Статья на тему Игровые приемы для совершенствования грамматических навыков

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Французские глаголы в игровых ситуациях

Глагол «avoir»

1. «Разговор по телефону». В каждой команде выбираются два ведущих, которые находятся в разных концах класса. Они будут «разговаривать по телефону». Первый ученик задаст вопрос, который по «проводам» (это остальные члены команды) будет передан его товарищу, а затем к нему придет ответ. Например: «Nathalie, est-ce que tu as une guitare?» «Non, je n'ai pas de guitare, j'ai un piano. Et toi?» «Moi aussi, un piano.» Задача «проводов» - быстро и, главное, правильно передать каждую фразу, иначе будет «прервана связь».
2. «А что у вас?» («Давайте похвастаемся»).
Nous avons des fleurs. / Nous avons un nouveau professeur. / Nous avons un arbre de Noël. Etc.
Вариант - «Фантазеры»: J'ai 100 ans. / J'ai une girafe dans ma chambre... Etc.
Эту игру можно также организовать по принципу «Аукциона» - выигрывает та команда (или тот ученик), кто скажет последнюю фразу.
3. «Парные картинки». Можно предложить несколько вариантов этой игры.
1) Всем детям раздаются картинки. На них изображены разные предметы, игрушки, животные, и только у двоих ребят картинки одинаковые. Члены одной команды быстро произносят по очереди: «J'ai une balle.» «J'ai une pomme.» Etc. Ребята из другой команды должны установить, у кого картинки одинаковые: «N. et P. ont des balles.»
2) Всей группе раздаются картинки. Задача каждого ученика - найти свою пару. Для этого ребята передвигаются по классу и задают друг другу вопрос: «Qu'est-ce que tu as?» Услышав ожидаемый ответ, например «J'ai une fleur», ученик говорит: «Moi aussi, j'ai une fleur.» Дети берутся за руки и громко произносят: «Nous avons des fleurs.» Выигрывает та команда, в которой ученики быстрее разобьются на пары.
3) Один ученик водит. Он получает картинку, и его задача с помощью вопросов найти, у кого в классе такая же картинка.
4. Ролевая игра «Магазин». Перед «продавцами» разложены «товары» - школьные принадлежности, игрушки, овощи и фрукты, в зависимости от того, в какой магазин решили играть. Между «покупателями» и «продавцами» происходят примерно такие диалоги: «Avez-vous des feutres?» «Oui, nous avons des feutres, bleus et verts.» «Je prends ce feutre bleu. Vous avez une longue règle?» Etc.
5. «Рифмы». Эту игру полезно использовать с целью повторения всей парадигмы спряжения глагола. Ребятам предлагается вместе с учителем сочинять стихи - нужно найти рифму к произносимым строчкам, например:
J'ai une gomme / Tu ... (as une pomme). // Il a une tarte / Elle ... (a une carte). // Nous avons des bonbons / Vous ... (avez des ballons). // Ils ont des sapins / Elles ... (ont des lapins).
6. «Задачки-шутки». Ребята быстро отвечают на вопросы. Например: Combien de pattes ont quatre chattes? Combien de pieds ont cinq chaises / huit poules? Combien de nez ont douze chiens? Combien d'oreilles ont seize lapins? Etc.

Оборот «il y a»

