ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ иностранного ЯЗЫКА»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Статья на тему:



«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ иностранного ЯЗЫКА»



Автор: учитель английского и немецкого языков

Мельникова Ю.А.

ГБОУ СОШ № 641 с углубленным изучением английского языка







Санкт-Петербург 2015

Содержание

Глава Ι. Актуальность использования здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка.

Глава ΙΙ. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.

Глава ΙΙΙ. Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение









Глава Ι. Актуальность использования здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка.

В последнее время многие ученые, методисты, работники образовательных учреждений, а также родители обеспокоены организацией благоприятного климата на уроках в школе. Большая загруженность информацией, которая поступает к детям через разные источники: радио, телевидение, прессу, Интернет, пагубно воздействует на физическое, психическое и моральное здоровье подрастающего поколения. Кроме того, увеличилось количество гиперактивных детей, детей с неустойчивой психикой, повышенной утомляемостью, ослабленной памятью, неорганизованностью и склонностью к нарушениям дисциплины. Поэтому остро встает вопрос: «Как сохранить здоровье ребенка и дать ему определенный объем знаний?»

По современным представлениям здоровье человека имеет три составляющие:

1. Физическое здоровье, которое подразумевает наличие у организма резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды.

2. Психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием.

3. Социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позиции.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих здоровья человека необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий. И это является оптимальным выходом из создавшейся ситуации.

Рациональная организация учебного процесса предполагает наличие ряда взаимосвязанных элементов:

1. Соблюдение гигиенических нормативов объема учебной, внеучебной нагрузки и домашних заданий

2. Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм".

3. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.

4.​ Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию.

5. Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональную разгрузку.

6.​ Смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.

7. Соответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям учащихся.

8. Формирование положительной мотивации учения, обеспечивающей саморегуляцию учащихся, рост их творческого потенциала.

Для организации благоприятного климата на уроках иностранного языка, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации учащихся я использую элементы здоровьесберегающих технологий. Например, релаксация, т.е. расслабление после напряженной умственной деятельности. Цель ее - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, пение, танцы. При ее проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.

Такая форма релаксации как зарядка с использованием движений, песен, рифмовок, танца основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание детей. Особенно это важно для детей, у которых наблюдаются нарушение чувства ритма и темпа, скованность движений, общая моторная неловкость.

Одной из важнейших форм релаксации является игра. Но не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, которая способствует отдыху, вызывает положительные эмоции, легкость и удовольствие. Она создает атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей.

Музыка и пение играют большую роль при изучении иностранного языка, являясь эффективным дополнительным материалом, который знакомит со страной, историей, обычаями, нравами, культурой, литературным и музыкальным творчеством ее народа. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т.д.

Традиционно я начинаю урок с упражнений на улучшение памяти и внимания. Очень часто человек, чувствуя себя совершенно здоровым, не всегда может похвастать хорошей памятью, умением концентрировать внимание, высоким уровнем мышления. Это важно для обучения вообще, а для изучения иностранного языка особенно.

Фонетические упражнения, проводимые на уроках иностранного языка, в первую очередь дают возможность перестроить органы речи на произнесение звуков с родного языка на иностранный язык. Кроме того, фонетические упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Например, упражнение «Регулятор громкости» при произношении гласных звуков раскрепощает голос и освежает мозг.

Во избежание усталости учащихся продумывается смена видов работ: чтение, устная речь, аудирование, фронтальный опрос, работа в группах, диалог, ролевая игра и т. д. Смена видов работ способствует развитию мыслительных операций и одновременно отдыху учеников.

Использование на уроках проблемной технологии, проектной работы создает высокую мотивацию для работы детей на уроке. При организации работы в группе учащиеся получают возможность пообщаться друг с другом, создается ситуация успеха. Проектная технология позволяет снять чувство тревожности, так как ребята получают возможность выполнить работу совместно, помогая друг другу. При организации данной работы устанавливаются контакты, создается атмосфера доверия и доброжелательности. Подобные виды работы активизируют все важнейшие системы человеческого организма, способствуют развитию креативности.

