Обмен опытом по теме Электронные средства и способы взаимодействия учителя и ученика

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. Учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы. Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Важно разнообразие средств и способов движения информации. Вектор такого движения направлен не всегда от учителя к ученику, т.е. от источника к получателю. Информационная среда имеет скорее матричную, ч...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ И СПОСОБОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Выступление на семинаре РМО 28.03.2012г. (обмен опытом)

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфики предмета. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков.

Мотивация - это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.

Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранного языка, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы.

Язык - это феноменальное явление в жизни каждого народа. Его глубина, многообразие лингвистических фактов и явлений, их взаимосвязи, - всё, что делает язык живым, призвано вызвать у учащихся интерес, должно быть предметом рассмотрения на уроках родного и иностранного языка.

Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Важно разнообразие средств и способов движения информации. Следует отметить, что вектор такого движения направлен не всегда от учителя к ученику, т.е. от источника к получателю. Информационная среда имеет скорее матричную, чем линейную структуру. В определённый момент ученик сам становится источником информации, например, для одноклассников, для родителей и, бывает, для учителя.

В последнее время основным и востребованным источником разнообразной информации является интернет. Электронные средства и способы создания, переработки и хранения информации помогают интенсивному развитию учебного программного обеспечения, которое позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы: разнообразие форм представления учебного материала, доступность образования, использование новых технологий и методов образования и многие другие.

Ассортимент доступных технологических средств сегодня достаточно велик и включает в себя, например, устройства типа CD-ROM, USB Flash Drive и разнообразные Web-сервисы. На всех своих уроках, где применяю новые информационные технологии, я стараюсь их также эффективно использовать. Например, могу разместить в типичной презентации ссылки на интернет-ресурсы по английскому языку, и прямо на уроке через видеопроектор учащиеся получают возможность выйти за информационные пределы презентации.

Очевидным стимулом для проектной работы на уроке английского языка является возможность публикации проектов в сети интернет: на школьном сайте, на странице класса в электронном дневнике и т.п. Мои ученики увлечённо обсуждают (в том числе с учителем) комментарии, оставленные к их работам. При создании генеалогического древа участники проектной группы самостоятельно распределили обязанности: кто-то искал подходящий интернет-ресурс, другой занимался оформлением, третий отвечал за содержание и грамотность. Учитель в процессе создания такого проекта занимает позицию сопровождающего, нежели направляющего деятельность своих учеников. Основная его функция будет поддерживать командный дух проектной группы, дисциплину в классе и внутри группы, используя методы разрешения конфликтов. Учитель может вмешиваться в процесс, не мешая развитию проекта. Когда дети работают над проектом, они не всегда могут точно сформулировать проблемы, возникающие по ходу работы. Учитель помогает определить проблему и наметить пути её решения, но не решать вместо детей, давая готовый, хоть и промежуточный, результат.

Многие мои ученики средней и старшей ступени достаточно хорошо осведомлены о многих электронных средствах работы с информацией и не нуждаются в объяснении, как их использовать. Вопросы ко мне возникают по поводу способов изучения иностранного языка. Существует много вариантов, как то: общение в соц. сети по-английски, изучение языка по песням, создание собственных фото-, аудио- и видеоматериалов.

Повышению мотивации способствует объединение учащихся в социальные группы внутри единой социальной сети. В нашей школе для этих целей используется Электронный дневник (Дневник.ру). Группы создавались на базе конкурса на лучший сайт в общем, лучшее видео, лучшее исполнение песни на английском языке (даже он-лайн). Не скажу, что участвовали многие, но интерес и активность в обучении английскому языку возросли как у детей, непосредственно участвующих в различных проектах, так и у школьников-наблюдателей, оставляющих комментарии.

Очень радует, что Электронный дневник предоставляет возможность учителю и ученику общаться на относительно нейтральной «территории», и такое взаимодействие не ограничивается выставлением оценок и замечаниями, часто не очень приятными. Дневник.ру имеет важное значение прежде всего как социальная сеть, а не инструмент контроля и отчётности.

Несмотря на то, что использование электронных средств и способов создаёт условия для творческого взаимодействия участников учебного процесса, в конечном итоге важно не виртуальное, а живое общение и атмосфера реального сотрудничества.


© 2010-2022