- Преподавателю
- Иностранные языки
- Электронный учебно-методический модуль. Фонетика латинского языка
Электронный учебно-методический модуль. Фонетика латинского языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нечай М.Н. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Фонетика. Знакомство с латинским алфавитом. Произношение вокальных и консонантных буквосочетаний.
1. Продолжительность изучения темы - 4 акад. часов, в том числе: 2 акад. часа на практическом занятии и 2 акад. часа самостоятельной работы
2. Цели практического занятия:
- получить первые теоретические знания по курсу: фонетический строй латинского языка;
- сформировать практические умения по чтению латинских буквосочетаний и слов;
- сформировать практические умения по опознаванию определенных приставок и корней греческого происхождения, имеющих определенную семантику.
3. Мотивация: Тема «Фонетика» - это инструмент, с чьей помощью студент начинает познавать новую учебную дисциплину, которая, в свою очередь, является проводником к другим дисциплинам, формирующим его будущую профессиональную деятельность. Для быстрого и правильного чтения и написания фармацевтических терминов необходимы знание латинского алфавита, правильное произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Чтобы успешно овладеть темой, студент должен:
знать все буквы и звуки латинского алфавита;
уметь правильно читать гласные и дифтонги, согласные и буквосочетания.
Также при изучении этой первой темы студент получает уже первые необходимые ему знания (например, семантику некоторых греческих корней и приставок).
4. План самостоятельной работы над темой:
-
для овладения знаниями по данной теме:
1. Внимательно прочитайте и законспектируйте материал учебника по темам «Фонетика» (§§1-4, §5 для самоконтроля; с. 33 - 43).
2. Выпишите греческие приставки, представляющие первую орфографическую трудность (с.36 NB), корни, представляющие третью орфографическую трудность (с.43 NB).
-
для закрепления и систематизации знаний:
-
Несколько раз внимательно прочитайте упражнения для чтения (с. 45-47).
-
Выполните упражнение по орфографии (с.46). Проверьте себя, сравнив свои ответы с образцом на с.51-52.
-
для формирования умений:
-
Выполните задания для формирования и закрепления практичес-ких навыков и умений.
2. Выполните тестовые задания и проверьте свои ответы по эталону.
5. Рекомендуемая литература:
а) Основная литература
Чернявский М.Н. Латинский язык и основы фармацевтической
терминологии. - М., 2002.
б) Дополнительная литература
1. Латинский язык в таблицах и схемах / Учеб. пособие. - Тюмень: ТГМА.- 2009.
6. Основные теоретические положения
1. Написание и произношение латинских букв
Латинский алфавит состоит из 25 букв.
Аа - произносится как русское [а]: аrs [арс] - искусство
Bb - произносится как русское [б]: bis [бис] - дважды
Сс - произносится:
1) или как русское [к]:
-
перед гласными «а», «о», «u»:
саrbо [карбо] - уголь
соlаrе [коляре] - процеживать
cuprum [купрум] - медь (химический элемент)
-
перед согласным:
tinctura[тинктура] - настойка
сrаnium [краниум] - череп
-
в конце слова:
lас [ляк] - молоко;
2) или как русское [ц]:
-
перед гласными «е», «i», «у»:
aсidum [ацидум] - кислота
aсеtum [ацетум] - уксус
cуаnus [цианус] (греч.) - синий, голубой
-
перед двугласными (дифтонгами) «ае» [э] и «oe» [ö]:
bассае [бакцэ]-ягоды
cоеruleus [цёрулеус](лат.) - синий, голубой
Dd - произносится как русское [д]: duo[дyo] - два
Ее - произносится как русское [э]: bene [бэнэ] - хорошо
Ff - произносится как русское [ф]: fortis [фортис] - сильный
Gg - произносится как русское [г]: gutta [гутта] - капля
Hh - произносится как украинское [г]: homo [гомо] - человек
Ii - произносится как русское [и]: inter [интер] - между
