Роль родного языка в становлении патриотического сознания личности

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Роль родного языка в становлении патриотического сознания личности



Шиповская Людмила Борисовна,преподаватель английского языка А.Б.МК г. Астрахань телефон 89615634360, luda1956rus@mail.



Аннотация

В статье рассматривается популяризация истории философии Русского мира, его духовных и культурных основ. Автор попытался доказать, что родной язык способствует становлению патриотического сознания личности, накладывает отпечаток на способ мышления учащихся.



Ключевые слова

Родной язык, патриотическое сознание личности, ментальность, русский характер, духовность

Summary

In article promoting of history of philosophy of the Russian world, its spiritual and cultural bases is considered. The author tried to prove that the native language promotes formation of patriotic consciousness of the personality, leaves a mark on a way of thinking of pupils.

Keywords

Native language, patriotic consciousness of the personality, mentality, Russian character, spirituality

Роль родного языка в становлении патриотического сознания личности

В становлении патриотического сознания личности

важное значение имеет понимание того, что родной язык накладывает отпечаток на способ мышления, способ формирования мыслей, что язык есть средство воспитания смысла, понимание истории, чувства гармонии мира.

Язык - это основное национальное достояние.

Русский язык и русская литература - это наши базовые ценности, т.е. то, что создано нами как нацией.

Учащиеся должны изучать иностранные языки, но и гордиться родным языком - русским, - который обладает уникальными качествами: свободой словообразовательных возможностей, широтой синонимики, возможностью широчайшего применения оценочной лексики, гибкостью порядка слов, безграничными ритмомелодическими возможностями.

Наши корни, наша история представлены в текстах разных поколений. Этим материалом должны хорошо владеть школьники, дабы не напоминать Иванов, непомнящих своего родства.

Слово имеет огромную власть над русским человеком.

Большинство русских слов - это символы, которые отличаются от символики античной культуры.

Кроме того, в русских текстах имеются смысловые оттенки, которые не совпадают у разных поколений, но отражают суть исторических и культурных изменений, происходящих в России. Язык любого народа связан с таким важнейшим и сокровенным понятием, как его национальный менталитет. Ибо ментальность есть миросозерцание народа через категории и формы родного языка. Человек видит мир только через эти категории. Так формировался русский человек: любовь к чтению, тяга к философствованию, живой прагматизм славянского язычества и идеальность, духовность восточного христианства. Всё это обогащает душу и делает образ мышления и русский характер неповторимыми.

В связи с этим нельзя допустить, чтобы родной язык, язык отцов и дедов, изучался в школе всего лишь как знаковая система, кладовая литературного языка, информационное средство. Такая опасность ведёт к бездуховности, к забвению базовых ценностей - родного языка и литературы,- наконец, - своих корней, исторических начал.

Русский язык, в отличие от английского, имеет своими культурными предками греческий церковно-славянский язык. Это истоки русского литературного языка. Это истоки русского литературного языка. Другим источником является канцелярский язык 16-17 вв. Если церковнославянский - это язык философии, морали, истории, то канцелярский язык - это язык действия. Кроме этого, русский язык обладает удивительной способностью втягивать в себя через устные заимствования огромное количество германизмов, тюркизмов, заимствований из латинского, арабского и др. языков.

Эта сторона русского языка может быть названа его интернациональностью, - в смысле уважения чужой культуры, способности считаться с её интересами и брать всё полезное, что можно взять. Исторически представители русской культуры не любят судиться, но любят следовать правде, любят философствовать и восторгаться всем, чего нет в их культуре и в них самих

Язык накладывает отпечаток на способ мышления, способ формирования мыслей. Так, из истории известно, что однажды представители иностранной делегации, приехавшие в северную столицу, спросили В.И. Даля, правда ли, что он по национальности датчанин, на что Даль ответил: «Каждый человек принадлежит к той нации, на ЯЗЫКЕ КОТОРОЙ ОН ДУМАЕТ. Я ДУМАЮ ПО-РУССКИ». Сошлёмся на авторитет в филологической науке Ю.В. Рождественского: «Поскольку язык в отношении своей стилистике и смысла различен, то даже близкородственные языки, такие, как как германский ( к ним принадлежит и английский) и славянский ( к ним принадлежит русский), оказываются своеобразными. В этом своеобразии состоит смысл существования разных языков и народов.

Язык отражает духовность народа. И потому нельзя искусственно отказываться от слов и выражений, бытовавших в языке и истории несколько веков. Например, слово товарищ, от которого отказались в конце 20 в. лишь потому, что оно было часто употребляемым в советское время. А слово это имеет давнишнюю историю. Его любил Пушкин ( «Товарищ, верь, взойдёт она.») Товарищество - люди, собранные для исполнения данной задачи.

В 19 веке «товарищами» назывались люди, которые исполняли общее дело. «Товарищем министра» назывался заместитель Министра. А латинский эквивалент «коллеги» до сих пор принят в научной среде.

Общеизвестно, что язык любого народа связан с таким важнейшим и сокровенным понятием, как его национальный менталитет. Слово имеет огромную власть над русским человеком.»Национальный менталитет» - это образ мышления человека, определяемый наряду с прочими факторами ещё и его генетическими особенностями.

Таким образом, в становлении патриотического сознания личности большую роль играет понимание того, что родной язык накладывает отпечаток на способ мышления, способ формирования мыслей, что язык есть средство воспитания смысла, понимание истории, чувства гармонии мира.

Литература

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожигов - М: Русский язык, 1986.- 797с.

  2. Савотина Н.А. Гражданское воспитание и современные требования/ Н.А. Савотина, Москва 2008.-№4

  3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие/ И.Ф. Харламов, Москва 2009

  4. Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь/ К.М.Хоруженко, Ростов н/Д: Феникс, 1997

  5. Шиповская Л.Б. Гражданское воспитание студенческой молодёжи вузов в современных условиях/Л.Б. Шиповская//Социально-экологические аспекты развития муниципальных образований - М, 2009. - с.229-234



















© 2010-2022