Исследовательская работа на тему Влияние американской культуры на российское общество

Исследование показывает высокую, но не определяющую, степень влияния американской массовой культуры на субкультуру российских старшеклассников. Традиционные ценности российской культуры являются устойчивыми, а увлечение американской культурой объясняется стремлением к «современности», текучестью и изменчивостью молодежной моды. Поэтому многие пристрастия и увлечения краткосрочны, сиюминутны, рассчитаны на внешний эффект, но их надо рассматривать не изолированно, а в социально-психологическом кон...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение









Тема « Влияние американской культуры на российское общество»

(Исследовательская работа по английскому языку)









Выполнила:

Руководитель:















Г. Тулун

2014г.

Содержание



Введение……………………………………………………………………………………….…….3 Глава 1. Преобразование российского общества под воздействием Американских ценностей

  1. Влияние Американской культуры на Российское общество……………….……….5

  2. Изменения, происходящие в российском обществе в результате воздействия……6

Глава 2. Практическая часть

2.1 Особенности восприятия образа жизни и массовой культуры США российскими старшеклассниками американских ценностей…………………………………………………..11

Заключение……..………………………………………………………………………………….18

Список источников……………………...…………………………………………………………20

Приложение ....................................................................................................................................22

































Введение

Ни для кого не секрет, что Россия в наше время переживает кризис, который включает в себя множество аспектов. Одним из ключевых аспектов является экономический кризис. Он проявляется в падении уровня жизни обычного рядового россиянина и в недостаточном производстве продукции российской культуры.

Происходит проникновение и в Россию всевозможной видео-, аудио-, книжной продукции и преимущественно из США. Это оказывает влияние на сознание российской молодежи.

Нужно заметить, что молодежная субкультура наименее устойчива в плане воздействий, вследствие до конца не сформировавшегося мировоззрения. Подростковый возраст - это переход от детства к взрослости в период становления и формирования зрелого человека. Именно в этот период человек впервые задумывается над неизменно волнующими вопросами о смысле жизни, о своем месте в ней. Поэтому любое сопоставление своего образа и уровня жизни с образом и уровнем жизни других стран влечёт за собой некоторые изменения во взгляде на мир. Происходит обострение контрастов между представлениями о возможностями, идеально существующими в России. В результате возможны определённые последствия, которые носят как негативный, так и позитивный характер. И то, какой характер они будут носить, зависит от каждой, отдельно взятой личности и атмосферы, существующей вокруг неё, так называемого личностного поликультурного пространства.

К негативным последствиям относятся рост преступности, истоки которого - в стремлении разбогатеть любой ценой здесь и сейчас, уход от реалий жизненных трудностей, как-то: алкоголизм, наркомания, вступление в различные секты отчаявшихся людей. К отрицательным последствиям также относится нежелание квалифицированных специалистов работать в России, что перерастает в стремление любой ценой уехать в более развитую страну.Не менее опасным является разрушение традиционных устоев (создание семьи и воспитание детей в первую очередь, а уже потом - достижение успехов).

Однако можно выделить и немало позитивных моментов воздействия.

Одним из наиболее актуальных является обогащение ценностями другой культуры, вследствие диалога культур различных стран. Также важным является расширение спектра возможностей, связанных с образованием, карьерой, развитие оптимизма, стремления к преодолению жизненных трудностей. Один из наиболее важных и значимых аспектов - взаимопроникновение культур, способность к преодолению межнациональных конфликтов.

В условиях бурного информационного технологического развития возникают такие глобальные проблемы, как угроза новой мировой войны, международный терроризм, определенный упадок культурных и нравственных ценностей. В целях преодоления данных противоречий необходимо понять то общее, что объединяет народы, в частности молодежь всего мира, и то особенное, что делает каждую культуру уникальной.

Нам представилось интересным исследовать взаимовлияние культур на современном этапе и, в частности, особенности взаимовлияния российского и американского образа жизни и массовой культуры на молодежь, на учащихся старших классов средних школ.

Опираясь на данные периодической печати, результаты телевизионных социологических опросов, теледебатов (в частности, аналитической программы «Процесс»), бесед, интервью и наблюдений, мы предположили, что взаимовлияние и взаимодействие российской и американской культур носит несколько однонаправленный характер. Американская массовая культура, образ жизни американского общества влияет на российскую молодежь и, в частности, на российских старшеклассников. Но возникает ряд вопросов. Если влияет, то в какой степени? Носит оно решающий, принципиальный характер или, скорее, спонтанный, случайный, непринципиальный? Прояснение этих вопросов и явилось целью нашей работы.

Предмет исследования: особенности влияния американской культуры на российское общество

Цель исследования: выявить степень влияния американской культуры на российской общество.

Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ проблемы

  2. Определить предпочтительность выбора старшеклассниками продукции массовой культуры в зависимости от ее национального происхождения, страны-производителя.

  3. Выявить степень влияния американской массовой культуры на субкультуру российской молодежи.

  4. Определить степень устойчивости системы ценностей российской молодежи.

Методы исследования:

  1. Анализ и синтез используемой литературы

  2. Анкетирование

  3. Моделирование

  4. Исследование статистических данных


Глава 1. Преобразование российского общества под воздействием Американских ценностей

1.1 Влияние Американской культуры на Российское общество

Наиболее характерной чертой современного мира становится все более усиливающееся взаимопроникновение целей, ценностей различных стран.

