ДОКЛАД «ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


МБОУ «УЛЕЙСКАЯ СОШ»










ТЕМА ДОКЛАДА


«ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»




(Из опыта работы)











Подготовила: Махутова Алла Робаковна,

учитель немецкого языка

I квалификационной категории

МБОУ «Улейская СОШ»









2013 - 2014 уч.год



План



  1. Вводная часть.

Метод проектов - педагогическая технология XXI века.


  1. Метод проектов в изучении иностранного языка.


  1. Из опыта работы. Проектная методика на уроках немецкого языка.


  1. Выводы.


  1. Библиография

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века.

В основе метода проекта лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Деятельность учащихся может быть индивидуальная, парная или групповая. Работа выполняется в течение определенного (заданного) отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.

К методам и соответственно к технологиям указанного подхода относятся обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения.

Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Принятое понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т.п. при этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации.

Если говорить о методе проектов, то имеется в виду именно способ достижения дидактической через детальную разработку проблемы (технологию). В основу метода проекта положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Если метод - это совокупность операций и действий при выполнении какого-то вида деятельности, то технологии (имеются в виду педагогические технологии) - это четкая проработка этих операций и действий, определенная логика их выполнения. Если метод технологически не проработан, он редко находит широкое и, главное, правильное применение на практике. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.

Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранного языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?

Учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому нужно говорить о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку. Коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия.

Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знания языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразным справочным материалом. Метод проектов - суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Конечно, наиболее полно он может использоваться на уроках и во внеурочное время. Данный метод может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения. Все дело в выборе проблемы, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для решения;

  2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

  5. использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы.

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.

Изучение языка не всегда продвигается так, как этого хочется. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом может стать проектная работа. Ученику предоставлена возможность, использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях. Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка.

Проект - это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовления коллажей, афиш и объявлений, рекламных проспектов, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой, схемы или рисунков и т.д. (с последующим оформлением). Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

По количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные, парные (между парами учеников) и групповые (между группами).

По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными (до года).

Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, коммуникативных, организационно - деятельностных умений учащихся.

Если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать и просчитать.

Тема проекта не должна навязываться учащимся, инициатива должна исходить от детей, которые сами с помощью имеющихся у них знаний и опыта должны попытаться решить поставленную задачу. Учитель же оказывает им языковую и организаторскую поддержку. Задача учителя - вызвать интерес к той или иной проблеме.

Учитель должен четко определить учебные задачи для учащихся (что предполагается в ходе проектной деятельности сформировать), подобрать необходимый материал (печатный, звуковой, видео и т.п., в том числе и из электронных источников) или дать рекомендации школьникам, где можно найти его. Необходимо отслеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом, чтобы вовремя прийти на помощь, если это необходимо.

Использование проектной методики в процессе обучения иностранным языкам позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Выполнение заданий проекта выходят за рамки урока, и при этом решается ряд важных задач:

  • занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;

  • учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников;

  • в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности;

  • в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

  • усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

  • совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда (написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку). Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, шоу, концерт, дискуссия и т.д.) и документации учащиеся выбирают сами.

Работа с проектом имеет следующие этапы:


  1. Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

    1. Планирование учителем проекта в рамках тем программы.

    2. Выдвижение идеи учителем на уроке.

    3. Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т.е. длительном проекте).

  2. Организация работы:

    1. Формирование микрогрупп.

    2. Распределение заданий в микрогруппах.

    3. Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

  3. Завершающий этап:

    1. Промежуточный контроль (при длительном проекте).

    2. Обсуждение способа оформления проекта.

    3. Документирование проекта.

    4. Презентация результатов проекта всей группе (на пленуме) или на вечере в рамках недели иностранного языка, на родительском вечере и т. п.

    5. Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т. п.

  4. Этап практического использования результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки и т. д.).

Для поддержания и повышения интереса учащихся к изучению немецкого языка я стремлюсь разнообразить учебную деятельность учащихся на уроках. Я применяю проектную методику в разных классах по разным темам.

Мною были запланированы и организованы проектные работы с учащимися 5 - 8 классов по следующим темам: "Die Äußerung" («Внешность»), "Die Stadt" («Город»), "Mein Lieblingsjahreszeit" («Мое любимое время года»), "Umweltschutz" («Охрана окружающей среды»), "Ferien" («Каникулы»), "Eine Reise durch die BRD" («Путешествие по Германии»), "Ein Buch über mich" («Книга обо мне»).

В зависимости от продолжительности работы проекты подразделялись на минипроекты ("Die Äußerung", "Mein Lieblingsjahreszeit", "Die Stadt", "Umweltschutz") и большие проекты (которые длились неделю, месяц, годы) ("Ferien", "Eine Reise durch die BRD", "Ein Buch über mich").

Проектное обучение принадлежит к числу наиболее эффективных методов, так как применяется при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, на заключительном этапе работы над изучаемой темой, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения.

При организации проектной работы я придерживалась основных принципов:

  1. Вариативность.

