Творческая работа Новые возможности для творчества в образовательном процессе

В сегодняшнем стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое учитель должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. За последнее десятилетие педагогам пришлось освоить системно-деятельностный подход к обучению, новые образовательные стандарты, существенно расширить формы проведения уроков, сделав акцент на формы, стимулирующие познавательную активность школьника, направленные на формирование навыков самостоятельной работы; освоить проектную ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

В экспертную комиссию краевого этапа

Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015»,

номинация «Педагогический дебют»







Творческая работа


Новые возможности для творчества

в образовательном процессе







Акопджанян Лусинэ Александровна,

учитель английского языка

МОУ СОШ №3 г. Георгиевска



Георгиевск, 2015

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»


К.Д. Ушинский

В сегодняшнем стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое учитель должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. За последнее десятилетие педагогам пришлось освоить системно-деятельностный подход к обучению, новые образовательные стандарты, существенно расширить формы проведения уроков, сделав акцент на формы, стимулирующие познавательную активность школьника, направленные на формирование навыков самостоятельной работы; освоить проектную методику, научиться работать в режиме новых информационных технологий. Это и определяет особенность нашего времени. Учиться постоянно, не останавливаясь на достигнутом, иначе рискуешь отстать от жизни, - вот то главное, что характеризует современное состояние учителя.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Трудно представить себе современного педагога без стремления к творчеству и исследовательской деятельности. Искатель - он находится в постоянном творческом поиске, стремится создать новое или существенно усовершенствовать известное. Творчески работающего учителя отличают внедрение инновационных технологий в свою деятельность, углубление своего опыта за счет постоянного и целенаправленного обогащения новыми элементами - самыми эффективными и перспективными.

Новые возможности для творчества в образовательном процессе для учителя открывает использование информационно-коммуникационных технологий. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий является одной из приоритетных целей образования.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

Информационные технологии позволяют реализовать качественно новую эффективную модель преподавания учебных дисциплин. Современные интерактивные доски, появившиеся в образовательных учреждениях, являются техническим инструментом для реализации эффективной модели электронного обучения. С их использованием преподавание действительно становится творческим и увлекательным. Цель таких инсталляций - сделать так, чтобы обучаемым было интереснее и легче изучать предметы, а преподавателям дать эффективный инструмент для реализации своих самых смелых педагогических замыслов.

Создавая творческую атмосферу на своих уроках, стараюсь применять все разнообразие имеющихся информационно-коммуникативных технологий, которые способствуют ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, считаю создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Особенно ценна возможность использования компьютерных технологий для обучения иностранному языку в начальных классах. Например, для освоения учащимися 2-х классов английского алфавита использую разработанные мною наглядные электронные материалы (презентации), в которых буквы вводятся вместе с образом соответствующих им объектов. Озвучивание осуществляется фрагментами народной музыки Великобритании, США, России и европейской классики, что уже на раннем этапе обучения дает возможность познакомить учащихся с музыкальным фольклором стран изучаемого языка, а, кроме того, создать на уроке положительный эмоциональный фон.

На своих уроках стараюсь использовать такие способы и методы обучения, которые помогали бы детям эффективно усваивать материал разной сложности и объема. Одним из таких способов работы с информацией считаю построение интеллект-карт или карт памяти. Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Она помогает собрать все материалы по определенной теме на одной информационной панели, окинуть их одним взглядом, увидеть общее, дает возможность сфокусироваться на деталях. В старшей школе, где у детей уже практически сформированы информационно-коммуникативные умения можно применять электронный способ построения интеллект-карт. Сегодня существует огромный выбор компьютерных программ для их создания.

Применение технологии интеллект-карт на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности для творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по английскому языку, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

В процессе обучения использую компьютерные технологии в различных вариациях: работа со специализированными сайтам, поиск необходимой информации в сети Интернет, просмотр аутентичных фильмов, использование обучающих программ и игр. Очень результативным и сравнительно доступным методом при обучении иностранным языкам считаю использование электронного учебника. Он позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. С помощью электронного учебника можно наиболее эффективно проводить тренаж и проверку таких видов речевой деятельности как аудирование и чтение, а также формировать и развивать грамматические, лексические и звуко-произносительные навыки учащихся.

Для создания творческой атмосферы на уроке стараюсь заменить привычную черную доску огромным электронным экраном. На нем с помощью видео ряда, звука, и текста происходит виртуальное «путешествие по времени и пространству». Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Общение с компьютером имеет то преимущество, что оно интерактивно. Взаимодействие осуществляется по всем каналам восприятия «текст-звук-видео-цвет».

Широкие возможности интерактивного обучения и информационных технологий могут быть реализованы в результате групповой работы. Современные образовательные технологии в значительной мере основаны на организации групповой деятельности учащихся, а индивидуальное развитие школьников осуществляется во многом за счет внешней динамики групп.

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельности учащихся. Но для того, чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия. Одним из методов контроля и самоконтроля является тестирование. Чаще всего на своих уроках я использую компьютерный контроль знаний, который по сравнению с традиционными методами имеет существенные преимущества: учитывается разная скорость работы учащихся, задания дифференцируются по степени трудности; повышается объективность оценки, ученик видит детальную картину собственных недоработок.

Сегодня личность ребенка и его внутренний мир являются центром внимания, и основной задачей современного учителя является выбор методов и форм организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально развивают личность ученика. Учитель обязан активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам, создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. И именно этим я и стараюсь заниматься на своих уроках.

Применение информационно-коммуникационных технологий в изучении иностранного языка, несомненно, является эффективным средством визуализации учебного материала, позволяя учителю реализовать свой творческий потенциал, а также помогает в осуществлении системно-деятельностного подхода к обучению. Таким образом, использование информационных технологий на уроках открывает учителю новые возможности для творчества в образовательном процессе.


Список использованной литературы


  1. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2011. - 384 с.;

  2. Профессиональный стандарт педагога от 18.10.2013;

  3. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».


© 2010-2022