Использование ИКТ и ДО в системе СПО в рамках преподавания дисциплины Немецкий язык (из опыта работы)

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ и элементов дистанционного обучения

в образовательном процессе

Работая со студентами в стенах нашего образовательного учреждения, я обратила внимание на то, что большинство из них практически не выпускают из рук свои сотовые телефоны, а в ухо вставлена гарнитура, которой они умело пользуются. Отсутствие фиксированного рабочего места и хождение по кабинетам, где не всегда есть возможность работать даже у доски, отсутствие технического оснащения натолкнули меня на мысль, что мои профессиональные потребности могут совпасть с личностными потребностями обучающихся и дать в будущем положительный результат. Я решилась на эксперимент. Использование сотовых телефонов как источника информации (обмен аудио и видео файлами, текстовыми документами) и средства, обеспечивающего обратную связь, средства доступа в Интернет.

Понимая, что эта форма работы нашла отклик у студентов и даёт положительный результат, я стала искать новые способы организации образовательного процесса. Так была определена тема самообразования на 2015-2016 учебный год: Использование Икт и элементов дистанционного обучения в образовательном процессе.

Знакомство с теоретическими основами началось с нормативных документов, в частности со структуры ИКТ-компетентности учителей рекомендации ЮНЕСКО и профессионального стандарта педагога, где профессионализм преподавателя включает в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. Причем ИКТ предполагает разделение понятий ИКТ-грамотность (я знаю, что представляет собой ПК, какие кнопки нужно нажимать, программные продукты, их функции и возможности использования различных Интернет-ресурсов) и ИКТ-компетентность (эффективное применение информационных ресурсов в педагогической деятельности, в том числе использование цифровых технологий визуального творчества - мультипликация, анимация, онлайн-игры). И на первом этапе было важно ответить на вопрос: что и зачем я собираюсь использовать в своей работе? Интернет, текстовые редакторы, электронные презентации, мультимедийные диски, специализированные программы.

  • Для самообразования, а также в целях представления или обмена опытом

  • При подготовке к занятиям

  • На занятиях

  • Во внеурочной деятельности

Для самообразования: дистанционные курсы повышения квалификации, участие в интернет-конференциях, вебинарах, профессиональных сообществах.

При подготовке к занятиям: поиск качественных информационных источников своей дисциплины, разнообразие дидактических материалов, актуальная информация.

На занятиях: организация СРС, лекция вдвоём, онлайн-тестирование, виртуальные экскурсии, чат-занятия и веб-занятия.

Во внеурочной деятельности: участие в дистанционных олимпиадах, сотворчество, проведение консультаций в онлайн-режиме.

Варианты применения ИКТ и дистанционного обучения

в образовательном процессе

Флэшмоб: рассылка СМС с заданием «Напиши на доске (или в тетради) …»

ЧАТ-задание: напиши в комментарии ответ на вопрос

Детективное расследование:

Для студентов второго курса: что в действительности означают слова Reisefieber, Drachenfutter, Ohrwurm по теме «Сложные существительные» (определи, из каких слов составлены эти существительные, переведи слова с немецкого языка на русский, найди и объясни значение этих слов в интернете), составь иллюстрации с пояснениями.

Для студентов третьего курса: Какую роль играет «серебряная стрела» в Германии?

А на твоей машине наклеена Umweltplakette (экологическая этикетка)?

Организация СРС:

  • повтори грамматический материал, посмотрев видео ролик на YouTube youtube.com/watch?v=6J9Xg1dSLJ0 и выполни упражнения youtube.com/watch?v=DndqohwpNLk youtube.com/watch?v=ZZrBhWC93Xw

  • узнай ответ на вопрос «Что охотно читают немцы в свободное время», посетив урок на тему «Литература»

goethe.de/prj/dfd/de/index.cfm?fuseaction=learning.TutorialDetail&tutorial=das_deutschlandlabor_literatur&lesson_ID=2198 в личном кабинете my.goethe.de

