- Преподавателю
- Иностранные языки
- Структура и методика интерактивного урока
Структура и методика интерактивного урока
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алексеева Л.В. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интерактивные формы проведения урока
Форма в обучении обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отображает характер взаимосвязей участников педагогического процесса.
Современные дидакты выделяют следующие формы обучения:
- форма организации всей системы обучения, учебно-воспитательного процесса;
- форма организации учебной деятельности учащихся.
Формы обучения соответственно разделяются на группы по следующим признакам:
-
количество учащихся (индивидуальное, групповое, фронтальное);
-
место обучения (школьное, внешкольное, экстернат);
-
длительность (время регламентируется педагогами, родителями, учениками).
Становление форм организации системы обучения происходило одновременно с развитием общества:
I - индивидуальное обучение (ученик - учитель);
II - индивидуально-групповой способ (учитель - группа, однако обучение имеет индивидуальный характер);
III - групповое обучение, как основа классно-урочной формы обучения (XVI - XVIIвв)
IV- коллективный способ обучения (20-е годы ХХ века) - обучение проходило без уроков и расписания в форме организованного диалога пар учащихся, которые выучив различные темы, по очереди обучали друг друга.
Элементы этой формы обучения широко используются и сейчас (например, в интерактивных технологиях).
На протяжении столетий с разной степенью активности происходили поиски усовершенствования урока, связанные с формами организации учебной деятельности учащихся, которые в современной дидактике выделяют четыре:
-
парная (взаимодействие ученика с учеником или учителя с учеником);
-
групповая (учитель одновременно обучает весь класс);
-
кооперативная (коллективная) - все ученики активны и обучают друг друга;
-
индивидуальная (самостоятельная) работа ученика.
Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые следует учитывать при выборе тех или иных способов организации усвоения учащимися знаний (методы, технологии).
В 60-е годы ХХ века советский дидакт Голант выделил две основные модели обучения: активную и пассивную в зависимости от участия учащихся в учебной деятельности.
Сегодня к этой классификации можно прибавить интерактивное обучение как определенную разновидность активного.
-
Пассивная модель обучения
Ученик выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный ему учителем, текстом учебника и т.д. - источником правильных знаний. К этим соответственным методам обучения относятся методы, при которых ученики только слушают и наблюдают (лекция - монолог, чтение, объяснение, демонстрация и репродуктивный опрос учащихся). Ученики, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-либо творческих заданий.
-
Активная модель обучения
Такой тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учеников. Ученик выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы:
-
самостоятельная работа;
-
проблемные и творческие задания (часто домашние)
-
вопросы: ученик - учитель; учитель - ученик, развивающие творческое мышление.
Интерактивная модель обучения
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка "interact", где "inter" - взаимный и "act" - действие. Таким образом, интерактивный - способный к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предусмотренную цель - создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик осознает свою успешность, интеллектуальную состоятельность.
Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех учеников. Это сообучение, взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), при котором и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначимыми субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и создают.
Организация интерактивного обучения предусматривает:
-
использование ролевых игр;
-
общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации.
ИО эффективно способствует формированию навыков и умений, выработке ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, предоставляет педагогу возможность стать действительным лидером детского коллектива.
Интерактивное взаимодействие исключает как доминирование одного участника учебного процесса над другим, так и одной идеи над другой. Во время ИО ученики учатся
-
быть демократичными;
-
общаться с другими людьми;
-
критически мыслить;
-
принимать продуманные решения.
В пользу ИО свидетельствуют исследование современных русских психологов. По их оценкам старший школьник может запомнить информацию в зависимости от вида деятельности следующим образом:
10 % - читая про себя
20% - слушая
30% - рассматривая
50% - слушая и рассматривая
70% - обсуждая
80% - личный опыт
90% - общая деятельность с обсуждением
95% - обучая других.
Американские ученые (60-е годы), проведя исследование национальным тренинговым центром (США, штат Мериленд), сделали вывод, что интерактивное обучение позволило резко увеличить процент усвоения материала, т.к. влияет не только на сознание ученика, но и на его чувства, волю, действия, практику. Результаты этих исследований были отображены в схеме, получившей название «Пирамида обучения».
