Взаимосвязь урочной и внеурочной работы

Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса. Только при условии органического сочетания урочной и внеклассной работы иностранный язык может внести весомый вклад в формирование и развитие личности ребенка.       Внеклассная работа должна базироваться в основном на программном материале, быть доступной, давать дополнительную информацию, быть предельно массовой.  Все эти положения я учитываю при организации внеклассной работы в н...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мамиева Вера Николаевна,

учитель английского языка

высшей категории

МАОУ «Гимназия №2»

Великий Новгород



ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СИСТЕМЕ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Обучение иностранному языку направлено на развитие способности детей к общению.

И основная задача начальной школы - развитие у учащихся основ коммуникативной компетенции. Однако данная задача предполагает не только наличие у школьников практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, активности на уроке. А принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. использование педагогической технологии.

Исходя из особенностей психологического развития младших школьников, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, в качестве ведущей педагогической технологии на раннем обучении английскому языку я выбрала игровую технологию. В частности в качестве ведущей учебной деятельности - сюжетно-ролевую игру.

В сюжетно-ролевой игре впечатления младшего школьника постоянно пополняются, уточняются, качественно изменяются. Имеющиеся у него знания, благодаря их практически-действенному воспроизведению в сюжетно-ролевой игре приобретают более прочный, более осознанный характер. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в сюжетно-ролевой игре проявляются с особой полнотой.

Исходя из особенностей сюжетно-ролевой игры и игровой деятельности в целом, я строю курс обучения английскому языку в начальной школе в системе:

1. Уроки

2. Внеклассные мероприятия

3. Самостоятельная деятельность дома.

В качестве показателей эффективности предлагаемого мною подхода могут быть использованы следующие характеристики:

- оформляется мотивация учения;

- происходит формирование совместно-распределенной учебной деятельности в классе;

- быстро и охотно осваивается предметное содержание детьми.

Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету - основная задача учебно-воспитательного процесса. Только при условии органического сочетания урочной и внеклассной работы иностранный язык может внести весомый вклад в формирование и развитие личности ребенка.

Внеклассная работа должна базироваться в основном на программном материале, быть доступной, давать дополнительную информацию, быть предельно массовой.

Все эти положения я учитываю при организации внеклассной работы в нашей гимназии.

Наиболее удобная форма внеклассной работы - это проведение праздников с элементами соревнований. Содержание предлагаемых мероприятий по ИЯ заключается в органическом единстве основных направлений внеклассной работы:

1. практическом (формирование коммуникативной компетенции)

2. гносеологическом (сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка, традициях и т.д.)

3. аксиологическом (развитие у учащихся ценностных ориентаций)

Дети изучают ИЯ не только как средство общения, но и как средство приобщения к другой культуре. Ввести детей в мир культуры страны изучаемого языка в ее соотнесении с родной культурой - важнейшая задача учителя, решая которую он способствует формированию у детей общечеловеческого сознания. Поэтому уже на раннем этапе обучения ИЯ, важно приобщать детей к «микросреде» культуры, фоновым знаниям их сверстников за рубежом, к особенностям их национальных традиций в сопоставлении со своим национальным и речевым опытом. Это становится возможным за счет последовательной страноведческой направленности обучения предмету, а также знакомства со специально отобранным страноведческим материалом.

Насыщение курса интересной и значимой для детей младшего школьного возраста лингвострановедческой и страноведческой информацией может быть связано с различными видами как урочной, так и внеурочной деятельности.

Так в нашей гимназии разработаны и проводятся мероприятия, посвященные англоязычным праздникам: Christmas, St.Valentine's Day, Mother's Day, Easter. Ежегодно организуются выставки открыток, поделок, проводятся конкурсы чтецов.

Разрабатывая сценарии внеклассных мероприятий, я учитываю наиболее значимые принципы, определяющие содержание, формы и методы педагогического воздействия, характер связи отдельных элементов системы:

1. Принцип связи с жизнью (подготовка драматизаций и организация ролевых игр, способствующих осуществлению этого принципа)

2. Принцип коммуникативной активности (использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в обучении)

3. Принцип учета языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками английского языка (все знания строятся строго с учетом требований учебной программы)

Все обобщающие уроки, игры, конкурсы, праздники разработаны на основе программных тем, и проводятся вслед за изучением тем. Результатом преемственности урочной и внеурочной деятельности является совершенствование и закрепление полученных на уроках знаний, умений, навыков, формирование потребности в общении вне урока.

Каждый год в нашей гимназии стало традицией проведение рождественских праздников:

2 класс - « Санта Клаус приглашает»

3 класс - « Рождественская сказка»

4 класс - «Рождественский калейдоскоп»

Эти праздники построены на материалах учебных ситуаций « Скоро Новый год». «Времена года», « В магазине» «Английские праздники и обычаи». Специальной длительной подготовки для проведения этих праздников не требуется, во время мероприятия учащиеся показывают приобретенные ЗУН на уроках: рассказы о зиме, празднике, диалог в магазине, где они покупают украшения на елку, подарки для родных и друзей, отгадывают загадки, кроссворды, анаграммы, читают стихи, танцуют и поют песенки. Единственным новым и дополнительным материалом являются небольшие инсценировки, которые предлагаются по желанию.