Распространение влияния США является очевидным в современном мире. В начале XXI века, так называемая «мягкая сила»[1] - идейно-культурное воздействие США на мир, все более проявляет себя. Как пишет Дж. Най, это воздействие представляет собой непрямолинейный способ приложения силы[2]. Страна может достигнуть определенных результатов в мировой политике за счет того, что другие страны имеют желание следовать ей, подражать, воспринимать ценности, стремиться достичь того же уровня.Данный процесс имеет большую актуальность для России.

По мнению З. Бжезинского, политика США в отношении России имеет под собой уверенность в том, что чем скорее Россия примет принципы рыночной и глобально взаимозависимой экономики, тем скорее ее политика станет отвечать «всеобщим» стандартам по меркам западной цивилизации[3].

По заявлению В.В. Путина, Россия в настоящее время сталкивается с воздействием различных механизмов давления, в том числе и мягкой силы[4].Глава ФСБ А. Бортников прямо обозначил страну, оказывающую влияние на Россию. Он заявил о том, что геополитическое влияние США, «которые по-прежнему рассматривают наше государство как одного из соперников на международной арене»[5], за последний год значительно возросло.По мнению В.И. Добренькова[6], США и некоторые ее союзники из числа западных держав фактически развязали третью мировую войну против всего человечества, имеющую целью полностью подчинить мир диктату Запада во главе с США. Во многом этому способствовал развал СССР, который ранее сдерживал глобальную экспансию западных держав.

В работе «Правда о глобализации»[7] В.И. Добреньков отмечает, что данная война ведется по трем направлениям.

Во-первых, это информационно-психологическая пропагандистская обработка общественного сознания населения, во-вторых, создание специальной агентуры влияния для внедрения этих людей в экономические, политические и государственные структуры власти, в-третьих - открытая вооруженная агрессия против стран с целью замены власти и создания в них управляемых проамериканских правительств.


1.2 Изменения, происходящие в российском обществе в результате воздействия американских ценностей

Американское влияние очевидно в современной России. Мир превратился в единообразную массу потребителей, обладающих схожими вкусами, происходит унификация потребления.

Количество ресторанов Макдоналдс увеличивается с каждым годом и на данный момент составляет 360 ресторанов [8]по всей России, гамбургеры превратились в любимое блюдо среднестатистического гражданина. Самой популярной одеждой стали джинсы. Музыка и кинофильмы по большей части производятся в Америке.

Можно выделить несколько особенностей, характерных для трансформации российского общества под влиянием американских ценностей:

- глобальность изменений - изменяются все параметры социальных структур, изменяются даже устойчивые структуры социального сознания и поведения,

- глобальные ценности доминируют над ценностями локальными,

- происходит гибридизация культуры, то есть сочетание прежде несовместимых частей культурных феноменов,

- мозаичность восприятия и конструирования реальности (фрагментарность мира).

Воздействие таких ценностей как свобода и демократия, лежащих в основе мировоззрения США, приобрело в России специфический смысл.Россией признается, что существуют некоторые универсальные нормы демократии, защиты прав человека и экономической свободы. Однако идея демократии приобрела в России искаженную форму, когда внешне демократическая форма процесса скрывает под собой глубоко недемократическую суть и представляет, таким образом, «театральную демократию»[9].

По данным правозащитной организации FreedomHouse, Россия на 2013 год числится в списке несвободных стран с рейтингом 5.5[10]. Лучшим в данном рейтинге считается 1 балл, худшим - 7 баллов. РФ не является демократической страной, в качестве доказательства тому приводятся президентские выборы 2012 года, во время которых были многочисленные злоупотребления должностями, процедурные нарушения во время подсчета голосов.

Такая ценность, как свобода слова, также приобрела своеобразную форму. На уровне закона данная ценность закреплена в Конституции РФ - гражданин России имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом[11].

Однако если обратиться к статистическим данным, то согласно Мировому индексу свободы прессы (WorldPressFreedomIndex) Россия на 2013 год по свободе слова занимает 148-е место и находится между Филиппинами и Сингапуром[12].

Приоритет прав человека также подкрепляется действующей российской Конституцией (статьи 17, 18).[13] Однако данную ценность можно отметить как наименее воспринятую институтами власти и гражданами России.

По мнению В.А. Ядова, это обусловлено присущей российскому обществу пирамидальной формой общественной системы, историко-культурным наследием.По мнению М.А. Шабановой для реализации российских реформ по аналогии с западными образцами первостепенное значение должна иметь независимость от регламентирующих предписаний и произвола государственных чиновников в различных сферах жизнедеятельности социальных субъектов[14].

Трансформационные процессы происходят также в сфере культуры.

Можно выделить некоторые особенности влияния американских ценностей в области культуры:

- приоритет количественных характеристик,

- иррационализация элементов культуры,

- использование символических форм,

- гарантированное качество на определенном уровне,

- готовность к употреблению.

Все эти характеристики были описаны еще в работе Дж. Ритцера «Современные социологические теории»[15], в которой он давал характеристику структурам общества, подвергшихся макдональдизации.

