Методическая разработка по французскому языку на тему: Творчество Огюста Родена

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка «Творчество Огюста Родена» (к 150-летию со дня рождения скульптора)

20 век открылся промышленной выставкой. В 1900 году в Париже мир демонстрировал свои научные, технические достижения, а также успехи в области искусства. У моста Альма в отдельном павильоне были представлены работы Огюста Родена, самого известного французского скульптора. Ему было 60 лет, 45 из них он отдал скульптуре. Этой выставкой, состоящей из 68 работ, Роден подводил итог всей своей творческой деятельности.

После триумфа на Всемирной выставке Роден снял мастерскую на первом этаже отеля Бирон в Париже. Сюда он перевез все свои работы, которые завещал государству. Тогда же Роден составил творческое завещание потомкам, в котором изложил свои принципы в искусстве. Он писал: «Пусть вашей единственной богиней будет природа»

Природа некий храм, где из живых колонн

Обрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,

И взглядом родственным глядит на смертных он.

Подобно голосам на дальнем расстоянье,

Когда их стройный хор един, как тень и свет,

Перекликаются звук, запах, форма, цвет,

Глубокий, темный смысл обретшие в слиянье.

Шарль Бодлер


  1. Франсуа Рене Огюст Роден - знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре.

Роден родился в Париже в1840 году, учился в парижской Школе рисования и математики, куда поступил вопреки желанию отца. Уже его первая работа «Человек со сломанным носом» бросила вызов академическим канонам красоты.

Скульптор вылепил некрасивого человека с изувеченным носом, лицо которого можно было читать как книгу, столь выразительны его черты, столь изменчива поверхность: вся в буграх, впадинах, бороздах.

«Маска» была отвергнута, слишком необычными были образ и форма.


  1. Роден надолго замолчал.

Путешествие в Италию, впечатления от встречи с искусством Микеланджело вдохнули в него энергию. Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век». (1876-77).

Воссоздать чудо жизни - в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать естественный ритм, присущий живому организму, при этом не подгонять современного человека под античный образец.

Родену это удалось.

Кто борется - живет, и жизнью полон тот,

Кто твердый замысел в своей душе несет,

Кто яростной судьбы одолевает пики,

Кто, видя цель свою, свершает путь великий.

Виктор Гюго (Карающие песни)

3. Известность Родена растет. У него появились заказы и своя мастерская. Но главное - получил признание творческий стиль Родена, в основе которого лежали глубокое преклонение перед человеческим телом, понимание, что его формы способны выразить любую идею, настроение или состояние.

Роден получает важные государственные заказы.

В 1880 году ему поручают оформить двери для Музея декоративного искусства. Тема, выбранная Роденом - «Врата Ада», навеяна прежде всего «Божественной комедией Данте и отчасти поэзией Бодлера.

Проект захватил мастера. Он предложил создать грандиозный скульптурный образ грехов человеческих. Художник попытался воплотить все многообразие человеческого бытия, черту которому подводит смерть.

Войдите мной в страданье неизбежно;

Войдите мной в град скорби без конца;

Войдите мной к погибшим безнадежно.

Данте Алигьери

« Врата Ада» представляют собой плоский портал с двумя громадными створками. Вся поверхность покрыта зыбкой пластической массой; приближаясь, зритель видит, что это скопище человеческих тел. Поле гигантского рельефа заполнено лавиной тел, низвергающихся в бездну.

Там вздохи, плач, страдальцев громкий вой,

Там без числа разносятся рыданья

По воздуху, одеянному мглой.

Языков смесь, ужасные вещанья,

То грустных глас, то яростных речей,

Крик, скрежет, рук отчаянных плесканья

Сливаются в юдоли мрачной сей

В несносный шум, без отдыха кружимый,

Как вихрем прах взвиваемый с полей.

Данте Алигьери «Божественная комедия»

Песнь третья.

«Тут была жизнь, была тысячекратно в любую минуту, была в томлении и муке, в безумии и в страхе, в утрате и обретении.

Райнер Мария Рильке «Огюст Роден»

Наверху, над вратами безвольно склонились три Тени, беспомощные и бессильные в борьбе со смертью. Под ними, подперев голову рукой, сидит Мыслитель, в мучительном раздумье пытаясь понять законы человеческого бытия. Его окружают другие персонажи.

Чем дышит человек? Зачем он на земле?

