- Преподавателю
- Иностранные языки
- СтатьяИсследовательская деятельность как средство развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся
СтатьяИсследовательская деятельность как средство развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бабаян Ю.Ю. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Бабаян Юлия Юрьевна,
учитель английского языка
МОУ Гимназии №15
Советского района Волгограда
Исследовательская деятельность как средство развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Толстой
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно- воспитательного процесса. Как достичь этого, какие выбрать формы и методы? Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация исследовательской деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Исследовательская работа в современной школе предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. Если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а трудную недоступную часть работы он выполняет вместе с учителем, то завтра весь объем подобной работы он сможет выполнять самостоятельно. Только совместная с учителем деятельность в ходе всего исследования даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся и овладеть универсальными учебными действиями; формировать такие качества как наблюдательность, воображение, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения, вера в собственные силы, что так необходимы в современном мире.
Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность - это его работа и реализация его собственных идей.
Исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Исследовательская деятельность учащихся предполагает наличие основных этапов, характерных для реального научного исследования и в целом соответствует в научной сфере традициям:
-
постановка проблемы;
-
изучение теории, посвященной данной проблематике;
-
подбор методик исследования и практическое овладение ими;
-
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
-
научный комментарий, собственные выводы.
Реализация принципа активности в сложившихся условиях приобретает огромное значение. Развитие познавательной активности учащихся возможно через организацию исследовательской деятельности, которая делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Ведь если перед учеником встаёт проблема, она обязательно рождает любознательность, и у ребёнка при этом возникает потребность в осуществлении непосредственно исследовательской деятельности, где возникает познавательный интерес, ведущий к развитию познавательной активности. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, активно применяют новые информационные технологии, учатся сами планировать свою деятельность, что очень актуально в условиях современной жизни. Всё это заставляет обратить особое внимание на формирование у обучающихся исследовательских личностных навыков, в том числе и на уроках английского языка.
Устойчивый интерес можно привить детям, применяя разнообразные технологии, методы и приёмы в обучении. Основными формами организации исследовательской деятельности в процессе обучения английскому языку являются метод проектов, кейс-технологии и лабораторные работы.
Организация исследовательской деятельности на уроках английского языка - это перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую необходимо целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности гарантирует успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.
Список используемой литературы:
-
Беленкова, О. В. Исследовательская деятельность учащихся как механизм повышения качества образования. festival.1september.ru/articles/549265/
-
Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые пруды, 2006.
-
Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1997.
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php
-
Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.
-
Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам/ А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2008. - 180с.