1. «Волшебный мешочек». У учителя - красивый, непрозрачный мешочек с игрушками. Ребята угадывают, что находится в мешочке. «Est-ce qu'il у a un singe dans le sac?» «Oui, il y a un singe. Le voici.» «Y a-t-il une orange dans le sac?» «Non, il n'y a pas d'orange.» Etc.
2. Игры на внимание.
1) «Запомни и перечисли». На столе составляется предметная композиция. Все запоминают, какие предметы находятся на столе. Водящий отворачивается и перечисляет: «Sur la table il у a une maison, deux sapins, il y a un chien, un lapin et une poule.»
2) «Чего не хватает?» Это вариант предыдущей игры. Пока ученик отворачивается, из композиции убираются какие-либо предметы. Нужно сказать, чего не стало: «Il n'y a plus de chien (de sapin).»
3. «Сколько страниц в книге?» Учитель показывает ребятам книжку и просит определить, сколько в ней страниц. Каждый высказывает свое предположение: «Dans ce livre il у а 97 pages.» «Je pense que dans ce livre il y a 104 pages.» Выигрывает тот, чье число ближе всего к действительному. «Dans се livre il у а 95 pages. C'est Lucie qui a gagné».
4. «Найди вторую половинку». Несколько тематических картин (например, «Зоопарк», «Комната», «Класс», «Сад») разрезаются пополам. Половинки раздаются ребятам. Задавая друг другу вопрос «Qu'est-ce qu'il у a sur ton image?» и выслушивая ответы «Sur mon image il у a une table ronde et des fauteuils...», «Sur mon image il y a un éléphant, un lion...», играющие должны найти свою половинку.
5. Игра на внимание «Чепуха». Ведущий (учитель или ученик) в быстром темпе произносит фразы типа «Dans le ciel il y a des nuages. Dans la salle il y a des enfants.» Если содержание фразы соответствует действительности, играющие, стоя, повторяют фразу. Но если ребята услышат чепуху (например: «Dans la classe il у a des éléphants»), то они должны молча сесть. Затем один из них может опровергнуть высказывание («Mais non, dans la classe il n'y a pas d'éléphants!»). Тот, кто по невнимательности повторил чепуху, выбывает из игры. (В сильном классе можно попросить придумать ситуацию, в которой «неправильная» фраза все же возможна, например: «Dans la classe il у a des éléphants: ce sont des jouets. / Les éléphants sont sur les images d'un livre.»
6. «Аукцион: чей зоопарк (сад) лучше?» Представители двух команд по очереди произносят фразы: «Dans notre zoo (jardin) il y a un zèbre (des jasmins). Dans notre zoo (jardin) il y a des tigres (des lilas)». Выигрывает тот, чья фраза была последней. Можно играть и в снежный ком - выигрывает тот, у кого самая длинная фраза.

Глагол «être»

1. «Разминка». Ведущий (учитель или ученик) сначала садится на стул, а затем встает с него, произнося фразы: «Je suis assis(e). / Je suis debout». Ученики должны повторять слова учителя, делая только то, что говорят. Учитель проводит игру в быстром темпе и, пытаясь сбить играющих, иногда ошибается: говорит «Je suis debout», продолжая при этом сидеть. Ученики же, говоря «Je suis (nous sommes) debout», должны обязательно встать.
2. «Кто ты теперь?» Можно предложить детям: «Представьте себе, что вы встретились через 15 лет. Постарайтесь угадать, какая профессия у вашего товарища». Например: «Tu es peintre?» «Non, je ne suis pas peintre.» «Tu es architecte?» «Oui, je suis architecte.»
3. «Бюро находок». Водящий выходит за дверь, а ребята кладут принадлежащие им предметы на стол учителя. Нужно определить, кому принадлежит та или иная вещь. Например: «Je pense que cette trousse est à Nathalie. / C'est le cache-nez de Nicolas. / Victor, ce sont tes lunettes?»
4. «Разрешите представиться». Участники игры должны как можно больше рассказать о себе. Выигрывает тот, чей рассказ будет длиннее (конечно, при условии правильности высказываний). Например: «Je suis un garçon. Je suis un écolier. Je suis un élève de cinquième. Je suis le fils de mes parents, je suis le frère de ma sœur Hélène. Je suis l'ami de Pierre. Je suis sportif: je joue au tennis.» Etc.

