Доклад по теме Метод проектов

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная методика обучения.

  1. Проектная методика обучения по английскому языку. История развития.

  2. Структура проекта в проектной методике.

  1. Введения

  2. Основные принципы проектной работы

  3. Типы проектов

  4. Требования к использованию метода проектов.

  5. Типологические признаки проектов

  6. Возможные проблемы





  1. Этапы проектной работы.

  2. Из опыта работы над проектом







Проектная методика обучения английскому языку. История развития. Преподавание иностранных языков - составная часть общей системы образования. И поэтому в известной степени оно подчиняется основным тенденциям развитии этой системы. Наиболее очевидно это отражается в методах обучения. В последнее время прослеживается общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выражение в ориентации процесса обучения, на развитие личности обучаемого средствами данного учебного предмета. Так, в контексте воплощающего эту тенденцию личностно-деятельного подхода фиксируется изменение схемы общения, которая должна быть субъектно-субъектной. Т.е. учащийся выступает как активный. Творческий субъект учебной деятельности, управляемой учителем. Данный подход предполагает, что цель каждого урока определяется с позиции обучаемого, при этом не только в плане приобретения или знаний, но и сточки зрения прогрессивных изменений в развитии личности. Личностно-деятельностный подход означает учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, целенаправленное формирование этих особенностей, общекультурное, личностное развитие обучаемых.

Постановка учителем или самими учениками таких проблем, которые для своего решения требуют знание различных дисциплин (например, истории, географии, экономики, литературы), реализует интегративность в самом точном смысле этого слова.

В последние два десятилетия формируется ещё одна тенденция в образовании - проективность. Это понятие было сформировано в контексте программы перестройки образования было сформировано в контексте программы перестройки образования, предложенной в конце 70-х годов Королевским колледжем искусств в Великобритании. Оно тесно связано с проектной культурой, которая возникла как результат объединения двух до сих пор, не пересекающихся направлений в образовании: гуманитарно-художественного и научно-технического.

Проектная культура является как бы той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления и которая определяется как дизайн, или проектирование.

Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, эстетически реализуя усвоенные им средства и способы работы. Здесь важно обратить внимание и на то, что культура проектирования входит сейчас во многие области общеобразовательной практики в виде проектных методов и проектных методик обучения. Практический метод активно включается и в обучение иностранным языкам. Пори этом важно отметить, что авторы и аналитики проектного метода обучения иностранному языку сами не соотносят этот метод со сформированным именно в Англии направлением развития проектной культуры, хотя эта связь достаточно очевидна.

Ярким примером использования проектной методики является курс Project English, опубликованный в 1985 году, издательством Оксфордского университета. Автор курса Т. Хатчинсон, директор института обучения английскому языку при Латинском университете, специалист в области коммуникативного обучения грамматике. Т.Хатчинсон - лауреат нескольких премий за достижения в области обучения английскому языку.

Что же представляет собой практическая методика, на которой строится этот курс?

Во-первых, она характеризуется высокой коммуникативностью, предлагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятия личной ответственности за продвижение в обучении.

Во-вторых, практическая методика основана на циклической организации учебного процесса.

В-третьих, отличительная черта курса - особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности детей на уроке иностранного языка в виде проекта.

Новизна похода в том, что школьниками даётся возможность самим конструировать содержание общения начиная с первого занятия. В курсе малоготовых текстов как таковых, они воспроизводятся в процессе работы учащихся над проектами, которые предложены их сверстниками - коллективными «авторами» учебника. Это то, что заранее включено в учебник, и то, что составляет содержание мыслей учащихся.

Каждый проект соотносится с определённой темой и разрабатывается в течение 12 и более уроков. Тема имеет чёткую структуру, делится на подтемы, каждая из которых заканчивается заданиями для учащихся и проектной работе. В начале учебника приведены свободные таблицы, отражающие содержание обучения за год. В них наряду с традиционными графами (разговорные темы, языковой материал, речевые функции) включается дополнительно новая графа: проектная работа учеников. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, создавать собственный журнал, рассказывать и писать о собственной жизни (как это делают персонажи учебника), готовить макеты. Но вначале они знакомятся с проектами, предлагаемыми в учебнике.