Jj - произносится как русское [й] и употребляется только в сочетании с гласной: Juglans [юглянс] - грецкий орех
Исключение: Iodum [иодум] - йод ( от греч. iod «фиолетовый»)
Kk - произносится как русское [к], встречается только в словах нелатинского происхождения: Каlium [калиум] (араб.) - калий
Ll - произносится очень мягко, как русское [ль]: mel [мэль] - мед
Mm - произносится как русское [м]: manus [манус] - рука
Nn - произносится как русское [н]: natura [натура] - природа
Оо - произносится как русское [о]: olla [олля] - банка
Рр - произносится как русское [п]: planta [плянта] - растение
Qq - употребляется только в сочетании с буквой «u» и произносится как русское [кв]: aqua [аква] - вода
Rr - произносится как русское [р]: rectum [рэктум] - прямая кишка
Ss - произносится:
1) или как русское [з]:
-
между двумя гласными:
Rоsа [роза] - шиповник
-
между гласной и «m» или «n»
plasma [плязма] - плазма
2) или как русское [с]:
-
в начале слова:
semen [сэмэн] - семя
-
в конце слова:
febris [фэбрис] - лихорадка
-
до и после согласной:
scatula [скатуля] - коробочка
Tt - произносится как русское [т]: tabuletta [табулетта] - таблетка
Uu - произносится как русское [у]: Urtica [уртика] - крапива
Vv - произносится как русское [в]: valēre [валерэ] - быть здоровым
Хх - произносится: 1. как [кс]: radix [радикс] - корень
2. как [гз] в словах с приставкой «ех» перед гласной:
examinare [эгзаминарэ] - изучать
Yy - произносится как русское [и]: Butyrum [бутирум] - масло (твердое)
NB! Во французском языке буква «у» называется «игрэк», т.е. «и греческое».
Zz - произносится как русская [з]: Oryza [ориза] - рис
NB! Исключения, в которых z произносится как русское [ц]:
Zincum [цинкум] - цинк
Influenza [инфлюэнца] - грипп (заболевание)
2. Произношение и написание дифтонгов
Дифтонг - это сочетание двух гласных, которые составляют один слог.
В латинском языке 4 дифтонга: ае, ое, еu, аu:
1) ае произносится как русское [э]:
praeparatum [прэпаратум] - препарат
2) ое произносится как немецкое [ö] или французское [œ]:
Foeniculum [фёникулюм] - укроп
NB! Если над гласным «е» в дифтонгах «ае», «ое» стоит знак разделения («аё», «оё»), то следует произносить оба гласных:
Аёr [аэр] - воздух
Aloё [алёэ] - алоэ
3) аu произносится как русское [ау]:
Aurum [аурум] - золото
4) еu произносится как русское [эу]:
Eucalyptus [эукалиптус] - эвкалипт
3. Произношение и написание диграфов
Диграф - это сочетание двух согласных, которые произносятся в один звук. Диграфы встречаются только в словах и отрезках греческого происхождения. В словах встречаются 4 диграфа: ch, ph, rh, th.
ch произносится как русское [х]: charta [харта] - бумага
ph произносится как русское [ф]: Phosphorus [фосфорус] - фосфор
rh произносится как русское [р]: rhizoma [ризома] - корневище
th произносится как русское [т]: Thea [тэа] - чай
4. Произношение и написание некоторых буквосочетаний
Буквосочетания «ja», «jo», «ju», «je» произносятся:
ja как русское [я]: majalis [майялис] - майский
jo как русское [ё]: major [майёр] - больший
ju как русское [ю]: Juniperus [юниперус] - можжевельник
je как русское [е]: jecur [йекур] - печень (животных или рыб)
Буквосочетание «ngu» произносится:
-
или как русское [нгв] в положении перед гласным:
lingua [лингва] - язык
-
или как русское [нгу] в положении перед согласным:
fungus [фунгус] - гриб
Буквосочетание «ti» произносится:
-
или как русское [ци]: в положении перед гласным:
solutio [солюцио] - раствор
-
или как русское [ти]: в положении перед согласными, а также после согласных «s», «x»:
Tormentilla [тормэнтилля] - лапчатка
mixtio [микстио] - смесь
ustio [устио] - жжение
5. Словообразование. Орфографические трудности
