Рабочая программа дисциплины Латинский язык

Раздел Иностранные языки
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство здравоохранения Оренбургской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Бугурусланский медицинский колледж»

Сестринское дело

Общепрофессиональный цикл


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО

«Бугурусланский медицинский колледж»

_______________________________

И.Г. Инжеватов



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Наименование дисциплины ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией


По специальности 34.02.01 Сестринское дело

Форма обучения: очная



Курс 1 Регистрационный № _________

Семестр II Экз. № _______

Вид и объем занятий

Часов

Форма контроля

Количество/ семестр

Объем по учебному плану (всего)

54

Дифференцированный зачет

1/II

В том числе:

Лекции

18

Практические

18

Контрольная работа 2ч

Самостоятельная работа студента

18


Бугуруслан 2014

Рабочая программа разработана на основании ФГОС СПО, утвержденного 12 мая 2014 г. № 514 по специальности 34.02.01 Сестринское дело, примерной рабочей программы по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией», утвержденной УМО в 20 г.

Рабочую программу разработала:

Фамилия И.О.


Должность

Ученая степень

ПЦК


Майборода И.И.

Преподаватель иностранных языков и основ латинского языка с медицинской терминологией

Социально - гуманитарный цикл

Рецензенты:

Фамилия И.О.


Должность

Ученая степень

ПЦК


Муртазина Г.Ю.

Преподаватель клинических дисциплин, заместитель директора поПО

Кулдарева Н.П.

преподаватель русского языка высшей квалификационной категории Бугурусланского медицинского колледжа, заместитель директора по УР

ПЦК

социально-гуманитарных дисциплин

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК социально - гуманитарных дисциплин:

Протокол № ____ от « ___ » __________________201 __ г.

Председатель ПЦК

_____________ Цыганкова С.С.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена методистом:

________________ Шубина Е.А.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена заместителем директора по УР:

________________ Кулдарева Н.П.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

4



5



11



13










1. ПаСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы латинского языка с медицинской терминологией»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:34.02.01. Сестринское дело

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 34.02.01. Сестринское дело дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;

- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;

- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному

образцу.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- элементы латинской грамматики и способы словообразования;

- 500 лексических единиц;

- глоссарий по специальности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО и ОПОП СПО по данному направлению подготовки (специальности):

общих (ОК):

5.1. Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

5.2. Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

5.2.1. Проведение профилактических мероприятий.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:

максимальной учебной нагрузки обучающегося54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36часов; самостоятельной работы обучающегося 18часов.









2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

16

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


Работа с учебно-методической литературой

3

Выполнение упражнений

Составление алгоритмов действий по теме

Составление схем, логико- дидактических структур

Составление кроссвордов

Создание презентаций

Подготовка рефератов

Выполнение заданий в тестовой форме

2

2

2

2

3

2

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета










2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины«Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение. Фонетика.

4


Тема 1.1.

Введение. Фонетика.

Введение. Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение.

Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний.

Практическое занятие №1. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога.

Самостоятельная работа. Работа с учебно-методической литературой. Выполнение лексико - фонетических упражнений. Подготовка реферата : «История развития латинского языка».

2


2

2

1

Раздел 2.

Тема 2.1. О медицинской терминологии.

Состав слова. Словообразование. Имя существительное Имя прилагательное. Основные категории.

Морфология латинского языка. Анатомическая номенклатура.

16

2

Грамматический строй латинского языка. Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Обзор пяти склонений существительных. Определение склонения. Существительные I ,II, IV, V склонений существительных. Несогласованное определение. Существительные греческого происхождения на -e,-on. Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных. Словарная форма. Группы прилагательных. Прилагательные I группы.

Практическое занятие №2. Обзор пяти склонений существительных. Определение склонения. Несогласованное определение. Существительные греческого происхождения на -e,-on. Согласование прилагательных I группы с существительными.Самостоятельная работа. Работа с учебно-методической литературой и электронно-образовательными ресурсами(ЭОР), выполнение лексико-грамматических упражнений. Составление алгоритмов по изученной теме.


2



2



2

Тема 2.2.Латинские анатомические термины. 3 склонение существительных. Степени сравнения

прилагательных.

