- Преподавателю
- Иностранные языки
- Использование ИКТ и ДО в системе СПО в рамках преподавания дисциплины Немецкий язык (из опыта работы)
Использование ИКТ и ДО в системе СПО в рамках преподавания дисциплины Немецкий язык (из опыта работы)
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Селиванова Т.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Использование ИКТ и элементов дистанционного обучения
в образовательном процессе
Работая со студентами в стенах нашего образовательного учреждения, я обратила внимание на то, что большинство из них практически не выпускают из рук свои сотовые телефоны, а в ухо вставлена гарнитура, которой они умело пользуются. Отсутствие фиксированного рабочего места и хождение по кабинетам, где не всегда есть возможность работать даже у доски, отсутствие технического оснащения натолкнули меня на мысль, что мои профессиональные потребности могут совпасть с личностными потребностями обучающихся и дать в будущем положительный результат. Я решилась на эксперимент. Использование сотовых телефонов как источника информации (обмен аудио и видео файлами, текстовыми документами) и средства, обеспечивающего обратную связь, средства доступа в Интернет.
Понимая, что эта форма работы нашла отклик у студентов и даёт положительный результат, я стала искать новые способы организации образовательного процесса. Так была определена тема самообразования на 2015-2016 учебный год: Использование Икт и элементов дистанционного обучения в образовательном процессе.
Знакомство с теоретическими основами началось с нормативных документов, в частности со структуры ИКТ-компетентности учителей рекомендации ЮНЕСКО и профессионального стандарта педагога, где профессионализм преподавателя включает в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. Причем ИКТ предполагает разделение понятий ИКТ-грамотность (я знаю, что представляет собой ПК, какие кнопки нужно нажимать, программные продукты, их функции и возможности использования различных Интернет-ресурсов) и ИКТ-компетентность (эффективное применение информационных ресурсов в педагогической деятельности, в том числе использование цифровых технологий визуального творчества - мультипликация, анимация, онлайн-игры). И на первом этапе было важно ответить на вопрос: что и зачем я собираюсь использовать в своей работе? Интернет, текстовые редакторы, электронные презентации, мультимедийные диски, специализированные программы.
-
Для самообразования, а также в целях представления или обмена опытом
-
При подготовке к занятиям
-
На занятиях
-
Во внеурочной деятельности
Для самообразования: дистанционные курсы повышения квалификации, участие в интернет-конференциях, вебинарах, профессиональных сообществах.
При подготовке к занятиям: поиск качественных информационных источников своей дисциплины, разнообразие дидактических материалов, актуальная информация.
На занятиях: организация СРС, лекция вдвоём, онлайн-тестирование, виртуальные экскурсии, чат-занятия и веб-занятия.
Во внеурочной деятельности: участие в дистанционных олимпиадах, сотворчество, проведение консультаций в онлайн-режиме.
Варианты применения ИКТ и дистанционного обучения
в образовательном процессе
Флэшмоб: рассылка СМС с заданием «Напиши на доске (или в тетради) …»
ЧАТ-задание: напиши в комментарии ответ на вопрос
Детективное расследование:
Для студентов второго курса: что в действительности означают слова Reisefieber, Drachenfutter, Ohrwurm по теме «Сложные существительные» (определи, из каких слов составлены эти существительные, переведи слова с немецкого языка на русский, найди и объясни значение этих слов в интернете), составь иллюстрации с пояснениями.
Для студентов третьего курса: Какую роль играет «серебряная стрела» в Германии?
А на твоей машине наклеена Umweltplakette (экологическая этикетка)?
