Программа элективного курса по английскому языку «Практика написания письма и эссе» (11 класс)

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11-х классов и направлен на совершенствование навыков  письменной речи и также для подготовки учащихся к сдаче экзамена  в формате ЕГЭ. Именно письменная речь является одной из самых сложных и требует тщательной подготовки. Компетентностный подход в современном образовании предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач. Владение письменной речью позволяет реально использов...
Раздел Иностранные языки
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Программа элективного курса по английскому языку

«Практика написания письма и эссе»

( для учащихся 11 классов)



Составитель: Неижмак И.В.

учитель английского языка

МБОУ "Лицей ФМИ №40" при УлГУ,

г.Ульяновск

- 2014 -

Пояснительная записка

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11-х классов и направлен на совершенствование навыков письменной речи и также для подготовки учащихся к сдаче экзамена в формате ЕГЭ. Именно письменная речь является одной из самых сложных и требует тщательной подготовки.

Компетентностный подход в современном образовании предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов, т.е. владение различными функциональными стилями деловой и личной переписки, мотивирует учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке для использования, как в дальнейшей профессиональной деятельности, так и в дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.

Более того, сдавая экзамен по английскому языку в режиме ЕГЭ, учащиеся обязаны выполнить задания из раздела «Письмо», показав знание правил различных видов иноязычного письма.

Однако письмо выполняет в современном образовательном процессе лишь вспомогательную функцию. Не все УМК в достаточной степени уделяют внимание развитию письменной речи. Противоречием между потребностями учащихся, требованиями вероятной будущей профессии, требованиями к сдаче экзамена и содержанием обучения, обусловлена актуальность данного элективного курса.

Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся.

Критерии отбора содержания учебного материала обусловлены спецификой формата ЕГЭ, требующего обобщения и систематизации полученных знаний и умений.

В ходе работы осуществляется как текущий контроль, позволяющий судить об успехах учащихся, так и итоговый - по окончании курса.

Основная цель данного курса: основной целью элективного курса является развитие у учащихся практических навыков использования базовых жанров и стилей иноязычной письменной формы языка для решения учебных (подготовка к ЕГЭ), личностных и, в дальнейшем, профессиональных задач обучаемых.

Данный элективный курс имеет следующие развивающие и воспитательные цели:

- развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами иноязычной письменной речи;

- развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;

- развитие ассертивности, а именно умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие трудности;

- развитие компенсаторной компетенции, а именно умения использовать лингвистическую и контекстуальную догадку, использовать перифраз/толкование, синонимы, эквивалентные замены для дополнения, уточнения, пояснения мысли.

Задачи курса:

- обучить школьников различным видам иноязычного письма;

- обучить находить дифференциальные признаки текстов заданных жанров и стилей;

- обучить старшеклассников лексическим единицам в соответствии с определенными жанрами и стилями письменной речи;

- обучить созданию собственных творческих текстов аналогичного жанрово-стилевого формата письменной речи на иностранном языке;

- в учебно-познавательной области дать учащимся знания о различных типах деловых писем, особенностях электронной коммуникации, о правилах написания статьи в журнал и доклада, особенностях написания сочинения описательного характера и сочинения выражающего собственное мнение;

- развить творческий потенциал учащихся.

Содержание и принцип построения курса:

Курс рассчитан на 34 учебных часа и состоит из 11 тематических разделов по 3 урока каждый.

Обучение иноязычной письменной речи в рамках данного курса построено на лингвистическом или формально-структурном подходе, а именно учащимся предлагается текст и внимание учащихся привлекается к форме письменного текста. Они овладевают навыками оперирования конкретными моделями, которые формируются с помощью представленных учителем заданий из учебных пособий для подготовки к ЕГЭ, компьютерной программы, необходимого речевого и языкового материала (клише, правила, образцы). Через анализ образцовых текстов осознаются и изучаются признаки хорошего текста, затем пишутся собственные тексты: статья в журнал, доклад, e-mail, сочинение и т.д.

Для того чтобы создавать собственные письменные высказывания учащиеся должны овладеть умениями:

1.Планировать последовательность изложения материала.

2.Формулировать идею и развитие темы.

3.Учитывать ситуацию общения: куда, с какой целью пишется текст.

4.Использовать соответствующий стиль речи (разговорный, научно-деловой, художественно-публицистический).