Более 2400 лет тому назад Конфуций сказал:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я понимаю.
Несколько изменив слова великого китайского педагога, можно сформулировать следующим образом кредо интерактивного обучения:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу и слышу, я немного запоминаю.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу и делаю, я приобретаю знания и навыки.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Процесс обучения не автоматическое изложение учебного материала. Он требует напряженной умственной деятельности учащегося и его собственного активного участия в этом процессе. Истинные прочные знания можно получить только при помощи активного (интерактивного) обучения.
В соответствии с Концепцией 12-летнего образования, в процессе обучения учащиеся должны приобрести следующие навыки:
-
думать;
-
понимать суть;
-
осмысливать идеи и концепции.
Обладая этими навыками, уметь искать и находить нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях.
Именно этому и способствуют интерактивные технологии.
Для того, чтобы преодолеть сложности применения отдельных интерактивных технологий надо помнить:
Интерактивное взаимодействие требует определенного изменения всей жизни класса, а также значительного количества времени для подготовки как ученикам, так и педагогу. Следует начинать с постепенного включения элементов этой модели, если вы и ученик с ними незнакомы. Можно даже создать план постепенного внедрения интерактивного обучения. Лучше старательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры».
Можно провести с учениками особое «организационное занятие» и создать вместе с ними «правила работы в классе». Настройте учеников на старательную подготовку к интерактивным занятиям. Используйте сначала простые интерактивные технологии:
-
работа в парах;
-
работа в маленьких группах;
-
мозговой штурм.
Использование интерактивного обучения не самоцель. Это лишь средство для достижения той атмосферы в классе, которая лучше всего оказывает содействие:
-
сотрудничеству;
-
согласию;
-
доброжелательности;
-
предоставляет возможность действительно реализовать личностно-ориентированное обучение.
Для эффективного применения интерактивного обучения, для того, чтобы охватить весь необходимый материал и глубоко его изучить, следует старательно планировать свою работу чтобы:
-
дать задания учащимся для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания;
-
отобрать для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам «ключ» к освоению темы;
-
во время самих упражнений дать ученикам время подумать над задачей, чтобы они восприняли ее серьезно, а не механически или «играя» выполнили ее;
-
на одном занятии можно использовать одно (максимум - два) интерактивное упражнение, а не их калейдоскоп;
-
очень важно проведение спокойного глубокого обсуждения по итогам интерактивного упражнения, в частности акцентируя внимание и на другом материале темы, прямо не указанном в интерактивном упражнении;
-
проводить быстрые опрашивания, самостоятельные домашние работы по разнообразным материалам темы, которые не были связаны с интерактивными заданиями.
Для укрепления контроля за ходом процесса обучения при условиях использования интерактивной модели обучения учитель также должен предварительно хорошо подготовиться:
- глубоко изучить и продумать материал, в том числе дополнительный:
-
разнообразные тексты;
-
образцы документов;
-
ситуации;
-
задание для групп.
- старательно спланировать и разработать занятия:
-
определить хронометраж;
-
роли участников;
-
подготовить вопросы и возможные ответы;
-
выработать критерии оценки эффективности занятия.
- мотивировать учеников к изучению путем отбора наиболее интересных для учеников случаев, проблем, объявления ожидаемых результатов занятия и критериев оценки работы учеников;
- предусмотреть разнообразные методы для привлечения внимания учеников, настроя их на работу, поддержание дисциплины.
Технологии интерактивного обучения
В современной научной педагогической литературе отсутствует классификация интерактивных технологий обучения. Можно определить их условную рабочую классификацию по формам обучения (моделям), в которых реализуются интерактивные технологии. Их можно распределить на четыре группы в зависимости от цели урока и форм организации учебной деятельности учеников:
- Интегрированные технологии кооперативного обучения;
- Интерактивные технологии коллективно-группового обучения;
- Технологии ситуативного моделирования;
- Технологии обработки дискуссионных вопросов.
