Рефлексивный отчет на тему Развитие критического мышления учеников в процессе обучения предмету

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 1


Рефлексивный отчет

на тему: «Развитие критического мышления учеников в процессе обучения предметам»


Ф.И.О. автора: Макашева Динара Рымхановна

Должность: учитель английского языка

Организация: КГУ «ОСШ№10 города Темиртау»









Для того, чтобы образовательный процесс стал действительно качественным, идущим в ногу со временем, необходимо, во-первых, начать перемены с самого учителя, с самих себя. Еще раз встать на одну ступень с учеником, научиться быть современным в образовании, чтобы потом научить, донести всю суть знаний обучающимся.

Изначально, придя на курсы по Программе третьего базового уровня, у меня была внешняя мотивация и убеждения того, что учитель-это просто профессия, основной задачей которого является передать свои знания детям. Обычно в своей педагогической деятельности я использовала традиционные формы работы и суммативное оценивание. После прохождения 1-го этапа курсов «Лицом к лицу», когда я побывала в роли ученика, я поняла, как обучить своих учеников тому, как учиться. Наша ежедневная работа в группе, применение тренером активных методов и подходов при выполнении заданий, а самое главное изучение семи модулей Программы, основанные на исследованиях ученых, повлияли на мою мотивацию. Согласно идеям Чиксентмихайи у меня появилась «самоцель», что Райан и Деки называют внутренней мотивацией, иными словами у меня появилось стремление и любознательность интегрировать семь модулей Программы в свою практику. Мои суждения и взгляды достигли уровня метапознания, я стала анализировать свою важность и роль в преподавании и обучении учащихся. Согласно идеям Стронга «Учитель является стержневой фигурой в обеспечении успешности обучения учеников». Данная идея повлекла за собой главную цель в моей педагогической деятельности, а это изменить процесс обучения учащихся, в которое я запланировала включать идеи всех модулей программы и продумывать каждый этап урока таким образом, чтобы он был наиболее эффективным.

На сегодняшний день критическое мышление -это ведущее сoвременное педагoгическое пoнятие, актуальное для преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей .

Я думаю, чтобы научить детей критически мыслить, необходимо начать с себя,самому критически думать, четко знать общее понятие критического мышления, учитывать понятие рефлексивного преподавания и необходимости критического размышления.

Таким образом, на мой взгляд, обучению критическому мышлению - это единая система, способствующая формированию навыков работы с информацией, критическому осмыслению полученных знаний. Она включает в себя комплекс разнообразных методов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, помочь ему в освоении материала, а затем научить систематизировать полученную информацию. Основная цель - развить мыслительные навыки, которые учащийся будет использовать не только в школе, но и в жизни.

Проработав 10 лет в рамках традиционного обучения, я пришла к выводу, что учащийся на уроке должен быть не только зрителем и слушателем, а исследователем, добывающим знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей, учит их выдвигать гипотезы, обосновывать и выбирать путь решения учебной задачи.

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.

На основании вышесказанных моих убеждений я выбрала модуль «Обучение критическому мышлению» для этого отчета.

Придя с курсов, которые я закончила в этом учебном году, я поставила перед собой цель, как построить уроки английского языка, так, чтобы в них отражался модуль развитие критического мышления.

Прежде чем приступить к обучению критическому мышлению своих учеников я апробировала знания, направленные на решение проблемы. То есть выработала стратегию решения моей проблемы и разработала конкретный план изменений из года в год.

Во-первых, изучив повторно теорию по модулю: «Обучение критическому мышлению» я запланировала использование алгоритма инструкций для заданий на уроках английского языка для того, чтобы, учащийся мог размышлять критически о собственном обучении, а это шаги, которые школьники могут предпринять в осуществлении классной работы: 1. ознакомиться с информацией 2.определить ключевые позиции 3.проанализировать 4.сравнить и исследовать сходства и различия 5. синтезировать данные 6. оценить валидность и надежность доказательств 7. применить знания 8. аргументировать сформулированные выводы.

Практика в школе убедила меня, что для формирования компетенций критически мыслящей личности необходимо выбрать такую форму работы, при которой обучающиеся большую часть времени будут работать самостоятельно, учиться планированию, организации, самоконтролю, взаимооценке и самооценке своих действий и деятельности в целом.

Каждый урок начинался со стимулирования учащихся вспомнить то, что они уже знают по изучаемой теме, способствование обмену мнениями, систематизации информации, полученной в ходе беседы. При этом критика ответов не приемлема. На уроках я использовала такие стратегии, как, «Автобусная остановка», «Ранжирование», «Таблица-синтез». Все эти виды работы приводят в активное состояние мыслительные центры головного мозга.

