Статья на тему «Новый подход в изучении английского языка в условиях реализации ФГОС»

Статья на тему «Новый подход в изучении английского языка в условиях реализации ФГОС» содержит в себе описание личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Данный подход отвечает требованиям Нового закона об образовании, «Фундаментальному ядру содержания общего образования», а также Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ 04.02.2010г. Личностный подход соответствует стандарту второго поколения, который...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оглавление:

I. Вводная часть

1. Актуальность

2. Цель и задачи

3. Ожидаемые результаты

II. Основная часть

1. Теоретическое описание модели

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Содержательно-технологический блок

3. Ресурсный блок (условия)

III. Заключение

  1. Выводы

IV. Информационные источники

I. Вводная часть

  1. Актуальность

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Согласно стандарту второго поколения, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, одним из главных является личностный подход.

Прежнее школьное образование обслуживало в основном приобщение растущего человека к знаниям и весьма слабо ориентировало на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Необходимо, чтобы овладение знаниями, умениями и навыками выступало не целью образования, а средством реализации его основных - развивающих целей, чтобы содержание образования давало адекватную мировоззренческую картину, вооружало необходимой информацией для построения жизненных и профессиональных планов. Эти положения соответствуют гуманистическому подходу, ставящему в центр образования человека. Одной из ведущих целей образования является формирование компетентности личности - готовности к самореализации и выполнению социально-востребованной деятельности и общения.


  1. Цель и задачи

Личностно-ориентированное образование является тем форматом образования на сегодняшний день, который позволит рассматривать образование как ресурс и механизм общественного развития.

Целью данной работы является выявление особенностей личностно-ориентированного подхода в теории и применение его на практике.

В связи с заданной целью были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретическую литературу по данной проблеме;

- дать определение понятиям «личностно-ориентированный подход», «личность»;

- выявить особенности личностно-ориентированного урока;

- применить данный подход на практике.


  1. Ожидаемые результаты

С помощью личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу можно превратить занятия английского языка в такие, где каждый ученик не только усвоит те или иные знания, но и познает самого себя, научится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, т.е. не только получит возможность проявить, но и построить себя как личность.

Личностно-ориентированного подход на уроках английского языка позволит достигнуть следующих положительных результатов:

- ученики с удовольствием будут посещать занятия английского языка,

- не останется таких учащихся, которые не будут готовить домашние задания,

- повысится инициативность учащихся, они смело будут поднимать руки, отвечать, не боясь ошибиться, с удовольствием помогая друг другу;

- учащиеся, особенно старших классов, охотнее будут участвовать в предметных олимпиадах, при этом демонстрировать хорошие знания английского языка;

- работа по данному методу окажет влияние и на меня как учителя, пристально вглядываясь в ребенка, я научусь видеть в нем пусть еще не сформированную, но личность, уважительно и бережно обращаясь с каждым учащимся.


II. Основная часть

  1. Теоретическое описание модели

Личностный или личностно-ориентированный подход включает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

В блок личностных универсальных учебных действий, согласно требованиям ФГОС, входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели при обучении каждому учебному предмету, содержание обучения, методы и приёмы/технологии обучения) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом (взаимодействие учителя и учащегося, ученика и средств обучения и т. д.), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.

Самоопределение - определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров определение своего "способа жизни" и места в обществе. В процессе самоопределения человек решает две задачи - построения индивидуальных жизненных смыслов и построения жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования). Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно-ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

2. Описание изменений в образовательном процессе

Авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, стирает в школьнике те качества, которыми должен обладать высокообразованный воспитанный человек.

Введение федерального государственного образовательного стандарта привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.

Одними из основных принципов правового регулирования отношений в сфере образования являются общедоступность образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде; единство федерального культурного и образовательного пространства светский характер образования; запрещение дискриминации; свобода и плюрализм в образовании.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления - в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Другими словами, на уроке большую часть времени должны практиковаться учащиеся, а не учитель, как это было раньше.

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении, так как дети не адаптированы к современной жизни, не осознают себя, и часто у них нет целей. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности. Каждый ученик, таким образом, воспринимается как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями.

