Доклад на МО по английскому языку на тему Формирование познавательных УУД

22 декабря 2009 года Приказом № 373 Минюста России вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Согласно содержанию образования, определенному стандартом, наиболее значимым в обучении младших школьников является формирование у них универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (далее — УУД) — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокуп...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование познавательных УУД



Введение

В последние годы повсеместно вводится раннее обучение иностранным языкам, в частности английскому языку. Этот подход оправдан психологически и физиологически, так как младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Младшие школьники открыты всему новому, любознательны, быстрее запоминают и усваивают иноязычную речь.

Однако одной из наиболее характерных трудностей обучения неродному языку является неумение младших школьников организовать самостоятельную работу, а ведь системность; одно из главных условий успешного освоения иноязычной речи. В данных условиях особую важность приобретает умение самостоятельно учиться, но как показывает практика, немногие учащиеся не только младших, но и средних и старших классов владеют навыками самостоятельной работы.

Слабым местом школы, по признанию исследователей (А.Г. Асмолов) остается её неспособность научить школьников самостоятельно учиться, а слабым местом языкового образования, является неспособность начального иноязычного образования обеспечить достаточную готовность учащихся к успешному включению в иноязычную речевую деятельность более сложного уровня. Данная готовность обеспечивается сформированностью основных компонентов учебной деятельности по овладению ИЯ и развитием универсальных учебных действий.

В связи с вышесказанным формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка для достижения установленных новыми стандартами результатов начального общего образования является актуальным.


Познавательные универсальные учебные действия - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

• обще учебные

• логические

• действия постановки и решения проблем

Обще учебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу обще учебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); в котором выделяются существенные характеристики объекта усвоения (например, когда структура речевого образца I am Katya, воспринимаемого детьми устно, преобразуется в наглядную модель;

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (например, пространственно-графическая модель речевого образца - утверждение преобразуется в модель речевого образца - общий вопрос)

Универсальные логические действия включают в себя:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

• синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятия, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей,

• построение логической цепи рассуждений,

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблем это:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.



заключение

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Формирование умения учиться, или способности к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, означает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) мотивы (игровые, познавательные и учебные мотивы); 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Таким образом, формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельности младших школьников при овладении иноязычной речевой деятельностью.













© 2010-2022