Далее в течении всех уроков обучающиеся изучали новую информацию и осмысляли её через призму применения при выполнении практических упражнений. На данном этапе я всегда использовала групповую или парную работу, которая способствовала обмену мыслями и идеями, развитию навыков составления предложений используя различные временные формы глаголов в настоящем, прошедшем и будущем временах в письменной и устной речи. Групповая и парная работа напрямую связана с диалоговым обучением. Согласно исследованиям Мерсера и Литлтона диалог способствует высокому уровню мышления, интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.

На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как: позволяет ученикам выражать свое понимание темы; помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи; содействуют аргументированию учениками своих идей; помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в прочесе своего обучения.

На уроках английского языка при выполнении заданий в группах больше присутствуют кумулятивная и исследовательская беседы. Все это позволяет направить учеников самостоятельно конструировать учебную деятельность, используя конкретные цели, саморазвиваться и самим определять конечный результат проделанной работы. Учащиеся шаг за шагом становились главными действующими лицами на уроке, они учились наблюдать, сравнивать, обобщать, выдвигать предположения, творчески подходить к рассмотрению вопросов. Успешному выполнению совместной работы способствовало и доброжелательное отношение учащихся друг к другу, и незаметно созданная мною коллаборативная среда.

Также, основным пунктом моего планирования по введению модуля развития критического мышления учеников в процессе обучения являлось наблюдение. Наблюдение за учащимися в процессе обучения способствовало для меня разработке индивидуальной карты для каждого учащегося по определенной теме. Наблюдая за детьми, я могла видеть их успехи и барьеры в обучении и запланировать следующие шаги для преодоления данных барьеров и повышения качества их знаний. Наблюдения велись во время выполнения совместных и индивидуальных заданий.

При выполнении совместных заданий на составление и презентацию флипчартов, составление предложений и ответов на вопросы учащиеся А с «высоким» уровнем успеваемости демонстрировали достаточно высокий уровень навыков наблюдения, анализа, оценки доказательств и умение делать выводы. Они чётко могли изложить, доказать, выделить важные моменты в образовании временных форм глагола и обобщить изученный теоретический материал, после детального анализа предоставленной информации. При выполнении индивидуальных заданий на применение изученной информации, такие дети как правило критически относились к своим ответам, которые отражали теорию и доказательство. Всё это свидетельствует о достаточно высоком уровне критического мышления у учащихся данного возраста.

Учащиеся со «средним» уровнем успеваемости, при выполнении совместных заданий как правило могли доказать теоретический материал из предоставленной информации, но они редко приводили свои примеры для иллюстрации доказательств. При выполнении индивидуальных заданий такие учащиеся опирались на уже изученные доказательства и примеры, иногда упуская детали и требуя большей поддержки со стороны учителя. Все эти наблюдения говорят о том, что у учащихся со «средним» уровнем успеваемости имеют достаточный уровень развития критического мышления.

Критическое мышление у учащихся с «низким» уровнем успеваемости имело низкий уровень развития, это подтверждается следующими моими наблюдениями: при выполнении совместных заданий такие учащиеся демонстрировали низкий уровень навыков наблюдения и анализа информации. Доказательства, как правило, они могли проиллюстрировать в письменном виде, не обращая внимание на правила и лексический материал, или вообще игнорировали доказательства. При выполнении индивидуальных заданий учащиеся опирались только на готовые предложения в учебнике и требовали значительной поддержки со стороны учителя и одноклассников.

Таблица наблюдения за учащимися

в демонстрации навыков критического мышления.

Навыки

А

В

С

Наблюдение

при презентации нового материала самостоятельно делали конспект и записи в тетради

делали записи с моей подсказкой

ученики А помогали делать запись

Анализ

использование всех времнных форм глагола в составлении предложений

использование нескольких временных форм глагола в составлении предложений

переписали правило с доски в тетрадь

Оценка доказательств

обоснование употребления всех временных форм глагола

обоснование употребления нескольких формы глагола с опорой на конспект

зачитывали правило с тетради

Вывод

брали на себя роль спикера и консультанта

брали на себя роль оформителя

пытались рассказать употребление временных форм глагола

На протяжении проведенных уроков, из моих наблюдений я увидела, что учащиеся работая в группах и парах, учились аргументировать свои идеи, строить суждения, совместно находить пути решения задач, постепенно ученики развивали навыки критического мышления-наблюдение, анализ, вывод и интерпретация. Это способствовало развитию саморегулируемого обучения, при котором учащиеся А решали новые задачи уверенно, знали о своих способностях (роль спикера), могли говорить о том, как они сделали что-либо или чему они научились. Учащиеся В использовали ранее услышанную речь в собственных целях и могли решать социальные проблемы с ровесниками. Учащиеся С участвовали в совместной работе с ровесниками. В итоге согласно таблице наблюдения самостоятельного обучения учеников видно, что все учащиеся А, В,С были вовлечены в работу.

