся начальных классов как возможность эффективной реализация компетентностного подхода в образовании в условиях общеобразовательной школы.

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования:

изучение степени влияния игры на развитие лексических, грамматических и речевых навыков на уроке английского языка у младших школьников.

Объект исследования - игровая деятельность младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования лексических, грамматических и речевых навыков посредством игры

Теоретический анализ литературы и опыта соискателя по данной проблеме позволили сформулировать гипотезу, согласно которой, если при обучении лексике на уроках английского языка использовать ролевые игры как прием овладения устной речью, то процесс усвоения лексического и грамматического материала будет эффективнее, так как будут созданы условия для практического проживания языковой ситуации

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом, гипотезой исследования нами сформулированы задачи исследования:

  • Обосновать содержание и структуру игровой деятельности на уроках английского языка

  • Выделить критерии, показатели и уровни сформированности лингвистических и языков навыков

  • Выявить и экспериментально проверить совокупность педагогических условий, способствующих формированию способов межличностных коммуникации в ходе игры

  • Разработать методическую систему адаптации игровой деятельности на уроках английского языка

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, психолого-педагогической литературы, изучение литературы об организации игровой деятельности учащихся, анкетирование, беседа, тестирование, изучение самооценки учащихся, педагогическое наблюдение (прямое и косвенное).

I. ВОЗМОЖНОСТИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

1.1. Игра и ее психологические особенности

Игра - это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования, также это моделирование ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений.

Обучение с помощью игры - результат напряженных поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью разных средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний. Обучение с помощью игры - это попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит. Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет, только шум, безразличие и постоянные «одергивания» учителя. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз.

Для детей игра, прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей иностранного языка. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий, преодоление стеснительности, мешающей свободно употреблять в речи слова чужого языка благотворно сказываются на результатах обучения, незаметно усваивается языковой материал.

Игра - это интересный и эффективный метод обучения в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод может использоваться на любой ступени обучения. В средних классах игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различных видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.

Таким образом, игра является неотъемлемой частью учебной деятельностью учащихся.

1.2 Ролевая игра на уроках иностранного языка

Ролевая игра - ведущий тип деятельности школьников на уроке иностранного языка. Формирование у детей школьного возраста условно-динамической позиции - аналог ролевого поведения - приводит к возможности значительно более легкого и раннего возникновения интеллектуальных операций, которые в условиях стихийного формирования проявляются значительно позднее. Ролевая игра имеет существенное значение для всего хода интеллектуального развития школьников. Игра в ее развернутой форме содержит в себе необходимость концентрации, которая достигается относительно легко благодаря тому, что при этом действуют не интеллектуальные механизмы, а включаются эмоциональные моменты. Игра имеет существенное значение для развития произвольных форм действий и поведения, благодаря ориентации на образец действия, содержащийся во взятой на себя учеником роли, т.е. скрытому контролю. Такой контроль осуществляется в двух формах: во-первых, в форме внешнего контроля со стороны играющих друг за другом и, во-вторых, в слабо внешне выраженной форме своеобразного самоконтроля.

Выделяют несколько видов ролевой игры: контролируемая (когда участники получают необходимые реплики), умеренно контролируемая (когда учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей), свободная (когда учащиеся получают обстоятельства общения), эпизодическая (когда разыгрывается отдельный эпизод), длительная (когда в течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов)

1.3 Функции ролевой игры

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно - побудительную функцию.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями речевой деятельности в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, т.е. можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.

Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.

Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростков, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Важнейшее значение для понимания функции ролевой игры в развитии имеет выяснение ее значения для развития потребностной сферы, для возникновения новых потребностей, которые в игре формируются. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако, все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать «чувство меры», иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

Таким образом, благодаря своим функциям, ролевая игра является неотъемлемым приемом общего развития школьника.

1.4 Применение ролевой и исследовательско-эвристической игры на уроке иностранного языка

Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория - это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс - это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении - это результат коллективного использования всех возможностей для обучения, и обучаемые должны вносить значительные вклад в этот процесс. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Данная работа рассматривает модель исследовательско-эвристической игры как активный метод обучения, направленный на формирование творчества и воображения учащегося, следует отметить, что данная игра адекватно соответствует представлению о новом, знаково-контекстном типе обучения, поскольку в ней находят свое отражение наиболее характерные его черты. Игра может быть определена как знаковая модель профессиональной деятельности, контекст которой задается знаковыми же средствами - с помощью языка моделирования, имитации и связи, включая естественный язык.