Дж. Ритцер выделял следующие измерения макдональдизированных структур: эффективность - уменьшение времени и усилий для удовлетворения потребностей; калькулируемость - оценка в количественных показателях, при этом количество становится важнее, чем качество; предсказуемость - уверенность потребителя в неизменности получаемых им продуктов и услуг, в любом месте и в любое время, «существование мира без неожиданностей»[16]; контроль над человеческими действиями посредством материальных технологий - «растущий контроль над людьми при помощи нечеловеческих технологий», минимальное использование умственных способностей работников, контроль поведения потребителей. Процесс макдональдизации он определял как процесс, при котором различные сферы жизни приобретают характеристики ресторана быстрого обслуживания, в результате чего становятся стандартизированными, упрощаются.

В России действие данного процесса можно проследить на примере широкого распространения американской массовой культуры, особенно популярной среди молодежи. Основной особенностью данного типа культуры является изменение характера производства и потребления. Важнейшим фактором становится огромная массовость и чрезвычайная скорость распространения, что приумножает сферу удовольствия и развлечения. «Современное общество становится фабрикой развлечений, потребителями продуктов которой становится всё общество»[17].

Как утверждается в статье «Американская звездная сила по прежнему правит миром», распространение массовой культуры оказывает значительное влияние на людей различного возраста по всему миру, в том числе и в России[18].

Влияние потребительской культуры Америки оказывает давление на людей, заставляет менять стиль жизни, уменьшает значение традиционных ценностей, ломает самобытную идентичность.

Широкое распространение получают свойственные США стили музыки и соответствующая им мода, образцы поведения. Как пример, распространение в России с начала 80-х гг. субкультуры хип-хопа, изначально появившейся в США в афроамериканских кварталах Нью-Йорка. Данный процесс сопровождался насаждением определенного стиля одежды, манеры поведения, ценностей, а в результате изменял и весь образ жизни.

Таким образом, в результате распространения американских ценностей сокращается культурное пространство других культур, лишая их возможности сохранить свою уникальность, быть отличными от Америки.

Еще одним примером является распространение американских фильмов в российском кинематографе. На 2011 год доля американских фильмов составляла 75-80% всего российского проката[19]. Большинство развлекательных программ, сериалов представляют собой адаптированные версии американских фильмов. В сфере образования также можно заметить трансформационные процессы под воздействием американских ценностей. Если раньше высшее образование являлось источником распространения фундаментальных научных ценностей, то теперь, прежде всего, ценятся его доступность или удобность (минимум усилий для получения результата, нередко выбор ВУЗа основывается на близости к дому), последующая максимальная реализация полученных знаний в коммерческом плане. То есть в сфере образования стала преобладать рыночная психология, при которой потребителям предлагаются эффективные продукты, готовые к употреблению.

Аналогичные трансформации можно наблюдать и в развитии современных форм труда. Легкая и постоянная смена мест работы и специализаций порождает новые ценности в трудовой деятельности, имеющие мало общего с традиционной концепцией труда. Все большее значение начинает придаваться внешним аксессуарам престижности и соответствующим формам престижного потребления.

Одним из важнейших инструментов культурного самовыражения является язык. Именно язык отражает специфику культуры.Наиболее распространённым языком на сегодняшний момент является английский.Как отмечает Джон Сазерленд в статье «Лингвицид: смерть языка» («Linguicide: thedeathoflanguage»)[20] «что касается причин языковой катастрофы, которую мы наблюдаем, то тут нет ничего загадочного. Поезжайте в любую страну. Когда вы будете слушать инструкции по безопасности (на английском языке), пилот самолета будет говорить с диспетчером по-английски. Вы увидите логотип кока-колы. На телеэкране будет канал MTV.…Идите в любое интернет - кафе и вы обнаружите там клавиатуру с английским языком - универсальным языком общения нашего времени. Распространение английского языка является следствием неприкрытой языковой экспансии».Английский язык проникает в массовую культуру. А так как доступ к данной культуре открыт для любого человека, то элементы английского языка начинают встречаться в русском все чаще.

Также немаловажную роль в этом сыграло развитие на российской почве современной демократии, парламентаризма и рыночного либерализма вместе с реалиями, ими обозначаемыми (как пример тому, термины «лоббист», «премьер»).Знание английского языка становится важным условием возможности работы в крупных организациях и компаниях.В распространении английского (американского) языка большую роль играют средства глобальных коммуникаций.

Содержание передаваемой информации оказывает влияние на поведение и поступки индивида, его мышление. Потребление этой информации быстро входит в привычку.Интернет, реклама, СМИ, фильмы воспроизводят американскую культуру, которая меняет традиционные национальные ценности, стиль жизни.

По словам О.Н. Астафьевой, Г.А. Аванесовой «ценностные предпочтения одного типа культуры посредством развития информационных сетей, экономической интернационализации и других каналов распространения форм и образов жизни будут навязаны всему мировому сообществу, что может привести к унификации и ослаблению этнокультурного разнообразия».[21]

Таким образом, в сфере культуры происходит процесс обесценивания культурных и нравственных традиций, утраты значения русской культурной составляющей, подмена традиционных ценностей ценностями США.

Также необходимо отметить изменения в экономической сфере.В России сложилась олигархическая структура экономики, при которой большая часть капитала контролируется несколькими бизнес - структурами, решения при этом принимаются определенным кругом лиц, составляющих деловую и административную элиту России[22].Подлинный рынок со здоровой конкуренцией, оформлением стабильного законодательства, реальной денационализацией в России так и не сложился. То, что имеет место сейчас, назвать зрелой рыночной экономикой нельзя.

