«Формирование УУД на основе технологии критического мышления на уроках английского языка»

Важной задачей современного образования является формирование универсальных учебных действий, которые призваны сформировать главное умение школьников - умение учиться, а также сформировать устойчивую мотивацию к  самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.   Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Технология «Развитие кри...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема проекта: «Формирование УУД на основе технологии критического мышления на уроках английского языка»

Важной задачей современного образования является формирование универсальных учебных действий, которые призваны сформировать главное умение школьников - умение учиться, а также сформировать устойчивую мотивацию к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

В связи с этим передо мной, как и перед любым педагогом стоит проблема:

  • как научить применять знания, умения и навыки в конкретной ситуации;

  • как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы;

  • как вовлечь учащихся в интерактивную деятельность

Решение данной проблемы я вижу в применении технологии развития критического мышления. Формирование критического мышления в период адаптации ФГОС приобретает особую актуальность.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.

Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

По моему мнению достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям заключается в ориентирование на развитие ученика; использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения учащихся

Критическое мышление - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи).

Поэтому, работая в русле критического мышления, я уделяю большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, мне удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.

ТРКМ является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных видах и формах работы. Она позволяет мне добиваться таких образовательных результатов как:

  • умение работать с информацией в разных областях знаний;

  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • умение решать проблемы;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением;

Инновационный замысел проекта заключатся в создании условий для личностного и познавательного развития учащихся, формировании универсальных учебных действий

При работе над проектом мною были поставлены следующие цели:

  • Изучение приемов и методов технологии развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий и показать их практическое применение в учебной деятельности.

  • формирование критического стиля мышления в процессе обучения иностранному языку, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;

  • формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи.

В основе технологии развития критического мышления (ТРКМ) лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.

Если обучающийся мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.

Вызов -введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знания учащихся;

  1. вызов у учащихся того, что он уже знает по данной теме, ученик вспоминает, что ему известно, задает вопросы, на которые бы хотел ответить. «Любое мнение ценно».

Осмысление -часть урока, посвящённая новому материалу; получение новой информации, но не от учителя. Сопровождается действиями ученика.

Рефлексия - закрепление материала, проверка усвоения, суммирование, систематизация новой информации, исправление представлений, полученных на стадии вызова. формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому.

В рамках образовательной технологии развития критического мышления существует множество технологических приемов. Поэтому, необходимо выстроить собственную траекторию и оптимально спланировать свою работу по использованию ТРКМ. Комбинируя разнообразные приемы, я стараюсь адаптировать урок к конкретному материалу и к уровню развития учащихся.

Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).

Познавательные УУД

Приемы ТРКМ

Логические универсальные действия

Кластер

Верные - неверные утверждения

Синквейн

Эссе

Зигзаг

Общеучебные

Инсерт

Чтение с остановками

Постановка и решение проблемы

Знали - Хотим узнать - Узнали

Толстые и тонкие вопросы

Знаково-символические

Кластер

Каждый прием, который я использую в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

Наиболее эффективными и интересными для моих обучающихся являются следующие приемы.

Кластеры - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Таблица тонких и толстых вопросов - может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Знали - Хотим узнать - Узнали - таблица поможет собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их

Инсерт - во время чтения текста необходимо делать на полях пометки:

«» - уже знал «-» - думал по-другому

«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы

Зигзаг - Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим.

Учитывая, что я работаю на данным проектом с 2012 года, могу отметить, что что смогла за это время достичь следующих результатов:

Положительная динамика качества обученности с 56% до 71%.

Победные и призовые места в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников.

Победные и призовые места в международных и всероссийских дистанционных олимпиадах по английскому языку.

Победные и призовые места в Исследовательских конференциях Данюи муниципального уровня.

Победные места в муниципальном туре международного детского конкурса английского языка.

Самое яркое достижение - победа в Международном детском конкурсе английского языка при поддержке Министерства иностранных дел РФ и Министерства образования и науки РФ.

Моя работа отмечена рядом грамот УО Сальского района за высокий уровень профессионализма при подготовке к конкурсам и олимпиадам, за значительные успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, грамотами ООО «Инфоурок» за подготовку победителей и призеров международной дистанционной олимпиады, дипломом «Учитель цифрового века», благодарственным письмом УО за активную работу в РМО, благодарственным письмом международного центра творческой инициативы Московской области, статьей родителей учеников в газете «Сальская степь».

На протяжении уже нескольких лет являюсь членом жюри различных предметных конкурсов и олимпиад, работаю в школе одаренных детей «Виктория». Кроме того активно принимаю участие в работе интернет-сообществ, размещая там учебно-методические материалы.

Все это помогает мне обобщать опыт своей работы на заседаниях ШМО и РМО, педсоветах в школе, в интернет сообществах, через собственные информационные ресурсы.

Достигнутых результатов я смогла добиться благодаря прохождению курсов повышения квалификации, участию в вебинарах, интернет-конференциях, посещению различных семинаров, применению в своей работе ТРКМ.

В заключении хочу сказать, когда я познакомилась с технологией критического мышления - равнодушной остаться не смогла. Конечно, перестраивать обычную работу и отходить от традиционной методики преподавания - не всегда просто. Но работа в данной технологии очень эффективна.









На стадии вызова я использую такие приемы как, «Корзина идей».

Это приём организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисунок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Так же на стадии вызова я применяю прием «Кластер», для систематизации информации. Например, кластер «Учим алфавит».

Кроме того, большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах"

Кластеры могут стать как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие- то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.



© 2010-2022