Эффективность проектной методики в большей мере обеспечивается эмоционально-интеллектуальной содержательностью включаемых в обучение тем.

«Знаете ли вы?»

«Питание»

«Меняющийся мир»

«Лондон»

«Журнал выпускает читатель»

«Газеты»

Нетрадиционным является взгляд на проблему, или проблемы, выпускаемые в номере, поскольку сам номер предлагается автором-подростком. Так, казалось бы, избитая тема «Who are you?» становиться интересной проектной работой по выпуску первого номера журнала. В нем будет рассказано о редакции журнала, планируется интервью с его сотрудниками, комиксы с участием известного детектива Вспыльчивый пес и большая статья по теме номера под названием «Roots» о роде Кунта Кинте. В связи с выпуском этого номера учащимся в конце каждого занятия предлагается занятия к проектной работе и инструкции по её выполнению под общим названием «Your Magazine».

Проектная работа третьего, завершающего года обучения под названием «Моя жизнь» выполняются на фоне увлекательного путешествия по Великобритании и другим англоговорящим странам. Специальный проект посвящён индоевропейским языкам, их происхождению, чертам сходства и различия. Авторы проектов говорят об особенностях национальной кухни, о поисках работы, о любви.

В методике т. Хатчинсона наряду с вербальными средствами выражения учащимся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

В данной системе обучения широко используется непроизводное запоминание лексических единиц и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышлении, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли, осмысление воспринимаемого.

При выполнении проектной работы, которая может выполняться в устной и письменной форме, необходимо, по мнению автора, придержаться некоторых рекомендаций.

Во-первых, поскольку проектная работа дает учащимся выражать свои собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на которые из проектных заданий затрачивается часть урока, на некоторые - целый урок, поэтому в классе желательно держать старые журналы, ножницы, клей. Третья рекомендация ещё раз подчеркивает важность и эффективность выполнения в сотрудничестве.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выполненные традиционной и современной методикой преподавания иностранных языков. Автор относит к ним, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и так называемый эго-фактор (я-фактор).

Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базе у обучаемых. Существенно, что в проектной методике разграничиваются два вида навыков. Автор называет их навыками изучающего язык и навыкам пользователя языком. Для развития первого вида навыков в учебнике достаточное количество фонетических и лексико-грамматических упражнений тренировочного характера. Это упражнение на имитацию, подстановку, расширение, восстановление отдельных фраз и текстов. Особенность их в том, что они проводятся в занимательной форме: в виде текста на проверку памяти, внимания, игр на догадку, головоломок.

Для того чтобы достигнуть второй цели - пользоваться языком, важно, чтобы подросток привык рисковать, например, чтобы он продолжал читать и слушать текст, где встречаются незнакомые слова, пытался выражать свои собственные идеи так хорошо, как только возможно в возникшей ситуации. Для практики пользования языком в учебнике имеется в большом количестве стимулов в виде ситуации, создаваемых с помощью вербальной и поредме6ино-образной наглядности.

Рассмотренная проектная работа получила широкое распространение во многих других странах. Учителя, использовавшие опыт этой работы в Бельгии, Бразилии, Финляндии, Германии, Италии, Гонконге, Норвегии и Югославии, подтверждают её высокую эффективность.

Эта проектная методика используется и в практике обучения иностранному языку в нашей стране.

Теперь обратимся к структуре проекта в проектной методике.

В настоящее время в нашей стране большое значение придается вопросу улучшения качества обучения иностранным языкам, нахождению эффективных путей, которые могли бы совершенствовать творческое и интеллектуальное развитие личности. Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом может стать проектная работа.



Что такое проект?

