Доклад на конференцию: Патриотическое воспитание школьников на уроках английского языка

Народная педагогика представляет собой совокупность приемов и навыков, которые используются на протяжении многих веков в целях формирования личности. Использование воспитательно-образовательных возможностей средств народной педагогики, содержащихся в сказках, легендах, преданиях, пословицах, поговорках, песнях, загадках, считалках, поверьях, приметах, на уроках в общеобразовательной школе помогает школьникам найти свое место в современном поликультурном пространстве. Применение средств народной ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Патриотическое воспитание школьников

на уроках английского языка


В ежегодном послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев особо подчеркнул: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Современные подходы к вопросам сущности патриотического воспитания подрастающего поколения свидетельствует об остроте и актуальности данной проблемы. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.

Анализ многих педагогических трудов позволил определить, что понятие «казахстанский патриотизм» рассматривается учеными нашей страны как отношение граждан к своей Родине, выражающееся в готовности беречь и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому и историческому прошлому, обычаям, традициям казахского народа.

Казахстанский патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

Народная педагогика представляет собой совокупность приемов и навыков, которые используются на протяжении многих веков в целях формирования личности. Использование воспитательно-образовательных возможностей средств народной педагогики, содержащихся в сказках, легендах, преданиях, пословицах, поговорках, песнях, загадках, считалках, поверьях, приметах, на уроках в общеобразовательной школе помогает школьникам найти свое место в современном поликультурном пространстве.

Применение средств народной педагогики на уроках иностранного языка предоставляет учителю большие образовательные возможности в воспитании патриотических чувств учащихся. Учителя и ученика объединяет то, что наша Родина - Казахстан.

На уроках иностранного языка, равно как и на других, происходит воспитание человека, гражданина своего Отечества, воспитание казахстанского патриотизма, пробуждаются «души прекрасные порывы». Человек должен знать свою историю, свои корни.

В процессе изучения иностранных языков с первого урока особое значение нужно придавать изучению государственных символов Республики Казахстан - Флага, Герба, Гимна, национальных и государственных праздников. Ученикам задаются вопросы о символах нашей родины.

В воспитании казахстанского патриотизма школьников определенное место должно быть отведено таким событиям как 4 июня - День символов Республики Казахстан; 1 мая - День Единства Казахстана; 7 мая - День рождения Казахстанской Армии; 9 мая - День Победы; 30 августа - День Конституции Республики Казахстан; 16 декабря - День Независимости Республики Казахстан.

Для достижения целей воспитания у учащихся патриотических чувств к своей стране, народу, культуре и языку на уроках иностранного языка в школе могут использоваться самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками "In your culture" и "All about me". В результате происходит диалог культур.

Хорошо известно, что одним из видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для школьников, является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в прямом смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, изучая с детьми особенности любимых в народе праздников, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Так, изучая тему "Holidays" («Праздники»), учитель рассказывает о казахском национальном празднике пробуждения и воскресения природы, знаменовавшим начало сельскохозяйственных работ Наурызе, о ритуале его празднования. Ученики также делятся своими знаниями о других известных праздниках казахского народа.

Перед началом каждой темы учитель может заранее дать учащимся задание на дом - приготовить одну пословицу по теме и найти ее эквивалент на родном языке, а затем на уроке ученик должен будет пояснить эту пословицу и дать свою точку зрения, определить в чем заключается мораль.

К теме «My flat» или «My house» («Мой дом»), в которой ученики знакомятся с такими грамматическими темами как обороты «There is/There are», можно привести к примеру пословицу «East or West Home is best» («В гостях хорошо, а дома лучше»). В конце изучения темы «Не хотели ли бы отправиться в Великобританию» учащимся предлагается составить приглашение иностранных гостей в Казахстан и организовать для них путешествие, организовать для них экскурсию по древнейшим городам и местам Казахстана, вкратце рассказать об истории казахского ханства, представить национальные символы Казахстана и рассказать об их значении. Этот проект можно назвать «Добро пожаловать в Казахстан!».

Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объема знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Астаны, Алматы. Воспитательный аспект такого урока - осознание понятия «Родина», «малая Родина», более глубокое осознание своей культуры.

В 6 классе при изучений темы «Моя семья» («My family») учитель предлагает ребятам обратиться к изучению прошлого своей семьи, своего рода, и тогда ученикам яснее представляется прошлое своей страны. По теме «Моя семья» учащимся можно предложить изучить родословную своей семьи, а затем предоставить проекты генеалогических деревьев вплоть до седьмого поколения. Таким образом, изучение прошлого своей семьи имеет большое значение в формировании личности

Большое значение имеет тот факт, что при изучении своей родословной, учащиеся воспринимают события истории страны на эмоциональном уровне. Проведение уроков по теме «Моя семья» поможет учащимся выработать гражданскую позицию, по-настоящему утвердиться в жизни. Эпиграфом к такому уроку могут послужить слова Бауржана Момышулы: «Мы - семья, мы - народ. И у вас, дети, будут корни». Родина подобна огромному дереву. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем жили вчера, год назад, десятки, сотни лет назад. Английская пословица гласит: «Не зная, откуда ты пришел, не узнаешь, куда идти». Мы похожи, близки и дороги друг другу, потому что любим своих родителей и детей, свою семью, свой дом и свою землю. Нас всех роднит то, что мы одна семья - казахстанцы. Мы живем под одним шаныраком, имя которому - Казахстан. И мы любим свою большую Родину по имени Земля.

В учебной программе английского языка 5 класса при обсуждении темы «Знакомство с Лондоном» («A glimpse of London»), учитель создает ситуацию, в которой гости из Лондона приезжают в столицу нашей Республики. Ученики должны перечислить достопримечательности Астаны, которые они рекомендовали бы посетить своим зарубежным друзьям («A places of interest of Astana you recommend to your foreign friends»).

Истинный гражданин должен быть патриотом, то есть сыном своей земли. Он должен любить свой народ, традиции, свою родину, и гордится ими. С этой целью в 7 классах мы провели урок под названием «Обычаи и традиции казахского народа» («Kazakh tradition and customs»). Ученики класса предварительно были поделены на две группы. Одна из групп приготовила и выступила с проектом об обычаях и традициях казахского народа. Вторая группа собрала материалы об обычаях и традициях английского народа. В процессе урока ученики выполняли следующие задания: «Сравните пословицы». Подберите к каждой из них пословицу с
похожим смыслом. Подобное сопоставление позволяет, изучающим иностранный язык, постичь диалектику народной мудрости, осознать, как много общих ценностей у культур разных народов: любовь к Родине, уважение к труду, забота о сохранении традиций, патриотизм, гордость за свой народ.

Задания «Заполни пробелы» в пословицах, тексте стихов, народной песенке, «Ответьте на вопросы о казахских обычаях и традициях» , не только знакомят учеников с фольклорными источниками, но и способствуют развитию языковой догадки.

Использование на уроках народных сказок и легенд дают возможность не только активизировать, закреплять и обогащать словарный запас учащихся, но и способствует формированию полноценных знаний о народной культуре, традициях.

В результате систематической работы учащиеся понимают глубокий смысл традиций своего народа, с уважением относятся к культурному наследию других народов, с чувством национальной гордости говорят о своей Родине.

Таким образом, приобщая детей к народным традициям, учителя иностранных языков, не только расширяют и углубляют знания о национальной культуре Казахстана, но и решают задачу формирования толерантности, патриотических качеств, необходимых для всестороннего образования культурного ядра личности ребенка.


© 2010-2022