Экологическое воспитание как культура народов России

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическое воспитание как культура народов России

Д. Ю. Амирджанян - преподаватель ЦМК иностранных языков ГБОУ СПО СК «Ставропольский базовый медицинский колледж»

Экологическая тема сегодня - «суперстар». Много пишут об экономическом кризисе, но он и так очевиден. А вот когда мы читаем об экологических угрозах, то становится страшно, потому что наша слепота чудовищна. Общество, кажется, делает все, чтобы приблизиться к роковому краю - дальше только бездна. И это хорошо, если к нам приходит благоразумный страх. Мы должны изменить свое отношение к среде собственного обитания. И надо сказать, что успехи экологии как силы, объединяющей людей в таком деле, как практическая охрана, сохранение природы и помощь ей - эти успехи непосредственно связаны с просвещением народа. Экология - это и педагогика.

Природа - едва ли не самая древняя и обширная тема в народной педагогике. Она получила отражение во всех видах фольклора: загадках, сказках, преданиях, былинах, героических эпосах, поверьях и верованиях. Иначе и быть не могло. Человек в любой хозяйственной деятельности соприкасался с природой, жил за счет природы, от ее «благосостояния» зависело его благосостояние. Убеждает К.Маркс: «Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы». Но эти слова - только повторение давно забытого. Со времен древнего Вавилона человек не отделял себя от природы.

Народная память сохраняла многое, поскольку земледелец сохранял живую связь с природой. Народная педагогика издревле проповедовала нам бережное отношение к природе.

Русские народные пословицы учат: разум дан человеку вовсе не для того, чтобы кичиться им, презирая другие живые существа как бессмысленные.

Для науки природные комплексы стали единым целым только в XIX веке. В 1866 г. австрийский ученый Э.Геккель предложил термин «экология», который давал имя взаимоотношениями всех живых организмов и косного вещества в отдельных природных комплексах и в целом на нашей планете. Согласно основному закону экологии, в природе не существует полезных и вредных организмов, они составляют единство при равновесном состоянии природных комплексов.

Безудержной алчности в добывании природных богатств у людей не было. Подрастающее поколение воспитывалось по закону бережного, любовного отношения к природе, к каждой ее частице. Такое воспитание продолжалось до тех пор, пока продукт труда не отчуждался от производителя. Отчуждение продукта труда привело к отчуждению природы от человека, вернее - наоборот. Этот разрушительный процесс лучше всего показать на примере. Ненцы Большеземельской тундры никогда не добывали песцов прежде наступления настоящих морозов. Они выжидали того времени, когда шкурка красавца-зверя станет крепкой и ноской. Добывали песцов исключительно для себя. С появлением русских скупщиков закон песцовой охоты нарушился, песца стали бить раньше установленных, разумных сроков. Пришлые промышленники добывали пушного зверя не для себя, а раз так - что было заботиться о носкости, крепости, вполне хватало и товарного вида. Ненцы сначала смеялись над невеждами, но постепенно поняли, что купцы платят не за хорошую шкурку, а просто за шкурку. И вот уже сами ненцы начали промышлять песцов в запретное прежде время: бей знай, лишь бы счет побольше!.. Свершилось страшное: пришло отчуждение, то есть равнодушие, голый расчет. Не стало хозяина, явился временщик. Добытчик не отвечал за качество шкурки. Наоборот, среди соплеменников славился тот, кто сумел купцу всучить заведомо негодный товар. Так далеко зашла ломка психологии под давлением внешних обстоятельств. Естественно, тут и народная педагогика отошла в сторону, в прошлое. Что ей оставалось? Прогнал нерадивый ученик своего учителя.