Вариативность деятельности предполагало индивидуальную, парную и групповую формы работы.

  1. Решение проблем.

Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем иностранный язык для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а, думая, они учатся.

  1. Когнитивный подход к грамматике.

Не все ученики легко усваивают правила и структуры. Я помогаю учащимся и предлагаю самим поработать над ними. Так как главная задача - научиться пользоваться иностранным языком, учащимся предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления.

  1. Личностный фактор.

Посредством проектной работы ребятам предоставляется возможность думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.

  1. Адаптация заданий.

Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый, его интересам. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.

Работа над проектом имела следующие этапы:

I.Подготовительный.

Совместно с учащимися обсуждались идея, содержание и характер проекта, мнения; способы сбора и вид необходимой информации.

II.Организация работы.

Здесь определялась форма работы, проходило формирование микрогрупп, распределение заданий в каждой группе. Во время выполнения проекта деятельность учащихся выходит за пределы класса. Учащиеся собирали печатный и иллюстративный материал или выполняли иллюстрации самостоятельно. Главная задача на этом этапе - сбор информации. Мы с ребятами советовались, где и как лучше добыть нужную информацию, как записать полученные данные; проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое; откорректировать и оформить материал как проект группы или индивидуальный проект. Во время выполнения проекта со стороны учителя осуществлялся промежуточный контроль, помощь учащимся и давались советы.

III.Завершающий этап или презентация проекта.

Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида конечного продукта: будет ли это схема, буклет, альбом, видеопоказ или устная презентация. Польза для учащегося очевидна. Ребенок работает над интересной темой, используя уже выученное и дополнительно изучая еще и то, что необходимо в связи с поставленной задачей. Учителю рекомендуется доброжелательно принимать все, что ученики сделали. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе.

Устная презентация всегда включает определенную трудность для учащихся, поэтому для некоторых из них нужны предварительные репетиции, чтобы помочь им исключить ошибки, добиться успеха.

Каждая группа сама решает, как приготовить презентацию своего проекта, назначая докладчиков, распределяя роли. По окончании презентации ученики анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации.

Так ребята выбирали формы работы:

индивидуальная - по темам "Die Äußerung" («Внешность»), "Mein Lieblingsjahreszeit" (Мое любимое время года), "Ferien" (Каникулы), "Ein Buch über mich" («Книга о себе»);

парная - по темам "Die Stadt" («Город»), "Umweltschutz" («Охрана окружающей среды»);

групповая - по теме "Eine Reise durch die BRD" («Путешествие по Германии»)

Проекты, конечно же, создают дополнительную работу для учащихся и учителя. Они требуют дополнительных действий, таких как нахождение подходящих источников материалов и т.д. Поэтому, до начала работы над проектом, я старалась, чтобы каждый ученик понимал, какое конкретное задание ему предстоит выполнить.

Готовясь к выполнению проекта, ребята с первых уроков темы подбирают материал, самостоятельно добывают необходимую информацию, делают сами иллюстрации. Во время уроков работаем над лексикой по теме и отрабатываем грамматический материал. Опираясь на тексты из учебника и аутентичные тексты, ребята стараются сами составлять маленькие рассказы, касающиеся своей жизни, своих интересов и увлечений, делают перенос на себя или составляют аналогичные рассказы.

Работая над минипроектами по темам: "Die Äußerung" "Mein Lieblingsjahreszeit" (учебник - автор И.Л.Бим «Шаги-2»), ученики 6 класса совместно со мной определили план работы над темой. Они учили лексику по теме, читали описание сказочных героев, отрабатывали грамматический материал (спряжение глаголов в настоящем времени, порядок слов в простом предложении и т.д.), читали тексты, выполняли разные упражнения к текстам, вели поиск информации из дополнительной литературы. Учащиеся выбирали по своему выбору любого понравившегося героя, любимого времени года, подбирали изображения или сами делали рисунки. К заключительному уроку по теме готовили его описание. У детей появлялся интерес, они старались сделать проект красиво и непохожим на других, т.е. подходили к оформлению творчески.

Защита проектов проводилась на уроках повторения.

Исходя из того, что обучающиеся 8 класса находятся на так называемом промежуточном уровне, когда требуется дополнительный импульс, стимул для поддержания интереса к иностранному языку, ребятам предлагалось приготовить проект по теме "Ferien", рассказать о своих летних каникулах, о том, как они их провели. (Учебник - автор И.Л.Бим и др. «Шаги -4»)

На уроках было повторение пройденной лексики и грамматического материала за текущий и прошлые годы (простое прошедшее время), проводилась работа над лексико-семантической таблицей, составляли ассоциограммы, читали тексты из учебника и аутентичные из дополнительной литературы. Каждый ученик, составляя рассказ о своих каникулах, подбирал нужный материал из других источников, осуществлял перенос на себя, делал к нему иллюстрации с подписями и готовил оформление в творчески продуманной форме.