Согласование

существительных

с прилагательными

О строении латинских анатомических терминов..III склонение существительных, словарная форма. Типы существительных III склонения. Исключения из правил о роде. Греческие существительные на -is.

Степени сравнения прилагательных, их употребление анатомической и фармацевтической терминологии. Согласование существительных с прилагательными. Работа с анатомической лексикой.

Практическое занятие №3Степени сравнения прилагательных. Согласование существительных

с прилагательными. Составление алгоритма действий по согласованию существительных с прилагательными I и II группы.

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебно-методической литературой и ЭОР.

Выполнение лексико-грамматических упражнений

Составление глоссария.

2

2




2

2




















2














2










Тема 2.3

Рецепт.

Структура

рецепта.

Глагол.

Грамматические

категории

глагола.


Тема 2.4. Рецепт.



Раздел 3.

Тема3.1.

Химическая

номенклатура.


Тема3.2.

Названия

групп лекарственных

средств поих

фармакологическому действию.


Раздел 4.

Тема4.1. Клиническая терминология. Латинские и греческие приставки в сложных словах.


Тема 4.2.

Дифференцированный зачет.

Глагол. Грамматические категории глагола. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глагола. Образование повелительного и сослагательного наклонения глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Предлоги в рецептах. Важнейшие рецептурные сокращения.

Практическое занятие №4. Глагол. Грамматические категории глагола. Рецепт. Структура рецепта. Предлоги в рецептах.

Самостоятельная работа. Работа с учебно- методической литературой. Выполнение упражнений. Создание презентаций.

Рецепт, структура, форма рецепта. Предлоги в рецептах. Несогласованное определение. Греческие существительные. Имя прилагательное. Словарная форма. Группы прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Согласование существительных с прилагательными. Глагол. Грамматические категории глагола. Словарная форма, спряжения.

Практическое занятие №5. Контрольная работа по теме: «Рецепт». Самостоятельная работа. Работа с учебно-методической литературой. Составление алгоритма действий по теме «Рецепт».

Химическая номенклатура.

Химическая номенклатура. Названия важнейших химических элементов и их соединений (кислот, оксидов и солей).

Практическое занятие№6 : Химическая номенклатура.

Самостоятельная работа.

Работа с учебно-методической литературой.

Выполнение лексико-грамматических упражнений.

Выполнение заданий в тестовой форме.

Названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов.

Употребление в рецептуре.

Практическое занятие № 7:

Названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию.

Самостоятельная работа. Работа с учебно-методической литературой. Выполнение упражнений. Выполнение заданий в тестовой форме.

Клиническая терминология.

Клиническая терминология.. Терминологическое словообразование. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические терминоэлементы. Греко-латинские дублеты. Суффиксы-oma, -it (is)-, ias(is)-, os(is), ism- в клинической терминологии.

Практическое занятие № 8. Особенности структуры клинических терминов. Анализ клинических терминов по терминоэлементам, конструирование терминов в заданном значении.

Самостоятельная работа: Выполнение лексико-грамматических упражнений. Составление кроссвордов. Подготовка рефератов.

Анатомическая, химическая и клиническая терминологии. Состав слова. Словообразование. Рецепт. Структура рецепта.

Практическое занятие № 9. Дифференцированный зачёт.

Всего:

2






2



2



2




2


2



8

2


2


2



2


2

2

8

2

2

4

2

2

54

2







2




Тематическое планирование лекционных занятий учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»


№п/п

Наименование

разделов и тем

Объем

часов

Содержание учебного материала

Вид учебно го занятия

Домашнее

задание

1

Тема 1.1.

Введение. Фонетика.

2

Введение. Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение.

Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний.

Вводная лекция.

Конспект лекции. Подготовить реферат по теме «История развития латинского языка»

2

Тема 2.1. О медицинской терминологии. Состав слова. Словообразо- вание. Имя существительное Имя прилагательное. Основные категории.

2

Грамматический строй латинского языка. Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Обзор пяти склонений существительных. Определение склонения. Существительные I ,II, IV, V склонений существительных. Несогласованное определение. Существительные греческого происхождения на -e,-on. Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных. Словарная форма. Группы прилагательных. Прилагательные I группы.

Лекция-визуализация

Конспект лекции. Составить алгоритм работы по теме несогласованное определение и склонение существительных.