На январь 2011 года Россия была на 144-м месте в рейтинге самых свободных экономик мира, составляемом Фондом Наследия (HeritageFoundation)[23]. C 2012 года Россия опустилась на строчку ниже, тогда как ее прежние соседи (Гаити, Гвинея, Алжир, Боливия, Китай) продвинулись наверх.

Таким образом, американские ценности оказывают значительное влияние на все сферы жизни российского общества, изменяя и трансформируя традиционные ценности и представления. В результате, единственной культурно-социальной реальностью, имеющей значение, становится американская реальность.

Процесс распространения американских ценностей в российском обществе оценивается неоднозначно.С одной стороны, данный процесс рассматривается как угрожающий уничтожению национальной самобытности, традиций и ценностей, исконно присущих русскому обществу.

Однако существует мнение, определяющее распространение ценностей США как процесс скорее положительный, нежели отрицательный. В таком случае американские ценности и образ жизни рассматриваются, как способные привести к такому же стандарту жизни как в Америке.Как пишет американский ученый, заведующий кафедрой социологии университета Уорвик Стив Фуллер стремление обладать американскими культурными продуктами, которые воспринимаются как хорошие и современные, говорит о том, что люди сами играют значительную роль в распространении американской культуры.Он рассматривает американскую культуру как биотерроризм, у которого нет определенной цели, есть только «надежда, что распространение микроба или вируса будет как можно более разрушительным для общества»[24]. Основными признаками этого процесса является то, что сами биотеррористы лишь начинают атаку, не вмешиваясь в дальнейший ход событий, а большая часть войны ведется самими жертвами, передающими вирус в процессе общения.






Глава II. Практическая часть

2.1 Особенности восприятия образа жизни и массовой культуры США российскими старшеклассниками

В наше время в мире лидирующие позиции занимает английский язык, он является языком международного общения и повсеместно проникает в массовую культуру. А так как эта культура доступна для любого человека, то в русском языке все чаще встречаются характерные элементы английского и американского языков. Часть из заимствованных принято называть американизмами, что уже говорит об особом влиянии культуры США. Это взаимовлияние и взаимопроникновение можно назвать диалогом и не только на личностном уровне, а на уровне цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

В современном обществе огромное значение приобрела массовая культура. Она сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео- и компьютерная техника способствовали её распространению. В западной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.

Несколько слов о влиянии массовой культуры на психику человека. Большинство исследователей считают, что при потреблении массовой культуры действует механизм «внушения-заражения». Человек перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней. Благодаря современным средствам массовой коммуникации, людям стали доступны массовые произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. Человек выстраивает собственное поликультурное, поли языковое пространство, оставляя его открытым. Только открытое пространство может обогащаться продуктами культур, в том числе и массовой.

Чтобы увидеть пространство личности во всем его многообразии представляется обоснованным разобрать понятие «образ жизни». Категория «образ жизни» широко используется представителями различных дисциплин, которые так или иначе связаны с общественной и культурной жизнью людей: экономики, социологии, истории, культуры и др.Понятие «образ жизни» обозначает организационную единую систему процессов и явлений жизнедеятельности людей в обществе. Способы образования этих процессов, явлений определяются естественно-географическими, социальными и культурными условиями, с одной стороны, и более индивидуальными (личностными) характеристиками представителей различных социокультурных групп, с другой. Понятие отражает повседневную жизнь людей и служит для выявления отношений типичных индивидуальных характеристик жизнедеятельности различных людей в определенных областях культуры. Содержание образа жизни определяется тем, как живут люди, чем заняты, какая деятельность и какие отношения заполняют их жизнь. Следовательно, образ жизни - это динамичный общественно-культурный «портрет» всех членов общества через процессы жизнедеятельности в разных условиях.

При определении категории «образ жизни» важно подчеркнуть такие понятия, как «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни» и «стандарт жизни». Эти понятия раскрывают содержание категории «образ жизни» при различных обстоятельствах и уровнях культурологического анализа. Уклад жизни характеризует конкретные исторические, общественные, экономические и политические аспекты культур. В качестве показателей уклада жизнивыступают экономика, идеология, средства производства, политика, урбанизация. В понятие «уровень жизни» укладываются такие показатели, как заработная плата, льготы и выплаты, уровень здравоохранения, образования, состояние жилищных условий. К понятию «качество жизни» относятся труд и досуг, а также состояние и удовлетворенность ими, комфорт в труде и быту, общественная активность, общение. Показателями стиля жизни являются особенности индивидуальной трудовой деятельности, выбор круга и форм общения, организация свободного времени. Именно это понятие является центральным при рассмотрении проблем потребления продуктов массовой культуры. Нельзя не сказать о том, что такие социальные болезни, как алкоголизм, курение и наркомания, тоже являются своеобразной формой организации свободного времени, которые требуют отдельного исследования.

Перед тем как приступили к работе, были изучены вопросы методологии социологического исследования.

Постоянно соприкасаясь с продукцией массовой культуры как ее потребители, мы замечаем, что продукция американской массовой культуры играет если не доминирующую, то существенную роль во влиянии на молодежь. Влияние американской массовой культуры на российскую молодежь происходит по следующим каналам: средства массовой информации, видео-аудиопродукция, книжная продукция.