Самая продолжительная работа проходит над большим проектом "Ein Buch über mich". Проектная работа была предложена учащимся 5 класса с дальнейшим продолжением в следующих классах. Работа была представлена в виде альбома, где каждая страница соответствовала каждой теме или подтеме. Начиная с Вводного курса из учебника для 5 класса (автор И.Л.Бим «Шаги-1»), ребята составляли сообщения о себе (данные о себе), о своей семье, об учебе в школе, о своих друзьях, подбирали фотографии и сами иллюстрировали. Занимались эстетическим оформлением. Работа над проектом велась на уроках повторения и самостоятельно дома. Заканчивая каждую страницу, учащиеся обменивались информацией, проводили защиту своей работы.

В 6 классе работа над проектом продолжалась по темам учебника (автор И.Л.Бим и др. «Шаги-2»). Ученики собирали материал по подтемам о своем любимом времени года, о любимых овощах и фруктах, о любимых предметах и о своих любимых сказочных героях. Предварительно велась работа над лексическим и грамматическим материалом, работа с текстами, читались диалоги, поиск нужной информации, тренировочные упражнения. Ребята с интересом находили печатный материал, а больше всего им нравилось делать самим рисунки к сообщениям. На уроках повторения учащиеся представляли свои работы.

В 7 классе проектная работа ведется по темам учебника (автор И.Л.Бим и др. «Шаги-3»). Ребятам предлагаются темы проектов: "Meine Heimat", "Moskau - die Hauptstadt unseres Landes.", "Mein Heimatdorf", "Die Natur um mich herum", "Ich treibe Sport". Во время работы над проектом ребята помимо заданий к урокам, делают рисунки, собирают фотоматериалы, составляют рассказы для своего проекта.

Учащиеся проводили презентацию своего проекта на проведенной в школе Неделе иностранного языка.

Парная и групповая формы проектной работы были организованы в 6 - 8 классах по темам: "Die Stadt", "Eine Reise durch die BRD" (автор И.Л.Бим и др. «Шаги-2», «Шаги-4»). Работа в группах носит более творческий характер. Ребята сами делились на пары или группы. Пары создавались по желанию, а вот группы - по желанию, по интересам и с помощью учителя (совет), с учетом того, чтобы в каждой группе были как сильные учащиеся, так и слабо успевающие. Совместная работа сплачивает ребят: растет взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Каждый ученик старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда. Группа или пара сама решала, как сделать проект и приготовить презентацию, распределяла роли, задания. Работа над проектом дала некоторым ребятам возможность проявить таланты, например художника-оформителя. Кто-то собирал иллюстративный материал, а кто-то печатный. Учащиеся приготовили проект в виде рекламного проспекта, плана-схемы с описанием. Практический выход проекта - выступление перед учащимися своего класса и на Неделе иностранного языка.

Я советовала учащимся выполнить сначала карандашом черновой вариант работы. Проверку я проводила на промежуточном этапе и корректно.

Каждый ребенок, выполняя проект, работает над интересной темой, используя уже выученное и дополнительно изучая еще и то, что необходимо в связи с поставленной задачей. Я, как учитель, доброжелательно принимала все, что ученики сделали. Так как, это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе.

Работая над проектами, я пришла к выводу, что если целенаправленно и систематически использовать их в работе при обучении иностранному языку, то эффективность будет высокой. Например, увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работа со словарем и другими источниками (грамматические справочники, лексиконы и т. п.). Совершенствуются умения в устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки, умения, повышается интерес к предмету. Каждый ребенок учится высказывать свое мнение. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе.

Проект - это только часть общего объема работы, которую ребята выполняют в течение всего языкового курса. Проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.

Проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.

Проект, как известно, представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, выпуск журнала, проспекта, альбома и др.). Темы проектов затрагивают различной сферы человеческой деятельности.

Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, когнитивных, коммуникативных, организационно- деятельностных умений учащихся.

Методическая соотнесенность проекта предполагает учет уровня обученности и обучаемости учащихся, их предметных знаний, общеучебных и специально учебных умений, их социальной компетентности, т. е. умений взаимодействия с членами группы. Успешность проекта зависит во многом от того, насколько глубоко осознана цель проекта всеми членами команды. На обычном занятии ученик, как правило, тоже может работать самостоятельно. Однако его самостоятельная деятельность регламентируется указаниями и заданиями учителя, заранее спланированными и распределенными внутри 45-минутного урока. Проект предполагает собственную ответственность учащегося за распределение времени, за содержание и формы работы.

Важной составляющей методической организации проектной деятельности является целостное обучение, т. е. включение всей психологической сферы личности: когнитивной, творческой, эмоциональной, социальной, моторно-двигательной, волевой.


Использованная литература:

  1. Метод проектов в образовательном процессе. - М.Б. Романовская; Центр «Педагогический поиск», Москва.

  2. Иностранные языки в школе:

№ 2 1998г.

№ 2, 3, 4 2000г.

№ 6 2002г.

№ 5 2003г.

№ 8 2005г.

№ 3 2007г.










© 2010-2022