Также проведение рефлексии в конце урока помогает учащимся развивать критическое мышление и выявить размышления учеников об изучаемом материале, ученики рассмотривают вопросы шире не только по отношению к проведенному уроку, а именно по отношению к себе, чему они научились, что знают и что умеют. На этапе рефлексии происходит выведение знания на уровень понимания и применения. Идет рефлексия процесса обучения учеников и учителя.

Хорошие результаты качества обучения некоторых учащихся, таких как Силин Матвей (10а), Ольховский Андрей (10а), Михайлов Максим (10а), привели меня к выводу, что процесс внедрения модуля развития критическго мышления в практику моего преподавания и обучения учеников повлекли за собой изменения. Уроки стали наполненными разными формами работы, направленные на развитие мышления более высокого порядка, межличностных отношений. Во время работы они увлечены заданиями, их уже не смущало то, что может быть, не все получается. Ученики знали, что они могут рассчитывать не только на помощь учителя, но и на то, что в группе есть ученики, которые поддержат и помогут им.

Наше обучение, это лишь часть изменений в моей деятельности. В результате которого, я как учитель смогла достичь цели вовлечь всех учеников в обучение, через формативное оценивание определить возможность улучшения обучения учениками, проведение рефлексии помогло мне установить обратную связь с учениками, что повысило мотивацию детей к обучению английского языка, они стали с удовольствием и с желанием приходить на мои уроки. Из моих наблюдений я увидела, что мои ученики начали развивать навыки саморегуляции, что способствовало активному участию каждого в обучении, навыки критического мышления, что помогло ученикам оценить свое обучение и учащиеся научились работать в группе, что способствовало созданию спокойной и безопасной обстановки.

На мой взгляд, ответы учащихся, помогаю мне понять, что начатая работа по развитию критического мышления дает положительные результаты. Я обнаружила следующее: ученикам стало интереснее учиться, они стали задавать больше вопросов, увереннее стали раcсуждать, участвовать в обсуждении разной информации. Когда я правильно организую работу, они работают гoраздо эффективнее и достигают больших результатов. Мое наблюдения показывают, что ученики С, работают очень активно в группе, вносят свои предложения и не бояться высказаться. Самые вышеназванные проблемные ученики, неожиданно для меня старательно записывали ответы на вопросы благодаря подмосткам ученика А.

Внедрение идей модуля «Обучение критическому мышлению» позволило сильным учащимся развивать свои талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха.

Учитывая возрастные особенности учащихся, я поняла, что многие учащиеся находятся на стадии формирования развития критического мышления. При этом данное мышление развиваются у всех учащихся по-разному. Проведенные уроки также позволили мне критически оценить и свои профессиональные навыки по использованию данного модуля. Для меня основной задачей на будущее стало научить всех учащихся находить знания самостоятельно и критически мыслить.

Я считаю, что результатом внедрения идей модуля «Обучение критическому мышлению» в мою практическую деятельность стали заметные изменения в проявлении у обучающихся мыслительных операций, а это анализ и синтез, которые являются базовыми для формирования критического мышления.

В заключении я могу сделать вывод, что внедрение идей модуля «Обучение критическому мышлению» дает ученику:

1.повышение эффективности восприятия информации.

2.повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения.

3.умение критически мыслить

4.умение ответственно относиться к собственному образованию

5.умение работать в сотрудничестве с другими

В 21 веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.

Анализируя проведенные уроки, я хотела бы отметить 3 аспекта, которыми я могу гордиться:

1.Ученики смогли аргументировать свои выводы по правилу образования и употребления временных форм глагола.

2.Вовлечение в работу всех учащихся

3.Эффективное взаимодействие учащихся А и С

Несмотря на положительные аспекты, я столкнулась и с некоторыми трудностями на уроках:

1.Языковой барьер учащихся

2.Физиологический фактор (страх и стеснение говорить перед сверстниками)

3. Социальный фактор (нежелание работать с другими )

Исходя из этого, я наметила 1 аспект по улучшению преподавания и обучения учеников, а это тщательно продумывать и изучать различные подходы к разработке заданий (внедрение разговорных карточек для учащихся В и С, изучение новых активных методов и подходов в обучении учащихся).

В будущем в своей педагогической деятельности я планирую:

1.Проведение уроков с учетом интеграции семи модулей Программы

2. Совершенствование саморегулируемого и инклюзивного обучения

3. Оформление наглядных стендов в кабинете по правилам работы в

группе

4. Развитие навыков самоанализа и саморефлексии учителя и учащихся


Список литературы


  1. Руководство для учителя: третий базовый уровень. Третье издание, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

  2. Задания для выполнения в период практики: третий базовый уровень: Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК (2012, с. 41-42)

  3. Образовательный портал cpm.kz

8


© 2010-2022