Ребёнок младшего возраста очень любит играть, поэтому одним из эффективных приёмов обучения является использование различных сюжетов (например, «Путешествие в страну четырёх фей», «Волшебный город»), историй (тайны, секреты букв, вечные приключения Саймона), игровых ситуаций (появление Карабаса, Мастера Ломастера, Санта Клауса). Главными действующими лицами моих игровых сюжетов на уроках являются куклы и игрушки.

Куклы - мои лучшие помощники на уроках английского языка: Алиса, Саймон, Буратино, Мальвина, Незнайка и др. Эти куклы присутствуют с первых уроков, они рассказывают о странах изучаемого языка, своих семьях, друзьях, увлечениях, обучают ребят, вступают с ними в спор, путешествуют, устраивают праздники. У этих кукол - свои биографии, определенный характер, свои жизненные истории. Так, Алиса и Саймон присутствуют почти на всех уроках, Буратино продает нам товары в волшебном магазине, а также является проводником в школу к Мальвине. Мальвина обучает нас буквам и звукам английского алфавита, рассказывает о своей школе. Незнайка появляется в те моменты, когда мы что-то не знаем, испытываем трудности, но вместе находим выход из сложной ситуации. При составлении диалогов, рассказов, инсценировок кукла - главное действующее лицо.

Очень эффективно использование куклы и при проведении праздников. Знакомые по урокам куклы, сказочные персонажи, ожившие благодаря актерской игре учителей, вовлекают ребенка в мир английского языка, снимают напряжение, комплексы, помогают легко и непринужденно вести беседу на английском языке. Ожившие куклы вступают в разговор друг с другом, тем самым, показывая образец. Далее следует диалог детей по образцу, с подстановкой, с другим лексическим наполнением.

С помощью кукол можно отрабатывать любые умения, вводить лексику, петь, танцевать. Куклы и игрушки помогают и при проведении контрольно - обобщающих уроков, они оживляют такие уроки, проводя их в нестандартной форме. Это уроки - праздники «День рождения Алисы», «Скоро Новый год», «День Святого Валентина», «Мамин день», путешествия: «В школу к Мальвине», «В зоопарке», «Встреча с Чудо-Юдом», «На ранчо у Саймона», соревнования, КВНы. Эмоциональный настрой, необычность, таинственность и сказочность, присущие игре, приобщают к работе каждого, побуждают интерес к изучению английского языка.

Традиционно в конце 1 четверти 2 класса мы проводим урок-праздник "Hello, English Land!"для детей и их родителей. Это яркое красочное мероприятие с масками, костюмами, большим количеством игрушек и оживших персонажей - кукол Алисы, Саймона, Буратино, сказочного персонажа Карабаса Барабаса. Задача данного урока - показать родителям методику преподавания английского языка в начальной школе через игровую деятельность, сюжетно-ролевую игру и устную основу обучения и, конечно же, результаты данной методики: умение вести диалоги - знакомства, рассказы о себе, игрушке, отгадывать загадки, читать стихи, петь песни и танцевать.

Очень важным и необходимым в современном образовании является сохранение физического и психического здоровья ребенка. На своих уроках для снятия напряженности, усталости, а также для создания оптимальных условий комфорта, раскрепощения детей, я использую паузы релаксации, на которых практикую динамические игры, танцевальные фрагменты. При переходе от одной деятельности к другой, во время «путешествия» использую рифмовки, волшебные слова. На уроках мы разучиваем много стишков, песен и танцевальных движений.

Все это также с успехом используется на наших внеклассных мероприятиях. Так, очень необычно (для гостей и родителей), когда весь зал (вся начальная школа) встает и делает разминку на английском языке (игра "Please-game", песенки - танцы "Clap your hands together", "If you are happy" и др.), а также интересно, когда весь зал здоровается стишком "Good morning to you" или песенкой "Hello. How are you?", поет песню "Happy birthday" или "Let pedestrians hurry". Совместные динамические паузы, рифмовки и коллективные песни обязательны на всех праздниках и мероприятиях.

В основном все дети хотят принимать участие в празднике, поэтому необходимо продумать виды работ, где каждый ребенок мог бы раскрыть свои возможности. На этих праздниках присутствуют родители и, конечно же, это отличный шанс показать все, чему научились учащиеся на уроках английского языка, а также хороший способ для привития интереса и формирования мотивации к уроку английского языка.