3

Тема 2.2.Латинские анатомические термины. 3 склонение существительных. Степени сравнения

прилагательных.

Согласование

существительных

с прилагательными

2

О строении латинских анатомических терминов..III склонение существительных, словарная форма. Типы существительных III склонения. Исключения из правил о роде. Греческие существительные на -is.

Степени сравнения прилагательных, их употребление анатомической и фармацевтической терминологии. Согласование существительных с прилагательными. Работа с анатомической лексикой.

Лекция-визуализация

Составить глоссарий по теме анатомические термины. Выучить лексику. Выполнить лексико-грамматические упражнения.

4

Тема 2.3

Рецепт. Структура

рецепта. Глагол.

Грамматические категории глагола.

2

Глагол. Грамматические категории глагола. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глагола. Образование повелительного и сослагательного наклонения глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Предлоги в рецептах. Важнейшие рецептурные сокращения.

Лекция-информация

Конспект лекций. Выучить алгоритм составления рецепта. Создать презентацию.

5

Тема 2.4. Рецепт.

2

Рецепт, структура, форма рецепта. Предлоги в рецептах. Несогласованное определение. Греческие существительные. Имя прилагательное. Словарная форма. Группы прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Согласование существительных с прилагательными. Глагол. Грамматические категории глагола. Словарная форма, спряжения.

Лекция-информация

Презентация по теме «Рецепт»

6

Тема 3.1.

Химическая

номенклатура.

2

Химическая номенклатура. Названия важнейших химических элементов и их соединений (кислот, оксидов и солей).

Лекция-информация

Конспект лекций. Составить глоссарий по теме. Выполнение лексико-грамматических упражнений.(тест)

7

Тема 3.2.

Названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию.

2

Названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов.

Употребление в рецептуре.

Лекция-консультация

Конспект лекций. Составить глоссарий по теме.

8

Тема 4.1. Клиническая терминология. Латинские и греческие приставки в сложных словах.

2

Клиническая терминология.. Терминологическое словообразование. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические терминоэлементы. Греко-латинские дублеты. Суффиксы-oma, -it (is)-, ias(is)-, os(is), ism- в клинической терминологии.

Лекция-визуализация

Составить кроссворд по теме. Написание рефератов.

9

Тема 4.2.

Дифференцированный зачет.

2

Анатомическая, химическая и клиническая терминологии. Состав слова. Словообразование. Рецепт. Структура рецепта.

Лекция-консультация

Подготовиться к дифференцированному зачёту









Тематическое планирование практических занятий учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

№п/п

Наименование

разделов и тем

Объем

часов

Содержание практического занятия

1

Тема 1.1.1

Введение. Фонетика.

2

Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога.

2

Тема 2.1.1 О медицинской терминологии. Состав слова. Словообразо- вание. Имя существительное Имя прилагательное. Основные категории

2

Обзор пяти склонений существительных. Определение склонения. Несогласованное определение. Существительные греческого происхождения на -e,-on. Согласование

прилагательных I группы с существительными.

3

Тема 2.2.1.Латинские анатомические термины. 3 склонение существительных. Степени сравнения

прилагательных.

Согласование

существительных

с прилагательными

2

Степени сравнения прилагательных. Согласование существительных

с прилагательными. Составление алгоритма действий по согласованию существительных с прилагательными I и II группы.

4

Тема 2.3.1

Рецепт. Структура

рецепта. Глагол.

Грамматические категории глагола.

2

№4. Глагол. Грамматические категории глагола. Рецепт. Структура рецепта. Предлоги в рецептах.

5

Тема 2.4.1 Рецепт.

2

Контрольная работа по теме: «Рецепт».

6

Тема 3.1.1

Химическая

номенклатура.

2

Химическая номенклатура.

7

Тема 3.2.1

Названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию.

2

Названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию.

8

Тема 4.1.1 Клиническая терминология. Латинские и греческие приставки в сложных словах.

2

Особенности структуры клинических терминов. Анализ клинических терминов по терминоэлементам, конструирование терминов в заданном значении.

9

Тема 4.2.1

Дифференцированный зачет.

2

Дифференцированный зачёт.

