- Преподавателю
- Иностранные языки
- «Формирование УУД на основе технологии критического мышления на уроках английского языка»
«Формирование УУД на основе технологии критического мышления на уроках английского языка»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Демченко С.А. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема проекта: «Формирование УУД на основе технологии критического мышления на уроках английского языка»
Важной задачей современного образования является формирование универсальных учебных действий, которые призваны сформировать главное умение школьников - умение учиться, а также сформировать устойчивую мотивацию к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
В связи с этим передо мной, как и перед любым педагогом стоит проблема:
-
как научить применять знания, умения и навыки в конкретной ситуации;
-
как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы;
-
как вовлечь учащихся в интерактивную деятельность
Решение данной проблемы я вижу в применении технологии развития критического мышления. Формирование критического мышления в период адаптации ФГОС приобретает особую актуальность.
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.
Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
По моему мнению достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям заключается в ориентирование на развитие ученика; использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения учащихся
Критическое мышление - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи).
Поэтому, работая в русле критического мышления, я уделяю большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, мне удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.
ТРКМ является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных видах и формах работы. Она позволяет мне добиваться таких образовательных результатов как:
-
умение работать с информацией в разных областях знаний;
-
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
-
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
-
умение решать проблемы;
-
способность самостоятельно заниматься своим обучением;
Инновационный замысел проекта заключатся в создании условий для личностного и познавательного развития учащихся, формировании универсальных учебных действий
При работе над проектом мною были поставлены следующие цели:
-
Изучение приемов и методов технологии развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий и показать их практическое применение в учебной деятельности.
-
формирование критического стиля мышления в процессе обучения иностранному языку, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;
-
формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи.
В основе технологии развития критического мышления (ТРКМ) лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.
Если обучающийся мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.
Вызов -введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знания учащихся;
-
вызов у учащихся того, что он уже знает по данной теме, ученик вспоминает, что ему известно, задает вопросы, на которые бы хотел ответить. «Любое мнение ценно».
Осмысление -часть урока, посвящённая новому материалу; получение новой информации, но не от учителя. Сопровождается действиями ученика.
Рефлексия - закрепление материала, проверка усвоения, суммирование, систематизация новой информации, исправление представлений, полученных на стадии вызова. формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому.
В рамках образовательной технологии развития критического мышления существует множество технологических приемов. Поэтому, необходимо выстроить собственную траекторию и оптимально спланировать свою работу по использованию ТРКМ. Комбинируя разнообразные приемы, я стараюсь адаптировать урок к конкретному материалу и к уровню развития учащихся.
Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).
Познавательные УУД
Приемы ТРКМ
Логические универсальные действия
Кластер
Верные - неверные утверждения
Синквейн
Эссе
Зигзаг
Общеучебные
Инсерт
Чтение с остановками
Постановка и решение проблемы
Знали - Хотим узнать - Узнали
Толстые и тонкие вопросы
Знаково-символические
Кластер
Каждый прием, который я использую в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Наиболее эффективными и интересными для моих обучающихся являются следующие приемы.
Кластеры - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Таблица тонких и толстых вопросов - может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Знали - Хотим узнать - Узнали - таблица поможет собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их
Инсерт - во время чтения текста необходимо делать на полях пометки:
«» - уже знал «-» - думал по-другому
«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы
Зигзаг - Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим.
Учитывая, что я работаю на данным проектом с 2012 года, могу отметить, что что смогла за это время достичь следующих результатов:
Положительная динамика качества обученности с 56% до 71%.
Победные и призовые места в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников.
Победные и призовые места в международных и всероссийских дистанционных олимпиадах по английскому языку.
Победные и призовые места в Исследовательских конференциях Данюи муниципального уровня.
Победные места в муниципальном туре международного детского конкурса английского языка.
Самое яркое достижение - победа в Международном детском конкурсе английского языка при поддержке Министерства иностранных дел РФ и Министерства образования и науки РФ.
Моя работа отмечена рядом грамот УО Сальского района за высокий уровень профессионализма при подготовке к конкурсам и олимпиадам, за значительные успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, грамотами ООО «Инфоурок» за подготовку победителей и призеров международной дистанционной олимпиады, дипломом «Учитель цифрового века», благодарственным письмом УО за активную работу в РМО, благодарственным письмом международного центра творческой инициативы Московской области, статьей родителей учеников в газете «Сальская степь».
На протяжении уже нескольких лет являюсь членом жюри различных предметных конкурсов и олимпиад, работаю в школе одаренных детей «Виктория». Кроме того активно принимаю участие в работе интернет-сообществ, размещая там учебно-методические материалы.
Все это помогает мне обобщать опыт своей работы на заседаниях ШМО и РМО, педсоветах в школе, в интернет сообществах, через собственные информационные ресурсы.
Достигнутых результатов я смогла добиться благодаря прохождению курсов повышения квалификации, участию в вебинарах, интернет-конференциях, посещению различных семинаров, применению в своей работе ТРКМ.
В заключении хочу сказать, когда я познакомилась с технологией критического мышления - равнодушной остаться не смогла. Конечно, перестраивать обычную работу и отходить от традиционной методики преподавания - не всегда просто. Но работа в данной технологии очень эффективна.
На стадии вызова я использую такие приемы как, «Корзина идей».
Это приём организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисунок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Так же на стадии вызова я применяю прием «Кластер», для систематизации информации. Например, кластер «Учим алфавит».
Кроме того, большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах"
Кластеры могут стать как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие- то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.