Проект - это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовлений коллажей, афиш и объявлений, демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы.

Основные принципы проектной работы

  1. Вариативность. Вариативность деятельность на уроке предполагает индивидуальную, парную или групповую формы работы. Что касается текстов, это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, комиксы, карты. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.

  2. Решение проблем. Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем ИЯ для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а, думая, они учатся.

  3. Когнитивный подход к грамматике. Не все ученики легко усваивают правила или структуры. Нужно помогать учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у ребят исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают его логическую систему. Но так как главная задача - научиться пользоваться ИЯ, школьникам предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления.

  4. Учение с увлечением. Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия - одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.

  5. Личностный фактор. Посредством проектной работы ребята представляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересных увлечениях.

  6. Адаптация заданий. Нельзя предлагать ученику задания, которые он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте. Выбор зависит от многих факторов, включая возраст, уровень знаний, интересы учеников, материалы, которые доступны ученикам.

Возможные проблемы

При проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем, назовём их.

  1. Организация. Проекты, конечно же, создают дополнительную работу для учителя. Они требуют дополнительных действий, какие, например, как установление контактов, нахождение подходящих источников материалов. Существуют несколько совет и пожеланий:

  1. Тщательно подготовьтесь к выполнению заданий. Убедитесь в том, что каждый ученик понимает, какое конкретное задание ему предстоит выполнить ещё до начала работы над проектом.

  2. Не спешите. Подробно объясните, что и как следует делать.

  3. Терпимо относитесь к шуму. Учащимся потребуется иногда встать, чтобы взять ножницы или заглянуть в справочник. Такой вид шума - это естественная составляющая продуктивной работы.

  4. Внимательно наблюдайте за тем, что делают ребята. Если они не поняли своё задание, не отменяйте его. Остановитесь, и разберитесь в каждой из проблем.

  1. Личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, таким как отсутствие интереса или мотивации, трудности во взаимоотношениях с другими членами группы. Но, с другой стороны, работа над проектом даёт ребятам возможность проявить таланты, например, оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо писать по-английски.

  2. Трудности в создании успешно действующих групп. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом.

Этапы проектной работы.

Главное отличие между обычной проектной работы состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за приделы класса.

Полномасштабный проект включает 3 стадии.

1 этап - планирование в классе.

Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта; составление интервью, способы сбора и вид необходимой информации (статьи, брошюры).

2 этап - выполнение проекта.

Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Учащиеся берут интервью, делают аудирование и видеозаписи, собирают печатный и иллюстрированный материал. Важно помнить, что ребята будут пользоваться 4-мя видами речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и аудирование. Главная задача на этом этапе - сбор информации. Чтобы определиться, что они хотят узнать; решить, где лучше добыть информацию, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе; проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое; откорректировать и оформить материал как проект группы.

3 этап - возвращение в класс.

На этом этапе ученики оформляют свою проектную работу, используя ножницы, линейки, клей, картинки, фломастеры и т.д.

4 этап - презентация проекта.

Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида конечного продукта: будет ли это схема, буклет, видео показ или устная презентация.

5 этап - контроль.

Оценка проектной работы - нелёгкое дело. Способы оценки её в противоречии с официальной процедурой оценки за работу ученика.

Итак, проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

Теперь обратимся к опыту использования проектной методики на уроках английского языка технология выполнения проекта даётся на русском языке, реальная же работа учащихся, их общение с учителем и между собой осуществлялись на английском языке. Проектную методику я применяю уже несколько лет. На начальном этапе обучения, 2 класс (автор Биболетова), пот теме «Животные», изучаем лексику, лексические фразы, закрепляем в диалогической, монологической речи, а итогом проектной деятельности становиться рисунок, выполненный учеником понравившегося животного, которого он бы хотел, чтобы было, например, «croc dog» (крокодиловая собака) или «eleflion» (слонолев). Это первый небольшой проект, который выполняют второклассники. Изучая тему « Мой дом» в 5 классе, мы выясняем, какой дом нам нравится, и создаём проект дома. В работе могут участвовать по два человека. Проект обсуждается всеми по очереди. Члены мини - групп вносят свои предложения и пожелания тем, кто работает над отдельными частями проекта - комнатами. Ребята нарисовали дом, в котором хотели бы жить, и рассказывали о достоинствах своего дома.