Была разработана программа, которая направлена на решение данных задач. Были составлены анкеты, являющиеся частью данной программы, в течение январь - февраль 2014 г. проведен опрос старшеклассников 10, 11-х классов средней школы № 4 Тулунского района.

Среди вопросов анкет можно выделить вопросы о предпочтительности выбора продукции массовой культуры относительно страны производителя. Это следующие вопросы:

- Назовите три ваших любимых фильма и страну изготовителя.

О предпочтительности выбора кинопродукции выяснилось, что 25% опрошенных подростков выбирают для просмотра именно американское кино. 25% опрошенных выбирают только русские фильмы, причем это фильмы советских времен. Оставшиеся 50% отдают предпочтение фильмам не только российского или американского производства, но и кинопродукции других стран, таких как Франция и Германия. (см. приложение 1)

- Вы предпочитаете слушать отечественную или зарубежную музыку?

18 % учащихся на вопрос о любимой музыке выбирают американских исполнителей и американские группы. 29% слушают исключительно русскую музыку. 54% склоняются в сторону и русской и зарубежной музыкальной продукции

Таким образом, российская молодежь не отдает предпочтение отечественной или зарубежной, в том числе американской видео-, аудиопродукции в наше время только потому, что русская культурная продукция находится не на должном уровне развития, чтобы доминировать над зарубежной продукцией. (см. приложение 2)

- Вы предпочитаете книги американских или русских писателей?

На вопрос о предпочтительности выбора книжной продукции российские старшеклассники отвечают следующим образом. 64% читают исключительно русскую литературу. Причем в большинстве своем это классическая, так называемая программная литература. Было бы интересно узнать, что читают помимо программы. 11 % выбирают зарубежных писателей, 25% из них отдают предпочтение американской литературе (Стил, Шелдон, Кинг). Успехом у этой части опрошенных пользуется фантастика, стиль фэнтэзи. (см. приложение 3)

Для выявления степени взаимовлияния США и России мы предложили учащимся ответить на следующие вопросы:

- О жизни ваших сверстников, о какой стране вам интереснее всего узнать?

- С кем из представителей других культур, других наций вы бы хотели пообщаться?

Оказалось, что 15 % российских подростков проявили интерес к американскому образу жизни. 47 % подростков проявляют интерес к русскому образу жизни 38% опрошенных интересен образ жизни, культура других стран, в основном таких, как Великобритания, Франция, Япония, Италия, Германия, Китай.

Это говорит о том, что российская молодежь считает себя неотъемлемой частью русской культуры и нет однозначного увлечения США, а есть определенная доля интереса к американской культуре, как и к культурам других стран, с целью познания и сравнения. (см. приложение 4)

Относительно второй задачи были поставлены вопросы:

- Влияет ли лично на вас американская культура?

- Как вы думаете, есть ли американизация русской культуры? В какой степени?

Большинство учащихся (43%) уверены, что существует ярко выраженный процесс проникновения американской массовой культуры в российскую молодежную субкультуру, т. е. процесс американизации. Хотя 57 % опрошенных говорят о том, что они не ощущает на себе влияние американской культуры, в их ответах прослеживается следующая мысль: США на данном этапе исторического развития занимают лидирующие позиции, в том числе и в производстве кино- и музыкальной продукции. За счет этого она высококачественная, хотя и не вся, в том числе и попадающая на наш рынок. (см. приложение 5)

- Хотели бы вы покинуть свою страну навсегда?

- В какую страну вы бы поехали?

64 % опрошенных не желают покидать свою страну навсегда. Те же, кто хотел бы уехать, 16 % США как страну для постоянного места жительства. Большинство уехали бы в такие страны, как Канада, Франция, Великобритания, Италия, Испания. (см. приложение 6)

- На ваш взгляд, где больше вероятности того, что вы добьетесь успеха: в России или в США?

На этот вопрос 61% опрошенных ответили, что в России, 39% - в США. Старшеклассники отмечают, что русскому человеку в США добиться успеха сложнее, чем в России (несмотря на ее противоречивость в плане экономики). Это, с одной стороны, свидетельствует о том, что большинство опрошенных не считают американский образ жизни идеалом и не стремятся к нему. С другой - знание реалий своей родины обусловливает большую вероятность успеха. (см. приложение 7)

Анализ ответов на вопрос:

- Как вы считаете, в какой стране культура выше развита: в России или в США?

50% опрошенных считают, что русская культура находится на более высоком уровне развития, и 50 % американская.

- Ваше отношение к России

64% опрошенных думают, что Россия лучшая страна в мире. 27% не считают что Россия лучшая страна в мире. 9 % подростков говорят о том, что они хотели бы уехать из России. Но, тем не менее, такие понятия, как «любовь к родине», «патриотизм», характерны для российского менталитета. Это подтверждает позиция 70% опрошенных старшеклассников в том, что, несмотря на критику своей страны, ее надо все равно защищать, даже если знаешь и понимаешь, что критика справедлива. (см. приложение 8)

Несомненно, патриотизм является частью национального самосознания. Личность, осознавая себя неотъемлемой частицей нации, осознает историю своего народа, общественно-национальные ценности (письменность, национальный язык, достижения духовной культуры, национальный менталитет), разделяет успехи нации и способствует ее развитию.

