ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЛАСТИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЯ

Исследовательская деятельность в общеобразовательной школе особенно актуальна в старших классах, потому что у старшеклассников завершается формирование рефлективных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления, на основе которого формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей среды. .
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н. И. Кожемякина

учитель английского языка

ГОУ ЦО №771



ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЛАСТИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЯ

Исследовательская деятельность в общеобразовательной школе особенно актуальна в старших классах, потому что у старшеклассников завершается формирование рефлективных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления, на основе которого формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей среды. Трудно переоценить важность такого раздела в изучении иностранного языка, как лингвострановедение - раздел, в котором одновременно с изучением языка необходимо изучать культуру его народа, знакомиться с историей, литературой, бытом, традициями, психологией. Образовательная ценность этого раздела заключается в том, что знакомство с культурой изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране. Интересно и полезно было работать над проектами "Music We Love" c учащимися 10 класса и "Mark Twain and American Dream" с учащимися 11 класса.

Трудно спорить с тем, что музыка занимает значительную часть жизни большинства подростков. При изучении музыкальной культуры англоязычных стран у многих школьников возник вопрос - почему «кантри», «блюз». Этот интерес послужил мотивом для исследования в области музыкальной культуры США. Цель проекта «Music We Love» -установить происхождение названия музыкальных стилей, популярных среди современной молодежи; познакомиться с творчеством наиболее ярких представителей американской музыкальной культуры. Гипотеза: большинство молодых людей не знают, почему так называется тот или иной музыкальный стиль и не знакомы с историей той музыки, которую мы слушаем каждый день. Задачи проекта - создать условия для расширения знаний об истории и культуре Америки, ее традициях; проследить эволюцию американской музыкальной культуры от «кантри» до Майкла Джексона; собрать записи музыкальных произведений различных музыкальных стилей и включить их в мультимедийный продукт «Music We Love». Методами данного исследования стали: 1) подбор и анализ литературы (книг, статей, сайтов, посвященных истории американской музыки); 2) подбор музыкальных произведений, характерных для каждого музыкального стиля; обсуждение проблемы с педагогами, друзьями и одноклассниками; оформление мультимедийного продукта, который содержит сведения о развитии музыкальной культуры в Америке. В конце работы над проектом предлагалось обсудить процесс работы и ее результат, объективно оценить продукт и степень удовлетворенности каждого участника проекта. Работа над проектом дала возможность старшеклассникам показать свои организаторские способности, скрытые таланты, умение владения иностранным языком. Трудно переоценить значение внутреннего результата исследовательской деятельности - опыт такой деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Ежегодно перед большинством старшеклассников возникает проблема выбора профессии, определения жизненных приоритетов и ценностей. Это сделать очень не просто в наше трудное время, когда утрачен разумный баланс между духовным и материальным. Стремление получить материальные блага без особых усилий, мечта о легкой, красивой жизни без забот и труда приводит многих подростков к мысли о том, что такие мечты легче осуществить не в России, а, к примеру, в Америке, неправильно понимая смысл фразы «американская мечта». Целью проекта « Mark Twain and American Dream» было опровергнуть мнение большинства старшеклассников, что за границей можно легко заработать много денег. Мы попробовали это сделать на примере биографии выдающегося американского писателя Марка Твена, воспользовавшись его бесценным опытом. Задачи проекта - расширить знания о жизни американцев, узнать их трактовку понятия «американская мечта»; изучить биографию Марка Твена и проанализировать, как он смог осуществить свою «американскую мечту»; пользуясь опытом знаменитого американского писателя собрать пакет рекомендаций, которые будут полезными каждому молодому человеку на пороге самостоятельной жизни. Методы исследования: 1) подбор и анализ литературы, посвященных трактовке понятия «американская мечта»; изучение биографии Марка Твена; 2) извлечение полезной информации из биографии великого писателя, чтобы опровергнуть ошибочное мнение о легких «американских» миллионах; создание пакета рекомендаций в помощь будущим выпускникам. Этапы исследования - 1) в первую очередь необходимо было выяснить отношение американцев к понятию «американская мечта»; опираясь на источники информации, нам удалось выяснить, что успешность американца зависит от его личных способностей и честного труда; 2) в ходе изучения биографии Марка Твена, проследив его путь от лоцмана до всемирно известного писателя, мы убедились в справедливости такого утверждения; 3) воспользовавшись жизненным опытом Марка Твена, мы попробовали создать пакет рекомендаций в помощь нынешним выпускникам. Работая над проектами, мы отдавали себе отчет в том, что наша исследовательская работа большей частью направлена на развитие личности учащегося, а не на получение объективно нового результата. Работа над учебным исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую деятельность.

Библиография

Айзикович Т.П. «История джаза и популярной музыки» Программа для средних общеобразовательных учебных заведений, факультативные курсы, 1992 г.

Меньшиков В. «Энциклопедия рок-музыки». Ташкент, 1992г.

Овчинников Е. «История джаза». Выпуск 1, «Музыка», М. 1994г.

Стаут Феликс «2000 английских фраз и выражений на любой случай. Самая точная информация от носителя языка» М., АСТ, 2010г.

Федоров Е. «Рок в нескольких лицах». М., «Молодая гвардия», 1989г.

Фопель Клаус «На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростками и юношескими проблемами. Планирование жизни». М., Генезис, 2008г.



© 2010-2022