Программа по развитию трудовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями на занятиях в группе продленного дня

В первом блоке «Оригами»  учащиеся знакомятся с историей и различными свойствами бумаги, изготавливают разные изделия в технике оригами, а также способами складывания бумаги  по спирали. Во втором блоке «Художественное конструирование» учащиеся знакомятся с различными приемами изготовления композиций из бумаги, фольги и выполняют изделия, используя техническое конструирование, собирают машины и силуэтные модели из геометрических фигур. В третьем блоке «Поделки их природного материала» дети знако...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Программа по развитию трудовых навыков у детей

с особыми образовательными потребностями на занятиях в группе продленного дня.








Железняк Ирина Георгиевна, воспитатель ГПД,

МОУ Болтинская СОШ











Пояснительная записка

Данная программа разработана для развития трудовых навыков у детей

с особыми образовательными потребностями на занятиях в группе продленного дня.

Содержание программы базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных на уроках технологии. Программа углубляет и расширяет знания учащихся, что позволяет:

  • привлечь учащихся к трудовому обучению на занятиях в группе продленного дня и совместному выполнению поделок из различных материалов;

  • повысить уровень развития трудовых навыков на занятиях и использование их в быту;

  • способствует формированию у детей навыков самоконтроля, возможности выполнять разные виды работ;

  • познакомить детей с различными видами профессий.

На основе данных теории и результатов диагностики, разработано содержание программы по развитию трудовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями.

Задачами трудового воспитания и обучения в школе являются:

  • привитие любви к труду;

  • уважение к людям труда;

  • ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;

  • формирование у них в процессе учебы и общественно- полезной работы, трудовых навыков и умений;

  • побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.

Чтобы осуществить намеченные планы, необходимо повысить эффективность трудового обучения и воспитания на уроках и во внеклассной работе.

Учащиеся выполняют различные виды работ: оригами; конструирование

из бумаги, изготовление поделок из природного материала, проволоки, ткани. Значительное место занимает техническое моделирование и конструирование, которые расширяют знания учащихся об окружающей действительности, машинах, механизмах. Создавая те или иные изделия, дети знакомятся

с различными профессиями, людьми труда, что важно для профессиональной ориентации. Программой предусмотрен обширный перечень работ

для выполнения, во внеурочных занятиях, где имеется простор для развития индивидуальных способностей учащихся.

Для коррекции используются разнообразные методические пути:

  • использование наглядного материала;

  • блок- схемы;

  • таблицы;

  • памятки;

  • индивидуальный подход

От содержания учебного материала зависит возможность использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения. Они избираются с учетом особенностей интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы учащихся на том или ином этапе их обучения.

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование трудовых навыков и социализация учащихся с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

  • совершенствовать трудовые навыки учащихся;

  • развивать творческие способности, наблюдательность;

  • познакомить детей с различными видами профессий.

Форма проведения занятий

Основными формами работы являются коррекционно - развивающие занятия

в группе продленного дня, беседы, экскурсии.

Форма контроля

  • промежуточный контроль;

  • итоговый контроль;

Оценивание результатов

Результаты оцениваются по рейтингу лучших работ.

Тематическое планирование

Весь материал разбит на 3 блока (оригами, конструирование, поделки

из природного материала). Определено время проведения каждого занятия.

Тематическое планирование

Тема занятий

Время проведения (по месяцам)

Дидактический материал. Оборудование

Примечание

(вид занятия: беседа, практическое занятие)

I

Оригами

1

Знакомство с историей бумаги. Сведения о производстве бумаги.

Сентябрь

Образцы видов бумаги

Беседа

2

Изучение строения, направления волокон, различных свойств бумаги.

Октябрь

Образцы видов бумаги

Беседа

3

Изготовление разных вариантов шапочек из бумаги.

Октябрь

Образцы вариантов изгот. головных уборов, образцы бумаги

Складывание из бумаги разных вариантов головных уборов

4

Изготовление изделий в технике оригами

Ноябрь

Образцы изделия, предменто-технологическая карта изготовления

Выполнение поделок из бумаги в технике кирикоми.

5

Изготовление цветов в технике оригами

Март

Рисунки цветов, образцы цветов выполн. по технике оригами

Изготовление фигурок цветов

6

Изготовление поделок способами складывания по спирали

Сентябрь

Фотографии, репродукции, образцы изделий выполн. путем складывания по спирали, карта изготовления

Выполнение панно с использованием приема складывания

по спирали

7

Изготовление животных: кенгуру, жирафа, тюленя, мыши, поросенка

Февраль

Образцы изделий, карта изготовления, фигурки животных, исп. музыки из мультфильмов про животных

Выполнение поделок из бумаги

8

Изготовление птиц: попугая, лебедя, голубя

Октябрь

Образцы изделий, карта изготовления фигурок птиц, исп. музыки из мультфильмов про птиц

Выполнение поделок из бумаги

9

Поделки для сыпучих и мелких материалов: сумочки, коробочка, кошелек (3 способа сложения)

