Статья Роль стихов в формировании речевой компетенции на уроках английского языка в начальной школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стихи в формировании речевой компетенции на уроках английского языка в начальной школе.

Новинская Елена Валерьевна

Учитель английского языка

МБОУ «Пертоминская СОШ»

(2 слайд). Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Термин «речевая компетенция» соотносится с понятием «речевой навык»- действием, достигшим уровня автоматизма и характеризующимся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Речевой навык- это речевые операции, доведенные до уровня автоматизма и безошибочности выполнения. Навыки формируются поэтапно в результате многократного выполнения упражнений. Навык является необходимым фактором и условием формирования умения.

(3 слайд).Опыт работы в школе показывает, что в силу ряда причин (недостаточность количества часов, отведённых на изучение предмета: 2ч.в начальной школе, 3 ч. в основной и средней школе; сложность программы; неблагополучие социума, отягощённое такими факторами, как низкий образовательный и культурный уровень большинства родителей учащихся, алкоголизация и недооценивание методов педагогического воздействия и роли семьи в образовании ребёнка)усвоение учащимися лексико-грамматических структур, формирование навыков устной речи остаётся трудным моментом на уроке иностранного языка, своего рода препятствием, которое нелегко преодолевать как учителю, так и ученику.

(4 слайд).Согласно ФГОС НОО, утверждённого Министерством образования о науки Российской Федерации 6 октября 2009 г., «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ» содержат общую характеристику наиболее существенных результатов, достижения которых ждут от системы образования личность (ученики и их семьи), общество и государство. Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Личностные и метапредметные требования прописаны в Стандарте, предметные результаты изучения иностранного языка в начальной школе дифференцированы по сферам (в коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической, трудовой) с чётким определением требований. Согласно предметным результатам, в коммуникативной сфере (т.е. во владении иностранным языком как средством общения), подробно и чётко описаны требования к уровню речевой компетенции учащихся начальной школы в следующих видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо.

Формирование навыков устной речи, формирование речевой компетенции- сложный поэтапный длительный процесс, начинающийся с формирования навыков аудирования, чтения, письма, требующий множество различных методов, приёмов и способов обучения. Основываясь на опыте работы в начальной школе, неоднократно прихожу к выводу об эффективности использования стихотворных и рифмовочных материалов на уроке иностранного языка.

(Слайд 5). Принято выделять четыре вида поэтических текстов:

1. «учебные стихи», созданные авторами учебных пособий, довольно короткие и содержащие то или иное грамматическое явление или лексико-грамматическую структуру в концентрированном виде;

2. стихотворения известных поэтов, часто с переводом;

3. «учебные песни»;

4.английские песни. Мелодичные песни с несложным текстом всегда находят отклик у учащихся любой возрастной категории.

(6-16 слайд). В данной статье хотелось бы поделиться опытом работы с «учебными стихами» на русском и английском языках, содержащих лексико-грамматическую структуру в концентрированном виде и вынести на суд коллег несколько «учебных стихов», являющихся результатами личного творчества.

(17 слайд). Неустойчивость детского внимания требует от учителя при планировании урока поиска различных форм работ, снимающих напряжение ребёнка, переключающих его внимание, вызывающих положительное эмоциональное настроение. Стихи ритмичны, обладают звуковой повторяемостью, поэтому без труда заучиваются детьми. Заучивание стихов доставляет детям удовольствие. А эмоционально положительный пережитый опыт навсегда остаётся в памяти и сознании ребёнка. Рифма помогает активизировать в устной речи различные лексико-грамматические структуры, помогает избежать монотонности и однообразия в работе над грамматическим и лексическим материалом, делает сложную работу более интересной и увлекательной.

(18 слайд). В работе с «учебными русско-английскими стихами» решается целый комплекс важных методических задач:

1. Закрепление нового лексического материала. В рифмованной форме он усваивается быстрее.

2. Перевод и толкование грамматических явлений в стихе обеспечивают закрепление и обобщение изученного на предыдущем этапе материала. Достаточно напомнить учащемуся связанное с ним стихотворение, показать портрет главного героя стиха. (У ребёнка формируется соответствие между символом и лексико- грамматической структурой, выражением).

3. При постоянном применении стихов предоставляется возможность повторить ранее изученный материал, выражения, способствует формированию речевых навыков.

Дети легко усваивают стихи, с желанием вспоминают их когда нужна подсказка. При организации ролевой игры, инсценировании диалогов В учебнике начальных классов почти на каждом занятии предлагаются задания, требующие от ребёнка умения вести диалог в ограниченном круге типичных ситуаций, умение рассказать о себе, семье, друге, описать предмет, картинку и т.д. Как правило, увидев портрет главного героя стиха, ребёнок сразу вспоминает и воспроизводит необходимую фразу, вставляет в лексико-грамматическую структуру новое слово или выражение, вступает в диалог, тем самым решая поставленную коммуникативную задачу.

Работа над стихотворением, содержащим лексико-грамматические структуры одновременно на русском и английском языках включает следующие этапы:

1. подготовка к первичному прослушиванию: перед первым прослушиванием, чтением стихотворения учащиеся должны познакомиться с лексико-грамматической структурой, выражением из стихотворения: во время аудирования, чтения текста и т. д., но не при первичном прослушивании или чтении стиха.

2. первичное прослушивание стихотворения с обязательныи использованием портрета персонажа стихотворения.

3. самостоятельное прочтение учащимися;

4. выразительное чтение детьми;

5. коллективное хоровое чтение;

6. творческое задание на дом: нарисовать рисунок.

Стихотворение помогает учащимся усваивать выражения и конструкции, помогает использовать их в устной речи.

Рифмованные структуры, стихи могут быть успешно использованы на различных ступенях обучения:

а) на этапе формирования продуктивных грамматических навыков говорения ( благодаря упражнениям на подстановку, трансформацию, комбинирование нового материала с ранее усвоенным и изученным);

б) на этапе формирования рецептивных навыков( узнавание структуры, грамматической формы в другом контексте);

в) как источник для организации речевой зарядки;

г) в качестве релаксации ( для снятия напряжения, усталости).

д) в качестве поощрения (учащиеся сами предлагают учителю в случае их хорошей работы на уроке в конце занятия повторить стихи);

е) при организации проектной деятельности ( в текущем учебном году учащиеся 3-4 классов начали работу над проектом «My book», учащиеся разбились на творческие группы, которые должны представить к концу учебного года свой вариант книги со своим рисунками, оформлением и т. д.)

Разучивание стихов- активный приём пополнения словарного запаса детей. Рифма помогает облегчить и ускорить процесс усвоения и закрепления лексики, характерных оборотов речи, грамматических структур, эффективно способствует формированию навыков устной речи, речевой компетенции, требования к уровня которой, как сказано выше, прописаны в ФГОС НОО.

Практика работы в школе показывает, что успешность изучения иностранного языка в основной и средней школе зачастую зависит от уровня речевой компетенции во всех видах речевой деятельности, сформированного у учащихся за годы обучения в начальной школе, что заставляет учителя постоянно искать эффективные методы и приёмы обучения.


© 2010-2022