Игровое обучение позволяет формировать у учащихся умение творчески мыслить в различных проблемных ситуациях, планировать свою деятельность, а также организовать взаимодействие между участниками определенной деятельности.
Коллективное взаимодействие, взаимопонимание, коммуникации, критика и оценка как взаимные формы организации исследовательско-эвристических игр полностью исключают со стороны их участников персонификацию отношений в ее эмоционально-эффективном и социально-статусном проявлении, что, соответственно, исключает их в несодержательные конфликты и противоречия.
Игра включает в себя шесть этапов:
1. Установка на игру. Задание норм процессов, образцов планов и программ.
2. Работа команд. Планирование и программирование.
3. Формулировка основных проблем.
4. Координация планов и согласование кооперации ролей.
5. Реализация планов.
6. Общая оценка. Подведение итогов и заключение.
Рабочие процессы игры предполагают, что деятельность участников осуществляется в трех режимах:
а) самостоятельный творческий поиск;
б) общая дискуссия и анализ ситуации по отчетам команд;
в) самооценка результатов работы в группах.

Игроки стремятся к общению, достаточно четко высказывают свои мысли, ведут дискуссию, умеют логически переработать полученную информацию, являются непосредственными ее участниками.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Психологические исследования показывают, что в период с пятого по одиннадцатый класс, когда осуществляется изучение иностранного языка, развитие школьников проходит несколько возрастных стадий. Отмечается также, что главнейшие изменения в психических особенностях личности на данной стадии ее развития обусловлены ведущей деятельностью, характерной для этой стадии. Среднему школьному возрасту, в котором начинается изучение иностранного языка, предшествует не просто более ранний, школьный возрастной период, но также другая форма ведущей деятельности (ролевая игра). В младшем школьном возрасте, т.е. в семь - одиннадцать лет, ведущей деятельностью становится учение. Но в связи со спецификой предмета «иностранный язык» применение ролевой игры уместно и в среднем школьном возрасте.

1.5 Основные требования к ролевым играм

Ролевая игра, используемая на уроке иностранного языка, должна соответствовать следующим требованиям:

  • Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения;

  • Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовать; важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль; только при этом условии их речь будет естественной и убедительной;

  • Ролевая игра должна быть принята всей группой;

  • Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости, чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении; со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли;

  • Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал;

  • Учитель непременно верит в ролевую игру, в ее эффективность; только при этом условии он сможет добиться хороших результатов;

  • Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами; создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии - очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.

Выполняя все требования к ролевым играм, учитель сможет достичь на уроке высоких результатов в том или ином виде деятельности.

1.6 Виды ролевой игры на разных возрастных этапах

Ролевая игра является методическим приемом, относящимся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языкам. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка. Ролевая игра - одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организационное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом.

Проанализировав работы Д.Б. Эльконина, Е.И. Пассова, Н.К. Скляренко можно выделить следующие формы ролевой игры на уроках иностранного языка.

Для младшего школьного возраста наиболее справедливо использование сюжетной ролевой игры сказочного содержания. Младший школьный возраст принимает воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Участники игры с большим интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.

Для среднего школьного возраста подходит сюжетная ролевая игра бытового содержания, потому, как эти игры отражают разные стороны жизни школьника (учебу, досуг, труд), воспроизводят фрагменты его реального жизненного опыта.

Для старшего школьного возраста - имитационная ролевая игра познавательного содержания. У старшего школьного возраста повышается значение игровых ситуаций, расширяющих представления учеников об окружающем мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли. С учетом выявления профессиональных интересов школьников организовывались имитационные деловые игры. Деловая игра позволяет имитировать ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности. Имитационные деловые игры соответствуют возрастным особенностям учащихся старших классов, профессиональной ориентации школьников, задачам их воспитания и всестороннего развития.

Таким образом, ролевые игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися разного возраста. Использование ролевых игр с учётом возрастных особенностей учащихся позволяет эффективнее решать учебные, воспитательные и образовательные задачи.