Проблемное обучение рассчитано не столько на усвоение готовых знаний, умений и понятий, сколько на непосредственное развитие мышления учащихся в процессе решения ими разнообразных проблем. Когда человек входит в проблемную ситуацию и затем в рефлексивное ее исследование, появляется новый навык, новая способность. Это способность анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы. Причем способность объективно необходимая, а не как нечто случайным образом заданное к выполнению. Наконец, развитие рефлексивных навыков повышает общий интеллектуальный и личностный уровень человека.

Для снятия умственного напряжения и утомления на уроках служит наличие эмоциональных разрядок: физминутки, упражнения для улучшения зрения, внимания, памяти. Проведение эмоциональных разрядок позволяет избежать статистичного положения рабочей позы.

Целью данной разработки: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности.
Задачи:
1. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
2.Пропаганда здорового образа жизни;
3. Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочной работе и работе с родителями.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика показала: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.
Работая в школе 7 лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. И на родительском собрании я провожу беседы на тему: "Здоровьесберегающие технологии в школе и семье".
В следующих главах мы рассмотрим основные методы и приемы здоровьесберегающих технологий на уроках английского и немецкого языков.





Глава ΙΙ. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.

Cистема использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка включает проведение физкультминуток, релаксационных пауз, игры - пантомимы, английские народные игры, английские песенки-рифмовки, лексический материал изучаемых тем, воспитывающих навыки здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, личный пример учителя. Коротко остановлюсь на каждом из этих средств.

Начнем с игры.

Игра - одна из важнейших форм релаксации. Но имейте в виду - не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных способностей, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, лёгкость и удовольствие.

Игра-пантомима. При изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать букву в воздухе головой. При изучении темы «Животные»: изобразить животное мимикой, движением, голосом, жестами. При изучении темы «Распорядок дня»: изобразить действия, которые выполняются в течение дня. Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, частей тела, пространственно- временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроке.

Игра "Рыба-кит"

(английская народная игра)

Правила игры.

В классе по кругу поставлены стулья. Комната - это море, а каждый игрок - это какая-то морская рыба: селедка, треска и т.д. Все дети-рыбы сидят на стульях, и только Кит плавает, не найдя себе места - ходит по комнате. Плавает Кит между рыбок и за собой зовёт, говоря названия рыб. И когда уже за Китом образовывается длинный хвост, Кит кричит: "На море буря!"

Все бегут на свои места, а кто не успел - становится Китом. 3 мин.

Вместо названий рыб можно использовать лексику соответствующую изучаемой теме.

Физкультминутки непосредственно связаны с изучаемым лексическим или грамматическим материалом. Пение на иностранном языке снижает утомляемость и доставляет учащимся большое удовольствие, несёт огромный эмоциональный заряд, способствует поднятию настроения. Песня предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Исполнение песен может сопровождаться различными движениями. Пение активирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, снижает утомляемость за счёт эмоционального настроя. Примером может служить использование на уроках "jazz chants", которые с удовольствием под ритмичную музыку исполняют все учащиеся, придумывая затем собственные рифмовки по аналогии. Этот вид работы может выполняться как сидя, так и стоя, с отбиванием ритма.

Wiggle Warm Up Lyrics:

Here we go!

touch your nose, wiggle, wiggle, wiggle

touch your ears, wiggle, wiggle, wiggle

touch your mouth, wiggle, wiggle, wiggle

touch your head, wiggle, wiggle, wiggle

touch your shoulders, wiggle, wiggle, wiggle

touch your knees, wiggle, wiggle, wiggle

touch your toes, wiggle, wiggle, wiggle

eyes, ears, mouth, nose (x4) 2 мин.

Мы долго смотрели на экран, наши глаза устали. 2 мин.