Многие звуки в латинских словах могут быть выражены буквами или буквосочетаниями латинского или греческого происхождения, например: звук [и] может быть выражен латинской «i» и греческой «у»
звук [з]: латинской «s» и греческой «z»
звук [ф]: латинской «f» и греческим диграфом «ph»
звук [р]: латинской «r» и греческим диграфом «rh»
звук [т]: латинской «t» и греческим диграфом «th»
Чтобы правильно писать слова и понимать их значение, запомните словообразовательные элементы (префискы, корни и суффиксы), которые пишутся помощью греческих букв и буквосочетаний:
Буква «у»
Префикс,
корень
Значение
Примеры
hyper-
над, сверх, выше нормы
hypertonia - гипертония (повышенный тонус сосудов)
hypo-
под, ниже, меньше нормы
hypotonia - гипотония (пониженный тонус сосудов)
syn-,
(sym-)
-synth-
1. вместе, с, совместное действие
2. синтетический способ получения вещества в названиях лекарственных средств (ЛС)
1. symbiosis - симбиоз (сожительство организмов разных биологических видов)
2. Synthomycinum - синтомицин (вещество получено синтетическим путем)
-hydr-
1. вода
2. водород
1. Hydrogenium - водород (букв. рождающий воду)
2. Hydroperitum - гидроперит (в состав вещества входят атомы водорода)
-оху-
1. кислый
2. кислород
1. Oxygenium - кислород (букв. рождающий кислоту)
2. Oxytetracyclinum - окситетрациклин (в состав вещества входят атомы кислорода)
-cyclo-
циклическое строение
Cyclobarbitalum - циклобарбитал (вещество имеет циклическое строение)
-glyc-
(-glyk-)
сладкий
Glycyrrhiza - солодка (букв. сладкий корень)
-pyr-
жар, огонь
Antipyrinum - антипирин (препарат обладает жаропонижающим действием)
Буква «z»
В суффиксах -zol-, -zon-, -zin-, -zid- буква «z» указывает на содержание азота в химическом соединении:
Norsulfazolum - норсульфазол Aminazinum - аминазин
Soluthizonum - солютизон Hypothiazidum - гипотиазид
Буквосочетание «ph»
-phen- указывает на содержание фенильной группы в соединении:
Phenidinum - фенидин
-phosph- указывает на наличие фосфора:
Phosphoestrolum - фосфестрол
Буквосочетание «th»
-aeth- указывает на наличие этильной группы:
Aethamidinum - этамидин
-meth- указывает на наличие метильной группы:
Trimethinum - триметин
-thi(o-) указывает на наличие атомов серы:
Thiaminum -тиамин
Буквосочетание «сh»
-chlor- указывает на наличие атомов хлора:
Chloraminum - хлорамин
Буквосочетание «rh»
Встречается в некоторых названиях растений греческого происхождения:
Rheum - ревень Rhamnus - жостер
Rhodiola - родиола Rhaponticum - болшеголовник
Запомните греческие корни, обозначающие части растений:
-
-anth- «цветок»:
Helianthus - подсолнечник, т.е. цветок (-anth-) солнца (-heli-)
-
-phyll- «лист»:
Podophyllum - подофил, т.е. лист (-phyll-) похожий на лапу (-pod-)
-
-rhiz- «корень»:
Glycyrrhiza - солодка (т.е. сладкий (-glyc-) корень (-rhiz-)
7. Вопросы для самоконтроля:
-
Сколько букв в латинском алфавите? Назовите их.
-
Какие буквы обозначают гласные звуки?
-
Какие латинские дифтонги вы знаете?
-
Какие латинские дифграфы вы знаете?
-
Какие буквы латинского алфавита могут обозначать звук [к]?
-
Какие буквы латинского алфавита могут обозначать звук [ц]?
-
Какие буквы латинского алфавита могут обозначать звук [у]?
-
Какие буквы и буквосочетания могут обозначать звук [е]?
-
Как на письме передается сочетание звуков [кв]? А [кс]?
-
Какие буквы латинского алфавита указывают на греческое происхождение?
6. Ситуационные задачи без эталонов ответов.
-
Латинский алфавит состоит из …. букв.
-
Латинские согласные перед буквой «е» не …..
-
Чаще всего допускаются ошибки в чтении слов, в которых одна и та же буква «с» читается то как русская …, то как русская …
-
Какой латинской буквой передается на письме русский звук «й»?
-
Почему французы называют букву … «игрек»?
-
В словах какого происхождения пишется в основном буква «z»?