Личностно-ориентированная направленность образования коренным образом меняет его (образования) содержание, которое должно:

• способствовать усвоению учащимся социального опыта, то есть знаний, навыков и умений, которые необходимы ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, конкретном социуме;

• стимулировать способность школьника к свободному и креативному мышлению;

• формировать у школьника мировоззрение, создавать целостную картину мира;

• развивать умение осознанно планировать свое развитие, понимать динамику последнего и самостоятельно учиться;

• развивать в обучаемом систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию: мотивацию, рефлексию;

• системные знания как средство контроля сформированности картины мира и др.

2.1. Содержательно-технологический блок

Главными положениями личностно-ориентированного подхода являются направленность на развитие личности учащихся как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств. Личностно-ориентированное образование ориентировано на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни. Поэтому основными принципами личностно-ориентированного подхода (обучения) можно считать следующие:

- личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей;

- образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности, поведении и т.д.

Анализ научно-теоретической литературы, изучение педагогического опыта позволяют выделить основные принципы такого обучения на уроках английского языка:

  1. Личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей.

  2. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности, поведении и т.д.

  3. Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.

  4. Оценочная сторона личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определённого интеллекта (его свойства, качества, характер проявления).

  5. Личностно-ориентированное обучение является средством интеллектуального и нравственного развития личности - основной цели базового школьного образования.

Личностно-ориентированный подход предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение её представить средствами иностранного языка, включение школьника в диалог культур. Всё это повышает требования к уровню обученности учащихся по иностранному языку.

3. Ресурсный блок

Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов» (последний, как известно, может включать «обучение в сотрудничестве»).

Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому в своей работе я использую следующие подходы к построению уроков:

• подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения;

• стараюсь излагать учебный материал таким образом, чтобы он не только расширял объём знаний, их структурирование, интегрирование, обобщение, но и преобразовал личный опыт каждого ученика;

• в ходе выполнения заданий постоянно согласую личный опыт учащихся с научным содержанием задаваемых знаний по английскому языку;

• в ходе каждого урока стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями;

• учебный материал урока стараюсь организовывать таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;

• стимулирую учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее приемлемых и значимых для них способов проработки учебного материала.

Подводя итог вышесказанному, следует указать особенности создания мною на уроках своеобразной образовательной среды, которая включает:

организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы; использование на всех уроках английского языка технического средства; предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий для снятия эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях; использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;

создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности; постоянное внимание учителя к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к созданию им не только результата, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать, как организовывали свою работу, какими способами пользовались, чем им больше понравилось заниматься и т.д. Следует отметить особую подготовку учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации внеклассных занятий; организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения.

Таким образом, уроки английского языка превращаются в такие занятия, где каждый ученик не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, т.е. не только проявлять, но и строить себя как личность.

Средствами достижения учителем цели создания условий для проявления познавательной активности учеников, по мнению доктора психологических наук, профессора И.С. Якиманской, являются:

• использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

• создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

• стимулирование учащихся высказыванием, использованию различных способов заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

• использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

• оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

• поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные;

• создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

III. Заключение

  1. Выводы

Личностно-ориентированное обучение позволяет углублять фоновые знания учеников, учит их ориентироваться в потоке информации, отбирать нужный материал, стимулирует исследовательскую деятельность.

Так как личностно-ориентированные уроки строятся как процесс непрерывного полилогического сотрудничества, то у учащихся развиваются умения слушать, выяснять, растолковывать, комментировать, контраргументировать, выражать свое отношение, добавлять, предполагать и другие; тренируются скорость речи, интонация, тембр голоса, мимика, поза, жесты, расположение участников в межличностном пространстве.

Перспективы личностно-ориентированного подхода безграничны, так как данный подход обучения позволяет комбинировать различные методики обучения английскому языку: коммуникативную, проектную, разноуровневое обучение, а также интерактивное, проблемное, сочетая их с информационно-коммуникативной технологией. А многообразие приёмов различных методик позволяет реализовывать индивидуальные способности, возможности и потребности учащихся.

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребёнка, формирование его неповторимой индивидуальности.

IV. Информационные источники

  1. «Фундаментальное ядро содержания общего образования», Москва, 2009.

  2. Закон об образовании.

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

  4. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.

  5. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 118.

  6. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.





12


© 2010-2022