Апрель

Образцы изделий, карта изготовления

Выполнение поделок из бумаги

II

Художественное конструирование из бумаги

10

Изготовление рамок для художественных работ

Март

Образцы рамок, чертежи, карта изготовления

Выполнение рамки из бумаги

11

Изготовление композиции из бумаги

Сентябрь

Фотографии, репродукции, образцы изделий

Изготовление композиций из плотной бумаги по представлению

12

Приемы работы с фольгой

Январь

Образцы фольги, изделий, карта изготовления

Изготовление фигуры человека по представлению

13-15

Изготовление новогодних поделок

(3 занятия)

Декабря

Образцы новогодних композиций, сувениров, поделок. Работа под музыку на новогоднюю тематику

Выполнение поделок в разных видах по представлению

Техническое конструирование

16

Изготовление водонапорной башни

Октябрь

Образец репродукций

Беседа, изготовление башни из бумаги

17

Изготовление беседки из бумаги

Январь

Образцы готовых изделий, репродукции картин

Рассказ воспитателя, выполнение работ

18

Изготовление лодки с парусом

Май

Образцы готовых изделий, репродукции картин

Рассказ воспитателя, выполнение работ

Конструирование из геометрических фигур

19

Изготовление машин из фигур

Декабрь

Образец репродукций, использование наглядного материала

Выполнение машин по представлению

20

Силуэтные модели

Май

Образец репродукций, использование наглядного материала

Выполнение силуэтных моделей по представлению

III

Поделки из природного материала

21

Знакомство об основных инструментах при работе.

Октябрь

Наглядный показ инструментов

Беседа, чтение сказок

22

Изготовление поделок из шишек

Январь

Пластилин, природный материал, репродукции поделок

Выполнение поделок

23

Изготовление поделок из желудей

Сентябрь

Пластилин, природный материал, репродукции поделок

Выполнение поделок

24

Изготовление поделок из древесной стружки

Ноябрь

Репродукции, образцы поделок

Выполнение композиций по представлению

25-26

Изготовление поделок из кожи

(2 занятия)

Апрель

Образцы изделий из кожи, образцы кожи

Выполнение поделок

27

Аппликация из ткани и засушенных листьев

Ноябрь

Образцы ткани, засушенных листьев, образцы аппликаций готовых изделий

Выполнение панно из природных материалов и ткани по представлению

28

Аппликация из оболочек лука и чеснока

Апрель

Образцы аппликаций из оболочки лука, чеснока, цветной бумаги, картона

Выполнение панно из природных материалов и ткани по представлению

29-30

Изготовление поделок из бересты (2 занятия)

Март

Образцы бересты, изделий из бересты, репродукции готовых изделий из бересты

Изготовление изделий по образцу

31-32

Изготовление поделок из веточек (срезы веток)

Февраль

Образцы изготовления, репродукции, готовые изделия

Изготовление композиций из срезов веток

33

Изготовление поделок из древесных опилок

Март

Образцы изготовления, репродукции, готовые изделия

Беседа, изготовление композиций по представлению

34

Изготовление поделок из разных видов круп

Май

Образцы поделок готовых, репродукции

Беседа, изготовление поделок


Содержание

В первом блоке «Оригами» учащиеся знакомятся с историей и различными свойствами бумаги, изготавливают разные изделия в технике оригами, а также способами складывания бумаги по спирали.

Во втором блоке «Художественное конструирование» учащиеся знакомятся с различными приемами изготовления композиций из бумаги, фольги и выполняют изделия, используя техническое конструирование, собирают машины и силуэтные модели из геометрических фигур.

В третьем блоке «Поделки их природного материала» дети знакомятся

с основными инструментами при работе с природным материалом, изготавливают различные поделки из кожи, древесной стружки, бересты, из разных видов круп, а также выполняют аппликации из засушенных природных материалов. Дети активно к совместному выполнению поделок из разных видов материала.


Литература


1. Гармотин, А.Н., Оригами для начинающих. Игрушки из бумаги.- Ростов - на-

стов- на- Дону:-Оригами для начинающих. 287с.

Дону: Изд. Дом « Владис», Рипол классик, 2004.- 320 с.

2. Гусакова М.А. Аппликация.- М.: Просвещение, 1987.- 128с.

3. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня:

конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации.- Волгоград:

Учитель, 2005.- 382 с.

4. Конева Е.В., Пережигина Н.В., Резниченко М.Ю, Солондаев В.К. Как помочь

ребенку с проблемами в развитии. Учебное пособие. - Ярославль: « Ремдер»,

2007.- 144 с.

5. Молотобородова О.С. Кружок изготовления игрушек- сувениров.

- М.: Просвещение, 1990. - 176с.

6. Николаенко Н.Н., Худоярова С.Н., Николаенко Т.Н.

Методтческие рекомендации по проведению уроков трудового обучения

в начальных классах. М.; Граф- Пресс; Ставрополь: Сервисшкола, 2001.- 304с.

7. Технология. 4 класс: поурочные планы по учебнику Т. Н. Просняковой

авт.- сост. О. В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 287с.

8. Щеплыгин И.К., РоманинаВ.И., Качакова И.И. Аппликационные работы

в начальных классах.- М.: Просвещение, 1983.- 160 с.


© 2010-2022