Доклад Опыт тестирования техники чтения

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Коммунаровская ООШ









Опыт тестирования техники

чтения на уроке



(доклад на РМО учителей иностранного языка)



учитель французского языка

Джалилова Т.А.



2015 г

Умение читать - одно из важнейших умений, обеспечивающих опосредованное общение между людьми. В нашей стране чтение на иностранных языках всегда было сильной стороной обучения ИЯ. Это связано и с традициями обучения (грамматико-переводной метод около ста лет был основным в преподавании), и со стойкой привычкой к чтению, которая была потребностью нескольких поколений.

Однако в конце XX - начале XXI века ситуация стала резко меняться. Молодое поколение стало отказываться от чтения. Видео- и аудиосредства вытесняли чтение в его развлекательной функции, произошла замена источника информации - печатный текст уступил место экрану. Наконец, появился Интернет - источник просвещения, развлечения и проведения досуга.

В последнее время во многих странах происходит осознание того, что чтение является базовым умением не только для инноваций в образовании, но и в целом для жизнедеятельности человека.

В обучении иностранным языкам чтение занимает центральное место. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования отводит чтению ведущее место в самообразовании и саморазвитии учеников. Обучению этому виду деятельности уделяется много времени на уроках иностранного языка, но настоящее удовольствие ученик получает только тогда, когда чтение позволяет расширить его кругозор, узнать реальные факты об окружающем мире. Устойчивая привычка к досуговому чтению улучшает показатели обучения и является мощным средством поддержки мотивации к учению в целом, особенно в 7-8 классах (период отказа от чтения). В этом возрасте чтение на ИЯ становится реально возможным, так как уровень сформированности умений уже позволяет читать интересные современные книги. Оно модно, престижно и в конечном итоге становится интересным. Более того, чтение на ИЯ помогает создать культурное поле, которое объединяет читателей в одно сообщество, а это очень важно для подростков

Чтение является важным аспектом ещё и потому, что обеспечивает процесс коммуникации между учителем и учеником, между учеником и учеником.

Ориентация образования имеет главную цель - развитие личности ученика на основе освоения различных способов действий, формирование у него умений ориентироваться в больших объемах информации, совершенствовать умения правильного, эффективного чтения.

В чтении выделяется содержательный план, то есть о чем текст, и процессуальный план, то есть как текст прочитать, озвучить. В организации обучения чтению на начальном этапе необходимо, помимо навыков чтения, отрабатывать артикуляцию, которая определяет качество чтения. Фонетическая отработка текста сочетается с работой в аспекте осознанности чтения: пониманием значения (переводом) незнакомых слов, объяснением грамматических явлений, переводом сложных синтаксических структур текста.

Для освоения графемно-фонемных соответствий на сознательной основе на начальном этапе обучения чтению можно выполнять следующие упражнения:

  • ученик пытается прочитать слово самостоятельно;

  • учитель дает образцовое чтение;

  • класс читает хором после учителя;

  • ученик читает вслух;

  • далее следует проконтролировать чтение слабых учащихся.

Обучение чтению слов может осуществляться:

  • на основе ряда слов с одним и тем же звуком, читаемых по правилам. Слова, не соответствующие этому правилу, но с тем же звуком, тоже включаются в ряд этих слов.

  • с использованием частичной транскрипции с выделением соответствующих букв, передающих данный звук.

Во всех случаях желательно, чтобы первыми читали дети, чтобы учащиеся читали осознанно. В случае чтения за учителем или диктором слов овладение чтением происходит на основе имитации.

Случается, что в используемых учебниках для начального этапа обучения недостаточно заданий для закрепления правил чтения. В таком случае на уроках я использую дополнительные упражнения, которые помогут младшим школьникам не только повторить изученные правила чтения, но и будут способствовать развитию мышления (анализировать, сравнивать, обобщать).

Примеры таких упражнений:

  1. Убери лишнее слово

  2. Распредели эти слова в две колонки

В современной методике детей обучают чтению целых слов, используя приём «Посмотри и скажи». Автоматизация распознания новых слов и их написание происходит в различных игровых заданиях, которые можно использовать при фронтальной, групповой и парной работе.

Рассмотрим некоторые из них.

Промелькнувшая карточка

В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово учитель пользуется карточками с написанными на них словами. Учитель держит карточку со словом изображением к себе, затем быстро показывает учащимся и снова поворачивает к себе. Дети угадывают и называют слово. Учащимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов.

Для проведения следующих игр понадобятся индивидуальные комплекты карточек.

