Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе (внеурочная проектная деятельность)

Речь в статье идет о внеурочной проектной деятельности по немецкому языку в средней школе. На примере собственной практической работы рассказывается, как подготовка проектов способствует повышению уровня мотивации к изучению немецкого языка, поддержанию интереса к его изучению обучающимися средней школы. Приводятся примеры конкретных проектов, рассказывается о достигнутых результатах.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе (внеурочная проектная деятельность)

Не сделаю открытия, сказав, что все педагоги понимают важность и необходимость внеклассной работы по своему предмету. Об этом достаточно много сказано в методической литературе, приведены многочисленные теоретические выкладки. Поэтому не хочу повторяться и «изобретать велосипед», моя задача - рассказать, как в нашей гимназии это происходит на практике.

Конечно, форм и методов внеклассной работы существует великое множество, поэтому в одной статье описать их все невозможно. Я остановлюсь на одной форме этой работы, которая успешно развивается в нашей гимназии и дает весьма положительные результаты. Это в немалой мере способствует поддержанию интереса к иностранному языку, в нашем случае к немецкому.

Речь пойдет о подготовке проектов не только непосредственно по немецкому языку, как учебному предмету, но и совершенно по другим темам, но на немецком языке.

Наша гимназия называется католической, мы проповедуем христианское милосердие. Приведу пример о подготовке проекта «Католическая Пасха» учащимися 11 класса. С данным проектом мы участвовали в конкурсе «Светлое Христово Воскресение» и вышли победителями.

Проект был выполнен в виде презентации на немецком языке с подстрочным переводом, поэтому был интересен и тем, кто не знает язык. Ученики кратко рассказали об истории католической Пасхи, продемонстрировали красочные фотографии проведения Пасхи в римско-католическом костеле г. Томска, пасхального богослужения, которое провел настоятель нашей гимназии Отец Штефан и рассказали о праздновании Пасхи в Германии.

По словам самих учащихся, они обогатили свой словарный запас (говорили, что теперь знают, как будет по-немецки пожарная каланча, костел, богослужение, томский острог). Ребята познакомились с обычаями и традициями Германии, немного коснулись рассказа о нашей гимназии, ведь она находится в историческом месте г. Томска, рядом с католическим костелом, где и проходит каждый год празднование католической Пасхи.

Еще один наш проект на немецком языке назывался «Земля Томская». Мы брали за основу учебное пособие ТГПУ Г. И. Уткина и К. Ю. Максутина. Это была подготовка к научно-практической конференции. Ученики подготовили краеведческий материал по географии и истории Томской области, представили красочные картинки и фотографии родного края, рассказали об истории своей малой родины. Силами учащихся была проведена научно-исследовательская работа: выяснено происхождение некоторых географических названий в Томской области (населенные пункты, реки), переведены их названия с селькупского, тюркского языков, с языка хантов.

Мы коснулись судьбы этнических немцев, высланных с Поволжья в годы сталинских репрессий и рассказали об их потомках, проживающих ныне на территории Томской области. Продемонстрировали исторические экспонаты (записные книжки) со стихами на немецком языке, датированные 1898, 1909 и 1912 годами. Теперь ребята гордились тем, что они могут сказать по-немецки названия сибирских рыб, животных, полезных ископаемых, назвать по-немецки коренные народности Сибири.

Это не единственные проекты, выполненные учащимися гимназии. Я привела пример последних.

Хочется отметить, что в подобных внеклассных мероприятиях ребята участвуют с удовольствием, желающих попробовать свои силы очень много. Стараюсь привлекать всех. Подобная работа над проектами позволяет расширять и углублять знания учащихся и, что самое важное, способствует пробуждению и поддержанию интереса к предмету.

Попутно ребята узнают новые исторические факты о своей малой родине и о стране изучаемого языка, делают маленькие географические открытия, учатся работать в группе. На более старшем этапе целесообразны индивидуальные проекты, например «Denglisch. Was ist das?» (о многочисленных заимствованиях из английского языка), «Aus der Geschichte der deutscheп Sprache» (об истории возникновения немецкого языка),

Очень полюбился детям всех классов конкурс «Zugenbrecher» («Скороговорки»). Вначале тренируем артикуляционный аппарат, произнося скороговорки на русском языке, затем переходим на немецкие. Начинаем с простых и далее - по мере усложнения произношения. Побеждает тот, кто произнес скороговорки быстрее и правильнее всех. Оформить конкурс можно в виде презентации с текстом скороговорок или по-другому, исходя из своей фантазии.

Внеклассная работа представляет собой неисчерпаемый источник, без нее немыслима современная школа. Тем важнее роль внеклассной работы по иностранному языку. Участие в ней позволяет школьникам повышать уровень мотивации к изучаемому предмету, уверенность в себе (у меня получается!), поднимает их интеллектуальный уровень, расширяет эрудицию, позволяет применить на практике уже полученные знания и обрести новые.



© 2010-2022