Исходя из парадигмы «диалога культур» необходимо, во-первых, сохранять свою особенность, неповторимость и уникальность своей культуры; во-вторых, не отгораживаться от других наций психологически и административно, обогащать свою культуру контактами и заимствованиями из других культур, обогащать свой внутренний духовный мир постижением общезначимых для человечества ценностей.

Решению третьей задачи - определить степень устойчивости системы ценностей российской молодежи - соответствует предложенная нами анкета. Предлагается 10 понятий, ценностей, наиболее значимые.Это дает наиболее полную картину о рангах системы ценностей российских старшеклассников.

Нами предлагались следующие понятия:любовь, здоровье, семья и образование, дружба, деньги, независимость, карьера и работа, счастье и удача, успех, уверенность в себе Надо заметить, что последовательность этих понятий для нас не имела никакого значения.

Наиболее популярные ценности среди опрошенных старшеклассников

любовь - 5чел.

здоровье - 13 чел.

семья и образование - по 13 чел.

дружба - 5 чел.

деньги - 4 чел.

независимость - 2 чел.

карьера и работа - по 3 чел.

счастье и удача - по 0 чел.

успех - 2 чел.

уверенность в себе - 1 чел.

В процентном соотношении понятия распределились следующим образом

I место

семья - 30%

здоровье - 28%

любовь - 15 %

II место

здоровье - 29%

карьера и работа - 20%

семья - 16%

III место

здоровье - 12%

любовь - 28%

семья - 18%

На основе результатов анкеты можно сделать вывод об устойчивости ценностной ориентации российских старшеклассников. (см. приложение 9 ) Относительно этой анкеты у нас возникла перспектива дальнейшего исследования системы ценностей: проследить динамику достижения успеха и понять, что для них является успехом, т.е. по ценностям, которые фактически являются ступенями при достижении успеха, просмотреть их путь.

Старшеклассники так или иначе воспринимают и усваивают культуру, выступая в роли ее потребителей. Данная культура создается как в родной стране, так и за рубежом. Из зарубежной культуры наиболее действенной является культура, обусловленная мощными экономическими факторами (отсюда понятен термин «насаждение»).

По всем формальным показателям культурное потребление в школьном возрасте выглядит более насыщенным и разнообразным, чем у старших возрастных слоев. Следует отметить, что нами нарисована усредненная статистическая картина, которая, безусловно, может быть в чем-то не точной, и требует качественного анализа. За средними цифрами просмотренных фильмов, прочитанных книг и журналов, прослушанной музыки скрываются значительные групповые и индивидуальные различия и диспропорции.

Всемирным является процесс снижения роли в пользу аудиовизуальных развлечений (музыка, телевидение, видеофильмы). Многие старшеклассники воспринимают искусство внеэстэтически, как простое развлечение: больше нравятся комедии, детективы, примитивно-развлекательные фильмы. Американский кинематограф выбрасывает на рынок продукцию такого плана в необъятном количестве. Впору говорить о засилье голливудского кино. В то же время опрошенные старшеклассники подчеркивают предпочтительность в выборе российской кинопродукции, отмечая ее явную недостаточность.

Необходимо отметить высокую, но не определяющую, степень влияния американской массовой культуры на субкультуру российских старшеклассников. Традиционные ценности российской культуры являются устойчивыми, а увлечение американской культурой объясняется стремлением к «современности», текучестью и изменчивостью молодежной моды. Поэтому многие пристрастия и увлечения краткосрочны, сиюминутны, рассчитаны на внешний эффект, но их надо рассматривать не изолированно, а в социально-психологическом контексте жизненного мира старшеклассников.

Следует отметить, что в процессе работы возникали все новые и новые перспективы, дальнейшие пути исследования:

- провести, используя электронную почту, подобный опрос среди американских старшеклассников;

- более глубоко разобраться в вопросах не только восприятия, но и интерпретации культуры;

- рассмотреть многообразие аспектов современной юношеской субкультуры и ее место в российской культуре;

- составить более полную систему ценностей, определить ее динамику в менталитете российского общества.





















Заключение

Таким образом, был проанализирован и обобщен теоретический материал по вопросам американизации и влияния, оказываемого американскими ценностями на трансформацию российского общества.

В результате чего мы определили понятие американизации как процесса, основанного на стремлении США использовать возможности других стран и навязать им свое видение мира. В результате данного процесса происходит трансформация культуры, на которую направлено это воздействие.

Американские ценности - свобода, демократия, законность, права человека и частная собственность - в значительной степени обусловлены идеей о национальной исключительности и особой миссии США в мире. Это обуславливает их стремление распространить свои ценности по всему миру, что приводит к унификации и стандартизации образа жизни других культур в соответствии с американским стандартом. Право других культур на различие, наличие собственной культуры и необходимость привнесения американских ценностей при этом не учитывается. Данный процесс вполне логично вызывает недовольство людей в разных странах мира, что является основанием для возникновения движение антиамериканизации в попытке сохранить свое культурное и национальное своеобразие.

На основе полученного теоретического материала были рассмотрены изменения, происходящие в российском обществе под влиянием американских ценностей, проанализированы основные тенденции изменений, происходящих в российском обществе.

