Статья Методический инструментарий по совершенствования коммуникативной речевой культуры учащихся в условиях работы по ФГОС

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический инструментарий по совершенствованию коммуникативной речевой культуры учащихся на уроках английского языка в условиях работы по ФГОС

Обучая ребят иностранному языку, мы учим их общаться на иностранном языке. А научить этому можно только в условиях общения, т.е. обучение иностранному языку должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации. Только в этом случае будет возможен перенос сформированных навыков и умений в реальные условия. Поэтому при подготовке к урокам мы подбираем упражнения, которые выполняют вышеназванные функции, а также были бы взаимосвязаны, представляли преемственность, то есть каждое последующее упражнение было логическим продолжением предыдущего. При составлении плана урока стремимся к тому, чтобы все этапы его были объединены общим сюжетом, продумываем коммуникативные установки, которые даются отдельным ученикам и всему классу.

Наиболее эффективной методикой обучения иностранным языкам ведущие специалисты в сфере лингвистического образования считают коммуникативную методику (The Communicative Approach) преподавания.

Успех обучения и отношения учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Для решения обучающей задачи недостаточно заниматься в классе только имитацией жизненных ситуаций. Требуется дополнительная тренировка, работа, направленная на усвоение как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно-познавательных действий и прочее. Иными словами, нужны упражнения, которые, с одной стороны, обеспечивали бы соответствующую коммуникативную тренировку, а с другой - сохраняли бы «аутентичность» (подлинность) применения иностранного языка.

Приемы коммуникативной методики используются, как правило, в коммуникативных играх, в процессе которых обучающиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому основное назначение коммуникативных игр - организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы.

В качестве примеров нетрадиционных методов можно привести «скетч», «ролевую игру», «круглый стол», «дискуссию».
Скетч - это короткая сцена, разыгрываемая по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения. Скетч, в отличии от ролевой игры, характеризуется меньшей сложностью и свободой речевого поведения персонажей. В виде скетчей могут быть разыграны небольшие сцены, относящиеся к социально-бытовым сферам по темам «Питание», «Покупки», «Город и его достопримечательности», «Путешествия».
Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта.
Круглый стол - представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Участвуя в круглом столе, обучаемый высказывается от своего лица. Проблемы, обсуждаемые за «круглым столом», могут быть весьма разнообразными: социальными, страноведческими, морально-этическими и др. Участие в круглом столе требует от учащихся достаточно высокого уровня владения языком и наличия определенных знаний по проблеме. Поэтому как прием контроля «круглый стол» можно применять на продвинутом этапе обучения и по окончании работы над определенной темой или несколькими смежными темами.
Дискуссия представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное решение этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу, владеть приемами воздействия на партнеров и управление беседой.

Английский язык не всем детям дается легко. Они болезненно переживают свой неуспех рядом с ребятами, которые быстро схватывают, хорошо запоминают, все правильно воспроизводят. Поэтому нужно быть терпеливым, всегда в хорошем настроении, необходимо приходить на урок с улыбкой. И в этом помогают игры. Введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, т. е. они не просто рассказывают диалоги, а показывают их. Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, воображения, а также познавательных и языковых способностей. Учителя английского языка широко используют на уроках игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, словесно-логической. Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года, окончания учебного года. Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием. Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов. Детям такие уроки особенно нравятся.

Одним из наиболее эффективных приемов обучения иностранному языку считаю ролевые игры. Они являются неотъемлемой частью урока. Ролевые игры в группе детей дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. На начальном этапе обучения ролевая игра формирует у ребенка воображение, которое позволяет ему переносить свойства одних вещей на другие (он знакомится с человеческими отношениями, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них). В процессе работы используются драматизации песенок, стихов, считалок. В системе стараюсь проводить на уроках физкультминутки, паузы - релаксации. Физкультминутки с мультимедийной презентацией тоже имеют место в моей практике. Например, повторение 3 форм неправильных глаголов. Если форма глагола произнесена правильно, то поднимаем руки, потянувшись вверх; если допущена ошибка, то приседаем, вытянув руки вперед. По щелчку на слайде появляются формы глаголов, и если слово дано верно, оно движется к картинке, на которой мальчик поднимает руки вверх.

Или предлагаю ребятам выполнять команды. Новое рождается иногда на уроке, часто дети подают идею, подсказывают темы игр. Они ждут с нетерпением слов «Давайте играть» или «А теперь игра!» и сразу оживают. Их улыбки, желание говорить на английском языке, служат показателем их заинтересованности, увлеченности.