1.7 Организация ролевой игры

В структуру ролевой игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет - область действительности, условно воспринимаемая в игре.

Задача учителя состоит в том, чтобы отобрать необходимые ситуации - иллюстрации и ситуации - проблемы на конкретном материале, подготовить дидактический материал (можно с подсказкой о характере его деятельности), подобрать группы учащихся и распределить роли, поставить задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики, проявлять к учащимся интерес и внимание во время проведения игры.

Технология ролевой игры состоит из нескольких этапов:

  • Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.

  • Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а так же необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкции, правил. При необходимости, учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения.

  • Этап проведения - процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную ситуацию, выполняя определенные роли.

  • Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.

1.8 Влияние ролевой игры на успешное усвоение лексического материала

Лексика - это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений.

Способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, соотнесением его с другими лексическими единицами, называют лексическим навыком. Следовательно, цель обучения лексической стороне речи есть формирование продуктивного (обусловливающего развития умений говорения и письма) и рецептивного (как условия осуществления рецептивных видов деятельности: чтения и аудирования) лексических навыков.

Продуктивный лексический навык - это синтезированное действие по вызову лексической единицы адекватно коммуникативной задаче или ситуации общения и ее правильному сочетанию с другими лексическими единицами.

Рецептивный лексический навык - это синтезированное действие по распознанию графического или фонетического образа лексической единицы и соотнесению формы слова с его значением.

Процесс овладения словом включает в себя ознакомление с функцией слова, его значением, формальными признаками, тренировку в усвоении слов и применение новых лексических единиц в устной и письменной речи. Следовательно, процесс формирования лексических навыков проходит в три этапа: этап ознакомления (ориентировочно-подготовительный этап), тренировка (ситуативно-стереотипизирующий этап), применение (вариативно-ситуативный этап).

Овладеть лексическим навыком, не находясь в стране изучаемого языка, весьма трудно. Поэтому важной задачей учителя является создание благоприятных условий для создания реальных и воображаемых ситуаций общения, которые побуждали к решению конкретных задач. Отсюда важность использования игры, особенно ролевой, в рамках основных сфер общения: семейно-бытовой, учебно-трудовой, и т.д. - на всех этапах обучения.

В основном ролевые игры используются для развития устно-речевых навыков и тем самым тренируют монологическую и диалогическую речь. Наряду с этим происходит активное применение лексики, изучаемой по определенной теме.

В играх иногда содержится некоторый процент незнакомой учащимся лексики. Вводить ее рекомендуется в процессе объяснения условий игры. Приемы введения лексики могут быть различны. Один из них - зрительная наглядность, которая включает в себя не только картинную или предметную наглядность, но и движение, жест, мимику и т.д. И, наконец, в отдельных случаях можно воспользоваться однократным переводом. В любом случае время, затраченное на объяснение незнакомого слова, обязательно окупится, ибо однажды введенная игра будет использоваться учителем много раз, а новая лексика, с которой познакомятся ребята в процессе игры, станет активной.

Использование ролевых игр на уроке иностранного языка более уместно на третьем этапе, когда происходит применение лексического материала в устно-речевой деятельности. Но ролевые игры (а иногда и элементы их) можно использовать и на этапе тренировки учебного материала.

2 ГЛАВА. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

При планировании уроков и выборе игры нужно учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень сформированности способов создания межличностных коммуникаций, развитие и наличие жизненного опыта, в некоторых случаях возникает необходимость опоры на родной язык.

На уроках и во внеурочной деятельности учителя английского языка проводят с детьми различные мероприятия как в классном коллективе, так и участвуя в школьных проектах и конкурсах.

Во время этой работы выстраивается несколько этапов организации:

1 этап - работа с детьми начинается с диагностики проявления интереса к игре на уроках иностранного языка (положительного и отрицательного) для определения дальнейшего пути работы. Диагностика может быть проведена путём организации наблюдений за общением ребёнка во время игр, при работе на уроке, при проведении анкетирования.

На первом этапе обучения очень важно заинтересовать учеников. Поэтому следует учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, создать ситуации общения и приблизить речевую деятельность к реальной коммуникации.

На первом этапе работы я использую простые, не сложные игры.