Интерактивные технологии кооперативного обучения
Парная и групповая работа организовывается как на уроках усвоения, так и на уроках применения знаний, умений, навыков. Эти виды работы возможны:
- сразу же после изложения учителем нового материала;
- в начале нового урока вместо опрашивания;
- на специальном уроке, посвященном применению знаний, умений и навыков;
- быть частью повторительно-обобщающего урока.
Магические пустячки
Старайтесь никогда не применять слово «разделяться»: помните, ученики ОБЪЕДИНЯЮТСЯ! Из объединенных учеников вырастают взрослые, способные объединяться и работать вместе, вырастают объединенная страна, государство, нация.
Все, что предлагают ученики, может быть принято и обсуждено. Не следует говорить им, что это «правильный ответ» или «неправильный ответ», надо лишь помочь обработать информацию и принять собственные решения. Наблюдайте, чтобы никто из учеников не оставался вне обсуждения.
Работа в парах
Технология особенно эффективна на начальных этапах обучения учащихся работе в малых группах. Ее можно использовать для любой дидактической цели:
-
усвоения;
-
закрепления;
-
проверки знаний.
При такой организации работы все дети в классе получают редкую для традиционного обучения возможность говорить, высказываться. Работа в парах дает учащимся время обдумать и обменяться идеями с партнером и только после этого озвучить свои мысли перед классом. Она содействует развитию навыков общения, умения убеждать и вести дискуссию.
Использование такого вида сотрудничества содействует тому, что учащиеся не могут уклониться от выполнения задания. Во время работы в парах можно задание выполнить быстрее. Среди заданий, которые рекомендуется выполнять в парах, можно назвать следующие:
- обсудить короткий текст, задание, письменный документ;
- взять интервью и определить отношение партнера к данному чтению, лекции, видео или другой учебной деятельности;
- сформулировать итог урока или серии уроков по теме;
- разработать вместе вопросы к преподавателю или другим учащимся;
- проанализировать вместе проблему или эксперимент;
- протестировать и оценить друг друга;
- дать ответы на вопросы учителя;
- сравнить записи, сделанные в классе.
Организация работы в парах
-
Предложите учащимся задания, поставьте вопрос для небольшой дискуссии. После объяснения вопроса или факта, дайте 1-2 минуты для обдумывания возможных ответов.
-
Объедините учащихся в пары, определите, кто из них будет высказываться первым и предложите обсудить свои идеи друг с другом. Лучше сразу же определить время на высказывание и общее обсуждение, что способствует четкой организации работы в парах. Учащиеся должны достичь согласия в ответе или решении.
-
По окончании времени на обсуждение каждая пара представляет результаты работы, обменивается своими идеями и аргументами со всем классом. При необходимости эта работа может стать началом дискуссии или другой познавательной деятельности.
Работа в малых группах
Работу в группах следует использовать для решения сложных проблем, которые требуют коллективного мышления. Использовать работу в малых группах следует только в тех случаях, когда задание требует общей, а не индивидуальной работы.
Организация работы
-
Убедитесь, что ученики владеют необходимыми знаниями и умениями для выполнения задания.
-
Объедините учащихся в группы. Пять человек - это оптимальный верхний предел для проведения обсуждения в рамках малой группы.
-
Предложите им пересесть по группам. Убедитесь в том, что ученики сидят по кругу - бок-о-бок, один напротив другого. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга.
-
Сообщение учащимся о ролях, которые они должны распределять между собой и выполнять во время групповой работы.
Спикер (руководитель группы):
-
зачитывает задание группе;
-
организовывает порядок выполнения;
-
предлагает участникам группы высказаться друг за другом;
-
поощряет группу к работе;
-
подводит итоги работы;
-
определяет докладчика.
Секретарь:
-
ведет запись результатов работы группы;
-
запись ведет коротко и разборчиво;
-
как член группы должен быть готов высказать мысли группы при подведении итогов или же помочь докладчику.
Посредник:
-
следит за временем;
-
поощряет группу к работе.
Докладчик:
-
четко выражает мысли группы;
-
докладывает о результатах работы группы.
-
Будьте внимательны к вопросам внутригрупповых взаимоотношений. Обеспечьте справедливый выбор докладчика.
-
Дайте каждой группе конкретное задание и инструкцию по организации групповой работы.
