• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Статья на тему Ролевые игры как эффективный метод формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях иностранного языка

Статья на тему Ролевые игры как эффективный метод формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях иностранного языка

      Широкие возможности для активизации учебного процесса, и в целом, как эффективного метода формирования общих компетенций студентов,  дает использование ролевых игр. В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель – группа, преподаватель – ученик, ученик – группа, ученик – ученик и т. д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает группов...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Костина Д.Ф.,

преподаватель ФГБОУ МГТУ ВПО «Многопрофильный колледж»,

г. Магнитогорск


Ролевые игры как эффективный метод формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях иностранного языка

Широкие возможности для активизации учебного процесса, и в целом, как эффективного метода формирования общих компетенций студентов, дает использование ролевых игр. В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель - группа, преподаватель - ученик, ученик - группа, ученик - ученик и т. д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Подробнее остановимся на каждой из общих компетенций, и покажем важность ролевой игры в их развитии на занятиях иностранного языка.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (в дальнейшем будем называть ОК).

Рассмотрим общую компетенцию 1 (в дальнейшем ОК) Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое «я», но через «я» соответствующей роли, в данном случае берет на себя роль будущего специалиста. И здесь, как правило, проявляется весьма типичное отношение актера к персонажу, которого он играет. Обычно актеры проявляют большую заинтересованность в них. Ясно ощущаемое личностное ядро (даже если герой отрицательный) повышает эмоциональный тонус «актера», что положительно сказывается на результате, и, в конечном счете, на усвоении иностранного языка.

Ролевая игра эффективно способствует формированию ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. При подготовке к ролевой игре важно уметь работать в команде, то есть распределить роли, обязанности, подготовиться максимально успешно к установленному сроку. Распределение ролей влечет за собой учет умственных и психологических особенностей всех учащихся. Все понимают, что чем организованнее будет изначально сам процесс подготовки, тем успешнее будет в целом результат. Всему этому и способствует ролевая игра. При этом первое время роль организатора на себя берет сам преподаватель, а в дальнейшем сами учащиеся. Джон В.Оллер отмечает, что ролевая игра делает человека более гибким, т.е. добившись мастерства в языковом поведении, он с легкостью сможет применять полученные навыки и умения в новых, типичных, схожих ситуациях. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах. Именно поэтому психолог В.А. Артемов предлагал «поучиться у театра» при обучении иностранному языку. В ролевых играх, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнеров переплетается теснейшим образом.

Ролевая игра способствует эффективному формированию ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Ролевая игра имеет образовательное значение, в ней изначально заложен познавательный мотив. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса; неудача воспринимается не как личное поражение, а элементарное поражение в игре, и стимулирует познавательную деятельность.

Учащиеся, являясь участниками ролевой игры, испытывают потребность в приобретении знаний, в определенной теоретической подготовке, поскольку в игре эти знания находят непосредственное применение и тем самым выявляется их ценность. К тому же сказывается влияние игрового коллектива: нельзя подводить своих товарищей.

Рассмотрим эффективность использования ролевой игры в формировании ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Подготовка к ролевой игре требует усилий. Ролевые игры могут потребовать поиска информации в СМИ, Интернете. Часто сопутствующим материалом являются презентации, выполненные в Power Point, тематические видеоролики. Изредка в ходе ролевой игры участники могут участвовать в конференциях, в том числе и дистанционных. Ролевые игры по тематике «Интервью» могут быть записаны на видео, сохранены в архиве, могут быть использованы микрофоны, диктофоны и т.п. Нередко в ходе подготовки к ролевой игре необходимо подготовить документы, связанные с будущей профессией. При этом используются различные специфичные компьютерные программы, которые изучаются на других дисциплинам. Материал, собранный при помощи информационно - коммуникационных технологий, помогает отследить ход ролевой игры, проанализировать ошибки и т.д.

Каким образом ролевая игра способствует формированию ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями? Рассмотрим более подробно. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ведь исполнение этюда предполагает охват группы учащихся (ролевая игра строится не только на основе диалога, но и полилога), которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, помогать друг другу. Игру можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплоченного коллектива, и в этом ее воспитывающее значение. Социальные (ролевые) отношения принято делить на симметричные и ассиметричные. При симметричных отношениях коммуниканты являются носителями одной и той же социальной роли, например: ученик - ученик, учитель - учитель, брат - сестра и т.д. Ситуации такого общения направлены на развитие умений строить взаимоотношения с носителями идентичной роли, обсуждать проблемы в рамках общего социального контакта. Ассиметричные отношения наблюдаются тогда, когда участники общения характеризуются различными социальными признаками, например: подчиненный - начальник, ученик - учитель и др. Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Таким образом, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Далее проведем параллель между ролевой игрой и ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность и ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Какая прослеживается здесь взаимосвязь?

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д. Каждый член команды несет, таким образом, ответственность за работу всех членов всей команды, понимает, что от этого зависит результат выполнения заданий. Таким образом, игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Каким образом ролевая игра способствует формированию ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации? Ролевая игра в силу своей специфики может дать четкое понятие иерархии любой организации от высшего чина до самого низкого. Таким образом, обучающиеся, получив разные роли, могут «примерять» на себя различные должности, будут проинформированы о понятии «карьерная лестница». Приведем частный пример. На одном из занятий нами было принято решение провести собеседование при приёме на работу. В ролевой игре участвовали все учащиеся. Каждый участник исполнял три роли: претендента на рабочее место, сотрудника компании, участвующего в интервью и позднее друга или мало знакомого человека, интересующегося, как прошло собеседование. Каждый участник получал две карточки - на одной была написана компания, куда он хотел поступить на работу, на другой - должность участника собеседования. Компании и должности были предложены самими учащимися. Это были работник туристического агентства, сотрудник банка, программист в компании программного обеспечения, медсестра, дизайнер, репортёр ежедневной газеты, сотрудник детективного агентства. Специалисты, проводившие собеседование - глава компании, начальник отдела кадров, представитель профсоюза, представители служб технического обеспечения, специалисты по маркетингу и др. Перед началом игры учащиеся выбрали карточки с ролями. Им давалось пять минут, чтобы обдумать роль и подготовиться к ней. Дальше происходило само собеседование: ученик входил, приветствовал комиссию, рассказывал о себе (придерживаясь заданной роли, но выбирая образ самостоятельно), отвечал на заданные вопросы, прощался и выходил. Участники собеседования принимали решение. После собеседования ученик занимал место в комиссии, исполняя вторую роль. По окончании собеседования происходил ещё один этап игры: короткий диалог, когда люди рассказывают друг другу о собеседовании и его результатах, известных или ожидаемых.

Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях и способствует формированию общих компетенций 1-8 на занятиях иностранного языка.

Список используемой литературы


  1. Абрамова, И. В. Игры на уроках немецкого языка//Иностранные языки в школе. - № 1. - 2007.- 28 с.

  2. Беляев, Б. В. Психологическая характеристика устной речи на иностранном языке// Методическая мозайка. -№8 .- 2006.- 145 с.

  3. Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку.- СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. - 33-45 с.


© 2010-2022