Что мы увидим там, за гранью неземною?

Природа, правда ли, что в зыбкой этой мгле

Ты говоришь со мною?

Виктор Гюго. (Четыре веяния духа)


  1. Музей, для которого предназначались «Врата», построен не был, но Роден трудился над ними до конца жизни. Эскизы к ним вызвали к жизни немало прекрасных образов, ставших самостоятельными работами («Ева»1881; «Данаида»,1885; «Поцелуй», 1886.)

A la très chère, à la très belle

Qui remplit mon coeur de clarté,

A l' ange, à l' idole immortelle,

Salut à l' immortalité.

A la très bonne, à la très belle

Qui fait ma joie et ma santé,

A l' ange, à l' idole immortelle,

Salut en l' immortalité.

Ta tête, ton geste, ton air

Sont beaux comme un beau paysage

Le rire joue en ton visage

Comme un vent frais dans le ciel clair.

Шарль Бодлер

Новое, что внес Роден в искусство, - это преодоление статичной замкнутой формы и воплощение движения в скульптуре.

«Это - желанье, томленье.

Страсти изнеможенье,

Шелест и шорох листов,

Ветра прикосновенье.

Это - в зеленом сплетенье

Тоненький хор голосов».

Поль Верлен

«Скульптор заставляет зрителя следовать за развитием жеста на изображенной фигуре.

Движение - не что иное, как переход от одного положения к другому».

Огюст Роден

5.Роден мечтал о создании монументов, которые стояли бы на площадях и улицах города.

Таким стал памятник «Граждане города Кале»(1884-1895), одно из самых значительных творений монументальной пластики 19 столетия.

Памятник посвящен конкретному эпизоду Столетней войны. Французский город Кале был осажден 1347 году войсками английского короля Эдуарда 3. Англичане пообещали сохранить жизнь горожанам при условии, что шесть знатных жителей Кале - босые, в лохмотьях и с веревками на шее - придут к ним в лагерь, отдадут ключи от города и будут затем казнены. Эсташ де Сен Пьер решился первым, затем к нему присоединились еще пять человек, добровольно согласившихся принять смерть.

Во Франции не создавалось ничего равного по скорбной красоте, трагизму, пластической мощи. Фигуры, жесты рук, силуэты - все проникновенно передает чувства обреченных; при этом каждый человек переживает грядущую гибель по разному: здесь и отчаяние, и сомнение, и покорность, и мудрое приятие, и непреклонность, и терзающий душу страх..

Памятник гражданам Кале, созданный Роденом, по своему реализму и глубине психологических характеристик был настолько необычен, что заказчик вначале отказался от него. Лишь в 1895году композицию отлили в бронзе и установили в Кале на высоком постаменте, который только после смерти скульптора заменили на низкий.

6. Роден создал большое количество портретных бюстов, в том числе бюст Виктора Гюго. Он предстал наблюдательным человеком и тонким психологом.

«Лгать и льстить я не могу, - писал скульптор. Мои бюсты часто не нравились, потому что они чересчур искренни: в этом их главное достоинство. Пусть правда заменит им красоту».

7. Последней крупной работой Родена стал памятник Оноре де Бальзаку.(1897)

Четыре года скульптор искал образ полностью соответствующий его представлениям о великом романисте. Бальзак шествует закутанный в монашескую рясу, грубый, могучий, подобный скале. Скульптор попытался передать при помощи пластики саму стихию творчества - зарождение замысла, муки создания, непрестанное движение мысли, сомнения, раздумья. Это породило необычную форму: все словно движется, меняется на глазах, подобно лаве, извергающейся из жерла вулкана. Выставленная в салоне статуя вызвала очередной скандал. Роден выступил в свою защиту: «Утверждение, что я небрежно выполнил своего Бальзака из-за озорства, - оскорбление….. Если истина не подлежит гибели, я вам предсказываю, что моя статуя совершит свой путь». Художник оказался прав, и в 1939 году памятник Бальзаку был установлен в Париже.

«Я был непримирим. Во дни людских годин

На многих деспотов я шел войной один;

Я бился с полчищем содомской гнусной рати;

Валы морских глубин, валы людских проклятий

Рычали на меня, но я не уступал…»

Виктор Гюго «Victor sed Victus»

Многие работы скульптора находятся в его музее в Париже. Пройдемте вместе по залам музея и аллеям парка.


© 2010-2022