Россия, как и другие страны, без связи с глобальным социумом не может двигаться в будущее, ибо является его составляющей. Влияние, оказываемое другими странами, в том числе и США, определяют направление изменений в системах общественной жизни. В экономике происходит заимствование современных технологий, форм организации экономического процесса - ТНК, массовое производство.

Для сферы политики характерна ориентация на демократическое устройство, свободу слова. В социальной и культурной сферах изменяются нормы социальной регуляции, права человека становятся приоритетом, провозглашаются мультикультурализм и свобода информации. Однако данные трансформации оказываются связанными с особенностями социальных институтов, российской культуры, менталитета. Отличная от американской религиозная система, присущий обществу коллективизм, иная трудовая этика, специфический исторический опыт России обусловили своеобразный подход к восприятию американских идей и ценностей.

Таким образом, влияние американских ценностей в российском обществе, экономическая, политическая и культурная экспансии в нашу страну очевидны.

Опираясь на данные социологических исследований, проводимых различными авторами, можно проанализировать отношение российских граждан к распространяемым американским ценностям, происходящим в результате этого трансформациям, отношению к США в целом.

В результате воздействия ценностей США создается унифицированная безрелигиозная культура, которая разрушает традиции и национальную культуру России. Традиционные ценности перестают играть значительную роль, их место занимают насаждаемые США идеи.

Как отметил В.И. Добреньков в статье «Правда о глобализации»: «все это создает человека-зомби, лишенного веры и исторической памяти, оторванного от национальных корней, религиозных традиций, не помнящего своих предков, равнодушного к своей Родине, способного только на потребление, то есть ориентированного исключительно на удовлетворение своих чисто физиологических потребностей»[28].

Не смотря на то , что степень влияния Американской культуры на российское общество является очень высокой , но она не определяющая. Традиционная культура России является устойчивой, а токой высокий спрос на американскую продукцию объясняется тем, что современная молодежь стремиться быть «модной». Поэтому интересы и увлечения краткосрочны, мимолётны, направлены на внешний эффект.

Поэтому важным моментом является восприятие опыта собственного народа, необходимость признания специфики своей страны, а не переноса на нее шаблонов других стран.




Список источников

  1. Най Дж. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. - М.:Тренд, 2006.

  2. Най Дж. Softpower, или "мягкая сила" государства// Альманах «Восток», выпуск №5, 2009.

  3. Бжезинский З. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство»// Пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 2005.

  4. Резчиков А. «Право мягкой силы», URL: vz.ru/politics/2013/2/14/615822.html

  5. Резчиков А. «Право мягкой силы», URL: vz.ru/politics/2013/2/14/615822.html

  6. Доклад В.И. Добренькова на 36-м Всемирном конгрессе Международного института социологов (IIS) в Пекине, URL: sorokinfond.ru/index.php?id=203

  7. Доклад В.И. Добренькова на 36-м Всемирном конгрессе Международного института социологов (IIS) в Пекине, URL: sorokinfond.ru/index.php?id=203

  8. Количество ресторанов Макдоналдс, URL: mcdonalds.ru/?ver=html

  9. Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации // Социологические исследования 2000, №6, стр. 5.

  10. Freedom in the world: Russia, URL: freedomhouse.org/report/freedom-world/2013/russia

  11. Конституция РФ, статья 29. URL: constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

  12. 2013 World Press Freedom index, URL:en.rsf.org/press-freedom-index-2013,1054.html

  13. Конституция РФ, Глава 2 Права и свободы человека и гражданина, статья 17-18 URL: constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

  14. Шабанова М.А. Социология свободы: Трансформирующееся общество, М.: Московский общественный научный фонд, 2000.

  15. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. ISBN 5-318-00687-6.

  16. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. ISBN 5-318-00687-6.

  17. Миронов В.В. Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации// электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова «Медиаскоп», выпуск №2, 2009.

  18. Richard Wike American Star Power Still Rules the Globe, URL: pewglobal.org/2013/02/22/american-star-power-still-rules-the-globe/

  19. Доля американских фильмов в российском прокате, URL: top.rbc.ru/society/26/12/2011/631846.html

  20. Sutherland John Linguicide: the death of language, URL: socialnetworkingbase.com/18/death-language

  21. Астафьева О.Н., Аванесова Г.А. Взаимодействие культур//Глобалистика/Ред.- сост. Мазур М.М., Чумаков А.Н.-М.Радуга, 2003. С. 110.

  22. Явлинский Г. Периферийный капитализм // Московские новости. 2003. № 18.

  23. Heritage Foundation, heritage.org/

  24. Shor Francis Dying Empire: U.S. Imperialism and Global Resistance/ Routledge; 1 edition, 2010.
























Приложение 1



Исследовательская работа на тему Влияние американской культуры на российское общество
















Приложение 2



Выбор музыкальной продукции

Исследовательская работа на тему Влияние американской культуры на российское общество
















Приложение 3



Исследовательская работа на тему Влияние американской культуры на российское общество

















Приложение 4



Исследовательская работа на тему Влияние американской культуры на российское общество

















Приложение 5



Исследовательская работа на тему Влияние американской культуры на российское общество
















Приложение 6



- Хотели бы вы покинуть свою страну навсегда?

- В какую страну вы бы поехали?


