Особенности работы с детьми, имеющими проблемы в усвоении школьной программы

    Возросшее значение владения иностранными языками в современном Российском обществе требует от учителя новых подходов в работе с учащимися самого разного уровня.  Помимо приёмов и методов взаимодействия с одарёнными подростками. Особого внимания требует работа с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, которые предполагают особое внимание со стороны, как родителей, так и педагога. Однако наибольшей проблемой для педагогического коллектива и каждого учителя-предметника является работа с учащими...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности работы с детьми, имеющими проблемы в усвоении школьной программы.

Автор: Гюльмамедова С. А. (БОУ СОШ№20 п. Агроном, Динской район)

Возросшее значение владения иностранными языками в современном Российском обществе требует от учителя новых подходов в работе с учащимися самого разного уровня. Помимо приёмов и методов взаимодействия с одарёнными подростками, особого внимания требует работа с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, которые предполагают особое внимание со стороны, как родителей, так и педагога.

В настоящее время родители детей с особенностями развития не хотят отдавать своих детей в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с одноклассниками и учителями, непонимания особых потребностей их детей и, соответственно, неадекватной реакции на особые потребности, неприспособленности помещений и учебного процесса к особым потребностям их детей и т.д. Родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса. Учителя зачастую в замешательстве от того, что им нужно будет учить ребенка даже с незначительными нарушениями развития и поведения, они признаются, что не знают, как организовать его обучение и, вообще, «что с ним делать»; при этом пока нет методических и учебных пособий и т.д. Зачастую и учителя, и руководители общеобразовательных школ говорят о том, что им хватает проблем и с «обычными» детьми, а для «проблемных» детей есть специальные школы. Зачастую в кулуарах различных совещаний еще можно услышать «о необучаемых детях с тяжелыми нарушениями» и о том, что «у таких детей все равно нет никаких перспектив».

Инклюзивное образование - образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его изоляции. Вместе взрослея, дети учатся принимать собственные особенности и учитывать особенности других людей, учатся учитывать взаимные особенности.

Однако наибольшей проблемой для педагогического коллектива и каждого учителя-предметника является работа с учащимися, которые не имеют медицинских заключений об инвалидности, однако не в состоянии усваивать школьную программу в силу своих психофизиологических особенностей.

В нашей школе обучаются 8 детей-инвалидов. 4 из них (сахарный диабет, ДЦП в лёгкой форме и т.п.) посещают занятия наравне со своими сверстниками, не имеющих таких значительных проблем со здоровьем, 4 - находятся на домашнем обучении. По заключению врачей эти дети должны обучаться в школе 7 вида. Несколько лет назад в школах края существовали классы компенсирующего обучения для таких учащихся. Однако в связи с изменением системы оплаты труда учителя и укрупнением классов дети с особенностями развития сидят за одной партой со своими здоровыми сверстниками.

Одной из основных проблем у таких детей на уроке является быстрая потеря или отсутствие внимания. Высокая эмоциональность, гиперактивность, низкая устойчивость внимания и быстро развивающееся так называемое охранительное торможение детей этого контингента ведут к двигательному беспокойству и потере внимания уже после первых 10-15 минут занятий. Чтобы удержать интерес детей к происходящему на уроке, надо сделать его, прежде всего привлекательным для них. Внимание всегда поддерживается интересом!

Уже при планировании учебного занятия я стараюсь обращать особое внима­ние на закономерности динамики работоспособности таких учащихся. С появлением первых признаков утомления, когда снижается внимание, у некоторых детей, особенно подростков, о которых идёт речь, начи­нается двигательная активность, они мешают одноклассникам, привлекая к себе их внимание, а другие, менее «активные» занимаются чем-нибудь посторонним на уроке: что-то чертят или рисуют в своих тетрадях. В это время необходимо снизить нагрузку, иначе работоспособность у уче­ников резко упадет или вообще исчезнет. Ребятам нужно предложить другие формы работы, которые заинтересовали бы и восстановили их силы. Прекрасным восста­навливающим средством в данном случае является физкультпауза. Важно уметь ее обыграть, привлекая при этом постепенно и ненавязчиво изучаемую лексику - и тогда эти этапы урока (а физкультпауз может быть несколько за время занятия) могут стать очень любимыми и популярными у детей. Каждый учащийся будет стремиться заработать право быть помощником учителя, «тренером» группы и т.д. и одновременно, незаметно для себя, повторят (а после пятой или десятой физкультпаузы и запомнят) речевые клише, структурные предложения и слова, которыми эти структуры можно заполнить, создавая собственное высказывание.

Существует целый ряд простейших упражнений, которые целесообразно проводить как во время подготовки заня­тий дома, так и во время физкультпаузы на уроке.

Так, после продолжительного зрительного напряжения очень хорошо, например, следующее упражнение. В руке перед гла­зами держим карандаш или ручку (близ­кий объект). В качестве дальнего объекта может быть сам учитель, стоящий перед классом. В течение одной минуты по ко­манде учителя (Look at me! Look at your pens!) дети быстро пе­реводят взгляд с близкого объекта на уда­ленный.

Это упражнение способствует улучше­нию функционального состояния зрения, очень благоприятно действуя на глаза при близорукости слабой степени. Учитель благодарит детей (Thank you! Very good...). Эти команды может подавать и дежурный-«тренер».

Перед выполнением контрольных работ полезно делать упражнение на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание - глубокое, медленное сначала только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноз­дрю активизирует работу правого полуша­рия головного мозга, способствует успоко­ению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полу­шария, что способствует решению рацио­нальных задач. Упражнение проводится по команде учителя: "Breathe! Breathe out!"

Понятно, что подобных упражнений на одном уроке не должно быть слишком много, что они должны постоянно обнов­ляться и усложняться или облегчаться в зависимости от конкретной группы. При этом должен учитываться возраст и психо­логические особенности детей. Со временем ученики могут сами (по очереди или по желанию) проводить физкультпаузы на уроке, отбирая, са­мые интересные и полезные на их взгляд упражнения.

Как правило, учащиеся, имеющие ярко выраженные проблемы с усвоением материала в объёме школьной программы, достаточно подвижные и активные, им особенно необходимо создание такой среды, которая организовывала бы и направляла их деятельность. Уметь вести урок без лишней авторитарности, создавать и сохранять положительный настрой учеников и не отбивать желание учиться - трудная задача для преподавателя. Очень важно в любых ситуациях стараться быть терпеливым, сохранять спокойный тон, не повышать голос, ни в коем случае не оскорблять ребенка и чаще улыбаться на уроке. Юмор должен быть постоянным спутником и помощником учителя. Особенности работы с детьми, имеющими проблемы в усвоении школьной программы. Особенности работы с детьми, имеющими проблемы в усвоении школьной программы.

© 2010-2022