Своеобразным отдыхом на уроке является релаксация, состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения. Этот вид разрядки лучше проводить с учащимися средней и старшей ступеней обучения. Можно проводить сеансы нервно-мышечной релаксации. Учитель или ученик читает текст, одновременно выполняя и сам этот комплекс упражнений. Упражнение можно выполнять под тихую, спокойную музыку. После продолжительного зрительного напряжения очень хорошо, например, следующее упражнение. В руке перед глазами держим карандаш или ручку (близкий объект). В качестве дальнего объекта может быть сам учитель, стоящий перед классом. В течение одной минуты по команде учителя дети быстро переводят взгляд с близкого объекта на удалённый. Можно также проводить следующее упражнение:

Look left, right

Look up, look down

Look around.

Look at your nose

Look at that rose

Close your eyes

Open, wink and smile

Your eyes are happy again.

После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы можно использовать упражнение «Ring». В быстром темпе надо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний пальцы и т. д. Упражнение выполняется сначала в одном порядке, потом в обратном. При этом можно повторить числительные.

Перед выполнением контрольных работ полезно делать упражнения на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание - глубокое, медленное, сначала только через левую ноздрю, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач. 1 мин.

Личный пример учителя: положительные эмоции, доброжелательный тон, улыбка, похвала, вешний вид. Деятельность учителя по подготовке к уроку: обеспечение двигательной активности, диагностика, прогнозирование проектирование , проведение контрольных тестов, номер урока в расписании, дозировка домашнего задания.









Глава ΙΙΙ. Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка.

Урок немецкого языка отличается большой эмоциональной умственной и психологической напряженностью, последствием которой является быстрая утомляемость, плохое настроение, потеря интереса к изучению предмета. Поэтому при планировании уроков я включаю физкультминутки, динамические паузы. Это позволяет снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала.

Обязательным условием проведения физкультминуток является положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, желаемого результата не даст.

Физкультминутки - естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц. Ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Физкультминутки проводятся в сопровождении речевых рифмовок, песен. В ходе их проведения учащиеся запоминают новые слова, словосочетания, закрепляют отдельные формы глаголов. Языковой материал подбирается с учетом знаний детей.

На первом этапе физкультминутки сопровождаются простыми рифмовками:

Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle turnen wir

Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle stehen wir

Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle springen wir

Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle sitzen wir

Затем включаются слова, обозначающие части тела. Например:

Mit dem Kоpfe nick, nick, nick

Mit dem Finger tick, tick, tick

Mit den Händen klаpp, klаpp, klаpp

Mit den Füßen trаpp, trаpp, trаpp.

Mit dem Kоpfe nick, nick, nick

Mit dem Finger tick, tick, tick

Einmаl hin, einmаl her

Rundherum ist nicht sо schwer.

Для выработки у детей правильной осанки можно использовать следующую рифмовку: Ins Gymnаsium und zu Hаuse

Sitz gerаde, Brust herаus.

Задания такого рода способствуют воспитанию внимания, чувства музыкального ритма, темпа, правильного речевого дыхания и артикуляции:

Geisterhаus

Mein Hаus hаt vier Ecken (дети рисуют в воздухе квадрат)

Geister sich verstecken (руки за спиной)

In diesen vier Ecken (указательными пальцами рисуют в воздухе квадрат)

Ich öffne die Fenster (движение руками как при открывании окна)

WegsinddieGespenster (изобразить с помощью рук привидение)

Во время игровой физкультминутки можно не только снять усталость, но и закрепить лексический материал разных тем. Под речевку на спортивную тему можно маршировать:

Wаsser, Sоnne, LuftundWind

Uns`re besten Freunden sind.

Аlle Kinder, grоß und klein

Wоllen gute Spоrtler sein.

Frühling, Sоmmer, Herbst und Winter

Spоrt ist gut für аlle Kinder.

Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben

Spоrt und Spiel wird grоß geschrieben.

После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы можно использовать подвижные и пальчиковые игры. Они помогают созданию внутренней наглядности, необходимой для представления на занятии определенной ситуации, синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке. Как известно, движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Простые движения рук снимают умственную усталость, помогают снять напряжение с губ. С помощью пальчиковой гимнастики можно улучшить произношение многих звуков. А это очень важно, так как говорение, наряду с аудированием, является наиболее важным видом речевой деятельности на начальном этапе обучения иностранному языку.

Das ist der Daumen,

der schüttelt die Pflaumen,

der liest sie auf,

der trägt sie heim,

und der kleine isst sie ganz allein.

(согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их,

начиная с большого пальца)

Ладони прижаты друг к другу.

Похлопываем пальчик о пальчик,

начиная с мизинца.

Mutter, Mutter (мизинчики)

Was? Was? Was? (безымянные)

Gäste kommen. (средние)

Gut (указательные)

Und was? (большие)

Morgen, Morgen (чмокающие движения губами)



Подвижные и пальчиковые игры

Begrüßung

Guten Morgrn, Sonne!

(двумя руками рисуем

в воздухе круг)

Guten Morgen, Wind!

(поднимаем руки над головой

и показываем движение ветра)

Guten Morgen, Regen!

(руки поочередно опускаем вниз,

показывая падающие

вниз капли дождя)

Guten Morgen, mein Kind!

(приветствуем жестом

стоящего рядом)

Guten Morgen, Schäflein!

(делаем маленькие шаги

к центру круга)

Guten Morgen, Kuh!

(качаем головой

вправо-влево)

Ich heiße …

(называет свое имя)

Und wie heißt du?

(задает вопрос

стоящему рядом)

Ich klatsche mit den Händen,

(хлопаем в ладоши)

Ich stampfe mit den Füßen,

(топаем ногами)

Ich klatsche, stampfe, klatsche, stampfe

(хлопаем в ладоши и

топаем ногами по очереди)

Und will dich begrüßen.

( жест приветствия правой рукой)

Der Koch

Meister Koch, Koch, Koch

(хлопаем ладошами над головой)

fiel ins Loch, Loch, Loch,

(хлопаем ладонями по голове)

das war tief, tief, tief,

(хлопаем ладонями по плечам,

коленям, икрам, по полу)

und er rief, rief, rief:

(складываем ладоши вместе

в виде рупора)

"Liebe Frau, Frau, Frau,

(прижимаем левую

руку к груди)

das tut weh, au, au!

(качаем головой

и морщимся от боли)

Hol mich raus, raus, raus

(поднимаемся на цыпочки)

In dein gold´nes Haus,

(изображаем руками

большой дом с крышей)

in dein´n gold´nen Schuh!"

(топаем ногами)

Und wie alt bist du?

(поворачиваемся к другу

и задаем вопрос)

Kinne Wippchen,

(щекотать подбородок)

rote Lippchen,

(погладить губы)

Stoppelnäschen,

(прикоснуться к носу)

Augenbräunchen,

(обрисовать брови)

zupft, zupft, zupf mein Härchen!

(теребить волосы)

Так как дети не могут подолгу сидеть спокойно на одном месте из-за недостатка контроля над двигательными мышцами, то во время урока необходимо давать им такие задания, которые обеспечат им движения по классу. Здесь можно применить игровые технологии. Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них на первых порах элемент соревнования. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет активнее работать на уроке. Игры делают процесс обучения веселым, что усиливает мотивацию к учению.

В игровой форме проходит словарная работа (по очереди выбегают к доске и записывают буквы алфавита или слова), повторение числительных (по очереди называют цифры, а кто забыл - выбывает из игры), игра в испорченный телефон (ученики друг другу на ушко произносят заданную фразу) и другие.

Es ist kаlt, es ist wаrm.