При изучении темы «Школа» в 8 - м классе (автор Кауфман К.И.) выяснили, какие проблемы волнуют учеников и общей задачей становится проекта школы, в которой хотелось бы учиться. В работе над проектом работали три группы, учитывались интересы всех ребят. Сначала части проекта обсуждались в группах, в итоге были выделены такие направления работы: 1) создание проекта школы, дизайна территории; 2) составление правил для учащихся и учителей; 3) описание рабочего дня школы; 4) описание вида внеклассной деятельности ребят; 5) проект школьной формы и школьной символики и мини-сообщения по теме «Почему в такой школе хочется учиться?». Проект был представлен по окончании работы в устной форме. Как дополнение был выполнен дизайн здания и школьного двора в виде плаката, схемы, рисунка и рукописной книги, в которой излагалась суть проекта.

В устном выступление учитывались логичность, полнота изложения, фонетическое звучание. Эмоциональность. Умение реагировать на вопросы оппонентов защиты. Экспертная группа определила лучший проект.

В 6-м классе после завершения темы «We love our pets» (Кауфман «Happy English-ru».) ребятам было предложена написать о своём любимом животном, вклеить в проект фотографию животного или его нарисовать. Когда пришло время начинать подготовку проекта, в головах ребят уже созрело множество интересных идей, которые мы обсуждали в классе и решили, как же мы будем готовить проект. Так, работу над темой «We love our pets» мы завершили проектом «I love my pet», поскольку большинство учащихся предпочли работать индивидуально, чтобы рассказать о своём любимом животном.

Экспертная группа из пяти человек подготовила вопросы к участникам проекта. При проведении итогов члены экспертной группы вручили каждому участнику памятный знак с надписью «A funny pet», «A Famous pet», «A Talented Pet» т.д., прокомментировав своё решение.

Примеры проектных работ можно увидеть в приложении.

По теме «Great Russian Writers» (автор К.И. Кауфман) проводился конкурс на лучшую книгу её автора. Ребята брали интервью у друзей, у членов своей семьи, старались собрать как можно больше материала, а затем оформили его в виде буклета и защищали свой проект. Экспертная группа подвела итоги и назвала победителя.

По теме «Sport» (автор Т. Климентьева) мы выпустили стенгазеты, а перед этим брали интервью у учителей, изучали темы «Спорт в США и Англии», «Мои занятия спортом». Экспертная группа, определив лучший проект, наградила победителей красками, фломастерами и альбомом.

Работу над темой «Meet the Family» в одном из классов мы завершили проектом «My Family Tree» поскольку большинство учащихся предпочли работать индивидуально, чтобы рассказать о своей семье. Экспертная группа из пяти человек готовила вопросы к участникам проекта. При подведении итогов члены экспертной группы вручили каждому участнику памятный знак с надписью: «A Large Family», "A Sports Family " , "A Music Family ", "A Nice Family " и т.д. В другом классе после прохождения той же темы мы готовили проект "A Perfect Family ". Две группы учащихся представили на обсуждение своё мнение о том, какой должна быть идеальная семья, а экспертная группа задала им вопросы. При проведении итогов каждый «Эксперт» вызвал своё персональное мнение: что ему больше всего понравилось в каждом из проектов и почему он отдаёт предпочтение одному из них.