Игра на развитие памяти «Пары»

Учащиеся играют в группах или по парам. Используют комплект картинок и карточек со словами на определённую тему. Комплект с картинками раскладывается обратной стороной вверх. Задание «Прочитай слово и найди картинку». Выигрывает тот, кто соберёт большее количество пар.

«Три подряд!»

Учащиеся выбирают 9 карточек и раскладывают на заранее приготовленное учителем игровое поле, состоящее из девяти квадратов. Учитель вытаскивает карточку из стопки на столе и называет её. Если у учащегося есть такая карточка, он переворачивает ее. Тот, у кого получится ряд из трёх перевёрнутых карточек, говорит: «Три подряд». Продолжать игру до тех пор, пока учащиеся перевернут все свои карточки. По окончании игры дети называют все слова на своём игровом поле.

Навык чтения вслух формируется и на целых текстах. Не следует один и тот же текст читать многократно, не меняя при этом задание. Практически на каждом уроке учащиеся читают новый текст. Если же один и тот же текст предлагается прочитать дважды, в классе и дома, то задания к нему меняются.

В организации обучения выразительному чтению, помимо прослушивания аудиозаписей и имитационного чтения, можно использовать:

  1. Интонационную разметку (то есть поставить ударения, разделить на синтагмы, указать мелодику), цель такой работы - подготовить детей к осознанной имитации.

  2. Парное обращенное чтение, которое направлено на развитие способности наилучшего понимания содержания и передачи его другому лицу.

  3. Контрольное индивидуальное чтение вслух.

При чтении вслух важно следить за эмоциональностью и выразительностью. Для этого следует давать учащимся специальные задания типа:
представь себе, что ты посылаешь звуковое письмо другу, в котором рассказываешь о … .

С целью совершенствования техники чтения на уроках следует проводить упражнения, предназначенные для развития беглости чтения про себя, так как в процессе самостоятельного чтения учащиеся не могут следить за своим темпом и тем более ускорять его. Для этой цели целесообразно использовать небольшие по объему тексты, с тем, чтобы все упражнение, выполняемое в условии дефицита времени, занимало не более 5-6 минут. Большое значение имеет в данном случае регулярность проведения этого упражнения, а не количество читаемого за один раз.

При переходе от чтения вслух к чтению про себя можно давать различные задания поискового и описательного характера.

Исключительное значение имеет использование описательных форм работы над текстом. На заключительном этапе работы над лексическим материалом создается возможность «превратить» деятельность в умение и навык. Ученик должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого им самим должен быть найден выход.

Описательные формы работы над текстом имеют преимущества перед простым пересказом, так как они позволяют создать у учеников заранее некоторые общие установки на понимание текста.

В заданиях на уроках чтения можно выделить 3 группы:

  • игровые (они обязательны на начальной ступени, но и старшие с удовольствием включаются в игру);

  • работу с пониманием содержания текста;

  • дискуссионные (более приемлемы в старшей школе, но элементы постепенно вводятся и на начальном этапе).

Вот некоторые примеры форм и приёмов работы, которые можно использовать в практике обучения чтению.

На понимание содержания текста:

  1. Расположи события в хронологическом порядке.

  2. Узнай героя по описанию, кто был положительный, а кто отрицательный, что случилось с каждым в конце.

  3. Каждый герой имеет свой секрет: какой и почему?

  4. Кто и когда был удивлен, испуган, рассержен, расстроен?

  5. Кто это сказал? В какой ситуации?

  6. Выбери иллюстрацию, которая подходит/не подходит к тексту, эпизоду.

  7. Начерти текстограмму эмоций героя.

Дискуссионные:

  1. Подбор эпиграфа.

  2. Причины и следствия событий.

  3. Личное отношение к поступкам героя.

  4. Личностные изменения героя.

  5. Советы героям.

  6. Подбор аргументов.

Список литературы

1. Береговская Э.М. "Чтение - средство, цель, удовольствие" // Иностранные языки в школе. -1998. - №3.

2. Вострякова Н.А. "Цели урока иностранного языка и способы их достижения" // Иностранные языки в школе. - 2001. - №1.

3.Кожевникова Л.А. Основные параметры тестового задания для измерения уровня сформированности умений (на примере чтения)//Иностранные языки в школе.- 2008.- №6. - С.14.

4.Мысик М.С. Развитие навыков и умений чтения с опорой на тестовые технологии// Иностранные языки в школе. - 2013. - №5. - С.65.



© 2010-2022