8. Задания для формирования практических умений и навыков
Данная разработка предназначена как для аудиторной, так и для самостоятельной внеаудиторной работы студентов над темой «Фонетика». При обучении чтению латинских слов и словосочетаний студенты, как правило, сталкиваются с определенными трудностями по произношению как отдельных букв, так и некоторых буквосочетаний.
Цель данной разработки состоит в закреплении на практике и отработке правил произношения некоторых согласных, дифтонгов и диграфов.
Разработка состоит из 3 занятий:
1занятие: Особенности произношения некоторых согласных.
2 занятие: Особенности произношения некоторых гласных и дифтонгов (двугласных).
3 занятие: Особенности произношения диграфов и некоторых буквосочетаний.
Каждое занятие включает ряд упражнений, предназначенных для отработки произношения тех или иных букв и буквосочетаний. Перед каждым упражнением студентам напоминается фонетическое правило; случаи исключения из общего правила выделяются особо.
Занятие I
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ СОГЛАСНЫХ.
Упражнение I.
Буква «с» перед гласными «а, о, u», перед согласными и в конце слова читается как русское /к/:
Cámphora, cápsula, Periploca, cálor, Armeniaca, Cacáo; decoctum, codeinum, Convallária, Oxycoccus; oculus, Cuprum, Cucurbita, locus, cutis; tinctura, Cratáegus, reductus, succus; lac, haec.
Упражнение 2.
Буква «с» читается как русское /ц/ только перед буквами «e, i, y»и дифтонгами «ae, oe»:
Acetum, cera, Glycerinum, Cerásus; bacillus, cito, species, recipere, Cimicifuga; cytologia, Hyoscyamus, Glycyrrhiza; coeruleus, coelum, báccae, caecus.
Упражнение 3.
Буква «h» произносится с придыханием как украинское /га/:
Homo, herba, Humulus lupulus, Haematogenum, Herniária, hirudo, anhydricus, Helleborus, haemostática, Hypernephrinum, hydroiodidum, anthidroticus.
Упражнение 4.
Обратите внимение на мягкое произношение буквы «l» /ль/:
ampulla, mel, plántae, cápsula fel, Áloёs, ámylum, sál, Betula, Lagochilus, pilula, bolus, vulgaris, lingua Latina.
Упражнение 5.
Буква «q» употребляется только в сочетании с буквой «и» это буквосочетание произносится как /кв/:
Aqua, liquor, Equisetum, Quercus, Leonurus quinquelobatus, aequalis, atque, quantum satis, liquidus, coquidus, coquere, equines, qualitas, quantitas.
Упражнение 6.
Буква "s" в начале слова, в конце слова, в положении перед и после согласной, а так же удвоенная "ss" произносится как русское /с/ :
Sinapis, semen, Sulfur, solution, sirupus, Salvia, seu, Saccharum, silvestris, saponaria, sophora, signare;
Phosphorus, externus, Juniperus, antipyreticus, Juglans, saponatus, Gephaёlis, Citrus, Rhamnus, bis, bolus, medicus, Quercus;
Scatula, spiritus, Cyclophosphanum, Hyoscyamus, constare, arborescens, praescriptio, systema, miscere, canescens, Testosteronum, combustion, capsula, Absinthium, adsorbens, adstringens, Arsenicum, adspersorium, bursa, Capsicum, exsiccatus, gypsum insanus, insolubilis, observare, sepsis;
Исключение : balsamum
Gossypium, Cassia, subtilissimus, tussis, usitatissimus, Passiflora, essentialis, crassus, pertussis, cessare, necessarius, Brassica, purissimus.
NB! В положении между звонкими согласными "m" или "n" и гласная буква "s" произносится как русское /з/:
Rheumatismus, cataplasma, plasma, suspension, gargarismasinapisma, arvensis, chinensis, amurensis, dispensare, hypotensivus, recensere.
Упражнение 7.
Буква "s" в положении между гласными, т.е. в интервокальном положении, произносится как русское /з/;
Dosis, narcosis Glucosum, infusum, aёrosolum, Equisetum, compositus, anisatus, Vaselinum, clausus, usus, sterilisare, Anisum, adhaesivus, suppositorium.