Один из проектов по теме "Would You Like a Cup of Tea?" назывался "Happy Birthday". Работа шла в четырёх группах (одна из них экспертная). Учащиеся готовили проект вечеринки по поводу для рождения одного из своих товарищей. Каждая группа представляла этого ученика, по-своему рассказывая о его достоинствах, объясняя, почему они хотели бы подготовить ему незабываемый вечер. Далее они рассказывали, как лучше накрыть на стол, что приготовить, как украсить дом, какие конкурсы провести, какие подарки подарить, а так же предлагали оригинальные рецепт торта. Итог, как всегда, подводила экспертная группа. Другой проект по этой теме назывался "The Best Cookery Book". Подобрав рецепты и представляя их потом в классе, каждая группа старалась убедить «Экспертов», что их поваренная книга лучше, т.к. дает рецепты, лёгкие в приготовлении, доступные в цене, использующие натуральные продукты, полезные для здоровья, и т.д.

По теме "Asking the Way" учащиеся готовили проекты "A City of the Future" и "Welcome to Kommayak". В обоих проектах школьники представляли план города, рассказывали о самых интересных местах и предлагали самые удобные маршруты для путешествия по городу. В то же время каждый из проектов был по-своему интересен, потому что в первом случае учащиеся проявили огромную фантазию, придумывая возможные достопримечательности города будущего, а во втором случае рассказывали о достопримечательностях села, чтобы представить его интересным для туристов.

По теме "At a Department Store" ученики готовили проект "Welcome to Our Supermarket". Стараясь увлечь на свою сторону потенциальных покупателей (членов экспертной группы), участники каждой группы говорили о планировке и места расположении, об дополнительных услугах, предоставляемых их универсамам, рекламировали товары.

По теме "Travelling" работали над проектом "The Best Travel Agency". Защищая свои проекты, учащиеся рекламировали различные виды путешествий, предлагали разработанные ими маршруты, рекламировали услуги, предоставленные их агентством. Другой проект по этой теме назывался "Travel or Not to Travel Nowadays". Готовясь к дискуссии, каждая из групп собирала данные для своих аргументов (одна из групп - за, другая - против путешествий).

Урок в 9-м классе по теме: "Hello, America!" проводится в форме «круглого стола» ил конференции, на которой выступают учащиеся, рассказывая свои сообщения. В рассказе можно использовать иллюстрации из своих докладов, карты и другую наглядность. Учащиеся могут заранее, в рамках домашнего задания, подготовить вопросы докладчика. В конце урока у4читель собирает доклады и даёт домашнее задание на повторение пройденного материала. Для сообщений можно использовать следующую тематику:

  1. Туристические достопримечательности Нью-Йорка.

  2. Как не заблудиться в городе.

  3. История символов города.

  4. Музей Нью-Йорка.

  5. Американская кухня - плюсы и минусы. И т.д.

Использовать приобретённые знания проектной деятельности в рамках тем «Англоязычные страны», «Родная страна».

На предыдущих уроках учащиеся получили задания для осуществления проектов.

  • Prepare between the UK, the USA or Russia and prepare a presentation about your chosen country.

  • Concentrate on an area that interests you: its people and traditions, its geography and climate, its cities or achievement.

  • Illustrate your presentation with lots of pictures.

На данном уроке учащиеся представляют свои проекты, которые оцениваются по следующим критериям:

  1. How good was the overall presentation?

  2. Were there any good pictures? Did the pictures help to understand the material better?

  3. Was the presentation informative enough?

  4. Has the speaker chosen an unusual or interesting form for his/ her presentation?

  5. Were there any grammar mistakes?

  6. Were there any factual mistakes?

Я упомянула только часть проектов, наиболее удачных. В действительности их было больше: маленьких и больших, успешных и не очень. Обычно на подготовку проекта у нас уходит от 4 до 9 уроков в зависимости от сложности проекта, необходимости работы с дополнительными источниками или проведение каких-либо исследований по теме проекта.

Не следует забывать, что подготовка и защита проекта проводятся на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации языкового материала на репродуктивном этапе.

На мой взгляд, проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельно, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование метода проектов реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель же выступает в роли помощника и консультанта.















© 2010-2022