Глагол «faire»

1. «Разговор по телефону». «Que fais-tu?» «Je fais mes devoirs (ma chambre / la vaisselle / de la musique).» Если звонить сразу двум приятелям (один «в гостях» у другого), то можно спросить: «Que faites-vous?» «Nous faisons un modèle d'avion (un problème/ une partie d'échecs...).»
2. «Пантомима». Ребята - члены одной команды жестами имитируют какое-либо действие (оно должно обозначаться по-французски с помощью глагола «faire»). Члены другой команды должны догадаться, что они делают: «Vous faites du ski? Vous faites votre gymnastique? Vous faites votre chambre? Je pense qu'ils font un bonhomme de neige.»

Для мотивации употребления вопросительных конструкций можно использовать следующие игры:
1. «Незаконченный рисунок». Ведущий изображает на доске фрагмент своего будущего рисунка (например, прямоугольник или полукруг). С помощью вопросов ребята пытаются угадать, что именно он рисует (это может оказаться дом, телефон, календарь, газета, конфета, платье и многое другое). В процессе игры дети вспоминают известные им слова. В конце игры ведущий завершает свой рисунок. Например: «Qu'est-ce que tu fais (vous faites)?» «Devinez.» «Est-ce que tu dessines (écris)?» «Oui, je dessine.» «Qu'est-ce que tu dessines? Est-ce que tu dessines une maison?» «Non, je ne dessine pas une maison.» Etc.
Можно угадывать, что ведущий пишет: «Qu'est-ce que tu écris (une lettre, un chiffre, un mot...)?» Все варианты этой игры удобно также использовать для активизации futur immédiat: «Qu'est-ce que tu vas dessiner/écrire?»
2. Много вопросов задают ребята, играя в «Ручейки с пленником». Это нужно делать в холле или в зале. Ученики разбиваются на пары и под музыку (например, песня «Sur le pont d'Avignon») играют в известную всем игру «Ручейки». Внезапно музыка останавливается, дети тут же опускают руки (ворота закрываются), и между двумя парами остается пленник - ученик, не успевший пробежать ручеек. Условие его освобождения - ответить на вопросы четырех стражей. Вопросы могут быть любыми.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Рассмотрим универсальные приемы, позволяющие активизировать различные серии лексических единиц.
1. Игра по принципу «снежного кома». Учитель или ученик произносит первую фразу, например: «J'ai été au zoo et j'ai vu un éléphant.» Участники поочередно воспроизводят фразу, добавляя каждый раз новые слова: «J'ai été au zoo et j'ai vu un éléphant et une girafe.» Или: «Je viens du marché et j'ai dans mon panier des pommes.» «Je viens du marché, j'ai dans mon panier des pommes et des oranges.» Etc. Выигрывает тот, кто последним скажет фразу, точно все воспроизведя и добавив еще одно слово.
2. В игре «Аукцион» (например, «C'est l'hiver...») играющие не наращивают фразы, а произносят их поочередно: «Il neige. / Il gèle. / C'est bientôt Noël. / On fait du ski et on patine. / J'aime jouer à la neige...» Выигрывает тот, за кем осталось последнее слово.
3. «Теннисный турнир». Соперники «подают» и «отбивают» слова или фразы по определенной теме (можно делать движение «ракеткой»). Например, тема «Le sport»: «Je pratique la natation. / Nous jouons au volley. / N. fait du jogging, etc.» Проигрывает команда, не сумевшая быстро ответить на «подачу».
4. «Переходим реку». Чтобы «не утонуть», необходимо сделать 5, 7 или 10 шагов, называя предметы (например, мебель, или фрукты, или школьные принадлежности).
5. «Эрудит». По команде учителя все пишут в течение определенного времени известные им слова по заданной теме (допустим, «Цветы»). Затем откладывают ручки и начинают читать вслух свои слова, причем те, которые встречаются у других, нужно зачеркнуть (biffer). Выигрывает тот, у кого осталось большее количество слов.
Вариант: задается ситуация, например «Идем в поход, пишем списки необходимых вещей». / «Мы были на книжной ярмарке, купили много книг разных жанров».