Пример: Playing Airplane (Игра в самолет)

Игра используется для тренировки учащихся в произнесении звука [v].

Учитель: - Давайте представим, что мы самолеты и летим в небе. (Дети изображают самолетики)

- Какой звук издает самолет? - [ж].

- А как этот звук будет звучать на английском языке? - Дети говорят [v].

- Полетели! (Учитель рассказывает стихотворение, а дети произносят звук [v])

The plane is travelling up in the sky,

Vvv-vvv-vvv,

Moving so fast, and ever so high,

Vvv-vvv-vvv.

Over the land, and over the sea,

Vvv-vvv-vvv.

But we always come back in time for tea.

Vvv-vvv-vvv

Лексическая игра: «Собери портфель»

Цель: тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке. В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.

Учитель: Поможем Буратино собраться в школу.
Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:
This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)
В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:
This is a book. This is an English book. This is a very nice book.

2 этап - развитие и поддержание у ребёнка эмоционального интереса к игре. На этом этапе необходимо наиболее полно воздействовать на эмоционально - чувственную сферу ребёнка. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать. На этом этапе происходит формирование дружного детского коллектива, что совершенно необходимо для успешных занятий.

На данном этапе можно использовать игры, такие как «магазин». Так, при работе над лексикой по теме «Одежда» в классе появляется «магазин». На прилавке «магазина» разложены различные предметы одежды, которую можно купить.

Учащиеся заходят в «магазин» и покупают то, что им нужно:

P1: Good morning!

P2: Good morning!

P1: Have you a red blouse?

P2: Yes, I have. Here it is.

P1: Thank you very much.

P2: Not at all.

P1: Have you a warm scarf?

P2: Sorry, but I haven't.

P1: Good-bye.

P2: Good-bye.

При проведении ролевых игр использую средства наглядности. Вывешивается картинка, на которой изображена определенная ситуация. Учащимся предлагается сыграть роль персонажей, изображенных на картинке, в соответствии с ситуацией, представленной на ней.

Вот такой диалог составили ребята по картинке «Утро» (действующие лица - бабушка и внук):

G: Igor, get up darling. It's already I o'clock

I: All right, Granny. I'm getting up.

G: Make your bed, then wash your face and hands and have breakfast.

I: First, I must do my morning exercises, Granny.

G: All right, dear.

3 этап - основной целью этого этапа является "развитие познавательного интереса английскому языку, к стране изучаемого языка, к культуре". Познавательный материал подносится детям в яркой, интересной форме, и на основе этого учащимися создаются научные работы, где реализуется креативность мышления ребят.

Например можно провести такую игру.

Игра-проект « Рецепт блюда». Цель: монологическое высказывание с активной лексикой, спонтанное высказывание в ситуациях общения.
Описание: учащиеся делятся на группы. Каждая группа создает свой «рецепт» и делает его презентацию. «Независимые эксперты по здоровому питанию» оценивают «рецепты» и высказывают свое мнение. На презентацию отводится 7 минут. Задача учащихся - подготовить монологическое высказывание по теме, спонтанно высказать свое мнение.

4 этап - на этом этапе формируется потребность в сотрудничестве и партнёрстве. Происходит обращение в равной мере к чувствам и интеллекту ребенка. Используется преимущественно такая форма занятий, как путешествие, сюжетно-ролевая игра, творческая деятельность, а также знакомство детей с исследовательско-эвристическими играми.

Предлагаемая эвристическая игра рассчитана на 2-3 часа. Результат будет зависеть от того, каков интерес ее участников к проблемам, которые будут обсуждаться в дискуссии-споре.

Цель игры:

Развитие и оценка умений и способностей вести дискуссию-спор.

Проблематика дискуссии-спора:

В качестве проблем, выносимых на дискуссию-спор, могут быть взяты любые, но непременно интересные и актуальные для самих участников.

Роли и задачи участников игры:

Ведущий игры - это, как правило, преподаватель, который рассказывает о замысле, основных этапах игры, задачах ее участников. Он направляет ход игры в нужное русло, стимулирует активность ее членов, следит за корректностью дискуссии-спора, окончательно подводит ее итоги.

Две конкурирующие между собой команды (по 7-10 человек), которые ведут дискуссию-спор по перечисленным выше вопросам.