NB! В некоторых названиях лекарственных средств являющихся аббревиатурами, т.е. сокращенными образованиями составленными из произвольных отрезков слов, чтение буквы "s" между гласными может не соответствовать правилу произношения:
Vikasolum, Avisanum, Besalolum, Themisalum, Ambosexum, Sanguisorba, Ortosiphon, Osarbonum.
Упражнение 8.
Буква "x" произносится как /кс/:
Radix, cortex, nux, axungia, mixture, extractum, elixir, toxicologia, Axerophtholum, pix, laxans, Xeroformium, maxima, Oxygenium, Filix, externus, dexter, exsiccatus, Taraxacum.
NB! Запомните слова, в которых буква "x" произносится как /гз/:
Exitus, exacte, exocarpium, examinare, exemplar, exempli causa.
Упражнение 9.
Буква "z" произносится как русская /з/:
Oryza, Zea, Leuzea, rhizoma, Glycyrrhiza, Phthorbenzotephum, Hypothiazidum, Schizandra, benzoё.
NB! Исключение являются сущиствительные Zincum - "цинк" и influenza - "грипп" , где буква "z" произносится как /ц/.
Занятие 2
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ГЛАСНЫХ И ДИФТОНГОВ /ДВУГЛАСНЫХ.
Упражнение 1.
Буква "е" произносится как русская /э/. В отличие от русских латинские согласные перед звуком "e" не смягчаются:
Linimentum, briketum, material, gemma, venenum, gelatina, Betula, Ipecacuanha,keratinosus, recipe, medicamentum.
Упражнение 2.
Сочетания "ja, ju, je, jo" соответствуют русским я (йа); ю (йу); е (йэ); ё (йо):
Juglans, adjuvans, Ajuga, jecur, major, junius, Juniperus, majalis, Sophora japonica, injection.
Упражнение 3.
Буква "у" произносится как русское /и/:
Butyrum, amylum, Myrtillus, Mays, crystallus, Pyrethrum, Thymus, Lycopodium, Amygdalus, Serpyllum, Polygala, Eucaliptus, Glycyrrhiza.
Упражнение 4.
Дифтонг "ae" произносится как русское /э/:
Aeger, plantae, praeparatum, haemostatica, adhaesivum, Graecum, Aethimidinum, Vitis idaea, capsulae amylacae, Althaea, aether.
NB! Если над буквой "е" стоит знак разделения / /, то каждый гласный дифтонга произносится раздельно как русское /аэ/:
Hippophaё, aёr, tabulettae "Aёronum", Cephaёlis ipecacuanha, aёrosolum, aёrophorus.
Упражнение 5.
Дифтонг "ое" читается как немецкое "о" или как французское /ф/ или как английское /э/:
Foeniculum, foetidus, Octoestrolum, oedema, coeruleus, pharmacopoeia, homoeopathia.
NB! Если над гласной "e" стоит знак разделения / / то каждый гласный произносится раздельно как русское /оэ/:
Áloё, Kalánchoё, dyspnoё, benzoё, Hierochloё.
Упражнение 6.
Дифтонг "au" читается как русское /ау/:
auctor, audire, Aurum, caute, aut, Centaurium, Daucus carota, causa, clausus.
Упражнение 7.
Дифтонг "eu" читается как русское /эу/:
Leuzea, Eucommia, Balneum, Leucogenum, amylaceus, Europa, seu, Eucaliptus, pharmaceuta.
ЗАНЯТИЕ 3
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ДИГРАФОВ И НЕКОТОРЫХ БУКВОСОЧЕТАНИЙ.
Упражнение 1.
Диграф "ch" произносится как русский /х/:
Saccharum, charta, Chelidonium, chinensis, Chloroformium,Chamomilla, cholagogus, Lagochillus, Cinchona, Chininum, chole, Chenopodium, Ichthyolum, Shizandra, Arachis, Helichrisum.
Упражнение 2.
Диграф "ph" произносится как русский /ф/:
Ephedra, Delphinium, Phosphorus, Bromcamphora, Naphtalanum, Strophanthus, Gnaphalium, Phenatinum, Ortosiphon, pharmaceuta, Hippophaё, Nuphar, ophtalmicus.
Упражнение 3.
Диграф "th" произносится как русский /т/:
Lithium, Thymus, Theobroma, synthesis, Terebinthina, Mentha, Synthomycinum, Helianthus, Thea, catharticus, Thermopsis, balneotherapia, aether, oxyacanthus, Thalictrum.