Организация СРС:
-
повтори грамматический материал, посмотрев видео ролик на YouTube youtube.com/watch?v=6J9Xg1dSLJ0 и выполни упражнения youtube.com/watch?v=DndqohwpNLk youtube.com/watch?v=ZZrBhWC93Xw
-
узнай ответ на вопрос «Что охотно читают немцы в свободное время», посетив урок на тему «Литература»
goethe.de/prj/dfd/de/index.cfm?fuseaction=learning.TutorialDetail&tutorial=das_deutschlandlabor_literatur&lesson_ID=2198 в личном кабинете my.goethe.de
-
поучись с помощью молодежных сериалов и шоу на сайте Deutsche Welle dw.com/de/deutsch-lernen/s-2055
-
пройди тест, используя приложение learningapps.org/ или quizlet.com
-
повтори лексику, составляя облака слов tagul.com или кроссворды crosswordlabs.com
-
Работа с текстом. Прогуляйтесь по городу Бремен и осмотрите его основные достопримечательности bremen-tourism.de/ru/1842f736-e17d-d042-de10-3c12256dd398 или bremen-tourism.de/ru/1d881fbe-a760-111e-d120-60940acf7836, расскажите о том, что понравилось больше всего. Составьте вопросы к тексту или создайте викторину по теме «город Бремен», используя flipquiz.me/review/46005.
Контроль учебных достижений и установление обратной связи:
-
Мгновенные и отложенные сообщения, чаты и электронная почта, видеоконференция как средство проведения консультаций.
-
Регистрация участников как эффективный способ отслеживания и предъявления результатов деятельности.
Повышение мотивации, активизация деятельности:
-
Лекция вдвоём: студент-преподаватель, преподаватель-студент, студент-студент, преподаватель-преподаватель.
(1 курс, группа М-12, Ермиенко Валерий): убери телефон, убери телефон, пожалуйста! Найди информацию об отрицании в немецком языке (Порядок слов в отрицательном предложении). Просмотри информацию и расскажи одногруппникам о том, что ты узнал. Выходит к доске, делает записи, студенты ведут конспект в тетради. Я дополняю, обращаю внимание на важные места в сообщении, помогаю разобрать примеры.
(2 курс, группа О-22, Лямина Анастасия и Вдовиченко Юрий): пока группа выполняла тест в режиме онлайн, Настя и Юра читали материал о склонении личных и притяжательных местоимений. Затем у доски Юра читал информацию, а Настя оформляла запись на доске. Остальные ребята вели конспект в тетради.
-
Рассеянный преподаватель: Объясняю материал, преднамеренно допуская ошибки. Один студент в группе имеет текст лекции, исправляет меня, вместе разбираем, почему именно этот вариант является правильным. (Придаточные предложения с союзом damit или инфинитивный оборот um+zu+Infinitiv). Проверяем себя на стороннем ресурсе startdeutsch.ru/grammatika/soyuzy-i-chastitsy/940-um-zu
-
Проверь себя!
1 курс: Задание на составление предложений на тему «Инверсия (прямой и обратный порядок слов) в немецком предложении». Каждый студент получает по 6 карточек со словами. Его задача: расположить эти карточки в правильной последовательности, опираясь на материал конспекта. Студенты выполняют задание. Сверяют его с образцом, а затем делают инверсию (из прямого порядка слов - обратный). Само по себе перекладывание карточек позволяет лучше понять грамматическое явление. Образец доступен в группе.
Персональный сайт преподавателя или ведение образовательного блога
-
Использование социальных сетей «В Контакте» в образовательных целях.
vk.com/taty1984 как преподаватель, выстраивая личное взаимодействие со студентами, проводя консультации.
vk.com/m32_mshk в работе с группой как куратор
vk.com/deutschmitselta как преподаватель во время занятий и во внеурочной деятельности
-
Создание персонального сайта преподавателя (с использованием конструктора сайтов umi.ru или ucoz.ru)
Работая над темой самообразования, я пришла к выводу о том, что
- электронное обучение доступно даже с использованием минимальных технических средств и финансовых вложений;
- способствует активизации учебной деятельности студентов на занятии и вне урока;
- смешанное обучение не зря считается в мире самой качественной и перспективной моделью организации учебного процесса;
- мне хочется продолжать самообразование в этом направлении (работать над наполнением сайта, привлекать сторонние ресурсы, разработать систему занятий с использованием ИКТ и мониторинг, который бы позволил отслеживать результаты моей профессиональной деятельности, потому что пока я могу говорить только об образовательных эффектах: получилось - не получилось).