Доклад ФГОС нового поколения

В наше время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является ФГОС второго поколения. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обуче...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6



Особенности учебного занятия

с позиции требований ФГОС

Приоритеты образовательной политики, а, соответственно, цели и задачи образования, исходя из запросов общества, постоянно меняются, что отражается в образовательных стандартах. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе, а личность самого ребенка и происходящие с ней изменения в процессе обучения. Следовательно, на современном этапе необходимо использовать такие формы и методы обучения, которые учитывают личностные особенности каждого школьника в отдельности.

В наше время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является ФГОС второго поколения.

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования».

В новом Стандарте четко обозначены требования к результатам обучения (рис. 1):

Метапредметные

Предметные

Личностные

Самоопределение: внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка.


Регулятивные:

управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность

Основы системы научных знаний

Доклад ФГОС нового поколения

Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания



Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная), границы собственного знания и «незнания».


Коммуникативные:

речевая деятельность, навыки сотрудничества


Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков.

Познавательные:

работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения;

выполнение логических операций, сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом






Рис.1. Требования ФГОС к результатам обучения.

Для того, чтобы обеспечить такие результаты, в Фундаментальном ядре содержания общего образования [10] подчеркивается, что личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные - через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты - через универсальные учебные действия (УУД).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение обучающегося возможностью самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Овладение универсальными учебными действиями является основным результатом образования и дает школьникам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Современный школьник сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, а достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Представляется очевидным, что универсальные учебные действия должны стать основой выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса. Овладение обучающихся универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

Деятельность учителя в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

-

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка - оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Таким образом, сегодня необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта, где целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.





















Литература:


  1. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов [Текст] / В.С.Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. - С. 107.

  2. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения [Текст] / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2005. - 474 с.

  3. Неуймин, Я.Г. Модели в науке и технике: История, теория, практика. [Текст] / Я.Г.Неуймин - Л.: Наука, 1984. - 189 с.

  4. Петерсон, Л.Г. «Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. [Текст] / Л.Г.Петерсон. - М., 2009.

  5. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. [Текст] / И.П.Подласый. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - 574 с.

  6. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. [Текст] / Н.М.Соколова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-368с.

  7. Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Педагогика: 100 экзаменационных

ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов [Текст]: изд. 4-е, испр. и доп. / Д.Л.Столяренко, С.И.Самыгин. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 256 с.

  1. Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика. [Текст] / И.В.Трайнев. - М.:ТЦ Сфера, 2004

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., Просвещение, 2010.

  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова [Текст] / В. В. Козлов, А. М. Кондаков. - Москва: «Просвещение», 2008. - 40 с.

  4. «Школа 2000...». Сборники статей. Вып.3−6. − М., 2002-2006 гг.





© 2010-2022