Упражнение 4.
Диграф "rh" произносится как русский /р/:
Rheum, Rhamnus, rhizoma, Rhus, Rhododendron, Glycyrrhiza, rhamnoides, rheumatismus, Rhaponticum.
Упражнение 5.
Буквосочетание "ti" перед гласным произносится как /ци/:
Curatio, frictio, Liquiritia, congelatio, injectio, fumigatio, Gentiana, maceratio, solutio, factitius, conservatio, praeparatio.
NB! После буквы "s" или "x" сочетание "ti" произносится как /ти/:
Mixtio, combustio, ustio.
Упражнение 6.
Буквосочетание "ngu" перед гласным произносится как /нгв/:
Lingua, Sanguisorba, unguentum, sanguineus, sanguis, pinguis.
NB! Если за сочетанием "ngu" следует согласная, то сочетание "ngu" читается как /нгу/:
Angulus, angustifolia, fungus, Frangula.
NB! 1. Рубрикация и оформление словаря (тетрадь 48 л.)
производится вместе с преподавателем
а). Обязательная для заучивания лексика (24 л.)
б). Полные ботанические термины (6 л.)
в). Терминоэлементы, частотные отрезки (10 л.)
г). Устойчивые сочетания, используемые в рецептуре
(3 л.)
д). Крылатые выражения, афоризмы.
2. Включить в словарь следующие ботанические термины (§ 6, упр. 1, 3):
-
Acorus calamus
-
Convallaria majalis
-
Centaurea cyanus
-
Linum usitatissimum
-
Equisetum arvense
-
Daucus carota
-
Dryopteris filix-mas
-
Quercus petraea
-
Quercus robur
-
Senecio platyphylloides
-
Citrus unshiu
-
Salvia officinalis
-
Rhamnus cathartica
-
Sphaerophysa salsula
-
Hyoscyamus niger
-
Nuphar luteum
-
Rubus idaeus
-
Rumex confertus
-
Cassia angustifolia
-
Cassia acutifolia
-
Panax schin-seng (ginseng)
-
Gnaphalium uliginosum
-
Delphinium confusum
-
Delphinium elatum
-
Crataegus oxyacantha
-
Crataegus sanguinea
-
Zea mays
-
Rhaponticum carthamoides
-
Тестовые задания по теме «Фонетика» с эталонами ответов:
УКАЖИТЕ НОМЕР ОДНОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
1. Буква "c" произносится как русское [ц] в слове
1. Cucurbita
2. Foeniculum
3. coenobiosis
4. Fructus
5. lac
2. Буква "z" произносится как русское [ц] в слове
1. Glycyrrhiza
2. Oryza
3. Benzylium
4. Zea
5. Zincum
3. Буквосочетание "ae" произносится как русский звук [э] в слове
1. aёr
2. Haemostatica
3. Aёvitum
4. Cephaёlis
5. anaёrobicus
4. Укажите ответ с павильной транскрипцией слова «»
1. л᾿атиум
2. .л᾿ацыум
3. лацыум
4. латиум
5. Буква "i" пропущена в греческом отрезке
1. h[..]po-
2. -p[..]r-
3. -ox[..]-
4. -rh[..]z-
5. -c[..]cl(o)-
6. Буква "s" произносится как русское [з] в слове
1. Vikasolum
2. Vitis
3. seu
4. Sanguisorba
5. gargarisma
7. Буквосочетание "ti" произносится как русское [ци] в слове
1. tinctura
2. ustio
3. mixtio
4. solutio
5. vitis
8. Буквосочетание "sch" произносится как русское [сх] в слове
1. Schisandra
2. ischaemia
3. Schostacovsky
4. ischuria
5. schizophrenia
9. Звук [к] передается буквой "q"
в слове
1. [..]uartus
2. Vi[..]asolum
3. Cy[..]lobarbitalum
4. [..]odeinum
5. bri[..]etum
10. В классическом латинском языке не было диграфа
1. ph
2. rh
3. th
4. sch
5. сh
Эталон ответов:
1-3; 2-5; 3-2; 4-2; 5-4; 6 -5; 7-4; 8-1; 9-1; 10-4.