5.Использовать соответствующие письменные формы выражения мысли - типы речи: описание (предмета, места, среды, человека), повествование, рассуждение и их комбинации.

Поэтому в основе курса лежат следующие методические принципы:

- междисциплинарная интеграция с такими дисциплинами как развитие речи и русский язык;

- контекстуальное введение лексики;

- темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся;

- обучение учащихся строится на основе сотрудничества;

- учитываются индивидуальные особенности учащихся ;

- учащиеся работают в группах, парах, индивидуально, коллективно.

Ожидаемые результаты изучения курса:

В результате прохождения курса старшеклассники:

- овладеют лексическим запасом в соответствии с темами письменной коммуникации;

- овладеют специфической лексикой, характерной для определенного жанра и стиля письменной речи;

- научатся находить определенные признаки текстов заданных жанров и стилей;

- научатся создавать собственные творческие тексты аналогичного жанрово-стилевого формата;

-научатся работать в команде, распределять обязанности в команде, отвечать за свою часть работы и за работу команды в целом;

Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении учащимися финальных продуктивных коммуникативных заданий каждого тематического раздела с помощью критериев оценки выполнения заданий части «Письмо» ЕГЭ, 2014 г., а также самими учащимися путем самооценки и самоконтроля.

Курс состоит из:

- Тематического плана

- Учебно-тематического планирования

- Методических разработок для учащихся по каждому занятию

- Учебно-тренировочные материалы для практических занятий


Исходя из цели курса, он построен с учётом следующих принципов:

- подбор заданий по письму строится на тематической основе;

- теоретические знания закрепляются разбором конкретных ситуаций в области написания различных видов писем и эссе;

- значительную часть курса занимают практические занятия. Практическая направленность занятий позволяет обеспечить коммуникативную и культурологическую подготовку старшеклассников к эффективному, грамотному владению иностранным языком.









Тематический план курса «Практика написания письма и эссе»



Предметное содержание речи

Задание по письму

Проверяемые умения по письму

1. Знакомство с программой курса, требованиями, задачами, формами работы.

Раздел "Письмо". Типы письменных заданий в формате ЕГЭ.

2. Моя семья, друзья и я.

Заполнить анкету, формуляр, написать открытку, написать электронное письмо, написать сообщение о себе и своей семье. Уметь написать неформальное письмо другу. Виды неформальных писем.

Описательные сочинения- описание людей.

3. Организация свободного времени в России и в стране изучаемого языка.

Уметь писать отзыв о фильме, спектакле, книге.

4. Здоровье и спорт.

Дискуссионные сочинения. Сочинение "за" и "против" и сочинение "выражение собственного мнения"

5. Еда и покупки.

Уметь написать письмо-жалобу о купленной вещи, уметь давать описание предмета.

Уметь приводить аргументы и доказательства в поддержку своих мыслей, следить за логикой высказывания.

6.Образование в России. Роль иностранного языка в современном мире.

Уметь писать заявление о приёме на курсы, заполнять анкету, формуляр, писать резюме.

Уметь написать рекламу своей школе (описательное сочинение-описание места / объекта)

7. Планы на будущее и выбор профессии.

Уметь писать заявление о приёме на работу, заполнять анкету, формуляр.

8. Города и России и Великобритании. Достопримечательности.

Уметь писать личное письмо-совет, письмо-приглашение, письмо-запрос информации.

Написать письмо о посещении интересных мест (описательное сочинение-описание места, города, страны)

9. Праздники и знаменательные даты

Уметь писать поздравительные открытки.

10. Природа и экология

Уметь написать статью в газету по проблеме защиты окружающей среды. Дискуссионное сочинение-мнение.

11. Путешествия

Уметь заполнить анкету в гостинице. Уметь писать письмо-жалобу о предоставлении услуг турфирмой. Дискуссионные сочинения. Сочинение "за" и "против" и сочинение "выражение собственного мнения".

Поурочное планирование курса «Практика написания письма и эссе».



Раздел №1 « Знакомство с программой курса, требованиями, задачами, формами работы»

Занятие 1: Формат и структура ЕГЭ по английскому языку. Общие стратегии подготовки к ЕГЭ. Специфика раздела "Письмо"- типы письменных заданий в формате ЕГЭ.

Занятие 2: Раздел "Письмо"- написание личного письма. Виды неформального письма.