-
Следите за временем. Предоставьте группам достаточно времени для выполнения задания. Подумайте, чем можно занять группу, которая закончит работу раньше других.
-
Подумайте о том, как ваш метод поощрения влияет на применение метода работы в малых группах. Обеспечьте награды за общие успехи.
-
Будьте готовы к повышенному шуму, который характерен для метода коллективного обучения.
-
Во время работы групп обойдите их, предложите помощь, но не отвлекайте внимание на себя. Продумайте свою роль.
-
Предложите группам предоставить результаты своей работы.
-
Спросите учащихся была ли проведенная работа полезной, чему они научились. Используйте их идеи в следующий раз.
-
Проконтролируйте работу группы с точки зрения их учебных результатов и вопроса организации процедуры групповой деятельности.
Важным моментом групповой работы является обработка содержания и предъявления группам результатов коллективной деятельности. В зависимости от содержания и цели обучения возможны различные варианты организации работы групп:
-
Диалог - поиск согласованного решения.
-
Синтез мыслей - продукт деятельности одной группы передается на доработку другой и т.д.
-
Общий проект - каждая группа имеет отдельные задания, которые потом объединяются в единый проект.
-
Поиск информации - для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти в различных источниках информации.
Структура и методика интерактивного урока
Применение интерактивных технологий выдвигает определенные требования к структуре уроков. Как правило, структура таких занятий состоит из 5 элементов:
а) мотивация
б) объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов;
в) предоставление необходимой информации;
г) интерактивное упражнение - центральная часть занятия
д) подведение итогов, оценка результатов урока.
А. Мотивация
Цель этого этапа - сформировать внимание учащихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.
Мотивация является своеобразной психологической паузой, которая предоставляет учащимся возможность осознать, что они начинают изучать другой предмет, перед ними другой учитель и совершенно другое задание.
Таким образом, субъект обучения должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личную заинтересованность; осознавать, что и зачем он сейчас будет делать. Без возникновения этих двух опор: мотивов учения и мотивации учебной деятельности не может быть эффективного познания.
Мотивация должна быть четко связана с темой урока, она психологически настраивает учащихся на ее восприятие, настраивает их на решение определенных проблем
- рассказ учителя
- наглядность
- интерактивные технологии (мозговой штурм, микрофон, ледокол).
Эти элементы урока занимают не более 5% времени (≈ 10 минут).
Б. Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов
Цель - обеспечить понимание учащимися содержания их деятельности, т.е. того, что они должны достичь на уроке и что от них ожидает учитель.
Формирование результатов интерактивного урока для содействия успешного обучения учащихся должно соответствовать следующим требованиям:
-
отображать результаты деятельности на уроке учеников, а не учителя, и должно быть сформулировано следующим образом: «После этого урока учащиеся смогут …»
-
четко отображать уровень учебных достижений, который ожидается после урока. Результаты должны быть сформулированы при помощи соответствующих глаголов.
Знания: объяснять, определять, характеризовать, сравнивать, отличать …
Умения / навыки: дискутировать, аргументировать идею, давать собственную оценку, анализировать.
Отношения: сформулировать и высказать собственное отношение к …, объяснить свое отношение к …
В интерактивной модели обучения построение технологии обучения невозможно без четкого определения дидактической цели.
Однако, достичь результатов в интерактивной модели можно только в том случае, если все учащиеся привлечены к деятельности.
Для того, чтобы начать с учащимися совместное продвижение к результатам обучения, в этой части интерактивного урока нужно:
-
назвать тему урока или попросить кого-либо из учеников прочесть ее;
-
ели название темы содержит новые слова или проблемные вопросы, обратить на них внимание учащихся;
-
попросить кого-нибудь из учащихся объявить ожидаемые результаты;
-
напомнить учащимся, что в конце урока вы проверите насколько они достигли ожидаемых результатов; как вы будете оценивать их достижения в баллах.
(5% урока)
В. Предоставление необходимой информации.
Цель этого этапа урока - предоставить учащимся достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практические задания, но за минимально короткое время.
Для экономии времени на уроке и для достижения максимального эффекта урока учитель может еще раз обратить на нее внимание.
(10-15% урока).