Эксперты, которые оценивают участников дискуссии-спора: а) логику, аргументацию, б) культуру речи, владение приемами ораторского искусства, в) дают заключительные характеристики типов и психологических особенностей.

Задача экспертов - разработать критерии оценки и дать оценку конкурирующим между собой командам, я также психологические характеристики их членов.

Этапы эвристической игры:

Первый этап является организационным. На этом этапе ведущий формирует конкурирующие между собой команды. Ведущий (преподаватель) рассказывает о целях и правилах эвристической игры.

Наряду с созданием двух конкурирующих и ведущих между собой дискуссию-спор команд формируется и команда экспертов, которая оценивает степень эффектна нести ведения спора-дискуссии как в целом, так и отдельными ее участниками. При этом в задачу экспертов входит разработка критериев оценки эффективное та и успешности дискуссии-спора, который ведут между собой команды.

В качестве критериев могут быть взяты, например, следующие:

а) доказательность и логичность суждении и выводов;

б) разнообразие и эффективность применения приемов ведения спора;

в) умение ставить вопросы и др.

Второй этап. Это сам процесс эвристической игры. Во время развертывания спора-дискуссии конкурирующие команды могут взять тайм-аут, для того чтобы продумать и найти новую неожиданную стратегию спора-дискуссии, повернуть полемику в нужное русло. На этапе тайм-аута команды с целью выработки новых оригинальных идей могут широко использовать эвристические методы («мозгового штурма», эмпатии, инверсии, ключевых вопросов, организованных стратегий, случайных ассоциации и др.). Активное использование именно этих методов и характеризует игру как эвристическую, т.е. постоянно ориентирующую ее участников на проявление творческого подхода в обсуждении и решении проблем.

Третий этап - подведение итогов эвристической игры. На этом этапе дастся возможность высказаться каждому из экспертов, которые обосновывают как критерии своих оценок, гак и результаты выступлений участников дискуссии-спора.

Задача экспертов - обосновать, какая из конкурирующих команд победила, а также выявить:

а) самого дипломатичного,

б) самого интеллигентного,

в) самого авторитетного,

г) самого творческого.

И в заключение эвристическую игру анализирует и подводит ее итога преподаватель-организатор. Он акцентирует внимание на ее ходе, достоинствах и недостатках, на тех удачных, спорных и вместе с тем творческих ситуациях, которые следует учесть в перспективе.

Возможности ролевой игры в формировании языковой компетенции (изучение английского языка)

Согласно гипотезе, если при обучении лексике на уроках английского языка использовать ролевые игры, как прием овладения устной речью, то процесс овладения лексическими навыками будет эффективнее. Был проведен первичный контроль на знание лексического материала по теме «Школьные предметы» без употребления ролевых игр. Ученики заучивали слова по данной теме, предварительно отработав их в языковых упражнениях. Например, ученики по цепочке называли слова друг другу, один отвечал и задавал свое слово следующему и т.п. После того, как слова закрепили, был проведен словарный диктант, где были продиктованы слова по вариантам. (Приложение 1). Ребята должны были писать перевод. Результат словарного диктанта отражен в Таблице 1.

Из 12 человек оценку «4» за словарный диктант получили 3 человека, оценку «3» - 6 человек, оценку «2» - 3 человека. На «отлично» с работой никто не справился. Средний балл по результатам мы получили «3». Результат достаточно не высокий и указывает на несформированность лексического навыка по данной теме в целом и в отдельности у некоторых учеников.

Далее снова повторили эту тему и начали изучать новую тему «Один день в школе», лексический минимум которой также содержит слова из предыдущей темы «Школьные предметы». Я проводили уроки с использованием ролевых игр. Ролевые игры, используемые на уроках, представлены в Приложении 2. Список слов для изучения был достаточно большой. Я использовали свободный вид ролевых игр: сами учащиеся должны решить, какие слова им использовать из данной лексики, как будет развиваться действие. Учащиеся получали обстоятельство общения или разыгрывали отдельный эпизод. Называлась примерная тема диалога, а затем учащиеся составляли диалог с использованием новой лексики с опорой на предложения. Также был проведен устный опрос, где дети работали переводчиками с русского на английский язык и наоборот.