  • поучись с помощью молодежных сериалов и шоу на сайте Deutsche Welle dw.com/de/deutsch-lernen/s-2055

  • пройди тест, используя приложение learningapps.org/ или quizlet.com

  • повтори лексику, составляя облака слов tagul.com или кроссворды crosswordlabs.com

  • Работа с текстом. Прогуляйтесь по городу Бремен и осмотрите его основные достопримечательности bremen-tourism.de/ru/1842f736-e17d-d042-de10-3c12256dd398 или bremen-tourism.de/ru/1d881fbe-a760-111e-d120-60940acf7836, расскажите о том, что понравилось больше всего. Составьте вопросы к тексту или создайте викторину по теме «город Бремен», используя flipquiz.me/review/46005.

Контроль учебных достижений и установление обратной связи:

  1. Мгновенные и отложенные сообщения, чаты и электронная почта, видеоконференция как средство проведения консультаций.

  2. Регистрация участников как эффективный способ отслеживания и предъявления результатов деятельности.

Повышение мотивации, активизация деятельности:

  • Лекция вдвоём: студент-преподаватель, преподаватель-студент, студент-студент, преподаватель-преподаватель.

(1 курс, группа М-12, Ермиенко Валерий): убери телефон, убери телефон, пожалуйста! Найди информацию об отрицании в немецком языке (Порядок слов в отрицательном предложении). Просмотри информацию и расскажи одногруппникам о том, что ты узнал. Выходит к доске, делает записи, студенты ведут конспект в тетради. Я дополняю, обращаю внимание на важные места в сообщении, помогаю разобрать примеры.

(2 курс, группа О-22, Лямина Анастасия и Вдовиченко Юрий): пока группа выполняла тест в режиме онлайн, Настя и Юра читали материал о склонении личных и притяжательных местоимений. Затем у доски Юра читал информацию, а Настя оформляла запись на доске. Остальные ребята вели конспект в тетради.

  • Рассеянный преподаватель: Объясняю материал, преднамеренно допуская ошибки. Один студент в группе имеет текст лекции, исправляет меня, вместе разбираем, почему именно этот вариант является правильным. (Придаточные предложения с союзом damit или инфинитивный оборот um+zu+Infinitiv). Проверяем себя на стороннем ресурсе startdeutsch.ru/grammatika/soyuzy-i-chastitsy/940-um-zu

  • Проверь себя!

1 курс: Задание на составление предложений на тему «Инверсия (прямой и обратный порядок слов) в немецком предложении». Каждый студент получает по 6 карточек со словами. Его задача: расположить эти карточки в правильной последовательности, опираясь на материал конспекта. Студенты выполняют задание. Сверяют его с образцом, а затем делают инверсию (из прямого порядка слов - обратный). Само по себе перекладывание карточек позволяет лучше понять грамматическое явление. Образец доступен в группе.

Персональный сайт преподавателя или ведение образовательного блога

  1. Использование социальных сетей «В Контакте» в образовательных целях.

vk.com/taty1984 как преподаватель, выстраивая личное взаимодействие со студентами, проводя консультации.

vk.com/m32_mshk в работе с группой как куратор

vk.com/deutschmitselta как преподаватель во время занятий и во внеурочной деятельности

  1. Создание персонального сайта преподавателя (с использованием конструктора сайтов umi.ru или ucoz.ru)

Работая над темой самообразования, я пришла к выводу о том, что

- электронное обучение доступно даже с использованием минимальных технических средств и финансовых вложений;

- способствует активизации учебной деятельности студентов на занятии и вне урока;

- смешанное обучение не зря считается в мире самой качественной и перспективной моделью организации учебного процесса;

- мне хочется продолжать самообразование в этом направлении (работать над наполнением сайта, привлекать сторонние ресурсы, разработать систему занятий с использованием ИКТ и мониторинг, который бы позволил отслеживать результаты моей профессиональной деятельности, потому что пока я могу говорить только об образовательных эффектах: получилось - не получилось).



© 2010-2022