6. «Ассоциации». Игрок одной команды называет прилагательное (например, цвет), а противник должен быстро сказать подходящее существительное: «Bleu!» «Le ciel.» «Jaune!» «Un citron.» «Rouge!» «Une tomate.» «Vert!» «Une grenouille.» «Gris!...» Etc.
Можно называть глаголы и отзываться короткими фразами: «Chanter.» «Les oiseaux chantent.» «Récolter.» «On récolte des fruits.» «Ecrire.» «Nous avons écrit une dictée.» «Sauter...» Etc.
Вариант: «Аукцион». «Qu'est-ce qui brille?» «Le soleil brille. Les fenêtres brillent, etc.» / «Qu'est-ce qui est rond?» «La terre est ronde. Les disques sont ronds. Les boules de neige sont rondes, etc.»
7. «Je ferme les yeux et je vois...». Играющие закрывают глаза и представляют себя где-то (на пляже, в музее, в зоопарке...). Вслух один ученик говорит: «Je ferme les yeux et je vois... (des arbres, des champignons, des fleurs...).» Нужно угадать, где он находится: «Tu es dans un bois!...»
8. «J'aime... je n'aime pas...... В большой коробке много карточек с картинками (или словами: personnages, objets, lieux). Играющие по очереди вытаскивают карточку и говорят: «J'aime les citrons, ils ont beaucoup de vitamines». Или: «Je n'aime pas le métro. Il y a trop de monde.» Каждая правильная реплика с аргументацией приносит очко.
9. Игра «Свидетели» («Les témoins»). Учащиеся в течение 1-2 минут рассматривают картинку (слайды, фотографию из журнала, кадр из видеофильма). На ней может быть изображено уличное происшествие, группа людей, витрина магазина, интерьер комнаты и т. д. Их задача запомнить как можно больше деталей. Затем по сюжету игры ученики будут давать «свидетельские показания». Эта идея может быть использована для мотивированного употребления лексики по самым разным темам.
10. На продвинутом этапе очень интересно проходит конкурс на лучшую ассоциограмму. На больших плакатах в центре пишется ключевое слово (например, printemps). «Quels mots et expressions sont évoqués (vous viennent à l'esprit) quand vous pensez au printemps?» Каждая группа пишет как можно больше слов и словосочетаний, связанных с этим словом, например: les perce-neige, le ciel bleu, un coup de foudre (любовь с первого взгляда), les muguets, les ruisseaux, l'espoir, les examens, la verdure, les pommiers en fleur, l'heure d'été, Pâques, le 1 mai, la Fête des mères / les oiseaux reviennent / les grandes vacances approchent / on va planter des légumes / on va camper, etc. Выигрывает команда, y которой возникло больше ассоциаций и которая может их прокомментировать.
11. «Définitions». Интересные игровые виды работы могут быть основаны на использовании словаря - французского одноязычного, толкового, например учебный Dictionnaire fondamental (G. Gougenheim), Petit Larousse или Micro Robert.
1) Один ученик открывает словарь, выбирает слово и читает вслух его определение. Остальные должны угадать слово. Можно заранее оговорить тему или какие-либо условия: определенный звук, буква. Например, назначено буквосочетание «ch». Звучит дефиниция: «Animal domestique qui tire des voitures ou qui porte des cavaliers.» Один из играющих называет слово «cheval», берет словарь и дает следующее определение, например: «Celui qui commande, qui est à la tête d'un groupe («chef»)». И т. д.
2) Ведущий выбирает слово, наверняка незнакомое всем участникам игры, и выписывает его определение из словаря. Учащимся предлагается дать свое определение (написать его на листке). Записки собирают вместе, среди них кладут определение из словаря и читают их вслух одну за другой. Если кто-то считает, что данное определение правильное, автору начисляется очко, а игрок должен обосновать свой выбор. Затем чтение продолжается, пока кто-то не опознает словарное определение.
Примечание: чтобы игра протекала успешно, учащиеся должны быть знакомы с технологией составления дефиниций и давать такие определения, которые не слишком контрастировали бы с настоящими. Поэтому этот вид работы больше подходит для продвинутого этапа.



© 2010-2022