• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Использование телекоммуникационных проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности с целью межкультурного общения и формирования межкультурной компетенции

Использование телекоммуникационных проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности с целью межкультурного общения и формирования межкультурной компетенции

    Современные информационно-коммуникационные технологии создают уникальные условия для формирования у обучающихся умений меж- культурного взаимодействия в процессе овладения иностранным языком.      ИКТ предоставляют широкие возможности для обучения  иностранному языку и культуре через контакт с представителями разных стран и культур. Уровень межкультурной компетенции обучающихся в процессе изучения английского языка будет повышаться, если в педагогическом процессе  организовывать общение с ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Использование телекоммуникационных проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности с целью межкультурного общения и формирования межкультурной компетенции

Актуальность проблемы

В последние десятилетия актуальным вопросом современного образования является воспитание молодёжи в духе уважения к другим народам, толерантности к культурным различиям, что предполагает подготовку молодых людей к жизни в полиязыковом и поликультурном обществе.

Однако проблема, связанная с изучением иностранного языка как средства межкультурного общения с помощью компьютерных телекоммуникаций, не нашла достаточно полного отражения в научно-методической литературе и практике преподавания иностранных языков. Так, в частности, нет исследований, раскрывающих специфику телекоммуникационных проектов в межкультурном обучении иностранному языку.

Наша задача сформулировать основные характеристики, обеспечивающие успешность международного телекоммуникационного проекта при обучении английскому языку и иноязычной культуре.

Обоснованность выбранной методики

Среди основных проблем, которые затрудняют коммуникацию между представителями разных культурных традиций, - проблема низкого уровня межкультурной компетенции (МК) личности.

Одной из задач современного образования в такой ситуации становится обучение детей навыкам и умениям общения с представителями иных культур, в процессе которого происходит формирование МК учащихся.

В настоящее время обучение иноязычной культуре состоит из трёх компонентов:

-знания о культуре,

-умения вести себя адекватно носителям языка

-умения сопоставлять родную и изучаемую культуры

Поскольку МК - это деятельность, в ходе которой происходит познание изучаемой и родной культур, то и процесс её формирования должен происходить в ходе взаимодействия представителей двух познающих культур.

Мы считаем, уровень межкультурной компетенции учащихся в процессе изучения английского языка будет повышаться, если в педагогическом процессе:


• организовывать общение с зарубежными сверстниками посредством телекоммуникаций;
• учащиеся будут активно изучать и сопоставлять родную и иноязычную культуры;


• учащиеся будут вовлечены в коммуникацию с иностранными сверстниками, выполняя совместную учебно-познавательную творческую деятельность в рамках телекоммуникационных проектов.

С методической точки зрения, преимуществом использования телекоммуникационных технологий в обучении иностранному языку является:

-значительное улучшение качества письменной речи, так как она направлена на речевого партнера-носителя языка, и общение ведётся в реальной ситуации;

-существенное развитие языковых навыков и словарного запаса, т.к. ученики максимально вовлечены в общение с аутентичной целью;

-более полное и глубокое восприятие культуры страны изучаемого языка, т.к. об обычаях и традициях рассказывают сами жители этой страны;

-развитие навыков работы с компьютером, преодоление барьера дискомфорта и неуверенности в общении с ним.

-значительно повышается мотивация учеников к изучению иностранного языка.

Сущность исследования

Анализ международных телекоммуникационных проектов и наш опыт работы в таких проектах позволяет сформулировать основные требования к телекоммуникационному проекту, в ходе которого происходит формирование МК учащихся.

Требования, соблюдение которых значительно повышает эффективность общения при осуществлении международных телекоммуникационных проектов и способствует формированию межкультурной компетенции его участников, мы определили как:

Требования к участникам проекта.

Учащиеся должны:

- быть примерно одного возраста, иметь какие-либо общие интересы,

- владеть навыками работы на компьютере (минимальные - знать клавиатуру и принципы работы в форуме, более высокие - создание веб-страниц, общение в режиме реального времени и т.д.),

- иметь первоначальные навыки общения в телекоммуникационной среде ( знать нормы сетевого этикета, нетикета),

- иметь примерно одинаковый уровень владения иноязычной речевой деятельностью при общении в режиме реального времени.

Требования к общению.

Учащимся необходимо:

- знать и использовать нормы социального взаимодействия, особенности выражения своих мыслей и эмоций средствами изучаемого языка,

-установить эмоциональный межличностный контакт,

-использовать невербальные, т.е. графические средства выражения эмоций в электронной среде,

- демонстрировать заинтересованность,

-обращаться к партнёру с вопросами, отвечать на вопросы,

- использовать полученную от партнёра информацию в своих сообщениях.

- с уважением относиться к партнёрам и к изучаемой культуре,

- ответственно и своевременно контактировать с партнёрами и выполнять задания проекта,

-после окончания проекта обязательно провести рефлексию участников в форме эссе, веб-сайта, рассказа и т.п.

Требования к заданиям проекта.

- должны отражать особенности изучаемой культуры,

-формулировка задания должна стимулировать участников сравнивать культуры, приводить к выводу об их уникальности и многообразии,

- должны иметь чёткую формулировку цели и сути заданий для участников,

- должны способствовать движению партнёров к единой цели при осуществлении проекта,

-установить в заданиях связь между языком, мышлением и культурой.


Телекоммуникационные проекты, соответствующие этим требованиям, обеспечивают создание учебного культурного пространства и являются средством межкультурного обучения иностранным языкам путем:

-постановки проблемы

-самостоятельного поиска информации

-нахождения конструктивного решения

-получения конечного результата.

Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов.

Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, «мозговые атаки», доклады, рефераты и т.д. обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений.

Когда в ходе проектной деятельности обсуждаются актуальные вопросы современной жизни, происходит развитие языковых и культурологических знаний, участники получают возможность самовыражения и открытия новых культурных смыслов в себе и партнёре.

Дискуссии в традиционной обучающей среде с одноклассниками способствуют развитию навыков устной речи, формированию и развитию культурных понятий и ценностей, воспринятых в ходе общения с партнёром, представляющим другую культуру. Все это способствует более глубокому осмыслению, а иногда и переосмыслению своих национальных и личных культурных ценностей.

Длительность апробации.

Применение указанных выше технологий автор осуществляет на протяжении 14 лет. За этот период неоднократно выступала на педсоветах в школе, на заседаниях методобъединения учителей иностранного языка школы №38 и города, давала открытые уроки. Опыт автора используют учителя английского языка и учителя начальной школы, которые внедряют метод проектов в урочную и воспитательную деятельность, а также присоединились к работе в некоторых телекоммуникационных проектах.

Однако работа в телекоммуникационных проектах имеет некоторые сложности.

Во-первых, загруженность школьного кабинета информатики и ограниченный доступ к сети Интернет. Однако можно работать с домашнего компьютера, пользоваться услугами Интернет центра городской детской библиотеки или Интернет кафе.

Во-вторых, недостаточные компьютерные навыки учащихся и педагогов. Но работа в проекте как раз и будет способствовать совершенствованию этих навыков.

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» (Бернард Шоу)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Н.П.Дементiєвська, Н.В.Морзе. Телекомунікаційні проекти. Стан та перспективи//Комп'ютер в школі та сім'ї.-1999.-№4,-С.12-19

  2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.-М.: Издательский центр "Академия", 2001.-272с.

  3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.

  4. Васильева Н.Н. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники её достижения// rspu.edu.ru/journals/lexicography/conference/vasilieva%20N.htm Страница посещена 18.02.2014г.



© 2010-2022