Большой популярностью пользуются игры-соревнования, ролевые игры, учитывающие способность ребенка к фантазии и перевоплощению. Фантазируя, ученик 5-6 класса легко перевоплощается в героя сказки или рассказа. Учащиеся этого возраста охотно копируют интонацию и любят участвовать в хоровой работе.

Чем больше игровых приемов использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал. В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи. Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

- создание психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала.

- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

К методическим инструментам по формированию коммуникативных навыков можно отнести функционально - коммуникативные задания, которые включают в себя восстановление логической последовательности в серии фотографий или фрагментов текста, обнаружение отсутствующих элементов в изображениях и текстах, формулирование точных инструкций партнеру для успешного выполнения им задания, поиск ответов на вопрос путем соединения вместе всех факторов, известных остальным участникам и другое.

Варианты упражнений с применением коммуникативно-ориентированного подхода разнообразны. Вот некоторые из них. 1)Использование невербальных средств общения. ( Использование невербальных средств общения-мимики и жестов - является испытанным способом объяснения значений новых слов для начинающих. Это позволяет избежать постоянного перевод на русский язык. Например, команда «sit down» может сопровождаться взмахом руки сверху вниз, команда «listen to me»- ладонь около уха, команда «enough»-рука поднята ладонью вперёд, команда «try again»-поощрительный жест рукой «к себе»).

2)Приёмы запоминания новых слов. (Слова иностранного языка нужно заучивать, а это большая трата времени и труд совсем не привлекательный. Существует несколько общих рекомендаций.

Например, при записывании английских слов в тетрадь-словарик вместо словесного перевода рисуется картинка, т.е. учащиеся запоминают не русское значение слова, а его образ)

Или упражнения со списком слов. ( Идея заключается в том, что учащиеся выполняют ряд заданий, в которых слова являются не целью, а средством выполнения их - срабатывает принцип непроизвольного запоминания.)

Например, при обсуждении темы «Свободное время»можно выполнить следующие задания:

-Найти в представленном списке необходимые слова и переписать их в тетрадь,

-Прочитать небольшой текст о занятиях детей в свободное время и дополнить его словами из своих колонок, описывающими , чем ты занимаешься в свободное время.

Рассказать о себе и своих занятиях используя новую лексику (монолог)

-Поработать парами: и расспросить друг друга о своих занятиях в свободное время (диалог)

--Работа по цепочке(chain drill)- вид упражнений, когда дается значение нового слова, 1-й ученик даёт ему характеристику и обращается ко 2-му ученику, тот повторяет структуру, добавляет свою характеристику и

обращается ко3-му ученику и т.д. и в результате многократного восприятия и использования ученики запоминают новую лексику.

A friend-a selfish friend --a selfish moody friend-- a selfish moody respected friend-- a selfish moody respected caring friend

3)Приёмы активизации устной речи. (Преимущество таких приёмов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал ).

Например, такая ситуация:

Учитель:- Last night I was walking along the street. I saw something very interesting. What do you think it was?

Ученик 1-A dog?

Учитель: -No, it wasn't a dog.

Ученик 2-A cow?

Вот несколько приёмов активизации устной речи:

--Мозговой штурм (Учащиеся высказывают свои идеи по поставленному вопросу, все эти идеи записываются, затем из всего списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая.)

--Поиск недостающей информации(communication gap activity)-коммуникативное задание для развития умений устной речи, выполняемое парами или группами. Партнёры имеют частичную информацию о чём-либо. Они должны выяснить друг у друга недостающие сведениями получить коллективный ответ (например, какую страну ты хотел бы посетиь и почему?). Такие задания типа могут иметь различные формы:

picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера);

text gap (у школьников имеются аналогичные тексты, где подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить );

--Плюсы и минусы (Учащиеся делятся на группы, 1-я группа высказывает все положительные моменты по данному вопросу, а 2-я только отрицательные, по итогам диспута выбираются победители).

--Приоритеты (В предложенном списке нужно распределить пункты по степени их важности).

В методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков на уроках английского языка входит прием преднамеренного создания различий в объеме информации у партнеров по иноязычному общению . Он основан на неравномерном распределении между партнерами по общению определенной информации, которой им надлежит обменяться на иностранном языке, что и является стимулом для общения. Например, ученикам, работающим в парах, предлагается задание заполнить таблицы недостающей в них информацией, общаясь друг с другом на иностранном языке (не показывая таблицы друг другу). В обеих таблицах, вместе взятых, содержится вся информация, необходимая для выполнения предложенного задания, но каждый из учеников имеет в своей таблице лишь часть этой информации, благодаря чему между ними создаются различия в объеме информации.