Тематическое планирование самостоятельных занятий обучающихся учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»



№п/п

Наименование

разделов и тем

Объем

часов

Содержание самостоятельной деятельности

Форма контроля

1

Тема 1.1.

Введение. Фонетика.

2

Работа с учебно-методической литературой. Выполнение лексико - фонетических упражнений. Подготовка реферата : «История развития латинского языка».

Проверка рефератов


2

Тема 2.1. О медицинской терминологии. Состав слова. Словообразо- вание. Имя существительное Имя прилагательное. Основные категории

2

Работа с учебно-методической литературой и электронно-образовательными ресурсами(ЭОР), выполнение лексико-грамматических упражнений. Составление алгоритмов по изученной теме.

Тест.

3

Тема 2.2.Латинские анатомические термины. 3 склонение существительных. Степени сравнения

прилагательных.

Согласование

существительных

с прилагательными

2

Работа с учебно-методической литературой и ЭОР.

Выполнение лексико-грамматических упражнений

Составление глоссария.

Терминологический диктант.

4

Тема 2.3

Рецепт. Структура

рецепта. Глагол.

Грамматические категории глагола.

2

Работа с учебно- методической литературой. Выполнение упражнений. Создание презентаций.

Составление рецепта по алгоритму

5

Тема 2.4. Рецепт.

2

Работа с учебно-методической литературой. Составление алгоритма действий по теме «Рецепт».

Контрольная работа

6

Тема 3.1.

Химическая

номенклатура.

2

Работа с учебно-методической литературой.

Выполнение лексико-грамматических упражнений.

Выполнение заданий в тестовой форме.

Терминологический диктант

7

Тема 3.2.

Названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию.

2

Работа с учебно-методической литературой. Выполнение упражнений. Выполнение заданий в тестовой форме.

Терминологический диктант

8

Тема 4.1. Клиническая терминология. Латинские и греческие приставки в сложных словах.

2

Выполнение лексико-грамматических упражнений. Составление кроссвордов. Подготовка рефератов.

Проверка рефератов, кроссвордов

9

Тема 4.2.

Дифференцированный зачет.

2

Выполнение лексико-грамматических упражнений. Составление кроссвордов. Подготовка рефератов.

Дифференцированный зачёт






3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ латинского языка с медицинской терминологией.

Оборудование учебного кабинета:

столы, стулья для преподавателя и студентов, шкафы для хранения наглядных пособий, учебно-методической документации, таблицы ( фонетические, морфологические, грамматические), плакаты ( пословицы, поговорки, афоризмы), слайды, компакт-диски с учебным материалом.

Технические средства обучения:

Компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-

аудивизуальные средства обучения.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Основные источники:

1. Городкова Ю. И. Латинский язык: Учебник.- Москва: ГЭОТАР-МЕДИА,

201, -С.315. Гриф МО_РФ.

2. А.А. Марцелли. Латинский язык и основы медицинской терминологии:

Ростов на Дону: «Феникс» 2013, -С.366.

3.Аксенова О. В. «Основы латинского языка и медицинской терминологии»

Казань 2010, -С.85.

Дополнительные источники:

1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии.-Москва

«Медицина». - 2013.

2. Латинско-русский словарь.Авт. сост. К.А. Тананушко.Москва: ООО «Харвест»,2012.

3. Международная анатомическая номенклатура.- Москва: «Медицина», 2012.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

-правильно читать и писать на

латинском языке медицинские

(анатомические, клинические и

фармацевтические) термины;

-объяснить значение терминов по

знакомым терминоэлементам;

-переводить рецепты и оформлять их

по заданному нормативному образцу.

Знать:

-элементы латинской грамматики и

способы словообразования;

-500 лексических единиц;

-глоссарий по специальности.

Контроль навыков чтения и письма,

тестирование, терминологический

диктант, контроль выполнения

упражнений, контроль результатов

внеаудиторной самостоятельной работы;

тестирование лексики, грамматики ,

терминологический диктант,

контроль выполнения упражнений;

тестирование, терминологический

диктант, выполнение упражнений по

чтению, переводу и оформлению рецептов;

тестирование, терминологический

диктант, контроль выполнения

упражнений ,контрольная работа;

тестирование, терминологический

диктант, рефераты, презентации.




© 2010-2022