Ведущий ученик выходит из класса, а учащиеся прячут какой-нибудь предмет, который он должен найти. При приближении ведущего ученика к тому месту, где находится спрятанный предмет, учащиеся произносят хором es ist kаlt, es ist wаrm.

Грамматичeские игры на глаголы. Игра в команды на повелительное наклонение.

В виде игры можно провести контрольную или самостоятельную работу по пройденной теме. На карточках пишется по одному заданию. Карточек должно быть на 2-3 больше, чем детей в классе. Каждый ученик подходит к столу учителя и выбирает себе карточку, затем возвращается на свое место.

Выполнив задание, ребенок возвращает карточку на стол и берет следующую. Учитель заранее на доске рисует таблицу, где указаны имена детей и номера карточек. Ученик, сделав задание, отмечает в таблице напротив своего имени номер сделанного задания. Таким образом, ребята видят, кто, сколько заданий уже сделал, и сколько осталось сделать. Такая форма контрольной работы снимает у детей напряжение, неуверенность в себе и чувство страха. Они воспринимают данную работу как игру.

Например:

Nаme

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аntоn


+


Аlex


+

Lena

+

+

+

Den


+

Mаrie

+


+

Katharina


+


Anna

+

+


+

Виды заданий: №1 Вставьте вместо точек личное местоимение:

… mаle … turnt

… lesen … seid

… schreibst … hаt

№2 Вставьте окончание глагола:

Die Kinder mаch… die Hаusаufgаbe.

Ich hаb… eine Kаtze.

Meine Kаtze spiel… gern.

№3 Подберите антонимы к словам:

grоß - … аlt …

gut - … weiß -…

lustig - … kаlt - …

Перед выполнением контрольных работ полезно делать упражнения на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание - глубокое, медленное сначала только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач. Упражнение проводится по команде учителя: «Atmen ein! Atmen aus!»
После продолжительного зрительного напряжения очень хорошо, например, следующее упражнение. В руке перед глазами держим карандаш или ручку (близкий объект). В качестве дальнего объекта может быть сам учитель, стоящий перед классом. В течение одной минуты по команде учителя (Seht (bitte) auf mich, (jetzt) - auf den Kugelschreiber) дети быстро переводят взгляд с близкого объекта на удаленный. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения, очень благоприятно действуя на глаза при близорукости слабой степени.

Можно также добавить другое упражнение для глаз. Дети выполняют следующие движения глазами: сначала вверх, вниз, затем направо, налево.
Для разнообразия занятий, можно предложить передать содержание стихов, рифмовок, песен в рисунках. Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать мелом, фломастером. Рисование развивает творческое воображение, зрительную память, а также координацию движений пальцев и кистей рук.

Punkt, Punkt …

Punkt, Punkt, Komma, Strich-

fertig ist nun das Gesicht.

Körper, Arme, Beine dran-

fertig ist der Hampelmann.

Hände, Füße und ein Hut.

Ist der Hampelmann nicht gut?!
Punkt, Punkt, Komma, Strich

fertig ist das Mondgesicht.

Ein Paar Ohren, wie die Möhren,

einen Hals, wie Schmalz,

einen Bauch, wie Rauch,

ein Paar Beine, wie 'ne Sechs,

fertig ist die alte Hex!

Заключение.

Использование на уроках разных видов работ, смена деятельности, дифференцированный подход к учащимся ведет к улучшению психологического климата в классе, активно приобщает родителей учеников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим здоровьесберегающую технологию, становится легче и интереснее работать, так как исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для его педагогического творчества.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать следующие аспекты:

  • Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

  • Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок.

  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут.

  • Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок. Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.

  • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

  • Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

  • Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

  • Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого),

  • Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

  • Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.

  • Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

  • Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.

  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

  • Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

  • Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Здоровье школьников - это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка - задача особой важности для преподавателей иностранного языка. Задача школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. На уроках иностранного языка, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся физкультминутки). Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса. Формируется здоровый образ жизни



© 2010-2022