Школа с ее куцыми «курсами экологии» не в состоянии приблизить своих учеников к природе, чаще всего таких средств у нее не оказывается. Это - простая констатация реального положения вещей. Увы, и сельской школе похвастать нечем. Сегодня повсюду идет процесс сокрушения природы. Там и сям, несмотря ни на какие предупреждения, в реки сбрасываются ядовитые нечистоты, отчего гибнет рыба и травятся люди. Там, где люди чувствовали свою великую зависимость от природы, они охраняли ее, если и не вполне сознательно, то по крайней мере по догадке. Практически все народы окружали себя многочисленными табу, большими и малыми запретами, особыми правилами поведения в природе. Люди не могли объяснить тот или иной факт, но знали, что того-то и того-то делать нельзя, и не делали. Подрастающее поколение воспитывалось на опыте старших поколений, усваивало его, врастало в природу своего края, становилось ее частью. Необъяснимое порождало «табу». Народ ограничивал себя неписаными, но абсолютными законами поведения, которые мы сейчас относим к низшей ступеньки религиозного миропонимания - язычеству. Эти законы ограничивали охоту на зверей, а на добычу некоторых накладывалось «вето». Эскимоса нельзя было заставить добыть тюленя, греющегося на солнышке. Община могла испытывать голод, но ни один охотник не смел тронуть «загорающего», такого желанного зверя! И такое его поведение одобрялось общиной. Даже голодные дети не могли заставить взрослых нарушить законе.

Наступившее после Великого Октября великое безбожие охране природы на пользу не пошло. Даже небольшие урочища, освященные миром, перестали быть заповедными, стали разграбливаться, как и храмы. Официальные же государственные заповедники, хотя и охранялись законом, но постоянно страдали не столько от набегов наглых и злостных браконьеров, сколько от «законной», хотя и неофициальной, деятельности хозяйственников: уж этим-то «хранителям» позволительно все - рубить лес, пахать, пасти скот, вести промышленный лов рыбы и т.д. и т.п. И это при том, что законом на территории заповедников запрещается любая хозяйственная деятельность. Понятно, что такое беззаконное безобразие, творимое в самих заповедниках, служит разлагающим примером для детей. Какое уж тут почтение к природе! Ведь кто должен ее охранять, кому за это деньги «платят», тот и браконьерствует больше всех.

Воспитание любви к природе, пропаганда ее охраны - безусловный долг педагогов. Но педагоги пока бессильны существенно помочь природе переломить наплевательское отношение к ней, успевшее «хватиться» окрепнуть за десятилетия.

Если раньше в семьях обязательно, всерьез и задушевно говорили о том, что нужно сохранять в природе то-то и то-то, потому что живет там такой дух-покровитель… Теперь в эти «темные суеверия», в эти «глупые байки» не верит никто, даже если их кто-нибудь и рассказывает. Прогресс! Образование! Культурная революция!

Отчуждение человека от природы происходит пропорционально урбанизации. Если сельский житель тут же ощущает загрязнение воды, которую он пьет, тут же обнаруживает источник загрязнения и во многих случаях может ликвидировать причину, то городской житель, зная прекрасно, что он же и портит воду, продолжает это делать, потому что в водопровод вода попадет очищенной и страдать ему как будто не приходится.

Сейчас перед человеческим обществом, не перед школой уже, а именно - перед обществом, стоит задача возродить в человеке чувство благоговейного отношения к живому и неживому, ко всей природе. Должна восторжествовать этика любви к жизни. Современность выдвигает новый нравственный ориентир, не разъединяющий человека и природу («Я» и «НЕ Я»!), а наоборот, соединяющий, восстанавливающий нарушенную первоначальную органическую связь. Но тут трудно добиться успеха посредством только все новых и новых строгих законов, только они не обеспечат охрану природы. Воспитанием человека, потребности быть с природой чутким и любящим, чтобы чувствовать ее ответное расположение, - можно достичь многого. Но как? Книги, лекции, уроки не дают сегодня желанного эффекта. Значит, нам должна подсказать жизнь. Никому не приходит в голову бросать окурки в фойе.

В природе наше поведение должно быть таким же благородным, как в фойе театра. Нас должны окружать чистые реки, чистый воздух, чистые леса. На это нужны большие средства. Потому-то сегодня экологическое воспитание - это вся наша жизнь, каждое наше деяние… Только экологически безукоризненное поведение даст нам шанс. Каждое наше действие, каждый шаг должен быть экологически чистым. Ребята последуют примеру взрослых. Однако спросим себя: что дает экологическому воспитанию организованная посадка школой или детским садом молодых деревьев, если «зеленый друг» вскоре зачахнет от ядовитых выбросов ближайшего завода, где работают родители ребят?

Есть, безусловно, надежда, что нам поможет народная педагогика. Не может она не появиться, не потребовать своего. И это будет новое, современное, сохраняющее живую связь времен поучение…



© 2010-2022