Г. Интерактивное упражнение. Центральная часть урока.
Цель - усвоение учебного материала, достижение результата урока.
Обязательной является следующая последовательность и регламент проведения интерактивного упражнения.
-
Инструкция: цель упражнения, правило, последовательность действий, время на выполнение заданий, спрашивает все ли понятно (2-3 минуты)
-
Объединение в группы и распределение ролей (1-2 минуты)
-
Выполнение задания, где учитель выступает как организатор, помощник, ведущий, стараясь предоставить учащимся максимум возможностей для самостоятельной работы и обучения в сотрудничестве (5-15 минут)
-
Презентация результатов выполнения упражнения (3-15 минут)
-
Рефлексия результатов учащимися, осознание полученных результатов, что достигается путем их специального коллективного обсуждения (5-15 минут).
Рефлексия является самым важным компонентом интерактивного обучения на уроке. Она предоставляет учащимся возможность:
-
Осознать, чему они научились;
-
Припомнить подробности своего опыта в этой работе;
-
Оценить собственный уровень понимания и усвоения учебного материала и четко планировать реальные шаги его дальнейшего усвоения;
-
Сравнить свое восприятие с мыслями, взглядами, чувствами других, коррекция определенных позиций;
-
Как постоянный элемент обучения приучать учащихся к рефлексии в реальной жизни, осознавая свои действия и прогнозируя дальнейшие шаги;
-
Учителю: посмотреть реакцию учащихся на обучение и внести необходимые коррективы.
Рефлексия применяется после самых важных интерактивных упражнений, после урока, после окончания определенного этапа обучения.
Технология рефлексии после определенных упражнений, фрагментов урока.
Устное обсуждение может проводиться по вопросам:
-
с какой целью мы проводили это упражнение?
-
какие мысли оно у вас вызвало?
-
какие чувства?
-
чему вы лично научились?
-
чему хотели бы научиться в дальнейшем?
Д. Подведение итогов урока
Итог является очень важной частью интерактивного урока. Именно здесь выясняется содержание проделанного; подводится черта под знаниями, которые должны быть усвоены, устанавливается связь между тем, что уже известно и тем, что понадобится в будущем.
Функции итогового этапа урока:
-
выяснить содержание проделанного;
-
сравнить ожидаемые результаты с реальными;
-
проанализировать, почему все проходило так, а не иначе;
-
сделать выводы;
-
закрепить или скорректировать усвоенное;
-
наметить новые темы для обсуждения;
-
установить связь между тем, что нужно усвоить, чему нужно научиться;
-
составить план дальнейших действий.
Ступени (стадии) заключительного этапа урока:
-
установление фактов (что состоялось);
-
анализ причин (почему это произошло);
-
планирование действий (что делать дальше?)
Технология проведения заключительного этапа
Первая стадия
-
используйте открытые вопросы: как, почему, что?
-
выражайте чувства;
-
настаивайте на описательном, а не оценочном характере комментариев;
-
говорите о том, что сделано, а не о том, что могло быть сделано;
Вторая стадия
-
спросите о причинах: почему, как, кто?
-
слушайте внимательно ответ (почему этого нет? что было бы, если бы?)
-
ищите альтернативные теории: есть ли такая возможность?
-
подберите другие примеры. Когда и где происходило что-то подобное.
-
приведите мнения независимых экспертов.
Третья стадия
-
добивайтесь, чтобы учащиеся взяли на себя обязательства о дальнейших действиях.
Выбор стратегии оценивания
В зависимости от цели и выбранных критериев оценивания, можно выбрать разнообразные стратегии (методы, приемы) оценивания.
Можно отдать предпочтение:
-
методу наблюдения и составить список показателей;
-
дать задание написать небольшой очерк (отзыв), эссе с изложением собственного мнения по этому поводу
При оценивании ролевой игры учитель может:
а) оценить качество индивидуального участия учащихся в игре;
б) провести тест-вопросник, где нужен конкретный ответ: «да» или «нет»;
в) попросить учащихся написать дома эссе, где нужно выразить свою точку зрения относительно того, что происходило, и аргументировать ее.
Оценивание навыков презентации своих мыслей.