- Преподавателю
- Иностранные языки
- Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка
Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чермит С.А. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка.
Учитель английского языка Чермит С.А.
2015 г.
Как сделать урок иностранного языка интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным? Успех зависит от множества факторов - от знания учителем своего предмета, от методического мастерства, от общей эрудиции педагога, от способности понимать детей и умения общаться с ними, от способности быть рефлексивным и даже от человеческого обаяния. Другими словами, учитель должен быть образованным, творческим и интересным, а также обладать определенными знаниями детской психологии и владеть некоторыми приемами способными повысить мотивацию ребят к изучению инностранного языка.
Я расскажу вам о некоторых из них, но прежде всего, хочу сказать о двух главных видах мотивации. Мотивация бывает внутренней и внешней.
Внешняя мотивация включает в себя мотивы:
-
каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранных языков.
-
для общего развития;
-
английский язык - самый распространенный в мире, и его надо знать;
-
иностранный язык знают в семье, и это заставляет меня изучать его;
-
изучаю, т.к. этот предмет есть в школьной программе;
-
учу из уважения к учителю
-
хочу знать иностранный язык не хуже своих товарищей.
-
учу, чтобы были хорошие оценки и не портить общую успеваемость
Внутренняя мотивация содержит следующие аспекты:
-
мотивация, связанная с перспективным развитием личности: изучаю, т.к. иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни ,в институте; в будущей работе; смогу помочь кому-нибудь сам;
-
коммуникативная цель: интересно общаться с ребятами на уроке; на занятиях иностранного языка интересно; хочу научиться писать письма (для переписки);
-
мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью: интересуюсь иностранным языком как таковым (учу стихи, выполняю упражнения, перевожу интересные тексты, ощущаю успех в учении).
Итак, какие же факторы способствуют появление желания у ребенка учиться и ходить на
уроки с радостью и удовольствием?
Принцип доброжелательности. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель". Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные.
Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы игровое задание или нетрадиционную форму работы, мы используем то же самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 7-м классе. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто "срывают" выполнение поставленной задачи.
Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.
А теперь мне хотелось бы поделиться с вами теми приемами , которые я сама стараюсь использовать на своих уроках, чтобы повысить внутреннюю мотивацию к изучению английского языка .
Как построить взаимоотношения с учениками: пути и способы.
-
Определите стиль общения .
Учителю необходимо быть дружелюбным, но в то же самое время профессиональным. Следует помнить о том, что ученики не хотят видеть в вас друга, а хотят уважать вас как учителя. Покажите им, что вы ждете от них не только усердной работы на уроке, но и что эта самая работа может доставлять удовольствие.
-
Используйте имена.
Хотя это может быть трудным сразу запомнить имена всех детей, но использование имен ,а не фамилий, показывает ребенку ,что вы цените их как личности и создает прочный фундамент хороших взаимоотношений.
-
Слушайте.
Попытайтесь понять, какую идею хочет донести до вас ребенок, а не только, насколько грамматически правильно построена речь. Старайтесь избегать ненужных повторений того, что говорят дети
-
Избегайте лишних поправок.
Учителя ,которые поправляют учащихся каждый раз в процессе говорения, рискуют поколебать уверенность ребенка и нарушить положительную связь между учеником и учителем. Конечно, учащиеся нуждаются в корректировке время от времени, но делать это надо аккуратно-это поможет укрепить доверие ребенка к учителю.
-
Старайтесь находиться на виду у всего класса.
Работайте над своим голосом и языком жестом, так чтобы вы излучали уверенность, даже если это не так на самом деле. Голос должен быть четким и ясным и достаточно громким. Стойте прямо перед классом и не прячьтесь за стол.
-
Еще один способ построить доверительные отношения с учащимися -это похвала.
Похвала является мощным стимулом,но и тут важно не переусердствовать, старайтесь хвалить так ,чтобы ребенок чуствовал, что он это действительно заслужил.
-
Трудности с говорением-как их избежать.
Многие учащиеся боятся говорить. Причин тому может быть несколько: природная застенчивость, неуверенность, недостаточный словарный запас. Многие боятся насмешек со стороны класса, но учитель должен обратить их внимание, что ошибки являются неотъемлемой частью обучения. В тоже самое время нельзя заставлять их это делать ,если они еще не готовы. Учитель должен планировать урок так, чтобы, удовлетворять потребности каждой категории учащихся. Поощрение и похвала могут также стимулировать ребенка к говорению. Замечено, что учащихся имеющих внутреннюю мотивацию к изучению языка, легче научить говорить, чем тех ,кто имеет внешнюю мотивацию. Экстраверты по природе которые легко сходятся с людьми также больше стремятся научиться говорить на инностранном языке, чем замкнутые по природе дети.
Литература:
-
Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М.: Смысл, 2004
-
Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранными языками// Иностранные языки в школе. - 1985. № 5
-
Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка // Издательство "Высшая школа", 2004
-
Филатов В. М. Некоторые аспекты раннего обучения иностранным языкам// Иностранные
языки в школе, № 5 ,2005г.