Исследовательская работа на тему Влияние американской культуры на российское общество














Приложение 7



Исследовательская работа на тему Влияние американской культуры на российское общество

















Приложение 8



Исследовательская работа на тему Влияние американской культуры на российское общество
















Приложение 9

Ценности российской молодежи


Исследовательская работа на тему Влияние американской культуры на российское общество

Исследовательская работа на тему Влияние американской культуры на российское общество

Защита

Тема нашего исследования Влияние американской культуры на российское общество

Целью исследования является выявить степень влияния американской культуры на российской общество.

Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ проблемы

  2. Разработать программу исследования.

  3. Определить предпочтительность выбора старшеклассников.

  4. Выявить степень влияния американской массовой культуры .

  5. Определить степень устойчивости системы ценностей российской молодежи.

Были использованы такие методы как

  1. Анализ и синтез используемой литературы

  2. Анкетирование

  3. Моделирование

  4. Исследование статистических данных

Наиболее характерной чертой современного мира становится все более усиливающееся взаимопроникновение целей, ценностей различных стран. Американское влияние очевидно в современной России. Мир превратился в единообразную массу потребителей, обладающих схожими вкусами, происходит унификация потребления.

В России действие данного процесса можно проследить на примере широкого распространения американской массовой культуры, особенно популярной среди молодежи. «Современное общество становится фабрикой развлечений, потребителями продуктов которой становится всё общество»

Таким образом, в результате распространения американских ценностей сокращается культурное пространство других культур, лишая их возможности сохранить свою уникальность, быть отличными от Америки.

Влияние американской массовой культуры на российскую молодежь происходит по следующим каналам: средства массовой информации, видео-аудиопродукция, книжная продукция.

Для определения степени влияния Американской культуры на российское общество Были составлены анкеты, и проведен опрос старшеклассников 10, 11-х классов средней школы № 4 Тулунского района в течение январь - февраль 2014 г.

Среди вопросов анкет можно выделить вопросы о предпочтительности выбора продукции массовой культуры относительно страны производителя. Это следующие вопросы:

О предпочтительности выбора кинопродукции выяснилось, что 25% опрошенных подростков выбирают для просмотра именно американское кино. 25% опрошенных выбирают только русские фильмы , причем это фильмы советских времен. Оставшиеся 50% отдают предпочтение фильмам не только российского или американского производства, но и кинопродукции других стран, таких как Франция и Германия.

Для выявления степени взаимовлияния США и России мы предложили учащимся ответить на следующие вопросы:

- О жизни ваших сверстников, и о какой стране вам интереснее всего узнать?

- С кем из представителей других культур, других наций вы бы хотели пообщаться?

Оказалось, что 15 % российских подростков проявили интерес к американскому образу жизни. 47 % подростков проявляют интерес к русскому образу жизни 38% опрошенных проявили интерес к образу жизни, культуре других стран, в основном таких, как Великобритания, Франция, Япония, Италия, Германия, Китай.

Это говорит о том, что российская молодежь считает себя неотъемлемой частью русской культуры и нет однозначного увлечения США, а есть определенная доля интереса к американской культуре, как и к культурам других стран, с целью познания и сравнения.

Относительно второй задачи были поставлены вопросы:

- Влияет ли лично на вас американская культура?

- Как вы думаете, есть ли американизация русской культуры? В какой степени?

43% учащихся уверены, что существует ярко выраженный процесс проникновения американской массовой культуры в российскую молодежную субкультуру, т. е. процесс американизации. Хотя 57 % опрошенных говорят о том, что они не ощущает на себе влияние американской культуры, в их ответах прослеживается следующая мысль: США на данном этапе исторического развития занимают лидирующие позиции, в том числе и в производстве кино- и музыкальной продукции. За счет этого она высококачественная, хотя и не вся, в том числе и попадающая на наш рынок.

На вопрос ………………..Какое ваше отношение к России?

64% опрошенных думают, что Россия лучшая страна в мире. 27% не считают что Россия лучшая страна в мире. 9 % подростков говорят о том, что хотели бы уехать из России.

Таким образом, такие понятия, как «любовь к родине», «патриотизм», характерны для российского менталитета.

Несомненно, патриотизм является частью национального самосознания. Личность, осознавая себя неотъемлемой частицей нации, осознает историю своего народа, общественно-национальные ценности , разделяет успехи нации и способствует ее развитию.

Решению третьей задачи - определить степень устойчивости системы ценностей российской молодежи - соответствует предложенная нами анкета которая дает наиболее полную картину о рангах системы ценностей российских старшеклассников.

Как бы ни влияла американская культура на жизнь общества, ценности современной молодежи остаются устойчивыми и стабильными. Большинство учащихся ставят на первое место такие понятия как:

Семья- 30 %

Здоровье- 28 %

Любовь- 15 %

Необходимо отметить высокую, но не определяющую, степень влияния американской массовой культуры на субкультуру российских старшеклассников. Традиционные ценности российской культуры являются устойчивыми, а увлечение американской культурой объясняется стремлением к «современности», текучестью и изменчивостью молодежной моды. Поэтому многие пристрастия и увлечения краткосрочны, сиюминутны, рассчитаны на внешний эффект, но их надо рассматривать не изолированно, а в социально-психологическом контексте жизненного мира старшеклассников.


© 2010-2022