После того, как изучили новый лексический материал с применением ролевых игр, был проведен повторный контрольный срез, с помощью словарного диктанта по вариантам, и получили следующий результат: оценка «5» - 4 человека; оценка «4» - 6 человек; оценка «3» - 2 человека. Средний балл - 4,1. Неудовлетворительных оценок не получил никто, что говорит о сформированности лексического навыка по теме у всех учеников. Результаты повторного контрольного среза представлен также в Таблице 1.

Таблица 1. Результаты проведения словарных диктантов

Оценки

Словарный диктант по теме «Школьные предметы»

Словарный диктант по теме «Один день в школе»

«5»

-

4

«4»

3

6

«3»

6

2

«2»

3

-

Средний балл

3

4.1

Итог можно наглядно представить в следующей диаграмме.

Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов словарных диктантов

Возможности ролевой игры в формировании языковой компетенции (изучение английского языка)



Конечно, то, что результат у учеников при выполнении контрольного диктанта оказался выше, говорит не только о том, что ролевые игры повлияли на становление лексического навыка по теме «Школьные предметы», но и на становление лексического навыка по теме «Один день в школе».



Мониторинг сформированности

общих умений коммуникации учащихся

на уроках английского языка с применением ролевых игр



Возможности ролевой игры в формировании языковой компетенции (изучение английского языка)

Результаты мониторинговых исследований показывают, что учащиеся еще затрудняются в построении коммуникации, оформлении мыслей и трансформации. Применение разноуровневых дидактических материалов, выполнение разных социальных ролей в учебной деятельности создают возможности для учащихся вступать в межличностные непосредственные контакты посредством рефлексии, планирования и моделирования общего коллективного дела, определение конечного результата и успешности группы. Наличие низкого уровня по некоторым позициям можно объяснить возрастными особенностями

Таким образом, можно сделать вывод, что при изучении лексики на уроках английского языка с использованием ролевых игр, лексический материал качественнее и лучше усваивается. Можно сравнить первый контроль и второй контроль и увидеть разницу. Таким образом, при изучении лексического материала с использованием ролевых игр можно выделить только положительные стороны. Гипотеза, которая была определена во введении нашей выпускной квалификационной работы, доказана.

Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.

Достоинства и недостатки игровых форм обучения с точки зрения учителей

Достоинства

Недостатки

1. Повышение интереса

1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной

2. Активизация учащихся

2. Занимают много времени

3. Лучшее усвоение

3. Не для любого материала

4. Объединение коллектива

4. Требует много подготовки

5. Развитие мышления

5. Сложности в оценке учащихся, обусловленные разным уровнем подготовки

6. Разрядка напряжения, смена деятельности

-

7. Соревновательность, доступность

7. Работа одних и тех же учащихся

8. Развитие творческих способностей

-


Заключение

Ролевые игры - эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языко­вой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что спо­собствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.

Ролевые игры и задания при овладении учебным материалом и закреплении его позволяют более точно и осознанно усво­ить специфику его использования в речи. Именно в условиях игры осуществляется в значительной мере непроизвольное запо­минание.

Ролевые игры и задания развивают и со­вершенствуют у школьников речемыслитель­ную деятельность. Они способствуют также появлению у ре­бят искреннего желания общаться на ино­странном языке не только на уроке, но и во внеурочное время. Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мо­тив к изучению иностранного языка.

Помимо учебных целей ролевые игры и задания помогают решать воспитательные задачи. Например, в играх с использо­ванием телефона особое внимание уделя­ется выработке умения вежливо вести раз­говор по телефону.

Кроме того, посредством ролевых игр и заданий у школьников формируются такие качества, как общительность, коллективизм, появляется чувство ответственности за сво­их товарищей.

Уроки с применением ролевых игр и зада­ний обычно проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благо­приятной психологической атмосфере.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д.

Немаловажным является то, что ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Литература

  1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. - М., 1996.

  2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М., 2007

  3. Вайсбург М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. - Обнинск: Титул, 2001.

  4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003.

  5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.

  6. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку.- СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006г.

  7. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. - М.: Высшая школа, 1988.

  8. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие/ Е.А. Мас-
    лыко, С.И. Петрова. - 3-е изд., стереотип. - Мн.: Выш. шк., 1997.