При использовании данного приема ученики общаются на иностранном языке, побуждаемые потребностью обменяться информацией, необходимой каждому из них для выполнения поставленной учителем задачи - заполнение пропусков в таблице.

С целью формирования коммуникативной компетенции и речевой культуры очень эффективным представляется обучение в сотрудничестве, особенно если учесть тот факт, что эта форма организации обучения вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Создаются необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. Кроме того, в процессе работы учащихся в группах происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение - в ходе обмена усвоенной информацией. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что групповая работа способствует формированию коллектива и коллективизма как нравственного качества, что соответствует требованиям ФГОС.

Убеждена, что использование интерактивных форм доказывает возможность одновременного участия обучаемых в иноязычном общении.

Так, вся группа вслед за мной задает вопросы одному из своих товарищей, например, соседу по парте, выражает согласие, несогласие с чем-либо, выражает согласие по поводу чего-либо и т.д. Особое внимание стараюсь уделить одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами - парами, тройками, четверками., а также работе в диалоге. Когда пара учащихся работает в диалоге, я также вступаю в дискуссию (которая часто возникает, поскольку участники задают свои вопросы и высказывают свое личное мнение) и задаю свои наводящие вопросы таким образом, чтобы учащимся невольно пришлось использовать лексику изученную на уроке.

Для выполнения упражнений тройками или четверками рассаживаю учащихся по три или четыре человека за парту, либо учащиеся поворачиваются лицом к ученикам, сидящим за соседней партой. В тройках или четверках учащиеся разыгрывают, например, ситуации знакомства, т.е. каждый играет свою роль, при этом кто-то из них может выступить в роли репортера и брать интервью у «спортсменов», «артистов» и так далее. Либо обсуждение семейных проблем, в которых кто-то является родителем, а кто- то ребенком и т.п. Такие упражнения, как правило, завершаются подведением итогов: один из учащихся малой группы сообщает учителю и классу, с кем он познакомился, что нового узнал о тех, с кем беседовал и т.п.

Групповую работу хорошо использовать при создании различного рода проектов. Проектная работа - это самостоятельная индивидуальная или групповая творческая деятельность учащихся, направленная на реализацию собственных идей. Выполнение проектных работ ведет к развитию мышления, логики, воображения, совершенствованию личности ребенка в способности успешно реализовать себя в новой жизненной ситуации. Учащиеся высказывают свое мнение, свою точку зрения. Происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием развития самоуважения и формирование чувства собственного достоинства. Развивающее обучение средствами иностранного языка протекает более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Можно предложить такие темы для проектов, как" А season Tourist Guide", , «Are уоu happy at school?», " Му country at а glance ", What holiday would уоu like to have? ", «Welcome to the Youth Olympic Games"

Новый стандарт предполагает также и внеурочную деятельность обучающихся.

Одним из приемов такой работы на моих уроках является работа с драматизацией, театрализованной деятельностью обучающихся. Драматизация - уникальный способ реализовать и продемонстрировать все намеченные цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные).

В таких мероприятиях как английские праздники "Halloween", "Christmas", "St. Valentine's Day" ученики принимают активное участие. Цель таких мероприятий - расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.

В заключение хотелось бы сказать, что согласно требованиям ФГОС нового поколения Учитель выступает как источник потребной информации, как фактор поддержки и сила, контролирующая деятельность ученика. Именно здесь находятся наиболее чувствительные точки взаимоотношений ученика и учителя. Очень важно своевременно оказать ученику необходимую помощь, сохранив при этом максимум его самостоятельности.

Эта помощь не должна быть навязчивой, а только побуждающей подсказкой, учитель должен «незаметно» подать её, чтобы ученик приял её, как собственное открытие. Мастерство учителя заключается в том, чтобы организовать и вести процесс обучения и одновременно «стоять» в стороне, оставляя ученику роль интеллектуального лидера.

Конечный результат деятельности ученика является показателем правильной деятельности учителя.

Зажечь огонёк интереса в глазах ребёнка, сделать обучение посильным и радостным - непростое задание для каждого учителя.

Именно поэтому, развитие коммуникативных умений у учащихся на уроках английского языка является базовым механизмом иноязычного общения, который в будущем выпускники смогут развивать и совершенствовать соответственно с личными потребностями.


© 2010-2022