Не менее интересно проходит урок-игра « День св. Валентина», на котором учащиеся рассказывают легенды о происхождении этого праздника, представляют свои открытки-валентинки, выбирают лучшего чтеца стихов-валентинок, устраивают «почту», где выбирают мистера Валентина и мисс Валентину, гадают, играют, разгадывают секретные послания, читают скороговорки, поют и танцуют вальс. После праздника в рекреации школы устраивается выставка открыток-валентинок, поделок учащихся, чтобы все могли полюбоваться мастерством и творчеством учащихся.

Такая форма внеклассной работы как выставки очень популярна в нашей гимназии.

В рамках самостоятельной деятельности дома учащиеся работают над проектами

« Seasons», « My Family Tree», проявляют свои креативные способности при написании сочинений « My Mummy», « My Granny is the Best! », «My Toys», «Hello. It's me». Эти творческие работы также выставляются для обозрения, что является отличным стимулом для дальнейшего творчества учащихся. Конечно же, работа по обучению проектной деятельности и написанию сочинений проходит на уроках.

Для развития творческих способностей учащихся, логики, мышления, языковой догадки в 3-х, 4-х классах предлагаются кроссворды, филворды, другие интересные задания. Итогом такой работы являются проекты четвероклассников по изготовлению новогодней газеты с интересными заданиями. Это групповая форма работы, когда учащиеся по желанию разбиваются на группы и после уроков в классе работают над проектом. Конечный вариант газеты может по желанию дорабатываться вместе с родителями. Эти проекты вывешиваются в рекреации, и все учащиеся могут поработать над головоломками, загадками, кроссвордами и ребусами на английском языке.

Еще одной очень важной формой внеурочной деятельности являются выступления перед родителями, которые проводятся на День гимназии и на отчетном концерте в конце года. Подготовка к этим мероприятиям проводится только во внеурочное время и занимает длительный период, во время которого пишется сценарий (как правило, мы придумываем его сами), подбираем инсценировку, стихи, песни, ставим танцы, выбираем учащихся - актеров, продумываем костюмы и реквизит, проводим репетиции. При подготовке к этим мероприятиям мы стараемся работать совместно с учителями музыки, ОТИ, ИЗО, получается такая интегративная деятельность полезная как для учащихся, так и для учителей.

Создавая условия для реализации творческих способностей учащихся и раскрытию их потенциальных возможностей, разрабатываются и широко применяются нетрадиционные формы контрольно-обобщающих уроков в конце четверти: КВНы, игры по станциям, конкурсы, соревнования и т.п. Такие формы работы очень результативны, т.к. побуждают каждого ребенка показать свои знания и умения.

При переходе от начального этапа обучения ИЯ к среднему необходимо, чтобы сами учащиеся видели результаты изучения языка: необходимо дать каждому ребенку возможность осознать, какие коммуникативные задачи он в состоянии решить на иностранном языке, какими речевыми средствами он для этого владеет и т.д.

В целях этой саморефлексии в нашей гимназии ежегодно проводятся олимпиада и смотры знаний для выпускников 4-х классов в конце учебного года. В этих мероприятиях принимают участие все учащиеся 4-х классов, особая подготовка не проводится, учащимся предлагается дома повторить пройденный материал, просмотреть грамматический справочник, пролистать свои творческие работы. Результаты олимпиады и смотра знаний показывают, что все 100% учащихся справляются с заданиями по основным видам речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование).

В последние годы появились возможности для независимого контроля уровня обученности учащихся начальной школы. Это - международная игра «Британский бульдог», дистанционная интеллектуальная игра ЭМУ, российские интерактивные конкурсы, международный проект Be Best. Наши учащиеся активно принимают участие во всех этих мероприятиях. Во многих из них мы занимаем первые места в регионе.

Такие формы работы очень полезны и продуктивны, так как помогают учащимся увидеть результаты своих достижений, систематизировать полученные знания, а родителям и учителям спрогнозировать дальнейшую коррекционную работу.

На «Выпускном вечере» мы обязательно награждаем учащихся, проявивших и показавших себя за курс обучения английскому языку в начальной школе. Так у нас есть номинации:

- знаток английского языка

- лучший знаток грамматики

- лучший рассказчик

- знаток традиций и обычаев

- за артистизм и творчество

- за упорство и трудолюбие

- лучший чтец

- за умение грамотно писать

Открытость, доступность, массовость, интерес и творчество - основные и наиболее важные составляющие учебно-воспитательного процесса по английскому языку в начальной школе. Я считаю, что в начальной школе не должно быть победителей, а должны быть активные участники, заинтересованные сторонники этого процесса, желающие показать свои приобретенные знания и умения не только на уроке, но и вне его.

Таким образом, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности позволяет усилить мотивацию к изучению ИЯ и повысить эффективность обучения за счет того, что ребенок стремится использовать новый язык не только в искусственно создаваемых ситуациях, но и в своей реальной жизни.

Следовательно, обучая языку, нужно строить учебный процесс таким образом, чтобы он открывал ребенку «окно в другой мир» (И.Л.Бим) и расширял тем самым его понимание собственного бытия.


© 2010-2022