  9. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.

  10. Семёнова Т.В., Семёнова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. - 2005. - №1.

  11. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия "Энциклопедия образовательных технологий".)

  12. Уайзер Г.Н. Обучение устной речи и проблемы учебника иностранного языка // Методическая мозайка. - № 8. -2006.







ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Слова по теме «Школьные предметы», использованные в контрольном словарном диктанте № 1

Русские слова

Английские слова

Ручка

Тетрадь

Карандаш

Ластик

Парта

Стул

Компьютер

Школьная сумка

Калькулятор

Линейка

A pen

An exercise book

A pencil

A rubber

A desk

A chair

A computer

A bag

A calculator

A ruler

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ролевые игры по теме «Школьные предметы», «Один день в школе»

1. Лексическая игра: «Собери портфель»
Цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся.
В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.
Учитель: Поможем Буратино собраться в школу.
Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:
This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)
В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:
This is a book. This is an English book. This is a very nice book.

2. «Собери картинку»
Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур I see … This is … He has got… .…She has got …. It is blue (grey, etc.)

3.Орфографическая игра «Буквы рассыпались»

Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.
Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?».Выигрывает тот, кто первый первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.
4. Грамматическая игра Цели:
- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.
- закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов: 1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справиться с заданием составит предложения без ошибок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Слова по теме «Школьные предметы», «Один день в школе», использованные в контрольном словарном диктанте № 2

Русские слова

Английские слова

Ручка

Тетрадь

Карандаш

Ластик

Парта

Стул

Компьютер

Школьная сумка

Калькулятор

Линейка

Книга

Писать

Читать

Играть

Нравится

Урок

Школа

Учитель

ученик

A pen

An exercise book

A pencil

A rubber

A desk

A chair

A computer

A bag

A calculator

A ruler

A book

To write

To read

To play

To like

A lesson

A school

A teacher

A pupil

































ВОЗМОЖНОСТИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ


ГУ «Средняя общеобразовательная школа №34 инновационного типа г Павлодара»

Кучук Ольга Юрьевна, учитель английского языка


Модернизация содержания образования в Казахстане на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Сегодня в центре внимания должен быть ученик, его личность, неповторимый внутренний мир, поэтому основная цель современного учителя - адаптировать систему обучающих методик и форм организации учебной деятельности учащихся, которая позволит реализовать базовые и личностные потребности каждого ученика.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Исходя из особенностей психологического развития младших школьников, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, в качестве ведущей педагогической технологии на раннем обучении английскому языку мы предлагаем игровую технологию. В частности в качестве ведущей учебной деятельности - эвристическую игру на основе сюжетно-ролевой.

В сюжетно-ролевой игре впечатления младшего школьника постоянно пополняются, уточняются, качественно изменяются. Имеющиеся у него знания, благодаря их практически-действенному воспроизведению в сюжетно-ролевой игре приобретают более прочный, более осознанный характер. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в сюжетно-ролевой игре проявляются с особой полнотой. Это так называемые учебные игры, которые имеют узко методическую цель.

Создание условий для погружения обучаемого в профессиональную деятельность творчески-преобразующего и исследовательского характера обеспечивает имитационное моделирование реальной действительности на основе игрового обучения.

С учетом вышеизложенного нами сформулирована проблема исследования:

организация исследовательско - игровой деятельности учащихся начальных классов как возможность эффективной реализация компетентностного подхода в образовании в условиях общеобразовательной школы.

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования:

изучение степени влияния игры на развитие лексических, грамматических и речевых навыков на уроке английского языка у младших школьников.

Объект исследования - игровая деятельность младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования лексических, грамматических и речевых навыков посредством игры

Технология ролевой игры состоит из нескольких этапов:

  • Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.

  • Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы , формулировка главной цели урока, а так же необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкции, правил. При необходимости, учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения.

  • Этап проведения - процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную ситуацию, выполняя определенные роли.

  • Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.

Ролевые игры и задания развивают и со­вершенствуют у школьников речемыслитель­ную деятельность. Они способствуют также появлению у ре­бят искреннего желания общаться на ино­странном языке не только на уроке, но и во внеурочное время. Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мо­тив к изучению иностранного языка.

Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.



© 2010-2022