Занятие 3: Раздел "Письмо"- написание сочинения. Дискуссионное сочинение: 1й тип-"За и Против". Дискуссионное сочинение: 2й тип-"Выражение мнения"

Раздел №2 «Моя семья, друзья и я»

Занятие 1: Заполнение анкет, формуляров, написание открыток, электронных писем.

Занятие 2: Виды неформальных писем. Написание неформального письма другу.

Написание сообщения о себе и своей семье.

Занятие 3: Описательные сочинения- описание людей.

Раздел №3 « Организация свободного времени в России и в стране изучаемого языка»

Занятие 1: Написание отзывов.

Занятие 2: Практическое занятие. Написание отзыва о фильме, спектакле, книге.

Занятие 3: Написание статьи в журнал «Как я провожу свободное время»

Раздел №4 «Здоровье и спорт»

Занятие 1: Типы дискуссионных сочинений.

Занятие 2: Сочинение "за" и "против" и сочинение "выражение собственного мнения"

Занятие 3: Практическое занятие. Сочинение «Как я отношусь к спорту»

Раздел №5 «Еда и покупки»

Занятие 1: Написание письма-жалобы о купленной вещи, умение давать описание предмета.

Занятие 2: Умение приводить аргументы и доказательства в поддержку своих мыслей, следить за логикой высказывания.

Занятие 3: Написание эссе по теме.

Раздел №6 «Образование в России. Роль иностранного языка в современном мире»

Занятие 1:Умение писать заявление о приёме на курсы, заполнять анкету, формуляр, писать резюме.

Занятие 2: Умение написать рекламу о своей школе.

Занятие 3: Описательное сочинение-описание места / объекта.

Раздел №7 « Планы на будущее и выбор профессии»

Занятие 1:Уметь писать заявление о приёме на работу, заполнять анкету, формуляры.

Занятие 2: Виды деловых писем.

Занятие 3: Как писать резюме.

Раздел №8 «Города и России и Великобритании. Достопримечательности»

Занятие 1: Умение писать личное письмо-совет , письмо-приглашение, письмо-запрос информации.

Занятие 2: Написание письма о посещении интересных мест ( описательное сочинение-описание места, города, страны)

Занятие 3: Сочинение «за» и «против» « Где лучше жить: в России или за рубежом?»

Раздел №9 « Праздники и знаменательные даты»

Занятие 1: Умение писать поздравительные открытки.

Занятие 2: Личное письмо. Структура написания.

Занятие 3: Практическое занятие. Письмо « Мои любимые праздники»

Раздел №10 «Природа и экология»

Занятие 1: Умение написать статью в газету по проблеме защиты окружающей среды.

Занятие 2: Дискуссионное сочинение-мнение.

Занятие 3: Практическое занятие. Написание статьи « Давайте сделаем нашу планету чистой!»

Раздел №11 «Путешествия»

Занятие 1: Умение заполнять анкету в гостинице. Умение писать письмо-жалобу о предоставлении услуг турфирмой.

Занятие 2: Дискуссионные сочинения. Сочинение "за" и "против" и сочинение "выражение собственного мнения"

Занятие 3: Заключительное занятие.




Используемая литература:


  1. Волков И.В., Соколов М.В. Готовимся к ЕГЭ по английскому языку. Сборник тестов с ответами. Ростов - на - Дону : Феникс, 2010

  2. Догаева Т.О. Вводный курс делового письма. 10 - 11 кл. М.: Дрофа, 2008

  3. Колесник Н.Ю., Рыбина Е.А. Практикум по английскому языку: письмо 11 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2012

  4. Мичугина С.В. , Михалёва Е.И. ЕГЭ. Английский язык. Практикум по выполнению типовых тествых заданий ЕГЭ: учебно - методическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2010

  5. Портал «Российское образование» edu.ru -программы элективных курсов, нормативные документы, разнообразные ресурсы для школы.

  6. Романова Л.И. Анлийский язык. Письмо. М.: Айрис Пресс, 2010

  7. Сайт специализированного учебно-научного центра Московского государственного университета им. М, В.Ломоносова; Школа им. А.Н. Колмогорова www/pms.ru./programmyi/15. html - программы элективных курсов по ряду предметов, включая английский язык.

  8. Соловова Е.Н. ЕГЭ Тематические тестовые задания. М.: Экзамен, 2011

  9. Юнёва С.А. Открывая мир с английским языком. 150 эссе для ЕГЭ. М.: Интеллект - Центр, 2013



© 2010-2022